Методическая разработка «РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ГБНОУ «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» Модуль «Воспитательная среда» Подпрограмма «Петербург – город Петра Великого»»
методическая разработка

Яковлева Надежда Владимировна

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.10.2018 г. № 609 «О праздновании 350-летия со дня рождения Петра Первого», разработана подпрограмма «Петербург – город Петра Великого» модуля «Воспитательная среда» рабочей программы воспитания ГБНОУ «Балтийский берег».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 «РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

ГБНОУ «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ»

Модуль «Воспитательная среда»

Подпрограмма «Петербург – город Петра Великого»»

Автор:

Яковлева Надежда Владимировна,

методист,

ГБНОУ «Балтийский берег»

Санкт-Петербург

2022

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Введение…………………………………………………………………………………………..3

2. Теоретическая часть……………………………….………………..............................................3

3. Основное содержание………………………………………………..…......................................4

4. Заключение………………………….……………………………………………………………8

5. Библиография…………………………………………………………………………………….9


ВВЕДЕНИЕ

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.10.2018 г. № 609 «О праздновании 350-летия со дня рождения Петра Первого», разработана подпрограмма «Петербург – город Петра Великого» модуля «Воспитательная среда» рабочей программы воспитания ГБНОУ «Балтийский берег».

Структурное подразделение ГБНОУ «Балтийский берег» - Центр патриотического воспитания и патриотической работы – занимается координацией работы образовательных организаций Санкт-Петербурга в сфере патриотического воспитания. Этим обусловлен выбор тематики работы.

Все четыре компонента патриотического воспитания (военно-патриотическое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, историко-краеведческое) могут быть успешно реализованы посредством включения в образовательный процесс мероприятий, знакомящих учащихся с личностью Петра Первого и его вкладом в развитие России.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

        В соответствии с вышеуказанным Указом Президента от 25.10.2018 г. № 609 «О праздновании 350-летия со дня рождения Петра Первого», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (и соответственно, подведомственные им учреждения, к которым относится ГБНОУ «Балтийский берег») принимают участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященные празднованию в 2022 году 350-летия со дня рождения Петра Первого.

Нормативно-правовой основой для разработки подпрограммы являются:

Конвенция ООН о правах ребёнка;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.1998 № 124-ФЗ;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 –ФЗ;

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

 Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы» (Утверждена распоряжением Комитета по образованию от 16.01.2020 № 105-р) и другие федеральные и региональные нормативно-правовые акты.

Кроме того, при разработке подпрограммы использованы:

План основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра Первого, утвержденный протоколом заседания организационного комитета по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра Первого от 15 мая 2019 г. № 1 при Правительстве Российской Федерации;

План мероприятий к празднованию 350-летия со дня рождения Петра Первого, утвержденный заместителем министра просвещения Российской Федерации;

План по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра I в СанктПетербурге, размещенный 25 января 2022 на сайте Администрации Санкт-Петербурга.

Актуальность программы обусловлена социальным заказом на «создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде[1]».

Отличительные особенности подпрограммы:

- наличие прямой связи с учебными предметами История. История России, литература, изобразительное искусство, история и культура Санкт-Петербурга и способствование достижению их результатов;

- место реализации подпрограммы – Санкт-Петербург – город, история которого непосредственно связана с именем Петра Первого;

- субъект реализации подпрограммы – ГБОУ «Балтийский берег», который является координатором работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию в Санкт-Петербурга;

- активное привлечение к реализации подпрограммы социального партнера ГБОУ «Балтийский берег» - Санкт-Петербургское региональное отделение Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;

- возможность реализации ряда запланированных мероприятий на территории детских оздоровительных лагерей.

Так, в ГБОУ «Балтийский берег» работают три детских оздоровительно-образовательных лагеря (далее ДООЛ) круглогодичного пребывания («Заря», «Молодежное», «Солнечный»), приоритетами воспитательной работы в которых являются приобщение к системе базовых национальных ценностей, к традициям России, Санкт-Петербурга, изучения природы Родного края, воспитание культуры поведения юных петербуржцев, профессиональное и личностное самоопределение.

