Муниципальное педагогическое чтение Тема: "Воспитание экологической культуры младших школьников"
презентация к уроку (2 класс)

Туяна Сергеевна Кулакова

Создание условий для формирования экологической культуры младшего школьника на основе активной жизненной позиции. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

     Слайд 1    Добрый день, уважаемые коллеги. Я -  Кулакова Туяна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 6.

Представляю опыт работы по теме: «Воспитание экологической культуры  младших  школьников».

Слайд 2  Научиться ведать природу – значит приобщаться к ней, быть ей не чужим,  а близким, своим…

Д.М. Кайгородов

Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, красивую бабочку на цветке, крохотного паучка в густой траве. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

       Наблюдая за детьми во время  экскурсий,  я замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст обертку от конфеты или упаковку от выпитого сока. На мой вопрос: “Зачем?” они отвечают “А что я такого сделал? Так делают все и ничего страшного здесь нет”. Да, конечно, от одного брошенного фантика или сорванного цветка не случится экологическая катастрофа, но если так будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда мы потеряем – воздух, воду, землю.

       Слайд 3 

 Учитывая актуальность проблемы по воспитанию экологической культуры,  я решила, что целью моей работы должно стать создание условий для воспитания у детей бережного и ответственного отношения к природе.

Слайд 4 

Основной задачей  считаю:

воспитать экологически культурную личность через углубленные знания по краеведению и основам экологии.

Последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, А. П. Мамонтовой, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования.          

Слайд 5 

Как научить детей думать и действовать? Как спланировать и провести урок, чтобы каждый ребенок стал участником: слабый и сильный, одаренный и нежелающий учиться? Поэтому я выбрала для себя 4 приоритетных направления в работе:

  • Слайд 6 Познавательное направление работы включает цикл  мероприятий, которые способствуют расширению экологических знаний во время учебного процесса.
  • Слайд 7Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство обучающихся  с компонентами  природы в игровой занимательной форме.
  • Слайд 8Познавательно-практическое направление связано с практическими делами — посадкой деревьев и цветов, озеленением класса.
  • Слайд 9Исследовательское направление работы осуществляется в рамках: экскурсий, наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Слайд 10  В начальной школе  ведущим видом деятельности остаются игровые технологии. В практике работы использую игры экологического характера: спортивные игры на прогулке,  настольно- печатные – на кружке «Юные друзья лесничества»; загадки, викторины на уроках; сюжетно-ролевые игры.

Развитие образования невозможно представить без широкого внедрения в учебный процес информационных технологий, которые позволяют расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту природы, демонстрировать фотографии, видеоматериалы, аудиозаписи.

Технологию проектного обучения применяю с целью формирования навыков самостоятельности. Исследовательский проект - элемент научного творчества учащихся.  В прошлом году ребята участвовали в районном конкурсе «Первые шаги в науку».  Исследовательская работа «Варенье из сосновых шишек», Сагаян Дмитрий занял 3 место. В этом году принимали   участие 2 ученика  в районном конкурсе «Первые шаги в науку». Тема исследовательских работ «Чудо-растение Иван-чай» Чугунников Никита занял 2 место, «Сохраним елочку» Усков Егор, получил сертификат участника.

Слайд 11 Эффективность экологического образования определяется умелым сочетанием разнообразных видов деятельности. Самые яркие впечатления оставляют  экологические праздники 12 ноября отмечается «Синичкин день» с ребятами сделали обрывную аппликацию, покормили птиц, провели викторину. 20 марта «День воробья» ребята узнали об этом празднике впервые слепили воробушек и поселили их в домики, покормили птиц, наставники из школьного лесничества «Лесовичок» провели познавательную викторину о воробьях. 15 апреля «День экологических знаний» наставники из школьного лесничества провели викторину «Путешествие в мир Экологии», сделали с ребятами поделку. 22 апреля «День Земли» провели викторину «Земля наш дом», сделали поделку.

