Технологическая карта урока педагогики "Природные катастрофы", 3 класс
план-конспект занятия (3 класс)

Матвеева Арина Евгеньевна

 

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Иметь целостное представление о природных катастрофах и их влиянии на окружающую среду и живых существ;

2. Умение высказывать свое отношение к природным катастрофам, выражать свои эмоции.

Цель: формирование у обучающихся представлений о природных катастрофах.

Задачи:

1. Дать представление о природных катастрофах;

2. Расширить представление детей о взаимосвязях в природе, посредством выполнения заданий;

3. Развивать познавательную активность учащихся, внимание и память.

Форма проведения: факультатив

Дата проведения: 30.01.2024

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Студент: Матвеева Арина Евгеньевна

Группа: 33

Методист: Мирзоян Регина Владимировна

Учитель: Соколова Оксана Николаевна

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Название курса: «ПроЭнергию»

Направленность внеурочной деятельности: естественно-математическое и технологическое.

Класс: 3-8

Тема: «Природные катастрофы».

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Иметь целостное представление о природных катастрофах и их влиянии на окружающую среду и живых существ;

2. Умение высказывать свое отношение к природным катастрофам, выражать свои эмоции.

Цель: формирование у обучающихся представлений о природных катастрофах.

Задачи:

1. Дать представление о природных катастрофах;

2. Расширить представление детей о взаимосвязях в природе, посредством выполнения заданий;

3. Развивать познавательную активность учащихся, внимание и память.

Форма проведения: факультатив

Дата проведения: 30.01.2024

Челябинск, 2024

Ход внеурочного занятия

Этапы занятия

Время

Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

5 мин.

Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арина Евгеньевна. Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему и скажите: «Я рад, что ты мой одноклассник и ты сидишь со мной». Я тоже рада, что это занятие я проведу с вами.

Обеспечивает мотивацию к изучению материала.

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть видеоролик.

Просмотр фрагмента видеоролика.

- Что произошло со Смешариками?

- Какие еще явления кроме смерча вы знаете?

- Как их можно назвать одним словом?

- Смешарики решили попутешествовать по России. Но уходя из Ромашковой Долины, они столкнулись со смерчем, то есть с природной катастрофой. Нам нужно помочь Смешарикам преодолеть все трудности при путешествии, ведь они не знают, что им делать.

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися.

- Предположите о чём мы сегодня будем говорить.

- Верно, тема нашего занятия «Природные катастрофы». Сформулируйте цель нашего занятия, используя подсказки на доске:

Узнаем…

Научимся…

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы.

- Их унес смерч.

- Наводнения, ураган…

- Природные явления.

- О природных катастрофах.

- Узнаем о том, что такое природные катастрофы.

- Научимся правильно вести себя во время природных катастроф.

УУКД:

- вступать в коммуникативное сотрудничество

- принимать тему и цель совместной деятельности

УУРД:

- принимать и сохранять учебную задачу

- учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом

УУПД:

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Видеофрагмент

Презентация, слайд №1

Презентация, слайд №2,3

Основной

30 мин.

- Для начала попробуйте предположить, что такое «природные катастрофы»?

- Посмотрите на экран, «…», прочитай определение, пожалуйста.

- Запишите определение этого понятия в тетрадь на странице 35.

- Чтобы продолжить путешествие, Смешарики должны составить синквейн. Давайте поможем им!

- Вы знаете, что такое синквейн?

- Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, которые описывают действия главной темы;

4 строка – короткое предложение, раскрывающее главную тему;

5 строка – синоним к главному слову с первой строки.

- На слайде вы можете увидеть примеры синквейна.

- Используя слова со страницы 35 рабочей тетради из задания 1 и запишите их в пустые строчки в этом же упражнении.

- На работу у вас есть 3 минуты.

- Время вышло. «…». Расскажи, что у тебя получилось.

- Отлично!

Подводка к каждому природному явлению через видео.

- Сейчас, ребята, мы посмотрим с вами несколько видео, которые сняли Смешарики, а вы предположите, о какой природной катастрофе идет речь. И запишите ее во 2 задании на странице 36.  Также после каждой природной катастрофы, о которой мы сегодня узнаем, вы будете получать памятку о том, как правильно себя вести при определенном явлении природы. О всех правилах, с которыми мы будем знакомиться, нужно будет рассказывать Смешарикам, чтобы помочь им в путешествии!

Видео.