Адресат подпрограммы - обучающиеся образовательных организаций Санкт-Петербурга в возрасте от 11 до 17 лет.

Сроки реализации подпрограммы – 2 половина 2021-2022 учебного года

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Подпрограмма является неотъемлимым элементом программы воспитания ГБОУ «Балтийский берег» (модуль «Воспитательная среда») и ставит своей целью воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, уважения к ее истории и культуре, вере в собственные силы.

Данная цель будет достигнута посредством ознакомления обучающихся с личностью Петра Первого и его вкладом в развитие России.

Реализации цели будет способствовать решение следующих задач:

Образовательной - содействие в наиболее полном и качественном освоении обучающимися разделов основных образовательных программ, в ходе которых изучается история России в эпоху преобразований Петра Первого, а также произведения искусства и литературы, в которых освещается указанный исторический период.

Развивающей - совершенствование условий для развития у обучающихся мотивации к познанию как способу обретения новых личностных возможностей, целеустремленности, трудолюбия на примере личности Петра Первого.

Воспитательной - продолжение работы с обучающимися по освоению норм и ценностей гражданского общества.

Условия реализации подпрограммы

        Подпрограмма может быть реализована с использованием дистанционных образовательных технологий.

Кадровое обеспечение: мероприятия подпрограммы реализуются педагогическими работниками ГБНОУ «Балтийский берег» и педагогическими работниками иных образовательных организаций (в случае, если они являются организаторами мероприятия).

        

Материально-техническое обеспечение: компьютер с соответствующим программным обеспечением, принтер.

        

Методическое обеспечение.

Литература для обучающихся[2]:

Алексеев С.П. Птица-слава: Повести из рус. воен. истории/ С.П. Алексеев; Ил. А.Я. Салтанов.-М.: Военное изд-во, 1982.-295c.: ил.-(Библиотека юного патриота).

Алексеев С.П. Рассказы о русских царях/ С.П. Алексеев, В.А. Алексеева; худож. О. Пархаев; худож. обл. А.Н. Аземша.-Москва: Стрекоза, 2017.-61[3]c. : ил.-(Внеклассное чтение).-6+.

Андерсон М.С. Пётр Великий: Пер. с англ./ М.С.Андерсон; Ил. С.А. Царев.-Ростов-на-Дону: Феникс: Зевс, 1997.-349c.: ил.-(След в истории).

Антонов П. Страницы ко дню рождения: [из истории ассамблей и фейерверков в Петербурге]/ П.Антонов, О.Кустова// Искорка: Ежемесячник.-1988.-№5.-С.28-29.-(Петербург - Петроград - Ленинград).

Барташевич Л. Пётр Великий. Версия Даниила Гранина/ Л.Барташевич// НЕВА.-2000.-№11.-С.179-183.-(Литературная критика).

Бойко О. Великие полководцы/ О.Бойко.-Ростов-на-Дону: Проф-пресс, 2018.-94c.: ил.-(Энциклопедия о России).-6+.

Бородулин А.Л. Армия Петра I/ А.Л. Бородулин; Худож. Ю.Е.Каштанов.-М.: Изд. журн. "Техника - молодежи", 1994.-63c.: ил.

Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: История России от Рюрика до 1917 года. Энциклопедия для школьника/ В.П. Бутромеев.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.-320с.: ил.-(Детский Плутарх).

Валишевский К. Пётр Великий: Ист. очерк/ К. Валишевский.-М.: Квадрат, 1993.-447c.-(Происхождение современной России).

Вальская Т.А. Петровская ассамблея: Сценарий проведения праздника-игры для учащихся 4-5 классов к 330-летию со дня рождения Петра I/ Т.А. Вальская// ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ.-2001.-№7.-С.4-7.

Величко Ф.К. Загадка смерти Петра Первого/ Ф.К. Величко// НАУКА И РЕЛИГИЯ.-1996.-№9.-С.60-62.-(Звезды небесные - судьбы людские).

