азбука содержания животных
рабочая программа

Сторожева Елена Ивановна

Внеурочная деятельность Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_zhiv.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бархатовская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО:                                               СОГЛАСОВАНО:                      УТВЕРЖДАЮ:

на ШМО нач.кл.                                      « _____»  _____20____г.            Директор МБОУ «Бархатовская СОШ»

МБОУ «Бархатовская СОШ»                 Зам. директора по УВР               _____________

протокол №___от «___»_____20___г   ________ приказ №      «____»______20___г.

Рабочая программа

                          внеурочной деятельности по социальному направлению для

обучающихся 1-4 классов

« Азбука содержания животных»

3 класс «б»

ФИО

учитель:

с.Бархатово

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3

Пояснительная записка……………………………………………………….…..4

Учебный план……………………………………………………………………10

Календарно – тематическое планирование  1класс…………………………………..................................................................11

Содержание I года обучения……………………………………………..….….12

Календарно – тематическое планирование  2 класс……………………………...……………………………………………….12

Содержание II года обучения……………………………………………...…....15

Календарно – тематическое планирование  3 класс…………………………….….......................................................................16

Содержание III года обучения…………………………………………….…….17

Календарно – тематическое планирование  4 класс…………………………….….......................................................................18

Содержание IV года обучения………………………………………….………19

Методическое сопровождение…………………………………………….……20

Литература………………...……………………………………………………..21

                                                Введение.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую  в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В настоящее время законодательные документы, представляющие стандарты второго поколения, подчеркивают приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Процесс успешного приобретения  новых знаний далеко не определяет в целом процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализовываться в обществе. Направленность личности обуславливается направленностью процесса воспитания. Сегодня в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, воспитания социальной активности, личной инициативы, развития креативности и толерантности.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Содержание на начальном этапе задаётся стремлением детей установить в своих играх удобный для них очеловеченный (одушевлённый) порядок в мире вещей, событий, явлений и приспособить вещи, организовать ситуацию под себя, под свою индивидуальность.

В процессе такой свободной игры и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции.

                           Пояснительная записка.

Познавательный аспект деятельности — обязательный компонент любого вида деятельности. Совокупным предметом познавательной деятельности является вся реальность, ее продуктом — знание. В случае коллективного субъекта — это научное знание в целом; для индивида — индивидуальное знание, полученное, как правило, путем освоения основ научного знания, накопленного человечеством. Основным критерием выделения этой стороны  внеурочной деятельности в качестве самостоятельного направления является то обстоятельство, что без моделирования реальности, без передачи последующим поколениям и умножения знания никакая деятельность невозможна, т.к. она основана на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации.

       Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения к структуре программы воспитания и социализации обучающихся и примерной программы внеурочной деятельности обучающихся автора В.А. Ясвина. Рабочая программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению. Данная программа способствует формированию  экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного плана.

    Программа «Азбука содержания животных» рассчитана на проведение занятий один раз в неделю 2 четверти.

Цель программы: формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа даёт возможность его использовать.

Задачи: 

Расширить, углубить и систематизировать знания обучающихся о животных. Мотивировать к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о животных. Развивать мышление, любознательность, творческое воображение, наблюдательность, познавательный интерес, память. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к родному краю, к окружающему миру, формировать чувства ответственности за состояние окружающей среды, способствовать сплочению детского коллектива.

Актуальность. Ведения этого курса связана с проблемой детского творчества на фоне обостряющихся противоречий между деятельностью общества и состоянием окружающей среды. Хотелось творческую деятельность совместить с экологическим образованием и воспитанием. Программа включает широкий круг вопросов. Она включает усвоение знаний о животном мире. Она имеет направленность на приобщение детей к труду, а также включает практическую работу на занятиях. Внеурочная работа способствует развитию мышления у детей; закреплению знаний, полученных на уроках ознакомления с окружающим миром, эстетическому и экологическому воспитанию школьников.

Новизна. Занятия помогают удовлетворить естественный интерес к животным. В процессе занятий большое внимание уделяется изучению животного мира, наблюдению за животными, охрана. Программа составлена на четыре года и рассчитана на детей младшего школьного возраста.

