Технологическая карта урока педагогики "Природные катастрофы", 3 класс
план-конспект занятия (3 класс)
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Иметь целостное представление о природных катастрофах и их влиянии на окружающую среду и живых существ;
2. Умение высказывать свое отношение к природным катастрофам, выражать свои эмоции.
Цель: формирование у обучающихся представлений о природных катастрофах.
Задачи:
1. Дать представление о природных катастрофах;
2. Расширить представление детей о взаимосвязях в природе, посредством выполнения заданий;
3. Развивать познавательную активность учащихся, внимание и память.
Форма проведения: факультатив
Дата проведения: 30.01.2024
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Студент: Матвеева Арина Евгеньевна Группа: 33 Методист: Мирзоян Регина Владимировна Учитель: Соколова Оксана Николаевна |
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Название курса: «ПроЭнергию»
Направленность внеурочной деятельности: естественно-математическое и технологическое.
Класс: 3-8
Тема: «Природные катастрофы».
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Иметь целостное представление о природных катастрофах и их влиянии на окружающую среду и живых существ;
2. Умение высказывать свое отношение к природным катастрофам, выражать свои эмоции.
Цель: формирование у обучающихся представлений о природных катастрофах.
Задачи:
1. Дать представление о природных катастрофах;
2. Расширить представление детей о взаимосвязях в природе, посредством выполнения заданий;
3. Развивать познавательную активность учащихся, внимание и память.
Форма проведения: факультатив
Дата проведения: 30.01.2024
Челябинск, 2024
Ход внеурочного занятия
Этапы занятия | Время | Содержание | Формируемые УУД | Примечание | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Организационный | 5 мин. | Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арина Евгеньевна. Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему и скажите: «Я рад, что ты мой одноклассник и ты сидишь со мной». Я тоже рада, что это занятие я проведу с вами. Обеспечивает мотивацию к изучению материала. - Ребята, я предлагаю вам посмотреть видеоролик. Просмотр фрагмента видеоролика. - Что произошло со Смешариками? - Какие еще явления кроме смерча вы знаете? - Как их можно назвать одним словом? - Смешарики решили попутешествовать по России. Но уходя из Ромашковой Долины, они столкнулись со смерчем, то есть с природной катастрофой. Нам нужно помочь Смешарикам преодолеть все трудности при путешествии, ведь они не знают, что им делать. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися. - Предположите о чём мы сегодня будем говорить. - Верно, тема нашего занятия «Природные катастрофы». Сформулируйте цель нашего занятия, используя подсказки на доске: Узнаем… Научимся… | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы. - Их унес смерч. - Наводнения, ураган… - Природные явления. - О природных катастрофах. - Узнаем о том, что такое природные катастрофы. - Научимся правильно вести себя во время природных катастроф. | УУКД: - вступать в коммуникативное сотрудничество - принимать тему и цель совместной деятельности УУРД: - принимать и сохранять учебную задачу - учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом УУПД: - строить речевое высказывание в устной и письменной форме | Видеофрагмент Презентация, слайд №1 Презентация, слайд №2,3 |
Основной | 30 мин. | - Для начала попробуйте предположить, что такое «природные катастрофы»? - Посмотрите на экран, «…», прочитай определение, пожалуйста. - Запишите определение этого понятия в тетрадь на странице 35. - Чтобы продолжить путешествие, Смешарики должны составить синквейн. Давайте поможем им! - Вы знаете, что такое синквейн? - Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна; 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола, которые описывают действия главной темы; 4 строка – короткое предложение, раскрывающее главную тему; 5 строка – синоним к главному слову с первой строки. - На слайде вы можете увидеть примеры синквейна. - Используя слова со страницы 35 рабочей тетради из задания 1 и запишите их в пустые строчки в этом же упражнении. - На работу у вас есть 3 минуты. - Время вышло. «…». Расскажи, что у тебя получилось. - Отлично! Подводка к каждому природному явлению через