Венгловский С. Полтава: Ист. роман/ С. Венгловский.-СПб.: Азбука: Кн. клуб "Терра", 1997.-415c.-(Отечество).

Владимиров В.В. Как Пётр I в Европу за науками ездил и новую столицу на Неве построил/ В.В. Владимиров.-Москва: Вако, 2016.-48c.: ил.-(Открываем историю).

Воскобойников В.М. Жизнь замечательных детeй/ В.М. Воскобойников; Ил. А.Г. Старостин.-СПб.: Образование-Культура, 1997.-174c.: ил.-(Жизнь замечательных людей).

Гангутский бой// Страницы военно-морской летописи России/ Б.И. Зверев.-М.: Просвещение, 1992.-С.53-81.

Голь Н.М. Санкт-Петербург: время Петра/ Н.М. Голь, Е.М. Лестр.-Санкт-Петербург: Арка, 2014.-127c.: ил.

Гордин Я.А. Полтавская битва: рассказ о победе русских войск над шведами в 1709 году/ Я.А.Гордин; худож. В.В. Перцов.-Москва: Лабиринт Пресс, 2018.-36с.-(Страницы истории).-0+.

Гранин Д.А. Вечера с Петром Великим: Глава из одноимённой книги/ Д.А. Гранин// НАУКА И ЖИЗНЬ.-1997.-№1.-С.74-82.-(Книги в работе).

Дорофеев А.Д. Ключ от моря: рассказ о взятии русской армией и флотом во главе с Петром I крепости Азов/ А.Д. Дорофеев; худож. С.И. Бордюг.-Москва: Лабиринт Пресс, 2017.-32c.: ил.-(Страницы истории).-0+.

Ефимовский Е.С. О камне, на котором стоит "Медный всадник"// Ефимовский Е.С. Путешествие в Санкт-Петербург/ Ефим Ефимовский.-СПб.: Тригон, 2003.-С.88.

Жданов Л.Г. Пётр и Софья: [Роман]/ Л.Г.Жданов; П.Н. Петров.-М.: Армада, 1994.-750c.-(Романовы: Династия в романах).

Жданов Л.Г. Стрельцы у трона: дилогия/ Л.Г. Жданов.-М.: Современник, 1994.-507с.

Жерихина Е.И. Коллекционеры и собиратели/ Е.И. Жерихина; оформ. кн. Ю.Ю. Черемская.-Санкт-Петербург: Аврора, 2018.-63c.: ил.-(Библиотека "Авроры", Цикл "Светский Петербург").-Библиогр.: с.63.

Зотов Р.М. Таинственный монах, или некоторые черты из жизни Петра I: роман в 3-х ч./ Р.М. Зотов.-М.: Пресса, 1993.-371с.

Измайлов А. Как начал учиться царевич Пётр/ А.Измайлов// ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ СЕРДЦА И РАЗУМА.-2000.-№5.-С.28-32.

Каденко В. Пётр Великий/ В.М.Каденко; худож. Н.И. Андреев.-Санкт-Петербург: Вита Нова, 2019.-126c.: ил.-12+.

Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени/ С. Князьков.-Пушкино: Культура, 1990.-648с.

Коновалова О.В. "...Се есть Петр, Отечества отец...": Выборочный список литературы, посвященный Петру I, Великому/ О.В. Коновалова, Н.Д. Давыдова// ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ.-2001.-№7.-С.15-16.

Лазарев А.В. Пётр Великий/ А.В. Лазарев; Ил. Ю.Е. Каштанов.-М.: Олимп: Русич, 1998.- 255c.: ил.-(Портреты великих).

Ларионов А.В. Пётр и Пушкин/ А.В. Ларионов// СЛОВО.-1997.-№5-6.-С.1-2.

Мавродин В.В. Основание Петербурга/ В.В.Мавродин.-2-е изд.-Л.: Лениздат, 1983.-208c.: ил.-(Библиотека молодого рабочего).

Маркина Л.А. Исторические сказки/ Л.А. Маркина; худож. В. Ермолаев.-Москва: Арт-Волхонка, 2021.-52c.: ил.-6+.