На занятиях используются различные формы: беседы, конкурсы, фотоконкурсы ,викторины, игры, экскурсии. Программа предусматривает как коллективную и индивидуальную работу с детьми. Работа на занятиях делится на теоретическую и практическую часть. После изучения темы занятия, для ее закрепления, дети выполняют практическую работу (делают зарисовки, выполняют схемы, работу по карточкам).

Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с животным миром позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи.

Первый год обучения рассчитан на занятия с детьми, имеющими общие, поверхностные знания, поэтому темы рассматриваются обзорно, дети знакомятся с основными понятиями. Все знания даются с учетом общей подготовки детей.

Второй год обучения рассчитан на занятия с детьми уже имеющими достаточный объем знаний и дает более глубокие познания о животном мире.

Третий год обучения рассчитан на занятия с детьми, которые имеют достаточный объем знаний, которые закрепляют, пополняют и обобщают.

Четвертый год обучения рассчитан на занятия с детьми, которые имеют достаточно глубокие знания, обучающиеся закрепляют полученные знания и пополняют их. На данном этапе дети уже более самостоятельны: проводят наблюдения, работают над исследовательскими проектами, широко применяют полученные знания на практике.

Данная программа рассчитана на младший школьный возраст. Срок реализации программы 4 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Формы подведения итогов и контроля

        Контроль знаний, умений навыков проводиться и в занимательной форме: кроссворды, лото, ребусы, загадки.

Подведение итогов работы проходит в форме общественной презентации (выставка, состязание, конкурс, конференция, олимпиада викторина и т. д.).

К концу первого года дети должны знать:

  • внешние признаки животных;
  •  значение животных, птиц, рыб  в жизни человека,
  • основные сведения о домашних животных,
  • правила ухода за домашними животными,
  • историю одомашнивания животных;

Уметь:

  • определять названия животных по внешнему признаку по внешнему виду,
  • проводить самостоятельные наблюдения за животными
  • ухаживать за домашними животными,
  • составлять словарик терминов,
  • оформлять выставки и проекты,
  • уметь фотографировать животных,
  • составлять рассказ о животных и оформлять книжки – малышки.

К концу второго года обучения дети должны знать:

  • отличительные признаки животных;
  • основные сведения о животных;
  • традиции содержания животных у разных народов;
  • профессии собак;
  • профессии людей, связанные с собаками;
  • поведение животных;
  • основные группы животных;
  • основы воспитания и дрессировки животных.

Уметь:

  • устно описывать внешний вид животного;
  • распознавать представителей;
  • работать с определителями;
  • проводить наблюдения;
  • создавать стенгазеты.

К концу третьего года обучения дети должны знать:

  • характерные признаки  животных;
  • правила содержания животных;
  • правила и обязанности хозяев животных;
  • правила выбора и покупки животного;
  • правила ухаживания за животными;
  • правила кормления животных;

Уметь:

  • ухаживать за животными;
  • рассчитывать правильный рацион питания;
  • оформлять книжки – малышки;
  • описывать внешние признаки животных,
  • правильно оформлять проекты;

К концу четвертого года обучения дети должны знать:

  • характерные признаки животных;
  • основных представителей;
  • значение домашних питомцев в жизни человека,
  • основные сведения о домашних животных,
  • правила ухода за домашними животными,
  • психологию животных;
  • правила профилактики и преодоления проблем;
  • правила и методику дрессировки;
  • породы и виды животных;
  • правила оказания первой помощи животным.

Уметь:

  • проводить самостоятельные наблюдения за животными, вести дневник наблюдений,
  • ухаживать за домашними животными,
  • выполнять практические работы,
  • составлять рассказ и оформлять книжки – малышки;
  • описывать внешние признаки животных,
  • правильно оформлять  проекты и исследовательские работы;
  • создавать компьютерные презентации.
  • распознавать представителей;
  • работать с определителями;
  • оказывать первую помощь.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

·  Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

·  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

·  В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

·  Учится работать по предложенному учителем плану.