- Как вы думаете, что это за природная катастрофа?

- Верно, это засуха. Засуха - продолжительный и значительный недостаток осадков, чаще при повышенной температуре и пониженной влажности воздуха. В России 26 июля 2010 года в 23 регионах России было объявлено чрезвычайное положение в результате рекордных температур. В связи с засухой было уничтожено около 50% урожая.

- Именно с засухой и столкнулись Смешарики. Давайте прочитаем памятку.

- Предположите, как влияет засуха на окружающую среду и живых существ?

- Не забывайте записывать названия природных явлений.

Видео.

- О какой катастрофе это видео?

- Верно. Метеоритный дождь — множественное падение метеоритов из-за разрушения более крупного в процессе падения на Земле.

- Предположите, как влияют метеоритные дожди на окружающую среду и живых существ?

- Они сгорают в атмосфере и поэтому метеоритные дожди называют часто «звездопадами». Но есть метеориты, которые не сгорают в атмосфере и падают на землю, за которыми следуют разрушения и смерти.

- 12-13 августа 2023 года его можно было наблюдать на Южном Урале.

- Смешарики побывали в Челябинске и узнали о Челябинском метеорите. Челябинский метеорит - фрагментированные остатки крупного челябинского метеорита 15 февраля 2013 года, достигшие земли после прохождения метеорита через атмосферу.

- Прочитайте памятку со слайда по цепочке.

Видео.

- Какая здесь катастрофа? Гроза — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаками и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. 14 июля 2016 года на столицу Российской Федерации обрушилась аномальная гроза. Гроза и ливень парализовали ночью движение на части московских магистралей. Об этом Смешарики рассказали, когда приехали в Москву.

- Как гроза влияет на окружающую среду?

- Прочитайте памятку со слайда начиная с 5 парты по цепочке.

Видео.

- Что такое это? Правильно. Это землетрясение. Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности. Что оно может сделать с окружающей средой?

- 4 сентября 2018 в районе поселка Мулдакаево (30 км от г. Катав-Ивановск) было последнее землетрясение на Урале, достигшее 6 баллов - рассказали жители поселка Смешарикам.

- Прочитайте правила поведения при землетрясении.

- Запишите это понятие в рабочую тетрадь.

- Сейчас мы с вами поработаем в парах. Давайте вспомним правила работы в парах. Откройте страницу 37, задание 2. В парах расположите баллы и картинки.

- Давайте проверим по поднятой руке.

- Возвращаемся к нашему прошлому заданию.

Видео.

- Что это такое? Да. Снежная лавина. Масса снега, падающая или соскальзывающая со склонов гор.

- Смешарики побывали в Норильске и узнали следующее: 8 января 2021 года в Норильске в районе горнолыжного комплекса "Гора отдельная" произошел сход лавины. Снегом засыпало несколько домиков, в одном из которых были люди.

- Как влияет сход снежных лавин на окружающую среду?

- Отлично, а теперь прочитайте для наших друзей – Смешариков памятку поведения при сходе снежной лавины.

- Ребята, не забывайте записывать себе понятия. Снежную лавину запишите в тетради под соответствующей цифрой.

Видео.

- Что же это за природная катастрофа? Ого, вы знаете так много! Это наводнение. Наводнения – это значительные затопления местности, возникающие в результате подъема уровня воды в реке, в водохранилище или в озере.

- Предположите, как влияет наводнение на окружающую среду?

- Друг, с которым Смешарики встретились в Хабаровске, рассказал следующее: в августе 2013 года в результате затяжного паводка и выпадения большого объема осадков на Дальнем Востоке и Южном Урале произошло крупное наводнение. В результате стихийного бедствия пострадали более 170 тысяч человек.

- Давайте прочитаем правила. Запишите понятие, пожалуйста.

- Давайте выполним физминутку. Вставайте.

- Туман повис клоками

в саду и во дворе.

Поймать туман руками

решил я на заре.

Я взял его ладошкой

и крепко-крепко сжал.

Но прыткий он как кошка.

Он взял... и убежал.

Висит туман над речкой

и дышит как живой,

Как белая овечка

с кудрявой головой.

И маленькие рожки

на этой голове.

Но поутру остались

лишь капли на траве...

- Присаживайтесь. Посмотрите на экран, продолжим работу.

Видео.

- Что вы можете сказать об этом видео? Вы правы! Это ураган. Это сильный ветер, который может разрушать здания, вырывать деревья с корнем, повреждать мосты и дороги.