Маркина Л. Сказка о царе Петре и столице Санкт-Петербурге/ Л.А. Маркина; худож. В.Ермолаев.-Москва: Арт-Волхонка, 2014.-52c.: ил.

Митяев А.В. Ветры Куликова поля: Рассказы/ А.В.Митяев; Худож. Б. Кыштымов.-М.: Дет.лит., 1986.-319с.: ил.

Митяев А.В. Российский флот: в рассказах о кораблях, адмиралах, открытиях и сражениях на море/ А.В. Митяев.-Москва: Белый город, 2008.-624с.: цв. ил.

Митяев А.В. Сражение при Гангуте: [рассказ]/ А.В. Митяев; худож. С.И. Бордюг.-Москва: Лабиринт Пресс, 2019.-36с.-(Страницы истории).-0+.

Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого/ Н.Н. Молчанов.-М.: Международные отношения, 1990.-445с.: ил.

Мордовцев Д.Л. Державный плотник: Роман/ Д.Л. Мордовцев.-М.: Сов. Россия, 1990.-480с.: ил.

Новаковский В.И. Рассказы о Петре Великом/ В.И. Новаковский.-М.: Панорама, 1992.-64с.

Новичкова Е. Пётр I/ Е.Новичкова, Е.Бунтман, А.Ратина.-Улучшенное изд.-Москва: Лабиринт Пресс, 2018.-28c.: ил.-(Хронограф).-6+.

Павленко Н.И. Пётр Первый и его время/ Н.И. Павленко.-М.: Просвещение, 1989.-175с.

Павленко Н.И. Пётр I/ Н.И.Павленко.-9-е изд.-Москва: Молодая гвардия, 2020.-428с.: ил.-(Жизнь замечательных людей. Вып. 1834: Серия бографий).-16+.

Первушина Е.В. Детям об императорах России: от Петра I до Николая II/ Е.В. Первушина; худож. О.Н. Лаврухина, Е.Н. Павлова.-Санкт-Петербург: Паритет, 2020.-96c.: ил.-6+.

Петр Великий - основатель Российского флота: [Электронный ресурс]; Историческая энциклопедия.-Электронные данные.-М.:New Media Generation,1996.-Электрон.оптич. диск (CD-ROM).

Пушкин А.С. История Петра/ А.С. Пушкин; Сост., подгот. текста, коммент. В.С. Листова; Российская академия наук.-М.: Языки русской культуры, 2000.-392с.-(Studia philologica).

Русские полководцы/ Ред. Б.А. Алмазов.-СПб.: Золотой век: Диамант, 1999.-79c.: ил.-(Иллюстрированная история Отечества).

Смольников И.Ф. Петр I в Англии: Историческая повесть/ И.Ф. Смольников; Ил. И.Наумов.-СПб.: Лицей, 2003.-63c.: ил.

Соловьев В.И. Петр I: детские годы "могучего преобразователя России": Из истории российского флота/ В.И. Соловьев// ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.-1996.-№9.-С.104-108.-(В мире прекрасного).

Тарле Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра I/ Е.В. Тарле.-СПб.: Браск: Морской исторический сборник, 1994.-191c.: ил.

Тихомиров О.Н. Победы русского оружия: хрестоматия: для младшего и среднего школьного возраста/ О.Н. Тихомиров.-М.: Дрофа-Плюс, 2007.-317[2]с.: ил.-(Отечество).

Толстой А.Н. Собрание сочинений. Т.7. Петр Первый: Роман/ А.Н. Толстой.-М.: Худ. лит., 1959.- 863c.

Чесменское сражение. Слава Гангута не меркнет. Собственноручный журнал капитан-командора С.К. Грейга //Морские сражения русского флота: Воспоминания, дневники, письма/ Сост. В.Г. Оппоков.-М.: Воениздат, 1994.-С.88-130.

Эйдельман Т.Н. 20 загадок русской истории/ Т.Н. Эйдельман; худож. Е.А. Казинская.-Москва: Пешком в историю, 2019.-131c.: ил.-(История России).-12+.

Литература для педагогических работников:

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти 18 в. – СПб., 1997.