видео. - Сейчас, ребята, мы посмотрим с вами несколько видео, которые сняли Смешарики, а вы предположите, о какой природной катастрофе идет речь. И запишите ее во 2 задании на странице 36. Также после каждой природной катастрофы, о которой мы сегодня узнаем, вы будете получать памятку о том, как правильно себя вести при определенном явлении природы. О всех правилах, с которыми мы будем знакомиться, нужно будет рассказывать Смешарикам, чтобы помочь им в путешествии! Видео. - Как вы думаете, что это за природная катастрофа? - Верно, это засуха. Засуха - продолжительный и значительный недостаток осадков, чаще при повышенной температуре и пониженной влажности воздуха. В России 26 июля 2010 года в 23 регионах России было объявлено чрезвычайное положение в результате рекордных температур. В связи с засухой было уничтожено около 50% урожая. - Именно с засухой и столкнулись Смешарики. Давайте прочитаем памятку. - Предположите, как влияет засуха на окружающую среду и живых существ? - Не забывайте записывать названия природных явлений. Видео. - О какой катастрофе это видео? - Верно. Метеоритный дождь — множественное падение метеоритов из-за разрушения более крупного в процессе падения на Земле. - Предположите, как влияют метеоритные дожди на окружающую среду и живых существ? - Они сгорают в атмосфере и поэтому метеоритные дожди называют часто «звездопадами». Но есть метеориты, которые не сгорают в атмосфере и падают на землю, за которыми следуют разрушения и смерти. - 12-13 августа 2023 года его можно было наблюдать на Южном Урале. - Смешарики побывали в Челябинске и узнали о Челябинском метеорите. Челябинский метеорит - фрагментированные остатки крупного челябинского метеорита 15 февраля 2013 года, достигшие земли после прохождения метеорита через атмосферу. - Прочитайте памятку со слайда по цепочке. Видео. - Какая здесь катастрофа? Гроза — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаками и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. 14 июля 2016 года на столицу Российской Федерации обрушилась аномальная гроза. Гроза и ливень парализовали ночью движение на части московских магистралей. Об этом Смешарики рассказали, когда приехали в Москву. - Как гроза влияет на окружающую среду? - Прочитайте памятку со слайда начиная с 5 парты по цепочке. Видео. - Что такое это? Правильно. Это землетрясение. Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности. Что оно может сделать с окружающей средой? - 4 сентября 2018 в районе поселка Мулдакаево (30 км от г. Катав-Ивановск) было последнее землетрясение на Урале, достигшее 6 баллов - рассказали жители поселка Смешарикам. - Прочитайте правила поведения при землетрясении. - Запишите это понятие в рабочую тетрадь. - Сейчас мы с вами поработаем в парах. Давайте вспомним правила работы в парах. Откройте страницу 37, задание 2. В парах расположите баллы и картинки. - Давайте проверим по поднятой руке. - Возвращаемся к нашему прошлому заданию. Видео. - Что это такое? Да. Снежная лавина. Масса снега, падающая или соскальзывающая со склонов гор. - Смешарики побывали в Норильске и узнали следующее: 8 января 2021 года в Норильске в районе горнолыжного комплекса "Гора отдельная" произошел сход лавины. Снегом засыпало несколько домиков, в одном из которых были люди. - Как влияет сход снежных лавин на окружающую среду? - Отлично, а теперь прочитайте для наших друзей – Смешариков памятку поведения при сходе снежной лавины. - Ребята, не забывайте записывать себе понятия. Снежную лавину запишите в тетради под соответствующей цифрой. Видео. - Что же это за природная катастрофа? Ого, вы знаете так много! Это наводнение. Наводнения – это значительные затопления местности, возникающие в результате подъема уровня воды в реке, в водохранилище или в озере. - Предположите, как влияет наводнение на окружающую среду? - Друг, с которым Смешарики встретились в Хабаровске, рассказал следующее: в августе 2013 года в результате затяжного паводка и выпадения большого объема осадков на Дальнем Востоке и Южном Урале произошло крупное наводнение. В результате стихийного бедствия пострадали более 170 тысяч человек. - Давайте прочитаем правила. Запишите понятие, пожалуйста. - Давайте выполним физминутку. Вставайте. - Туман повис клоками в саду и во дворе. Поймать туман руками решил я на заре. Я взял его ладошкой