Слайд 12  Значимым шагом на пути формирования экологической культуры младших школьников, считаю участие в республиканской экологической акции «Очистим планету от мусора» нарисовали плакат заняли 1 место, «Сдай батарейку - спаси планету!» 2 место занял Усков Егор собрал 110 батареек, «Клумба Орлят» посадили семена цветов для украшения школьной территории.

В апреле месяце приняли участие ГБУ До "Ресурсный эколого-биологический центр Республики Бурятия" в Республиканской природоохранной акции "Защитим лес от пожаров". Григорьев Родион сочинил экологическую сказку «Сохраним леса Байкала». Именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны.  А также приняли участие в фотоконкурсе «Лес начинается с дерева», отправили 2 работы.

Воспитание экологической культуры немыслимо без экскурсий, наблюдений, исследований. Наблюдая и исследуя, мы часто приходим к выводу, что природа в опасности, она просит помощи и защиты. Мы видим, как загрязняется озеро Гусиное – выясняем причину этого. Иногда решить экологические проблемы мы не в состоянии. Хотя и в данном процессе есть важный момент – затронуты чувства ребенка: боль, сопереживание, желание помочь. Иногда мы можем оказать посильную помощь, проводя экологические акции. Стало традицией  ежегодно совместно со старшеклассниками  принимать активное участие в озеленении школы, днях древонасаждения, субботниках по уборке территории.

Слайд 14  Окрытое районное внеклассное мероприятие для молодых специалистов «Изготовление Травянчиков» Делилась опытом.

 Слайд 15 Творческое содружество  коллективов школы и  Набережной  городской  библиотеки способствует расширению кругозора и приобретению дополнительных знаний. В библиотеке ребята не только принимают участие  в различных мероприятиях, но и учатся добывать необходимую информацию.  С большим удовольствием принимают участие в акциях «День книгодарения», «Орлята помогают книгам».                                                    

Слайд 16 Достижения школьников. Успех работы педагога в значительной степени зависит от того, насколько ему удается добиться единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Родители и наставники, являются активными помощниками в формировании экологического опыта детей. Этому способствуют родительские собрания,  направленные  на экологическое просвещение родителей; выполнение совместных творческих работ; совместные походы в природу,  спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!» И если дети делают замечания взрослым за их подчас неправильное поведение в природе, значит главная цель воспитания достигнута.

Слайд 17 Мои достижения.

Слайд 18 «В наших детях – наша сила,

      внеземных миров огни.

          Лишь бы будущее было

              столь прекрасным, как они»

                                 Александр Николаев

Планы на будущее

Подводя итоги своей деятельности, на будущее  я ставлю следующие задачи:

  1. систематически изучать, обобщать и распространять передовой опыт учителей  по экологическому воспитанию;
  2. активизировать участие младших школьников в разнообразной опытно-исследовательской, природоохранной деятельности.

Формирование экологической культуры - важнейшая задача, и делать это надо доходчиво и ненавязчиво. Благодаря  планомерной работе изменилось отношение школьников  к природному окружению на более эмоциональное, этичное и деятельностное. В результате уменьшается число школьников, стремящихся взаимодействовать с природой только как с объектом красоты и пользы и возрастает число учащихся, желающих изучать природу и действовать с целью улучшения состояния природного окружения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности.

В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников....

«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».

В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....

выступление на педагогическом совете "Формирование экологической культуры младшего школьника"

Данный материал раскрывает систему работы учителя по формированию экологической культуры младшего школьника при работе по УМК "Начальная школа XX Iвека"...

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Культура технократического общества привела человечество к кризису. Но к ней же мы обращаемся и в надежде изменить ситуацию. В наше время человечество постоянно сталкивается с тяжелыми последствиями н...

СТАТЬЯ В СБОРНИК МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА "Модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях гуманитарной гимназии"

СТАТЬЯ В СБОРНИК МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА "Модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях гуманитарной гимназии"...