Анисимов Е.В. Петр I – рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России 9 – начала 20 века. – М., 1991.

Баггер Х. Реформы Петра Великого. – М., 1985.

Иловайский Д.И. Царствование Петра Великого или эпоха государственных реформ // Иловайский Д.И. Очерки отечественной истории. М., 1995. – С. 328-360.

Каминский А. Российская империя в 18 веке: трагедии и модернизация / Под ред. А. Каменского. М., 1999.

Облонский А. Почему Россия не стала «Западом». Петровская псевдореформация // Дружба народов - 1992.- No 10.- С. 79-84.

Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1990.

Петр Великий. СПб., 2001.

Платонов С.Ф. Время Петра Великого. // Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 2000. С. 473-548.

Платонов С.Ф. Петр Великий. Личность и деятельность. // Платонов С.Ф. Сочинения по русской истории. В 2-х т. – СПб., 1993 – Т. 2. – С. 241-313.

Пушкарев С. Эпоха Петра Великого // С. Пушкарев. Обзор русской истории. СПб., 2002. С. 256-286.

Россию поднял на дыбы. Век 17 –18 / Сост. Н.И. Павленко: В 2 кн. – М., 1987.

Содержание программы:

организация и проведение массовых мероприятий (мероприятия в формате «Дня единых действий», викторины, конкурсы и пр.), в результате которых обучающиеся научатся:

- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события, связанные с эпохой Петра Первого;

- анализировать информацию различных источников по отечественной истории указанного периода;

- рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории эпохи Петра Великого;

- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории указанного времени;

- давать оценку событиям и личностям отечественной истории эпохи Петра Первого.

Кроме того, мероприятия подпрограммы:

актуализируют знания, умения и навыки обучающихся на указанном направлении;

способствуют развитию у обучающихся мотивации к познанию как способу обретения новых личностных возможностей, целеустремленности, трудолюбия;

способствуют освоению обучающимися норм и ценностей гражданского общества;

участие в иных мероприятиях регионального, районного, муниципального уровня, проводимых иными органами (учреждениями, организациями) Санкт-Петербурга на указанном направлении.

План мероприятий по реализации подпрограммы

«Петербург – город Петра Великого»

№ п/п

Дата

Наименование мероприятия

Аудитория

Ответственный

1

08.06.22

Участие в городском интеллектуальном турнире, посвященном 350-летию со дня рождения Петра Первого

Обучающиеся ГБОУ «Балтийский берег» и ОУ СПБ

ЦПВ и ПР

2

09.06.22

Дистанционное мероприятие в формате «День единых действий», приуроченные к празднованию 350-летия со дня рождения Петра Первого

Обучающиеся ГБОУ «Балтийский берег» и ОУ СПБ

ЦПВ и ПР

3

01.06.22-09.06.22

Цикл дистанционных викторин, посвященных 350-летию со дня рождения Петра Первого

Обучающиеся ГБОУ «Балтийский берег» и ОУ СПБ

ЦПВ и ПР

4

Июнь 22

Конкурс «Календарь событий, посвященных 350-летию Петра Первого»

Обучающиеся ГБОУ «Балтийский берег» и ОУ СПБ

ЦПВ и ПР

5

Весь период

Участие в иных мероприятиях, проводимых в соответствии с Планом по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра I в СанктПетербурге, размещенный 25 января 2022 на сайте Администрации Санкт-Петербурга.

Обучающиеся ГБОУ «Балтийский берег»

Все структурные подразделения ГБОУ «Балтийский берег»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Планируемые результаты

        Личностные:

- воспитание у обучающихся любви к своей стране, уважения к ее истории и культуре;

- воспитание таких личностных качеств, как высокая мотивация к познавательной деятельности, вера в свои силы, целеполагание, трудолюбие.

        Метапредметные:

- самостоятельность планирования и осуществления деятельности;

- организации сотрудничества с педагогами и сверстниками;

- развитие взаимодействия с социальными партнерами.