и крепко-крепко сжал. Но прыткий он как кошка. Он взял... и убежал. Висит туман над речкой и дышит как живой, Как белая овечка с кудрявой головой. И маленькие рожки на этой голове. Но поутру остались лишь капли на траве... - Присаживайтесь. Посмотрите на экран, продолжим работу. Видео. - Что вы можете сказать об этом видео? Вы правы! Это ураган. Это сильный ветер, который может разрушать здания, вырывать деревья с корнем, повреждать мосты и дороги. - Что вы знаете о том, какие последствия влечет за собой ураган? - Продолжая свое путешествие, Смешарики узнали, что 8 октября 2003 года аж на несколько центральных регионов России обрушился ураган. В результате несколько человек получили травмы и много людей осталось без света и электричества. - Прочитайте памятку по цепочке. - записываете себе в строчку под цифрой 7. Видео. - Что вы увидели в этом видео? Какие вы молодцы! Это извержение вулкана. Вулкан внешне вулкан похож на гору. Представьте бутылку с кока-колой, которую вы потрясли, а потом решили открыть крышку. Вот по такому же принципу работает и вулкан. - Как вы думаете, как влияет на окружающую среду извержение вулкана? - При извержении вулкана на поверхность выбрасывается лава, которая уничтожает все на своем пути. И вот Смешарики добрались до Камчатки. Ее жители рассказали им еще одну историю? В 2014 году произошло извержение вулкана на Камчатке. Из-за этого в озере, которое находится недалеко от вулкана, погибло почти все живое. - Прочитаем правила! Запишите понятие. - Откройте страницу 40, задание 5. Новые друзья Смешариков, живущие на Камчатке, предлагают выполнить задание, чтобы подробнее ознакомиться с вулканами, а именно с их частями. Посмотрите, они на экране. Я буду читать определение одной из частей, а ваша задача расположить ее у одной из частей вулкана на рисунке. Магма – это расплавленная горячая масса, которая находится под земной корой. Кратер – отверстие на вершине вулкана, через которое выходит лава. Жерло – это отверстие внутри вулкана, по которому магма поднимается к кратеру. Когда магма выходит на поверхность, ее называют лавой. - Молодцы, вы справились с таким сложным заданием! Подпишите эти части у себя в тетради. - А что еще вы знаете о вулканах? А вы знали, что вулканы могут быть разных видов? - Посмотрите на задание 6. Его нам также посоветовали друзья Смешариков. Сейчас мы с вами узнаем, какие виды вулканов существуют. - Давайте с вами поиграем. Обратите внимание на экран. На нем вы можете увидеть виды вулканов и их описание. Вам нужно их соотнести. (На слайде виды вулканов и их описания, названия вулканов написаны вразброс, после ответов детей каждое название при помощи анимации оказывается около описания вида) - … - вулканы, которые извергаются в наши дни. Как вы думаете, какой это вид вулкана? Потухший, уснувший или действующий? - Верно, ребята. Запишите этот вид себе в тетрадь на странице 40 в самом низу. - Следующее. … - вулканы, не извергавшиеся много лет, но они иногда начинают действовать? - Записываем - И последнее. … - вулканы, которые бездействуют много тысяч лет? - Молодцы! Запишите себе в тетрадь. Видео. - Что это за природная катастрофа? - Пожар – процесс горения, который причиняет моральный ущерб, вред жизни и здоровью людей. - Пожары возникаю не только из-за гроз, но и из-за халатности людей. Даже выброшенной стеклянной бутылки будет достаточно, чтобы сухая трава загорелась. Ведь луч проходит через стекло и нагревает поверхность, на которой бутылка лежит. - Какие последствия несет за собой пожар, предположите? - Путешествуя по Свердловской области, Смешарики расспросили жителей про пожары и узнали, что 26 апреля 2023 года в семи населенных пунктах Свердловской области огнем повреждены 206 строений, включая 147 жилых домов. В пострадавшем от пожаров поселке Сосьва погиб один человек, еще один пропал без вести. - Прочитайте последнюю памятку по цепочке. - Давайте поможем Смешарикам выполнить викторину. Чтобы убедиться, что мы готовы поделиться знаниями со Смешариками и другими людьми. - Всего будет 8 вопросов, но первые 4 вопроса мы выполним вместе. Отвечайте по поднятой руке. - 1. Как называется сильный ветер в Америке? а) Торнадо; 6) буря; в) цунами. 2. Специально обученные люди, оказывающие помощь потерпевшим бедствие: а) Спасатели; б) пожарные; в) врачи. 