Доклад на тему: « Особенности формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта».
материал

Ермилова Марина Сергеевна

Навыки самообслуживания включают в себя широкий спектр умений: от личной гигиены до выполнения элементарных бытовых задач. Перечислены основные направления корекционно- воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания у детей младших классов. Раскрыты методы и  принципы работы по формированию навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ « Сявская корроекционная школа – интернат».

Доклад на тему:

« Особенности формирования навыков самообслуживания

у младших школьников

с нарушением интеллекта».

   

                                                                                                         Подготовила: воспитатель

                                                                                                         Ермилова

                                                                                                         Марина Сергеевна.

2025г

 «То, что ребенок сегодня умеет делать

 в сотрудничестве и под руководством,

 завтра он становиться способен

 выполнять самостоятельно.»

Выготский Л.С.

  Самообслуживание – обслуживание самого  себя, удовлетворение своих потребностей нужд  собственными силами.

  Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах у детей с нарушением интеллекта.

   У детей с нарушением интеллекта формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Препятствием в овладении ребенком простейшими жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания являются существенные отклонения в развитии моторики у детей с нарушением интеллекта уже в младенческом возрасте. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей игрушке, сидеть, стоять, передвигаться в пространстве. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка в ознакомлении с окружающим его предметным миром. Движения детей с нарушением интеллекта неловки , плохо координированы, чрезмерно замедленны или , напротив , импульсивны. В младшем школьном возрасте многие дети с нарушением интеллекта при поступлении в школу не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а так же зашнуровывание ботинок. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей.

   Навыки самообслуживания у школьников с нарушением интеллекта начинают формироваться под влиянием требований окружающих. Этот процесс требует значительных усилий со стороны родителей и воспитателей. Поэтому в семье, как правило,  идут по линии наименьшего сопротивления: родители сами раздевают, одевают, кормят ребенка. Однако существуют семьи, в которых родители пытаются ставить перед ребенком определенные  задачи и добиваются некоторых успехов или вообще не занимаются ребенком. Поэтому школьники с нарушением интеллекта имеют разный уровень  овладения навыками самообслуживания.

  В основу этой работы входит пошаговое обучение навыкам самообслуживания. Преимущества пошаговой системы состоит в том, что она позволяет  быстро и эффективно обучить ребенка с нарушением интеллекта  определенному навыку именно в том возрасте и в том объеме, в котором этот навык формируется в случае нормального развития. Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается  в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту.

  Навыки самообслуживания включают в себя широкий спектр умений: от личной гигиены до выполнения элементарных бытовых задач. Воспитатели школы – интернат  должны организовать процесс обучения так, чтобы каждый ребенок постепенно овладевал этими навыками, учитывая его индивидуальные особенности и потребности.

  При работе с детьми помощь воспитателя достаточно разнообразна:

- устная – слова , которые наталкивают ребенка  на требуемое действие;

-демонстрационная – показ  самого действия , чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на  устные указания. Например, при умывании дети берут сухое мыло  и, не намочив его , кладут на место , а затем открывают кран;

-наглядная – наглядные подсказки, наталкивающие на выполнение задания;

-физическая –физические действия, помогающие ребенку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна, например, застегнуть замок на куртке ,застегнуть пуговицы.

 Можно выделить следующие основные направления коррекционно- воспитательной  работы по формированию навыков самообслуживания у детей младших классов .

1.Формирование навыка пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей:

-учить правильно сидеть за столом, кушать аккуратно, во время приема пищи правильно пользоваться ложкой, убирать за собой посуду, правильно и чисто вытирать стол;

-учить различать предметы , необходимые для приема пищи, продукты питания;

-учить мыть руки перед едой, сервировать стол ( во время дежурства в столовой);

-знать., что нельзя есть немытые ягоды, овощи, фрукты.

2. Формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:

-учить различать и называть части (голова, глаза, волосы, нос, рот,  зубы, уши, шея, руки, ноги, живот, пальцы и т.д.) , так как большинство детей не знают, где находится пятка, локоть или колено);

Знать предметы санитарии  и гигиены и их место положение, учить , что мокрые полотенца  необходимо просушивать;

-учить пользоваться носовым платком.

3. Формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи:

-уметь заправлять за собой постель, при раздевании – научить складывать в определенной последовательности одежду на свою тумбочку;

-в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой , мыть руки с мылом после туалета, вытирать руки полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;

-приучать убирать помещения : вытирать пыль, поливать комнатные растения.

4.Формирование навыка одевания и раздевания.

В этом направлении решаются задачи: как и любой  навык самообслуживания , умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Поэтому необходимо:

-учить детей одеваться и обуваться самостоятельно, если необходимо , то дозированная помощь педагога, учить складывать и вешать снятую одежду и ставить на место обувь;

учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой ноги и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д.;

-учить правильно и последовательно одеваться ( нижнюю одежду, затем верхнюю одежду и обувь),самостоятельно застегивать  одежду. Учить детей следить за своим внешним видом, проверять застегнута ли одежда, не испачкана ли она.

5. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.

Привлекать детей к элементарному хозяйственно- бытовому труду:

-учить поддерживать порядок в группе, в классе;

-убирать и правильно складывать игрушки после игр;

-учить наводить порядок в тумбочке т шкафу;

-учить чистить свою одежду и обувь.

6. Формирование навыка культурного поведения. В этом направлении решаются следующие задачи:

-учить детей здороваться, прощаться; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность;

-воспитывать заботливое отношение к окружающим людям, товарищеские взаимоотношения друг с другом.

  Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта основывается на нескольких принципах.

•        Индивидуальный подход. Каждый ребенок с умственной отсталостью уникален, поэтому необходимо разрабатывать программу развития навыков самообслуживания исходя из его потребностей и возможностей.

•        Постепенное прогрессирование. Навыки самообслуживания развиваются постепенно и должны быть доступными для ребенка в зависимости от его возраста и уровня развития.

•        Позитивное подкрепление. Для стимулирования развития навыков самообслуживания необходимо использовать позитивное подкрепление, такие как похвала и поощрение.

•        Систематичность и последовательность. Развитие навыков самообслуживания требует постоянного повторения и практики. Важно создать систему повторений и последовательных заданий, чтобы ребенок мог освоить каждый навык поэтапно.

  Задача воспитателя – научить ребенка не только правильно выполнять определенные действия, связанные с самообслуживанием, но и добиться, чтобы данные действия перешли в привычку.

    Подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни, является главной задачей нашей работы.

  В самообслуживании перед ребенком младшего школьного возраста с нарушением интеллекта всегда ставиться конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него.

Результат, который он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности:

Так оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки- можно заниматься другим видом деятельности.

Каждый воспитанник убирает после игр игрушки, ставят по местам предметы быта. Знают, что каждой вещи – свое место. Воспитанники группы учатся аккуратно заправлять кровать, наводить порядок в тумбочках, в шкафах. Ежедневно воспитатель учит ребят быть опрятными, следить за своим внешним видом, школьной формой.

  Дети приобретают опыт разнообразных поступков, в которых отражается внимание  к сверстникам, стремление оказать им помощь, например, Алимов Глеб помогает заправлять кровать другим детям (Крылову Алексею). Появляется самостоятельность детей: они начинают совершать поступки по собственному желанию и задача педагога- похвалить, поддержать инициативу ребенка, вызвать желание поступать подобным образом. Наличие достаточных умений у детей позволяет воспитателю значительно повысить требования к качеству деятельности и ее темпу.

