Отчет по самообразованию
материал (4 класс)

Писаренко Анастасия Валентиновна

Отчет по самообразованию Писаренко Анастасии Валентиновны учитель начальных классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

Тема: «Использование технологий проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика»

Писаренко Анастасия Валентиновна

МБОУ СОШ №88 с УИОП

Учитель начальных классов

Воронеж, 2025

Введение

Цель самообразования: изучение и внедрение технологий проблемного обучения для повышения познавательной активности учащихся и качества образовательного процесса.

Задачи самообразования:

Изучить теоретические основы проблемного обучения;

Освоить методики и технологии проблемного изложения материала;

Разработать систему проблемных заданий для учащихся;

Внедрить элементы проблемного обучения в образовательный процесс;

Проанализировать эффективность применения данной технологии.

В условиях современного образования важным аспектом является активизация познавательной деятельности учащихся. Одним из эффективных методов повышения познавательной активности является технология проблемного изложения материала. В ходе самообразования мной изучены основные принципы и приемы проблемного обучения, а также возможности их применения на уроках для развития самостоятельного мышления и интереса к учебному предмету.

Теоретическая основа проблемного изложения материала

Проблемное изложение предполагает предоставление ученикам не только информации, но и проблемных вопросов, задач, требующих анализа, сравнения, выработки собственного мнения. Это обеспечивает переход от пассивного восприятия к активной познавательной деятельности, способствует формированию критического мышления и навыков самостоятельного поиска решений.

Ключевые элементы технологии проблемного изложения:

- постановка учебной проблемы через вопросы или проблемные ситуации,

- побуждение к обсуждению и рассуждению,

- использование проблемных заданий и диалогов,

- организация поиска информации и ее осмысление учащимися.

Практическое применение технологии

В процессе самообразования мной были изучены и апробированы различные формы и методы реализации проблемного изложения в учебной деятельности:

- разработка проблемных заданий, которые вызывают у учеников затруднение, требующее интеллектуального усилия,

- создание методических рекомендаций для проведения проблемных диалогов, стимулирующих обмен мнениями,

- использование дидактических материалов для создания проблемных ситуаций и моделирования реальных задач,

- составление план-конспектов уроков, интегрирующих элементы проблемного обучения.

Результаты и выводы

Использование технологий проблемного изложения материала значительно повышает уровень познавательной активности учеников, способствует развитию их критического мышления и умения самостоятельно анализировать и принимать решения. Учащиеся становятся более заинтересованными и вовлеченными в учебный процесс, проявляют инициативу и творческий подход к решению учебных задач.

Проблемное обучение не только обогащает знания, но и формирует универсальные учебные действия, необходимые для успешной адаптации в быстро меняющемся мире.

Заключение

Внедрение технологий проблемного изложения на уроках является эффективным способом развития познавательной активности учащихся. Результаты самообразования подтверждают необходимость системного использования этого метода для повышения качества образования и формирования у учеников умения учиться самостоятельно и ответственно.

Отчет подготовлен на основе изученной научной литературы, методических материалов и собственного практического опыта.

Список литературы

1. Верещагина Т.В. Проблемное обучение в школе. – М.: Просвещение, 2018. – 176 с.

2. Смирнова Е.В. Развитие познавательной активности учащихся средствами проблемного обучения. // Педагогические науки. – 2019. – № 2. – С. 45-52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию по теме: «Методы и приёмы формирующие УУД младших школьников в процессе воспитания»

Технологии  РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качест...

Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам».

Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам»....

отчет по самообразованию

отчет на м/о по теме самообразования  "Здоровьсберегающие компоненты учебного процесса в начальной школе"...

Отчет по самообразованию

Отчет по самообразованию по теме "Развитие творческого потенциала младших школьников как способ положительной мотивации учения"...

Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»

Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной  деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс    умений и нав...

Отчет по самообразованию учителя начальных классов Бутенко Елены Эдуардовны 2014-2015 учебный год

        С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам.  Перед собой я поста...

Отчет по самообразованию

Эта тема мне была интересна....