Обучение чтению
консультация (1 класс)

Прежде, чем начать читать, ребенок должен научиться проводить звуковой анализ слов, т.е. уметь назвать звуки, из которых состоит слово. Ребенок 6-7 лет уже не вслушивается в звуки произносимых им слов, не манипулирует словами, как он это делал 4 года. Потому что вслушивается не в звуки, а представляет себе буквы, которыми записано слово. А 5-летний слышит все по-другому. Поэтому надо воспользоваться этой речевой одаренностью 4-5 летнего ребенка и научить его грамоте, закладывающей фундамент условия курса фонетики, морфологии русского языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu.docx87.8 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтениюPicture background

Прежде, чем начать читать, ребенок должен научиться проводить звуковой анализ слов, т.е. уметь назвать звуки, из которых состоит слово. Ребенок 6-7 лет уже не вслушивается в звуки произносимых им слов, не манипулирует словами, как он это делал 4 года. Потому что вслушивается не в звуки, а представляет себе буквы, которыми записано слово. А 5-летний слышит все по-другому. Поэтому надо воспользоваться этой речевой одаренностью 4-5 летнего ребенка и научить его грамоте, закладывающей фундамент условия курса фонетики, морфологии русского языка.

Начинать необходимо с игры, переключающей внимание детей со смысловой стороны слова на звуковую.

I этап - определение звука.

Какую песенку поет комар? 3 - з - з - з. Давай послушаем песенку комара в других словах: « з - з - зима ». А в слове «корова» есть песенка комара? Нет.

II этап - назвать звуки слова в той последовательности, в которой они в этом слове находятся.

Это и есть основа грамотного письма.

III этап - изображения слова в виде схемы.

Вверху картинка, внизу клеточки, например, слово «Дом». Сколько клеточек? Значит, столько звуков?

Звуки называются последовательно и закрываются фишками. Необходимо иметь несколько карточек для

анализа трех звуковых слов: мак, дом, кот, кит, жук,

лук, лес, рак.

На каждом занятии нужно разбить не больше 2 слов. Но анализировать эти слова надо несколько раз разными способами: сначала просто разбирать слова, затем фишки убрать со схемы по указанию взрослого в соответствии с называемыми звуками. Можно назвать звуки последовательно. Такого рода задания побуждают детей к повторному обследованию звукового состава слова по схеме. При проведении звукового анализа слов полезно включать задания, развивающие у детей мысленные операции - сравнение, сопоставление, анализ.

Найдите одинаковые звуки и слова «дом», «мак», разные звуки в словах «дом», «дым».

4 этап - различение гласных и согласных

Обратить внимание ребенка на то, что при произнесение согласных нам всегда что-то мешает: губы или язык, теперь установлена разница между гласными и согласными звуками.

Согласные звуки произносятся то мягко, то твердо. Мягкие согласные обозначаются зелеными фишками,

твердые - синими. Например, слово «Нина». Какие гласные? Какие согласные? Похожи здесь звуки или нет?

С этого занятия все гласные надо начинать обозначать красным цветом. С начала необходимо использовать слова без стечения согласных и гласных звуков: луна, рыба, лиса, сани, гуси и т. д. Затем задание усложняется: сахар, волк, куст, аист, паук и т.д. Если ребенок свободно проводит звуковой анализ 4-5звуковых слов, схемы можно убрать. Фишки выкладывать в этом случае прямо на столе, проводить все необходимо в игровой форме. Только после, того как ребенок хорошо начал ориентироваться в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить его с буквами.

Вот теперь можно начинать читать.

Picture background

Учитель-логопед Самоварова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте (обучение чтению) Знакомство с буквой и звуком Х,х. Малые литературные жанры.

Знакомство с новой буквой и звуком Х,х Малые литературные жанры - пословица, поговорка....

Обучение чтению. Приемы работы по обучению учащихся делению слов на слоги

Система работы по обучению учащихся делению слов на слоги...

урок литературного чтения-обучение грамоте-обучение чтению

урок дан в рамках школьного методического объединения, на неделе литературы в школе....

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «обучение чтению и письму» 1 класс надомное обучение

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.Программа...

Карточки по обучению грамоте (обучение чтению) УМК "Школа России"

Карточки для обучающихся созданы с использованием пособия О.Н. Крыловой. Карточки предназначены для использования в период обучения грамоте для закрепления, повторения или проверки знаний....

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...