  Дети должны уметь  не только быстро одеваться и в определенной последовательности складывать вещи. Процесс одевания и раздевания должен отражать привычку к аккуратности, бережное отношение к вещам, потребность в чистоте и порядке. Воспитатель должен постоянно отмечать, как повешена одежда в раздевалке (вывернуты ли рукава пальто, куртки, сложен ли шарф и т.д.), позаботился ли ребенок  о том, чтобы намокшие вещи были положены для просушки, привел ли он в порядок в раздевальной комнате.

  Важно не спешить с резкими замечаниями или прямыми указаниями, которые могут обидеть ребенка и тем самым вызвать негативизм. Можно напомнить ребенку шепотом. С улыбкой. Он должен объяснять значение правильных поступков, отражающих культуру поведения.

 При работе с детьми педагог может напомнить стихи о Маше – растеряше, о человеке рассеянном с улицы Бассейной, различные ситуации, в которых проявилась неряшливость героя, вместе с ним посмеяться над таким человеком. Надо вызвать у детей желание не быть похожим на него. Оценивая то, например,  как ребенок повесил полотенце, заправил постель недостаточно сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчеркивание в данный момент достижений ребенка и того, что еще плохо получается. Надо иметь ввиду, что объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, стремление работать лучше, умение преодолевать трудности, добиваться результата. «Как хорошо, Лариса, что ты догадалась напомнить  Илье завязать шнурок у ботинка. А то он мог бы наступить на него и упасть». Девочке было очень приятно услышать, что она правильно поступила.

 Детям можно предлагать следующие игры и упражнения по формированию культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания:

Дидактические упражнения : «Держим ложку в правой ( левой) руке», «Чихая и зевая , закрываем рот рукой ( носовым платком)», «Делаем прическу», « Самый опрятный и чистый шкафчик», « Одеваемся сами», «Вымой кукле руки», « Уложи куклу Катю спать», «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя одевается»  и другие.

Сюжетно- ролевые игры: «Парикмахерская», «Покажем как мы накрываем на стол», «Учимся говорить «спасибо»», « Игрушки в гостях у ребят», «Готовим обед для кукол», « В гости кукла к нам пришла» и др.

Игры на мелкую моторику: «Учимся застегивать пуговицы, шнуровать, собирать лото и др.»

Так же в своей работе по формированию навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта мы используем Доску бизиборд, где дети учатся заплетать косички, зашнуровывать ботинок, застегивать молнию.

Речевое развитие : приобщение к словесному искусству , через  чтение художественной литературы:

А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский « Мойдодыр», «Федорино горе», Л.Воронкова « Маша- растеряша», З. Александрова «Что  взяла клади на место» и др.

Разучивание потешек: «Водичка, водичка», « Травка- муравка,» «Я обед съедаю сам», «Уж я косу заплету», «Зайка начал умываться»,  « Мы не ляжем рано спать» и др.

Чтение стихов: П.А.Синявский  «Кто не умывается «, М. Д. Яснов «Я мою руки», В. Орлов « Хрюшка обижается», Э.Мошковская  «С добрым утром» и др.

Беседы , рассматривание иллюстраций : «Одежда», «Обувь», «Посуда».

  Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия  и их последовательности. 

«Посмотри, Лариса, как я буду умываться чисто и аккуратно. Я сначала заверну рукава, потом смочу руки водой. Вот так»- говорит воспитатель и сопровождает свои действия пояснениями.

  Подробный показ и объяснение научит детей точно следовать необходимому способу действий, то есть исполнительности. Очень важно при обучении приемам одевания , умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и тот же способ , одну и ту же последовательность действий.

  Навыки самообслуживания, как и любые другие, образуются не сразу. По мере формирования навыков воспитатель постепенно переходит от показа к словесному объяснению. « Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила». Но важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполнили работу. Необходимо учить детей, чтобы они проявляли внимание, помощь, заботу к другим.

  В организации формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания младших школьников с нарушением интеллекта необходимо единство требований со стороны всего пед.коллектива.

  Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов умывания, одевания, еды.

  Четкий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребенка с самого раннего возраста.

