Программа организации досуговой деятельности «Вместе веселее» рекомендуется для несовершеннолетних детей из малоимущих и многодетных семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации
методическая разработка

Осипова Людмила Валентиновна

Социальная работа с многодетной семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Очень важно осмыслить не только нынешнее положение многодетной семьи, но и пути улучшения их жизнедеятельности. Культурно-досуговая деятельность является одним из путей улучшения жизни многодетных семей, в частности детей из этих семей. Актуальность данной проблематики в условиях современного общества -многодетные семьи относятся к категории семей, нуждающихся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейся трудной жизненной ситуации, препятствующей их функционированию и развитию. Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство предпринимает определенные меры, однако все еще нет четкой системы их социальной поддержки. Для успешного решения возникающих проблем необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, наличие профессиональных социальных работников, владеющих различными решения социальных проблем. При этом, социальные работники должны выступать как посредники между семьей и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений. Развитие творческих способностей личности так же является проблемой семей. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства  воспитания как культурно-досуговой деятельности для детей. Особое место в ней занимает игра, способная приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Организации культурно-досуговой деятельности  вызывает сегодня активный интерес у детей. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного возраста, различного социального положения, дети из многодетных и малообеспеченных семей. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на детей. Этот мир обеспечивает прерывание повседневности, что наиболее актуально для детей из многодетных семей. Примечательной особенностью досуговой деятельности детей из многодетных семей стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социальнопсихологического склада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx55.87 КБ

Предварительный просмотр:

КГБУСО «Комплексный цент социального обслуживания населения

Смоленского района»

                                                                    Утверждаю:

Директор КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения  Смоленского района»

_________________ Демидова Л.В.

Программа

организации досуговой деятельности

 «Вместе веселее»

рекомендуется для несовершеннолетних детей из малоимущих и многодетных семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации

Срок реализации программы: неограничен, предполагает постоянную работу по её дополнению,

корректированию и совершенствованию.

 

составитель:

специалист по социальной работе

Осипова Людмила Валентиновна

с. Смоленское, 2022 г.

Пояснительная записка.

Социальная работа с многодетной семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Очень важно осмыслить не только нынешнее положение многодетной семьи, но и пути улучшения их жизнедеятельности. Культурно-досуговая деятельность является одним из путей улучшения жизни многодетных семей, в частности детей из этих семей. Актуальность данной проблематики в условиях современного общества -многодетные семьи относятся к категории семей, нуждающихся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейся трудной жизненной ситуации, препятствующей их функционированию и развитию. Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство предпринимает определенные меры, однако все еще нет четкой системы их социальной поддержки. Для успешного решения возникающих проблем необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, наличие профессиональных социальных работников, владеющих различными решения социальных проблем. При этом, социальные работники должны выступать как посредники между семьей и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений. Развитие творческих способностей личности так же является проблемой семей. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, поновому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства  воспитания как культурно-досуговой деятельности для детей. Особое место в ней занимает игра, способная приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Организации культурно-досуговой деятельности  вызывает сегодня активный интерес у детей. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного возраста, различного социального положения, дети из многодетных и малообеспеченных семей. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на детей. Этот мир обеспечивает прерывание повседневности, что наиболее актуально для детей из многодетных семей. Примечательной особенностью досуговой деятельности детей из многодетных семей стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социальнопсихологического склада.

Актуальность программы.  Одна из главных задач государства в условиях нестабильного общества - поиск оптимальных решений его стабилизации и дальнейшего развития. Общество состоит из множества различных социальных ячеек, среди которых фундаментальном является семья. Многодетная семья занимает особое место среди категорий семьи.

Воспитательный потенциал современной многодетной семьи дает огромную возможность для воспитания личности, формирование ее нравственного опыта, мировоззренческих возможностей для создания благополучной атмосферы внутри социума.

В центре внимания программы «Вместе веселее» стоит семья, ее проблемы, здоровье и личностное развитие ее членов.