·  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

·  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

·  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

·  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.

·  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

·  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.

·  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

·  Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

·  Слушать и понимать речь других.

·  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

·  Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

·  Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.

·  Оценивать правильность поведения людей в природе.

·  Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.

·  Называть условия, необходимые для жизни животных.

·  Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.

·  Приводить примеры домашних животных своего края.

                                        УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

                               «Азбука содержания животных» .

п/п

Разделы программы

Годы обучения

1

2

3

4

1

Как животные оказались в нашем жилище?

2

2

2

2

2

Почему мы любим животных?

2

2

2

2

3

Собаки – самые верные друзья человека.

3

3

3

3

4

Кошки, которые не гуляют сами по себе.

3

3

3

3

6

Рыбы – самые тихие соседи.

2

2

2

2

7

Школа для ваших любимцев.

1

2

2

2

8

Мы в ответе за тех, кого приручили.

3

3

3

3

11

Итоговое занятие. Конференция, выставка.

1

1

1

1

Итого

17

18

18

18

                              Календарно – тематическое планирование

1 класс

п/п

Разделы и темы

Дата

1

Как животные оказались в нашем жилище?

1.1

Животные, которыми можно любоваться.

1.2

Животные, за которыми особенно интересно наблюдать.

2

Почему мы любим животных?

2.1

Красота и привлекательность животных.

2.2

Интерес к животным, их огромное разнообразие.

3

Собаки – самые верные друзья человека.

3.1

Основы практической кинологии – науки о собаках.

3.2

История одомашнивания.

3.3

Литература о собаках.

4

Кошки, которые не гуляют сами по себе.

4.1

Основы практической фелиологии – науки о кошках.

4.2

История домашней кошки.

4.3

Литература о кошках.

5

Рыбы – самые тихие соседи.

5.1

Основы аквариумистики.

5.2

Типы аквариумов.

6

Школа для ваших любимцев.

6.1

Животные в цирке.

7

Мы в ответе за тех, кого приручили.

7.1

Как собирать книги и статьи.

7.2

Рисование животных.

7.3

Рисование животных.

8

Итоговое занятие.

Содержание программы.

1 год обучения.

1. Как животные оказались в нашем жилище? Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать.

Практическая работа: Игра «Поле чудес» Домашние животные.

Конкурс рисунков: «Домашнее животное». Коллективная работа. Аппликация «Кошечка»

2.        Почему мы любим животных? Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие.

Практическая работа: конкурс эрудитов – любителей животных. Игра: «Угадай-ка».

3.        Собаки – самые верные друзья человека. Основы практической кинологии – науки о собаках.

Выставки. Литература о собаках.

Практическая работа: Работа со справочной литературой. Составление схемы «Первые домашние животные». Просмотр видеоматериалов, Работа с художественной литературой: стихи, загадки, пословицы, поговорки и др.

4.        Кошки, которые не гуляют сами по себе.

Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Литература о кошках.

Практическая работа: Работа со справочной литературой. Работа с художественной литературой: стихи, загадки, пословицы, поговорки и др. о кошках.

5.        Рыбы - самые тихие соседи. Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Литература по аквариумистике.

Практическая работа: Работа со справочной  литературой. Просмотр презентации «Виды аквариумов» Просмотр видеоматериалов

6.        Школа для ваших любимцев. Животные в цирке.

Практическая работа: Просмотр презентации о животных в цирке.

7.        Мы в ответе за тех, кого приручили. Как собирать книги и статьи.. Рисование животных. Конкурс «Мое домашнее животное»

Практическая работа: Подбор и изучение книг, статей, заметок о животных. Фоторепортаж. «Лучшее фото наших братьев меньших». Конкурс рисунков. Защита проектов. «Мое домашнее животное»

8. Итоговое занятие. Выставка. Подведение итогов занятий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

                            Календарно – тематическое планирование

2 класс

п/п

Разделы и темы

Дата

1

Как животные оказались в нашем жилище?

1.1

Традиции содержания животных.

1.2

Традиции содержания животных у разных народов.

2

Почему мы любим животных?

2.1

Животные, с которыми можно дружить.