- Что вы знаете о том, какие последствия влечет за собой ураган?

- Продолжая свое путешествие, Смешарики узнали, что 8 октября 2003 года аж на несколько центральных регионов России обрушился ураган. В результате несколько человек получили травмы и много людей осталось без света и электричества.

- Прочитайте памятку по цепочке.

- записываете себе в строчку под цифрой 7.

Видео.

- Что вы увидели в этом видео? Какие вы молодцы! Это извержение вулкана. Вулкан внешне вулкан похож на гору. Представьте бутылку с кока-колой, которую вы потрясли, а потом решили открыть крышку. Вот по такому же принципу работает и вулкан.

- Как вы думаете, как влияет на окружающую среду извержение вулкана?

- При извержении вулкана на поверхность выбрасывается лава, которая уничтожает все на своем пути. И вот Смешарики добрались до Камчатки. Ее жители рассказали им еще одну историю? В 2014 году произошло извержение вулкана на Камчатке. Из-за этого в озере, которое находится недалеко от вулкана, погибло почти все живое.

- Прочитаем правила! Запишите понятие.

- Откройте страницу 40, задание 5. Новые друзья Смешариков, живущие на Камчатке, предлагают выполнить задание, чтобы подробнее ознакомиться с вулканами, а именно с их частями. Посмотрите, они на экране. Я буду читать определение одной из частей, а ваша задача расположить ее у одной из частей вулкана на рисунке.

Магма – это расплавленная горячая масса, которая находится под земной корой.

Кратер – отверстие на вершине вулкана, через которое выходит лава.

Жерло – это отверстие внутри вулкана, по которому магма поднимается к кратеру.

Когда магма выходит на поверхность, ее называют лавой.

- Молодцы, вы справились с таким сложным заданием! Подпишите эти части у себя в тетради.

- А что еще вы знаете о вулканах? А вы знали, что вулканы могут быть разных видов?

- Посмотрите на задание 6. Его нам также посоветовали друзья Смешариков. Сейчас мы с вами узнаем, какие виды вулканов существуют.

- Давайте с вами поиграем. Обратите внимание на экран. На нем вы можете увидеть виды вулканов и их описание. Вам нужно их соотнести. (На слайде виды вулканов и их описания, названия вулканов написаны вразброс, после ответов детей каждое название при помощи анимации оказывается около описания вида)

- … - вулканы, которые извергаются в наши дни. Как вы думаете, какой это вид вулкана? Потухший, уснувший или действующий?

- Верно, ребята. Запишите этот вид себе в тетрадь на странице 40 в самом низу.

- Следующее. … - вулканы, не извергавшиеся много лет, но они иногда начинают действовать?

- Записываем

- И последнее. … - вулканы, которые бездействуют много тысяч лет?

- Молодцы! Запишите себе в тетрадь.

Видео.

- Что это за природная катастрофа?

- Пожар – процесс горения, который причиняет моральный ущерб, вред жизни и здоровью людей.

- Пожары возникаю не только из-за гроз, но и из-за халатности людей. Даже выброшенной стеклянной бутылки будет достаточно, чтобы сухая трава загорелась. Ведь луч проходит через стекло и нагревает поверхность, на которой бутылка лежит.

- Какие последствия несет за собой пожар, предположите?

- Путешествуя по Свердловской области, Смешарики расспросили жителей про пожары и узнали, что 26 апреля 2023 года в семи населенных пунктах Свердловской области огнем повреждены 206 строений, включая 147 жилых домов. В пострадавшем от пожаров поселке Сосьва погиб один человек, еще один пропал без вести.

- Прочитайте последнюю памятку по цепочке.

- Давайте поможем Смешарикам выполнить викторину. Чтобы убедиться, что мы готовы поделиться знаниями со Смешариками и другими людьми.

- Всего будет 8 вопросов, но первые 4 вопроса мы выполним вместе. Отвечайте по поднятой руке.

- 1. Как называется сильный ветер в Америке?

а) Торнадо; 6) буря; в) цунами.

2. Специально обученные люди, оказывающие помощь потерпевшим бедствие:

а) Спасатели; б) пожарные; в) врачи.

3. Если Вы оказались в завале:

а) Осмотрите себя, уберите острые обломки, зовите на помощь, когда слышны

голоса спасателей;

б) громко кричите, паникуйте;

в) ничего не делайте.