Данная программа направлена на:

         расширение круга общения и приобретение опыта социального взаимодействия, приобщение детей и их семей к культурным формам организации свободного времени;

         формирование совместных позитивных интересов, повышение коммуникативного и творческого потенциала, оптимизацию детско-родительских отношений;

         обучение родителей (советы, рекомендации, памятки, индивидуальные беседы) организации совместного досуга детей и родителей.

Совместный досуг в условиях с самыми близкими и родными людьми оказывает детям поддержку и понимание со стороны родителей, помогает приобретать полезные навыки, вселяет уверенность и создает ситуацию успеха, тем самым оказывает развивающее воздействие на ребенка и его личностное развитие. Творческий процесс доставляет удовольствие детям и родителям, сближает и укрепляет связь поколений, повышает их культурный уровень, оказывает развивающее воздействие на детей и взрослых.

Семейная культурно-досуговая деятельность повышает социальную активность детей и родителей, стимулирует процесс их социализации и самореализации личности. 

 Новизна программы:

Совместная досуговая деятельность детей и родителей предполагает комплексную организацию досуговых мероприятий, включающую:

         организацию развивающего творческого  и познавательного досуга в условиях полустационара для детей и их родителей (лиц, их сопровождающих);

         организацию интересного и полезного досуга в тесном сотрудничестве с социальными партнерами: учреждениями культуры, досуга, общественными организациями.

Цель программы: популяризация семейного досуга и формирование семейных традиций.

Задачи:

воспитательные:

              формирование культуры общения детей и родителей;

       ∙      оптимизация детско-родительских отношений;

      укрепление психо-физического и нравственного здоровья детей и родителей;

развивающие:

      развивать и поддерживать семейные традиции;

      развивать коммуникативные умения и навыки сотрудничества с другими детьми и взрослыми;

      развивать навыки здорового образа жизни;

      расширять круг познавательных и творческих интересов;

      развивать культуру игрового взаимодействия  с другими детьми и взрослыми

Отличительная особенность программы:

Данная программа является частью комплексной программы реабилитации детей из малоимущих и многодетных семей, находящихся в   социально опасном положении или трудной жизненной ситуации согласно ИППСУ (индивидуальной программе получателей социальных услуг). Разновозрастное общение детей между собой и в игровых  взаимодействиях с взрослыми, родителями, способствует развитию индивидуализации личности детей, дает им опыт для дальнейшей социализации в обществе.

Целевая группа:

             несовершеннолетние дети из малоимущих и многодетных семей, находящихся в   социально опасном положении или трудной жизненной ситуации;

      родители или законные представители;

      специалисты по социальной работе;

Срок реализации досуговой программы – бессрочный

Основные требования к реализации программы:

Мероприятия проводятся в тесном взаимодействии специалистов по социальной работе с родителями, районным и сельскими учреждениями культуры, отдыха и досуга. В программе предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку (учитываются возраст, возможности, потребности и ожидаемый результат). Программу можно варьировать в зависимости от запросов детей и родителей и разнообразия культурно-досуговых учреждений населённого пункта.

Основные принципы работы с участниками программы:

Принцип комплексности - сочетание разных компонентов (познавательных, развлекательных, коммуникативных и др.) и разнообразия используемых форм работы.

Принцип сотрудничества – активное взаимодействие всех участников  (специалистов – родителей – детей) с целью обеспечения развития и воспитания детей-инвалидов.

Принцип развития – ориентация содержания досуговых мероприятий на стимулирование и поддержку психофизического, эмоционально-личностного, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития детей.

Принцип диалогичности - взаимодействие педагогов с родителями и детьми  в подготовке и реализации досуговых мероприятий. Подобное объединение взрослых и детей общей идеей способствует их сплочению, формированию чувства ответственности.

Принцип добровольности - добровольное участие  и родителей в досуговых мероприятиях

Принцип обратной связи - процесс оценки  результатов программы участниками программы (родителями и детьми)

Принцип безоценочности - отсутствие оценочных суждений, направленных в адрес участников программы.