Развитие навыков культуры поведения предусматривает выполнение воспитанником норм правил общения со сверстниками и взрослыми, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а так же вежливое поведение в быту, в общественных местах. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность.

 Большую роль в судьбе детей с нарушением интеллекта играет труд. Труд служит эффективным средством коррекции умственных, физических, личностных нарушений воспитанников.

Конечно педагогу очень важно самому быть примером доброты, справедливости, образом для подражания; видеть движение души ребенка, его скрытые мотивы. Воспитанники проводят в школе большую часть времени, и воспитатель может сделать день ребенка днем восхищения и сказки, а может омрачить его грубым замечанием, одергиванием.

Формирование навыков культурного поведения – дело не простое, требует знание педагогических приемов. В работе нужна последовательность и настойчивость. Очень важно, чтобы режим дня и вся повседневная жизнь была наполнена содержательной деятельностью, общением, упражняла бы детей в нравственных поступках.

  Необходимо приучать детей здороваться со сверстниками, воспитателем, сотрудниками школы. В данном случае используется утренний приход в школу и встречи в течении дня с персоналом нашей школы. Многократные упражнения помогают воспитанникам осознать общее правило: «Если увидел человека впервые за день. необходимо поздороваться», такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Одни здороваются охотно и приветливо, другие нуждаются в постоянном напоминании. В нашей школе – интернат работа в этом направлении проводится ежедневно.

  Заключение.

   Итак, воспитание навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта – это пошаговое обучение навыкам самообслуживания, длительный процесс, требующий от педагогов, в первую очередь, терпения.

  В связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться (нуждаются в постоянном закреплении). Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т.е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания необходимо планировать ежедневно в режиме дня, что у нас и происходит.

  Формирование у детей с нарушением интеллекта культурно – гигиенических навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует  правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье  окружающих.

  Таким образом, формирование навыков самообслуживания является важным аспектом в воспитании детей с нарушением интеллекта. Эти навыки помогают детям стать более самостоятельными, успешными и уверенными в себе, а также улучшают их качество жизни и социальную адаптацию.

   СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.Петрова.В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями  в развитии?- М.: Флинта , 1998.-104 с.

2.Мачихина В.Ф. Организованно-педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.,Дефектология.-1992.-№ 4- С.19

3. Комарова ,Т.С. Трудовое воспитание детей школьного возраста,М.: Просвещение, 2008.

 4.Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.2000.-№1. – С.24-26.

5.Катаева А.А.,  Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М.:Просвещение,2001.- 144с.

6.Екжанова Е.А.,Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- М.:Просвещение,2003.- 284с

7.Скворцова В.О. Формирование навыков самообслуживания и навыков культурного поведения у младших школьников с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогические науки. ( статья).,№54-2.2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста".

Примерное тематическое планирование дидактических игр, упражнений по формированию графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста, диагностика уровня сформиро...

Особенности формирования навыка чтения младших школьников

Статья на тему :Особенности формирования навыка чтения младших школьников....

Доклад на тему "Развитие проектных навыков у младших школьников".

В докладе говорится о том, какую работу надо проводить учащимся, чтобы подготовить проект. Рассказывается об основных этапах проекта, о трудностях  этой работы. Учи...

Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»

Формирование социальных навыков на уроках социально-бытовой ориентирови у детей с умеренной умственной отсталостью...

Научная статья на тему " Особенности формирования навыка чтения младших школьников"

Определение  оптимальных сроков обучения детей чтению  остаётся одним из наиболее дискуссионных вопросов на сегодня....

Статья на тему "Особенности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости."

В статье описаны особенности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости....

Представление педагогического опыта на тему "Формирование грамматических умений и навыков у учащихся с нарушениями интеллекта"

Речевая деятельность детей данной группы развивается по тем же самым законам, что и речь детей с нормальным интеллектом. Однако это развитие идет довольно своеобразно, поскольку оно осуществляет...