Отчет по самообразованию
материал (4 класс)
Отчет по самообразованию Писаренко Анастасии Валентиновны учитель начальных классов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
Тема: «Использование технологий проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика»
Писаренко Анастасия Валентиновна
МБОУ СОШ №88 с УИОП
Учитель начальных классов
Воронеж, 2025
Введение
Цель самообразования: изучение и внедрение технологий проблемного обучения для повышения познавательной активности учащихся и качества образовательного процесса.
Задачи самообразования:
Изучить теоретические основы проблемного обучения;
Освоить методики и технологии проблемного изложения материала;
Разработать систему проблемных заданий для учащихся;
Внедрить элементы проблемного обучения в образовательный процесс;
Проанализировать эффективность применения данной технологии.
В условиях современного образования важным аспектом является активизация познавательной деятельности учащихся. Одним из эффективных методов повышения познавательной активности является технология проблемного изложения материала. В ходе самообразования мной изучены основные принципы и приемы проблемного обучения, а также возможности их применения на уроках для развития самостоятельного мышления и интереса к учебному предмету.
Теоретическая основа проблемного изложения материала
Проблемное изложение предполагает предоставление ученикам не только информации, но и проблемных вопросов, задач, требующих анализа, сравнения, выработки собственного мнения. Это обеспечивает переход от пассивного восприятия к активной познавательной деятельности, способствует формированию критического мышления и навыков самостоятельного поиска решений.
Ключевые элементы технологии проблемного изложения:
- постановка учебной проблемы через вопросы или проблемные ситуации,
- побуждение к обсуждению и рассуждению,
- использование проблемных заданий и диалогов,
- организация поиска информации и ее осмысление учащимися.
Практическое применение технологии
В процессе самообразования мной были изучены и апробированы различные формы и методы реализации проблемного изложения в учебной деятельности:
- разработка проблемных заданий, которые вызывают у учеников затруднение, требующее интеллектуального усилия,
- создание методических рекомендаций для проведения проблемных диалогов, стимулирующих обмен мнениями,
- использование дидактических материалов для создания проблемных ситуаций и моделирования реальных задач,
- составление план-конспектов уроков, интегрирующих элементы проблемного обучения.
Результаты и выводы
Использование технологий проблемного изложения материала значительно повышает уровень познавательной активности учеников, способствует развитию их критического мышления и умения самостоятельно анализировать и принимать решения. Учащиеся становятся более заинтересованными и вовлеченными в учебный процесс, проявляют инициативу и творческий подход к решению учебных задач.
Проблемное обучение не только обогащает знания, но и формирует универсальные учебные действия, необходимые для успешной адаптации в быстро меняющемся мире.
Заключение
Внедрение технологий проблемного изложения на уроках является эффективным способом развития познавательной активности учащихся. Результаты самообразования подтверждают необходимость системного использования этого метода для повышения качества образования и формирования у учеников умения учиться самостоятельно и ответственно.
Отчет подготовлен на основе изученной научной литературы, методических материалов и собственного практического опыта.
Список литературы
1. Верещагина Т.В. Проблемное обучение в школе. – М.: Просвещение, 2018. – 176 с.
2. Смирнова Е.В. Развитие познавательной активности учащихся средствами проблемного обучения. // Педагогические науки. – 2019. – № 2. – С. 45-52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию по теме: «Методы и приёмы формирующие УУД младших школьников в процессе воспитания»
Технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качест...
Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам».
Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам»....
отчет по самообразованию
отчет на м/о по теме самообразования "Здоровьсберегающие компоненты учебного процесса в начальной школе"...
Отчет по самообразованию
Отчет по самообразованию по теме "Развитие творческого потенциала младших школьников как способ положительной мотивации учения"...

Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»
Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и нав...

Отчет по самообразованию учителя начальных классов Бутенко Елены Эдуардовны 2014-2015 учебный год
С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам. Перед собой я поста...