Основные критерии программы:

      сотрудничество специалистов по социальной работе и родителей, направленное на развитие детей;

      единство целей и интересов всех участников программы;

      дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные и культурные потребности и интересы детей и их родителей;

      индивидуальный подход, учитывающий личностную характеристику и детско-родительские отношения;

      оздоровительный подход, направленный на укрепление психологического здоровья и оптимизацию двигательной активности;

      комплексность, позволяющая сочетать разные формы и направления  досуговых мероприятий;

      добровольное участие детей и их родителей в организации и проведении досуговых мероприятий;

      системность (систематическая организация и проведение досуговых мероприятий);

      обратная связь (обсуждение мероприятий).

Система организации досуговой деятельности:

Досуговые мероприятия реализовываются в разном численном составе (в связи с ограниченной площадью помещений, используемых для игровой и досуговой деятельности):

       ∙         в малых комнатах отдыха - группа детей (7-10 чел) + родителей (7-10 чел);

       ∙         в большой комнате отдыха - группа детей (10-15 чел) + родителей (10-15 чел);

       ∙         в актовом зале, на спортивной площадке  - все дети (до 30-40 чел.) + родители (до 30-40 чел).

Ведущий способ проведения досуга - организация коллективной творческой деятельности.

Формы организации:

      концерты и праздники;

      игровые программы;

      развлекательно-познавательные программы, викторины;

      спортивные и физкультурно-оздоровительные программы, эстафеты;

      соревнования и конкурсы;

      творческие мастерские и мастер-классы

Каждое мероприятие, исходя из общей цели и задач программы,  имеет конкретную цель, решает конкретные задачи, ориентировано на достижение определенных результатов.

Методы осуществления досуговых программ :

      игровые методы;

      хороводные игры;

      творческие задания;

      художественная самодеятельность и театральная импровизация;

      соревнования и конкурсы;

      метод интерактивного общения (видео, мультфильмы, аудиосказки).

Формы организации в социо-культурных учреждениях:

       ∙      концерты

       ∙      выставки

       ∙      экскурсии

              беседы

Методы осуществления досуговых программ в социо-культурных учреждениях:

       ∙      игровые методы

       ∙      творческие задания

       ∙      беседы

Режим реализации досуговых мероприятий:

Проведение досуговых мероприятий планируется 1 раза в месяц в соответствии с планом досуговых мероприятий;

продолжительность досуговых мероприятий в условиях комплексного центра составляет 60 минут.

Продолжительность досуговых мероприятий вне комплексного центра составляет 1,5-2 часа.

Формы организации работы с родителями:

  • наблюдение, анкетирование, индивидуальные беседы – сбор информации о семье, получение обратной связи от родителей об изменениях, которые они отмечают в детско-родительских отношениях, в поведении и развитии ребенка в ходе участия в досуговых мероприятиях;
  • активное привлечение родителей к подбору творческих идей, подготовке досуговых мероприятий  (подбор материала, изготовление рисунков, поделок), оказание помощи в изготовлении реквизита, костюмов и оформлении помещений;
  • непосредственное участие родителей в проведении досуговых мероприятий;

участие родителей в  социо - культурных мероприятих (экскурсиях, спектаклях, концертах, выставках);

  • получение родителями советов, рекомендаций и памяток по оптимизации детско-родительских отношений, повышению личностного и творческого потенциала.

Для большей эффективности в организации досуговой деятельности необходимо содружество, сотворчество и оптимальные взаимоотношения всех участников программы, лишь такой подход принесет от досуга ожидаемый результат.

Направления досуговой деятельности:

Все досуговые мероприятия носят разноплановый характер:

      ∙         развлекаем (создание атмосферы эмоционального комфорта и развитие коммуникативных способностей в процессе совместного межличностного взаимодействия,).

      ∙         объединяем (сплочение членов семьи и разновозрастного детского коллектива).

      ∙         воспитываем (укрепление нравственных ценностей, гуманное отношение к детям и пропаганда здорового образа жизни).