        Предметные:

- повышение осведомленности обучающихся в вопросах, касающихся личности Петра Первого и исторических событий, произошедших во времена его правления;

- повышение интереса обучающихся к литературным и художественным произведениям, связанным с указанным направлением;

- осознание обучающимися роли и места Петра Первого в истории России и Санкт-Петербурга.

Критерии и показатели результативности

Критерии:

1) Обучающиеся демонстрируют осведомленность в вопросах, касающихся личности Петра Первого, исторических событиях, произошедших во времена его правления.

2) Обучающиеся знакомы с литературными и художественными произведениями, посвященными Петру Первому и его правлению.

3) Обучающиеся осознают роль и место Петра Первого в истории России и Санкт-Петербурга.

4)  Обучающиеся осознают свою сопричастность к истории России и Санкт-Петербурга, готовы социально значимыми действиями участвовать в ее развитии.

Показатели результативности:

активное участие обучающихся ГБОУ «Балтийский берег» и образовательных организаций Санкт-Петербурга в мероприятиях, посвященных празднованию 350-летия со дня рождения Петра I в СанктПетербурге;

востребованность мероприятий данной категории среди обучающихся образовательных организаций Санкт-Петербурга;

высокий уровень знаний обучающихся, касающихся личности Петра Первого и связанных с ним историческими событиями;

личностные изменения обучающихся, касающиеся повышения мотивации к познанию, постановке и реализации целей, труду, готовности к социально значимой деятельности на благо страны (города);  

рост количества социальных партнеров;

развитие и создание новых форматов взаимодействия с социальными партнерами.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти 18 в. – СПб., 1997.

2. Анисимов Е.В. Петр I – рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России 9 – начала 20 века. – М., 1991.

3. Баггер Х. Реформы Петра Великого. – М., 1985.

4. Иловайский Д.И. Царствование Петра Великого или эпоха государственных реформ // Иловайский Д.И. Очерки отечественной истории. М., 1995. – С. 328-360.

5. Каминский А. Российская империя в 18 веке: трагедии и модернизация / Под ред. А. Каменского. М., 1999.

6. Облонский А. Почему Россия не стала «Западом». Петровская псевдореформация // Дружба народов - 1992.- No 10.- С. 79-84.

7. Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1990.

8. Платонов С.Ф. Время Петра Великого. // Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 2000. С. 473-548.

9. Платонов С.Ф. Петр Великий. Личность и деятельность. // Платонов С.Ф. Сочинения по русской истории. В 2-х т. – СПб., 1993 – Т. 2. – С. 241-313.

10. Пушкарев С. Эпоха Петра Великого // С. Пушкарев. Обзор русской истории. СПб., 2002. С. 256-286.

11. Россию поднял на дыбы. Век 17 –18 / Сост. Н.И. Павленко: В 2 кн. – М., 1987.

 


[1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). Электронный ресурс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ Дата обращения 10.03.2022.

[2] Перечень сформирован с использованием интернет-ресурса «Региональный сайт детских библиотек создан на базе Ленинградской областной детской библиотеки (ЛОДБ)». Электронный адрес: https://www.deti.spb.ru/glory_days/10_jul/petr_1/ Дата обращения 02.03.2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс

Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования, занимающихся худо...

Методическая разработка. Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по обучению грамоте  предназначена для изучения грамоты в 1 классе по учебнику «Азбука. Учебник с приложением на электронном носителе. 1 класс. В 2 ч.» авт. Климанова Л.Ф., Маке...

Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"

В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса  «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...

Методическая разработка. Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по обучению грамоте  предназначена для изучения грамоты в 1 классе по учебнику «Азбука. Учебник с приложением на электронном носителе. 1 класс. В 2 ч.» авт. Климанова Л.Ф., Маке...

Методическая разработка. Рабочая программа по русскому языку 3 класс. УМК "Перспектива"

Методическая разработка рабочей программы по русскому языку 3 класс. УМК "Перспектива"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности;модуль: воспитательная работа. 2 класс.

Здесь я поместила рабочую программу по воспитательной работе.Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали...

Методическая разработка.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» учащегося 3 класса, находящегося на индивидуальном обучении, по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ЗПР)

Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №159...