2.2

Животные помогают сохранить здоровье.

3

Собаки – самые верные друзья человека.

3.1

Выведение различных пород.

3.2

«Профессии» собак.

3.3

Профессии людей, связанные с собаками.

4

Кошки, которые не гуляют сами по себе.

4.1

Особенности поведения кошек.

4.2

Породы кошек.

4.3

Удивительные истории о кошках и об их хозяевах.

5

Рыбы – самые тихие соседи.

5.1

Основные группы рыб:

5.2

Какие рыбы живут в аквариумах?

6

Школа для ваших любимцев.

6.1

Основы воспитания и дрессировки животных.

6.2

Как приучить собак и кошек к чистоплотности.

7

Мы в ответе за тех, кого приручили.

10.1

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными.

10.2

Что такое культура содержания животных.

10.3

Как достичь успеха в своём увлечении животными.

11

Итоговое занятие.

                                        Содержание программы.

2 год обучения.

1. Как животные оказались в нашем жилище? Традиции содержания животных. Традиции содержания животных у разных народов.

2.        Почему мы любим животных? Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье.

Практическая работа: конкурс эрудитов – любителей животных.

3.        Собаки - самые верные друзья человека. Выведение различных пород. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов,

4.        Кошки, которые не гуляют сами по себе. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах.

Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.

5.        Рыбы – самые тихие соседи. Основные группы рыб:

Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.

6.        Школа для ваших любимцев. Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности.

Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.

7.        Мы в ответе за тех, кого приручили. Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными.

Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.

8. Итоговое занятие. Выставка. Подведение итогов занятий. Подготовка выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

Календарно – тематическое планирование

3 класс

п/п

Разделы и темы

Дата

1

Как животные оказались в нашем жилище?

1.1

Животные-помощники: собака, лошадь.

1.2

Животные-помощники: верблюд, слон.

2

Почему мы любим животных?

2.1

Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство.

2.2

Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми.

3

Собаки – самые верные друзья человека.

3.1

Как выбирать собаку.

3.2

Воспитание щенка.

3.3

Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения.

4

Кошки, которые не гуляют сами по себе.

4.1

Как выбирать кошку.

4.2

Воспитание котят.

4.3

Как ухаживать за взрослой кошкой.

5

Рыбы – самые тихие соседи.

5.1

Выбор и покупка аквариума.

5.2

Уход за аквариумом.

6

Школа для ваших любимцев.

6.1

Представление об условных рефлексах.

6.2

Поощрение и наказание.

7

Мы в ответе за тех, кого приручили.

7.1

Законы, регулирующие правила содержания животных.

7.2

Права и обязанности хозяев животных.

7.3

Сопереживание, сочувствие и содействие животным.

8

Итоговое занятие.

Содержание программы.

3 год обучения

Как животные оказались в нашем жилище?

Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др.

Практическая работа:

2.        Почему мы любим животных?

Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми

Практическая работа: конкурс эрудитов – любителей животных.

3.        Собаки - самые верные друзья человека

Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов,

4.Кошки, которые не гуляют сами по себе

Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой.

Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.

5.        Рыбы - самые тихие соседи

Выбор и покупка аквариума. Уход за аквариумом.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.

6        Школа для ваших любимцев

Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание.

Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.

7.        Мы в ответе за тех, кого приручили

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным.

Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.

8. Итоговое занятие. Выставка

Подведение итогов занятий. Подготовка выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

Практическая работа: проведение выставки или презентации.

Календарно – тематическое планирование

4 класс

п/п

Разделы и темы

Дата

1

Как животные оказались в нашем жилище?

1.1

Отношение к животным первобытных людей.

1.2

Поклонение животным, священные животные.

2

Почему мы любим животных?

2.1

Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.

2.2

Конкурс эрудитов – любителей животных.

3

Собаки – самые верные друзья человека.

3.1

Психология поведения собаки.

3.2

Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями.

3.3

Конкурс проектов «Мой лучший друг», «Мое любимое домашнее животное».

4

Кошки, которые не гуляют сами по себе.