      ∙         обучаем (творческая и познавательная направленность мероприятий, педагогическое просвещение родителей в виде советов, рекомендации, памяток).

Социально-педагогические методы и технологии, используемые в досуговых мероприятиях:

      личностно-ориентированный подход к ребенку и его семье;

      дифференцированный подход;

      здоровьесберегающие технологии;

      игровые технологии;

      социо-культурные технологии.

Предполагаемый результат у детей:

      получение положительных эмоций, снятие эмоционального и физического напряжения и тревожности;

      развитие коммуникативной компетентности;

      рост социальной активности;

      обогащение словарного запаса и развитие разговорной речи;

      соблюдение правил культуры поведения в общественных местах;

      гармоничное развитие личности;

      осознание своих возможностей, способностей и способов их реализации;

      повышение творческого потенциала;

      приобретение практических умений и навыков в разных видах деятельности;

      повышение культуры взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями.

Предполагаемый результат для родителей:

      получение положительных эмоций, снятие эмоционального напряжения и тревожности;

      осмысление значимости досуга  в развития и самореализации личности ребенка;

      повышение родительских компетенций в развитии и воспитании детей;

      улучшение взаимоотношений с детьми;

      объединение и укрепление семей;

      осмысление значимости досуга  в оптимизации детско-родительских отношений;

      изменение позиции в отношении своего здоровья и здоровья детей;

      получение рекомендаций, советов и памяток по приобретению практических навыков организации досуговых мероприятий.

Семейный досуг способствует сплочению семьи, помогает детям и родителям лучше узнать друг друга, является мощным средством для восстановления физических и духовных сил, и формирования  личности. Организованный досуг помогает родителям понять принципы построения и проведения совместного отдыха и использовать их в рамках своей семьи.

Этапы реализации программы:

1. Диагностический этап (анкетирование и опрос).

2. Основной этап (непосредственная реализация мероприятий программы).

3. Заключительный этап (мониторинг с целью диагностики произошедших изменений, состояний и отношений участников после участия в программе, изучение мнений родителей и детей о реализации программы). 

         Тематическое планирование досуговых мероприятий: 2022год

месяц

мероприятия

форма проведения

место проведения

кол-во час

1. Диагностический блок

 

январь

первичная

диагностика

анкетирование,

опрос

КЦ

 

2. Реализация программы

 

Январь

Будем знакомы!

«Праздник Старый новый год»

развлекательная программа

Краеведческий музей

 

Февраль

«Весёлые старты»

спортивная программа

Спортивный зал школы

 2ч

Март

 «Масленица пришла»

развлекательная программа

мастер-класс

КЦ

 

Апрель

«Наш земляк Соболев А.П.»

экскурсия

Музей им. А.П Соболева

 1 ч

Май

«Моя семья»

фотомарафон

КЦ

Июнь

«Детство это я и ты»

развлекательная программа, посвященная Дню защиты детей

Детская спортивная

площадка

1 ч 

Июль

«День семьи, любви и верности»

фотомарафон

КЦ

Август

«День мыльного пузыря»

развлекательно-познавательная программа

КЦ

 

Сентябрь

«Здравствуй, школа»

развлекательно-познавательная программа,

мастер-класс

КЦ

 1ч

 

Октябрь

«Вместе с папой»

развлекательная программа

КЦ

 Ноябрь

«С Днем матери!»

развлекательно-познавательная программа,

мастер-класс

КЦ

 1

декабрь

«Зимние узоры или Как украсить дом всей семьей»

мастер-класс

КЦ

 1 ч.

3. Заключительный мониторинг

 

 

Тематическое планирование досуговых мероприятий: 2023год

 

месяц

мероприятие

Форма проведения

место проведения

кол-во час

1. Диагностический блок

 

январь

Первичная диагностика

анкетирование,

опрос

КЦ

 

2. Реализация программы

 

 Январь

«Рождественские посиделки»

игровая программа

КЦ

Февраль

«Во славу Отечества:

«Мальчиш-Кибальчиш»

познавательная программа,

просмотр мультфильма 

Детская библиотека

 1 ч.