3. Если Вы оказались в завале: а) Осмотрите себя, уберите острые обломки, зовите на помощь, когда слышны голоса спасателей; б) громко кричите, паникуйте; в) ничего не делайте. 4. Сильный ветер, скорость которого около 120 км/ч: а) Ураган; б) буря; в) торнадо. - Отлично! Теперь вы попробуете ответить сами. У вас есть 3 минуты. 5. Временное затопление части суши в результате подъема уровня воды: а) Поток; б) наводнение; в) цунами. 6. Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу, сбоку: а) Ураган; б) вулкан; в) землетрясение. 7. Если землетрясение застало вас на улице: а) бегите домой; б) отойдите на открытое место; в) сядьте в машину. 8. Как вести себя при смерче или урагане? а) Спрячьтесь в укрытие (подвал, погреб, под мостом; б) остерегайтесь оборванных электрических проводов; в) останьтесь в открытом месте. - Итак, время вышло. Давайте проверим, что у вас получилось. Ответы принимаются по поднятой руке! -Вы отлично справились! Дополнительное задание. - Откройте страницу 39 и посмотрите на таблицу. Вы знаете, что такое цунами? Об этом я рассказала Смешарикам, поэтому они подсказывают, что цунами – это гигантские волны в океане, вызываемые землетрясениями и взрывами вулканов. У цунами также существует своя шкала оценки мощности. - На столах у вас лежат карточки, на которых написаны факты, относящиеся к цунами и факты, относящиеся к землетрясениям. - Выполните это задание в парах. На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты. Потом мы все вместе проверим. -Время вышло, давайте проверим. Что вы отнесли и к цунами, и к землетрясению? - А что к цунами? - И к землетрясению? - Отлично! | Отвечают на вопросы учителя. - Природные катастрофы - какие-либо разрушения, чрезвычайные ситуации, повлекшие за собой гибель всего живого. - Нет. - Катастрофа – быстрая смертельная – губит уничтожает разрушает – беда для всего живого – бедствие. Отвечают на вопросы учителя и слушают учителя. - Это засуха. - Памятка: 1) проводите на улице как можно меньше времени, старайтесь охладить воздух вокруг себя; 2) на улице больше находитесь в тени, передвигайтесь медленно; 3) носите светлую одежду, желательно из хлопка и обязательно надевайте головной убор. - Она лишает их воды и еды. Пишут. - О метеоритном дожде. - Они разрушают строения, поэтому страдают живые существа. - Памятка: 1) если вы услышали взрыв, не подходите к окну, вас может накрыть взрывной волной.; 2) спускайтесь только по лестнице, не пользуйтесь лифтами; 3) если не успеваете покинуть здание - укройтесь в безопасных местах, как вариант-залезайте под стол. Пишут. - Здесь говорится о грозе. - Она сдувает крыши с домов и может травмировать или убить живое существо. - Памятка: 1) не используйте электроприборы; 2) не стойте под высокими деревьями; 3) не приближайтесь к водоемам и металлическим предметам. Пишут. - Это землетрясение. - Разрушает дома, разрушает дороги, уничтожает живых существ. - Памятка: 1) перейдите в безопасное место (проемы двери) и подальше от окон, тяжелой мебели; 2) пытаясь из многоэтажного дома, не пользуйтесь лифтом; 3) выйдя из здания, отойдите от него подальше и не посещайте зону разрушений. - Работать дружно… - 1-2 балла – 1 картинка, 3-4 балла – 2 картинка, 5-6 баллов – 3 картинка, 7-8 баллов – 4 картинка, 9-10 баллов – 5 картинка, 11-12 баллов – 6 картинка. Пишут. - Это снежная лавина. - Засыпают дома, заваливают живых существ снегом. - Памятка: 1) ускоренным шагом или бегом уйдите с пути лавины, если вас настигла лавина, закройте нос и рот рукавицей; 2) когда лавина остановилась, постарайтесь создать пространство около лица и груди; 3) оказавшись в лавине, не кричите; плавательными движениями рук старайтесь держаться на поверхности лавины. Пишут. - Это наводнение. - Гибнут живые существа, так как затопляет фермы, дома и так далее. - Памятка: 1) включите телевизор, радио и прослушайте сообщение; 2) отключите воду, газ, электричество, запасите пищу и воду, перенесите на верхние этажи ценные вещи; 3) забейте досками окна и двери. Пишут. Дети присели на карточки, выполняют ритмичные удары ребром ладони и кулачками по полу. Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Медленно крепко сжимают кулачки. «Бегают» пальчиками по парте. Встают, поднимают руки и качают ими из стороны в сторону Смыкают руки над головой. Показывают «рожки». Выполняют ритмичные прыжки на носочках. - Это ураган! - Он ломает деревья, сносит крыши домов, гибнут живые существа. - Памятка: 1) если вы находитесь на улице, укройтесь в ближайшем здании; 2) держитесь вдали от построек, которые могут быть легко разрушены; 3) находясь в доме, отойдите от окон. Пишут. - Увидели извержение вулкана! - Он способствует началу пожаров и также гибели живых существ. - Памятка: 1) закройте нос и рот марлевой повязкой, чтобы в них не попал пепел; 2) наденьте защитные очки и одежду, чтобы не получить ожоги; 3) на улице старайтесь находиться на возвышенных местах. Пишут. Выполняют задание. Подписывают. - Нет. - Действующие. - Уснувшие. - Потухшие. Пишут. - Это же пожар! - Сгорают дома, леса, живые существа задыхаются от дыма - Памятка: 1) не заливай водой горящие электроприборы; 2) не открывай окна,не пользуйся лифтом; 3) прятаться во время пожара нельзя. Пишут. Отвечают на вопросы учителя. 1) а 2) а 3) а 4) а 5) б 6) в 7) б 8) а - Сходства: природная катастрофа; есть шкала оценки мощности природной катастрофы. - Различия: 1) цунами: гигантские волны; затапливает территории. 2) землетрясения: колебания земной поверхности; разрушает дороги и создает трещины в земле. | УУПД: - осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. - строить речевое высказывание в устной форме. - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) УУРД: - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. - планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане - выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме УУКД: - формулировать собственное мнение и позицию - конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение - строить понятные для партнера высказывания | Рабочая тетрадь страница 35. Презентация, слайд №4 Презентация, слайд №5 Презентация, слайд №6 Таймер Рабочая тетрадь страница 36 Видеофрагмент Презентация, слайд №7 Презентация, слайд №8 Видеофрагмент Презентация, слайд №9 Презентация, слайд №10 Видеофрагмент Презентация, слайд №11 Презентация, слайд №12 Видеофрагмент Презентация, слайд №13 Презентация, слайд №14 Рабочая тетрадь страница 37 Видеофрагмент Презентация, слайд №15 Презентация, слайд №16 Видеофрагмент Презентация, слайд №17 Презентация, слайд №18 Видеофрагмент Презентация, слайд №19 Презентация, слайд №20 Видеофрагмент Презентация, слайд №21 Презентация, слайд №22 Рабочая тетрадь страница 40 Презентация, слайд №23 Презентация, слайд №24 Видеофрагмент Презентация, слайд №25 Презентация, слайд №26 Рабочая тетрадь страница 36 Рабочая тетрадь страница 39 Презентация, слайд №27 |
Рефлексия | 5 мин. | Организует анализ работы. - Ну что, ребята мы помогли Смешарикам узнать о правилах поведения при природных катастрофах и собрали все памятки. Теперь они спокойно могут путешествовать дальше. Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? Мне было интересно… Мне было трудно… Мне понравилось… - Хорошо. Ребята у вас на странице 40 есть лампочка. - Кто сегодня на нашем занятии все понял и может рассказать другим закрашивает лампочку зеленым цветом, кто понял материал, но у него остались вопросы закрашивает жёлтым, и те, кто не до конца разобрались с темой закрашивают красным. - Замечательно, а сейчас давайте запишем в дневник домашнее задание. Выучить правила поведения при природных катастрофах. - Спасибо за вашу работу и вашу отзывчивость, благодаря вам Смешарики знают, что делать во время природных катастроф. | - Природные катастрофы. - Узнали о том, что такое природные катастрофы. И научились правильно вести себя во время природных катастроф. Достигли. Отвечают на вопросы учителя. Закрашивают лампочку. | УУРД: - анализировать и оценивать свою деятельность - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки УУПД: - строить речевое высказывание в устной форме УУКД: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. - формулировать собственное мнение и позицию | Презентация, слайд №28 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку
Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».
Технологическая карта урока математики, 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)
Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ
Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения
Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"
На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...