4.1

Что нужно кошке для хорошего самочувствия.

4.2

Что помогает подружиться с кошкой.

4.3

Кошачьи повадки

5

Рыбы – самые тихие соседи.

5.1

Правила покупки и транспортировки рыб.

5.2

Конкурс «Подводное царство».

6

Школа для ваших любимцев.

8.1

Правила дрессировки собак, основные команды.

8.2

Обучение домашних животных различным трюкам.

7

Мы в ответе за тех, кого приручили.

7.1

Как защищать животных от жестокого обращения.

7.2

4 октября – Всемирный день животных.

7.3

КВН « В мире животных»

8

Итоговое занятие.

Содержание программы.

4 год обучения.

1.Как животные оказались в нашем жилище? Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные.

Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.

2.        Почему мы любим животных?

 Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.

Практическая работа: конкурс эрудитов – любителей животных.

3.        Собаки – самые верные друзья человека

Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак.

4.        Кошки, которые не гуляют сами по себе. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Что помогает подружиться с кошкой.

Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.

Практическая работа: оформление места проживания хомячка.

5.        Рыбы - самые тихие соседи. Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. Разведение. Типичные ошибки.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.

6.        Школа для ваших любимцев. Правила дрессировки собак, основные команды. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.

Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.

7.        Мы в ответе за тех, кого приручили. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных. Дневник наблюдений и картотека.

Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.

8. Итоговое занятие. Конференция, выставка. Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации.

Методическое сопровождение.

      Во внеурочной деятельности используются различные формы организации воспитанников:

-   занятия-соревнования: конкурсы, КВНы, викторины, эстафеты;

- занятия, основанные на методах общественной практики: репортажи, устные журналы и газеты;

- занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентации, дискуссии;

           

     Кроме того, используются такие формы как различные сюжетно-ролевые игры, заочные путешествия, описания путевых заметок, творческие отчеты.

           

     Используются и различные методы организации занятий:

- словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог;

- наглядный метод обучения: наглядные материалы: рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы; демонстрационные опыты; видеоматериалы;

- метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; фото-видео съемка;

- исследовательские методы: проведение опытов; эксперименты;

- методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения (тренинг, упражнения); письменные работы (составление сообщений);

- методы проблемного обучения: проблемное изложение материала: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: - проектные и проектно-конструкторские методы обучения: разработка проектов; создание творческих работ;

- метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные; игра-конкурс, игра-путешествие, деловая игра;

        

       Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

иллюстративный и демонстрационный материал: таблицы;  набор карточек животных;

раздаточный материал: определители;

материалы для проверки освоения программы: тестовые задания по разделам программы, кроссворды, лото и др.

        Педагог должен создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

        В учебно-воспитательный процесс включаются воспитательные мероприятия, выставки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. – М., 1999.
  2. Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. – М., 1995.
  3. Дурова Н.Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. – М., 1993.
  4. Животные в доме: энциклопедия. – М., 1994.
  5. Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. – М., 1998.
  6. Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. – М., 1999.
  7. Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. – М., 1993.
  8. Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. – М., 1996.
  9. Старк К. Кошки и котята / К. Старк. – М., 1999.
  10. Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. – М., 1999.
  11. Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. – М., 1991.
  12. Хэрриот Дж. О всех созданиях – больших и малых / Дж. Хэрриот. – М., 1995.
  13. Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. – М., 2001.

14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"

Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста. Программа позволит подготовить дет...

Азбука содержания животных (кружок)

Кружок научно - познавательной деятельности.Соответствует новым требованиям ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" , 3 класс

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности доктора педагогических наук В.А. Ясвина.  Разрабо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука  содержания животных" составлена для младших школьников 9-10 лет....

Анализ кружка "Азбука содержания животных"

Выполнение учебного плана:Кружок «Азбука содержания животных»  научно-познавательное  направление.По программе учебных часов- 68,дано- 68 часов.Цель программы – удовлетворение познавательных...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (начальная школа) "Азбука содержания животных"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования  второго поколения для обучающихся 1-4 классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"

Программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" Программа рассчитана  на 2 года обучения....