«Эх, солдатушки - бравы ребятушки!»

конкурсная программа, посвященная Дню защитника Отечества

КЦ

Март

«Весна на мамочку похожа!»

праздник,

посвященный международному женскому дню

КЦ

Апрель

Семейный выходной:

«Читаем сказку»

развлекательная программа,

сказочные посиделки

Районная библиотека

1 ч.

Май

«День Победы»

праздничный концерт,

Конкурс рисунков

на асфальте

 

Краеведческий музей с. Смоленского

(летняя площадка)

 1 ч.

Июнь

«Здравствуй лето»

игровая  программа

Районный дом культуры

 2 ч.

Июль

« Всё начинается с семьи»

развлекательная программа

КЦ

(летняя площадка)

Август

«До свиданья, лето»

игровая программа

 Районный дом культуры

Сентябрь

«Приключения в Стране Знаний»

развлекательно-познавательная программа

КЦ

Октябрь

«Папа – моя гордость»

Праздничное мероприятие, посвященное Дню отца

Районный дом культуры

Ноябрь

«Я и мама»

фотомарафон

КЦ

в течении месяца

Декабрь

«Новый год у ворот»

Праздничное представление

Районный дом культуры

3. Заключительный мониторинг

 

 

Планирование досуговых мероприятий на 2024год

месяц

мероприятие

форма проведения

место проведения

кол-во час

1. Диагностический блок

январь

Первичная

диагностика

анкетирование,

опрос

КЦ

 

2. Реализация программы

Январь

«Волшебство в Рождество»

анимационная программа

КЦ

«Коляда,отворяй ворота!»

развлекательная программа

Детская библиотека

 

Февраль

«Весёлые старты»

спортивная программа

Спортивный зал школы

Март

«Вот какие наши мамы!»

Мастер-класс

КЦ

«Душа моя, Масленица»

развлекательная программа

КЦ

 1 ч.

Апрель

«День смеха -

вот потеха!»

развлекательная программа

КЦ

«Приглашение в

Веселую Мультландию»

развлекательная программа, просмотр мультфильма

«Бременские музыканты»

Детская библиотека

 1 ч.

Май

«Раз, два: горе – не беда!»,

«К защите Родины готовы!»

игровая программа,

детская выставка декоративно-прикладного творчества

КЦ

 1 ч.

Июнь

«Здравствуй, лето!»

игровая программа

Районный дом культуры

 2 ч.

Июль

«Спорт, здоровье и игра вместе всегда!»

физкультурно-оздоровительная программа

КЦ (детская летняя площадка)

«Я, ты, он, она - вместе целая страна!»

игровая программа

Районный дом культуры

Август

«Цветочная клумба»

творческая мастерская

КЦ

Сентябрь

«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями - много!»

развлекательно-познавательная программа

КЦ

Октябрь

«Бабушка рядышком с дедушкой»

праздничная программа

КЦ

Ноябрь

«Моя мама лучше всех!»

праздничная программа

Районный дом культуры

Декабрь

«Мы встречаем новый год»

творческая мастерская

КЦ

«Новогоднее приключение

в Зазеркалье»

развлекательная программа

Районный дом культуры

3. Заключительный мониторинг

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 Приложение 1

Уважаемые многодетные родители! Просим Вас принять участие в опросе, направленном на выяснение социального положения многодетных семей, их проблем, потребностей в социальной защите. Выбирайте только один ответ, который, по Вашему мнению, в наибольшей степени подходит.