4. Сильный ветер, скорость которого около 120 км/ч:

а) Ураган; б) буря; в) торнадо.

- Отлично! Теперь вы попробуете ответить сами. У вас есть 3 минуты.

5. Временное затопление части суши в результате подъема уровня воды:

а) Поток; б) наводнение; в) цунами.

6. Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу, сбоку:

а) Ураган; б) вулкан; в) землетрясение.

7. Если землетрясение застало вас на улице:

а) бегите домой;

б) отойдите на открытое место;

в) сядьте в машину.

8. Как вести себя при смерче или урагане?

а) Спрячьтесь в укрытие (подвал, погреб, под мостом;

б) остерегайтесь оборванных электрических проводов;

в) останьтесь в открытом месте.

- Итак, время вышло. Давайте проверим, что у вас получилось. Ответы принимаются по поднятой руке!

-Вы отлично справились!

Дополнительное задание.

- Откройте страницу 39 и посмотрите на таблицу.

Вы знаете, что такое цунами? Об этом я рассказала Смешарикам, поэтому они подсказывают, что цунами – это гигантские волны в океане, вызываемые землетрясениями и взрывами вулканов. У цунами также существует своя шкала оценки мощности.

- На столах у вас лежат карточки, на которых написаны факты, относящиеся к цунами и факты, относящиеся к землетрясениям.

- Выполните это задание в парах. На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты. Потом мы все вместе проверим.

-Время вышло, давайте проверим. Что вы отнесли и к цунами, и к землетрясению?

- А что к цунами?

- И к землетрясению?

- Отлично!

Отвечают на вопросы учителя.

- Природные катастрофы - какие-либо разрушения, чрезвычайные ситуации, повлекшие за собой гибель всего живого.

- Нет.

- Катастрофа – быстрая смертельная – губит уничтожает разрушает – беда для всего живого – бедствие.

Отвечают на вопросы учителя и слушают учителя.

- Это засуха.

- Памятка: 1) проводите на улице как можно меньше времени, старайтесь охладить воздух вокруг себя; 2) на улице больше находитесь в тени, передвигайтесь медленно; 3) носите светлую одежду, желательно из хлопка и обязательно надевайте головной убор.

- Она лишает их воды и еды.

Пишут.

- О метеоритном дожде.

- Они разрушают строения, поэтому страдают живые существа.

- Памятка: 1) если вы услышали взрыв, не подходите к окну, вас может накрыть взрывной волной.; 2) спускайтесь только по лестнице, не пользуйтесь лифтами; 3) если не успеваете покинуть здание - укройтесь в безопасных местах, как вариант-залезайте под стол.

Пишут.

- Здесь говорится о грозе.

- Она сдувает крыши с домов и может травмировать или убить живое существо.

- Памятка: 1) не используйте электроприборы; 2) не стойте под высокими деревьями; 3) не приближайтесь к водоемам и металлическим предметам.

Пишут.

- Это землетрясение.

- Разрушает дома, разрушает дороги, уничтожает живых существ.

- Памятка: 1) перейдите в безопасное место (проемы двери) и подальше от окон, тяжелой мебели; 2) пытаясь из многоэтажного дома, не пользуйтесь лифтом; 3) выйдя из здания, отойдите от него подальше и не посещайте зону разрушений.

- Работать дружно…

- 1-2 балла – 1 картинка, 3-4 балла – 2 картинка, 5-6 баллов – 3 картинка, 7-8 баллов – 4 картинка, 9-10 баллов – 5 картинка, 11-12 баллов – 6 картинка.

Пишут.

- Это снежная лавина.

- Засыпают дома, заваливают живых существ снегом.

- Памятка: 1) ускоренным шагом или бегом уйдите с пути лавины, если вас настигла лавина, закройте нос и рот рукавицей; 2) когда лавина остановилась, постарайтесь создать пространство около лица и груди; 3) оказавшись в лавине, не кричите; плавательными движениями рук старайтесь держаться на поверхности лавины.

Пишут.

- Это наводнение.

- Гибнут живые существа, так как затопляет фермы, дома и так далее.

- Памятка: 1) включите телевизор, радио и прослушайте сообщение;

2) отключите воду, газ, электричество, запасите пищу и воду, перенесите на верхние этажи ценные вещи;

3) забейте досками окна и двери.

Пишут.

Дети присели на карточки,

выполняют ритмичные удары ребром ладони и кулачками по полу. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Медленно крепко сжимают кулачки. «Бегают» пальчиками по парте.