Предлагаю Вам ответить на следующие вопросы:

1. Ваша семья многодетная, в ней воспитывается?
- 3 детей;
- 4 детей;
- 5 детей и более.
2. Образование родителей?
- среднее;
- среднее специальное;
- высшее профессиональное.
3. Мотивы планирования Вашей семьи?
- сознательная многодетность;
- рождение третьего (и последующих) детей - случайность;
- семья с крепкими религиозными традициями;
- другое_________________________________________________________
4. Полная ли у Вас семья?
- детей воспитывают мать и отец;
- детей воспитывает в основном мать, а отец отвечает за материальное обеспечение семьи;
- детей воспитывает в основном отец;
- другое____________________________________________________________
5. Что более всего заботит Вас в семье?
- низкий достаток;
- здоровье детей;
- отсутствие возможности оплачивать учебу детей в вузах;
- хорошая учеба детей;
- отсутствие возможности совместного выезда на отдых, лечение;
- другое_________________________________________________________
6. Формы проведения досуга в Вашей семье?
- занятия спортом;
- чтение литературы, газет, журналов;
- занятия настольными играми;
- просмотр теле- и видео-передач;
- занятия с компьютером;
- общение с близкими и друзьями;
- отдых на природе;
- другое________________________________________________________
7. Основные проблемы Вашей семьи?
- материальные;
- жилищно-бытовые;
- в сфере образования;
- психолого-педагогические;
- распределение обязанностей;
- отдых детей;
- трудоустройство родителей;
- другое______________________________________________________
8. Какой среднемесячный доход Вашей семьи?
- 10-15 тыс.руб;
- 15-20 тыс.руб;
- 20-30 тыс.руб;
- 30 и более тыс.руб.
- другое____________________________________________________
9. Удовлетворены ли Вы уровнем заработной платы?
- да;
- не совсем;
- нет.
10. Укажите основной источник дохода Вашей семьи?
- заработная плата;
- различные социальные пособия;
- пенсии;
- помощь родственников.
- другое_____________________________________________________
11. Как Вы считаете, хватает ли Вашим детям родительского внимания?
- да;
- нет;
- никогда не задумывались.
12. Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?
- да;
- не совсем;
- нет.
13. Каковы жилищные условия проживания Вашей семьи?
- съёмная квартира;
- своё отдельное жильё;
- в коммуналке.
14. Устраивают ли Вас условия проживания?
- да;
- нет;
- нам всё равно.
15. Обращаетесь ли Вы за помощью в социальные службы?
- да;
- нет, нам всего хватает.
16. Если да, то какие виды социальной помощи получает Ваша семья?
- бесплатное питание детей в школе;
- бесплатные проездные билеты;
- приобретение одежды, обуви для детей;
- путевки в оздоровительные лагеря;
- скидка при оплате за коммунальные услуги;
- бесплатное (льготное) посещение культурно-массовых мероприятий;
-другое_____________________________________________________
17. Какие учреждения социальной сферы и какие специалисты оказывают социальную помощь и поддержку Вашей семье?
- школа;
- социальный педагог школы;
- социальный педагог микрорайона;
- управление социальной защиты;
- отдел защиты детства;
- другое______________________________________________________

                           Приложение 2

Вопросы ведущих в обратной связи по итогам реализации программы:

                 -  Изменились ли ваши представления о семье, семейных правилах, традициях?

                    -  Что оказалось наиболее полезным для вашей семьи?

                    -  Как участие в программе повлияло на вашу жизнь?

                    -  Каким образом вы планируете внедрить в жизнь полученный на занятиях опыт?

                    -  Что хотите сказать друг другу после участия в программе?

Литература:

1 Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию

коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2015

2 Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2014

3 Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2015

4 Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации

внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М.,

2015 Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.

5 Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М.,

6 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего

образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2015

Серия: Стандарты второго поколения

7 Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-

8 Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.

Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.:

«Издательство ГНОМ и Д», 2015 – (В помощь психологу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении»

Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении» направлена на развитие современных технологий социальной реабилита...

Выступление на РМО "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении"

Презентация к докладу  "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении" 2015-2016 уч. год....

Работа воспитателя с семьями, находящимися в социально - опасном положении или в трудной жизненной ситуации

Решение проблем, преодоление трудностей и создание условий для социального становления  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации или  социально - опасном положении....

Алгоритм работы социального педагога с детьми и семьями находящимся в социально опасном положении

Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он прово...