Встают, поднимают руки и качают ими из стороны в сторону

Смыкают руки над головой.

Показывают «рожки».

Выполняют ритмичные прыжки на носочках.

- Это ураган!

- Он ломает деревья, сносит крыши домов, гибнут живые существа.

- Памятка: 1) если вы находитесь на улице, укройтесь в ближайшем здании; 2) держитесь вдали от построек, которые могут быть легко разрушены; 3) находясь в доме, отойдите от окон.

Пишут.

- Увидели извержение вулкана!

- Он способствует началу пожаров и также гибели живых существ.

- Памятка: 1) закройте нос и рот марлевой повязкой, чтобы в них не попал пепел; 2) наденьте защитные очки и одежду, чтобы не получить ожоги; 3) на улице старайтесь находиться на возвышенных местах.

Пишут.

Выполняют задание.

Подписывают.

- Нет.

- Действующие.

- Уснувшие.

- Потухшие.

Пишут.

- Это же пожар!

- Сгорают дома, леса, живые существа задыхаются от дыма

- Памятка: 1) не заливай водой горящие электроприборы;

2) не открывай окна,не пользуйся лифтом;

3) прятаться во время пожара нельзя.

Пишут.

Отвечают на вопросы учителя.

1) а

2) а

3) а

4) а

5) б

6) в

7) б

8) а

- Сходства: природная катастрофа; есть шкала оценки мощности природной катастрофы.

- Различия: 1) цунами: гигантские волны; затапливает территории.

2) землетрясения: колебания земной поверхности; разрушает дороги и создает трещины в земле.

УУПД:

- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

- строить речевое высказывание в устной форме.

 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

УУРД:

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

- выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме

УУКД:

- формулировать собственное мнение и позицию

- конструировать утверждения, проверять их истинность;

строить логическое рассуждение

-  строить понятные для партнера высказывания

Рабочая тетрадь страница 35.

Презентация, слайд №4

Презентация, слайд №5

Презентация, слайд №6

Таймер

Рабочая тетрадь страница 36

Видеофрагмент

Презентация, слайд №7

Презентация, слайд №8

Видеофрагмент

Презентация, слайд №9

Презентация, слайд №10

Видеофрагмент

Презентация, слайд №11

Презентация, слайд №12

Видеофрагмент

Презентация, слайд №13

Презентация, слайд №14

Рабочая тетрадь страница 37

Видеофрагмент

Презентация, слайд №15

Презентация, слайд №16

Видеофрагмент

Презентация, слайд №17

Презентация, слайд №18

Видеофрагмент

Презентация, слайд №19

Презентация, слайд №20

Видеофрагмент

Презентация, слайд №21

Презентация, слайд №22

Рабочая тетрадь страница 40

Презентация, слайд №23

Презентация, слайд №24

Видеофрагмент

Презентация, слайд №25

Презентация, слайд №26

Рабочая тетрадь страница 36

Рабочая тетрадь страница 39

Презентация, слайд №27

Рефлексия

5 мин.

Организует анализ работы.

- Ну что, ребята мы помогли Смешарикам узнать о правилах поведения при природных катастрофах и собрали все памятки. Теперь они спокойно могут путешествовать дальше. Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?
- Какая была цель? Достигли ли мы ее?
- Отлично. Итак, я предлагаю вам продолжить фразы, которые представлены на экране:

Мне было интересно… Мне было трудно… Мне понравилось…

- Хорошо. Ребята у вас на странице 40 есть лампочка.

- Кто сегодня на нашем занятии все понял и может рассказать другим закрашивает лампочку зеленым цветом, кто понял материал, но у него остались вопросы закрашивает жёлтым, и те, кто не до конца разобрались с темой закрашивают красным.

- Замечательно, а сейчас давайте запишем в дневник домашнее задание. Выучить правила поведения при природных катастрофах.

- Спасибо за вашу работу и вашу отзывчивость, благодаря вам Смешарики знают, что делать во время природных катастроф.

- Природные катастрофы.

- Узнали о том, что такое природные катастрофы. И научились правильно вести себя во время природных катастроф. Достигли.

Отвечают на вопросы учителя.

Закрашивают лампочку.

УУРД: 

- анализировать и оценивать свою деятельность

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

УУПД:

- строить речевое высказывание в устной форме

УУКД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

- формулировать собственное мнение и позицию

Презентация, слайд №28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...