Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Расту здоровым!"
календарно-тематическое планирование по зож (1 класс) по теме

Пичуева Марина Владимировна

   Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.

    Программа по внеурочной деятельности оздоровительного направления «Расту здоровым!» составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

внеурочной деятельности

 «Расту здоровым!»

для 1 класса

 

Составила учитель

1 «Б» класса

МКОУ БСОШ №7

Пичуева М. В.

2013-2014 уч.год

Программа

   Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.

    Программа по внеурочной деятельности оздоровительного направления «Расту здоровым!» составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения. Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Это Закон РФ «Об образовании» (ст.2, ст.51), Закон «О санитарно-эпидемологическом благополучии населения» (ст.28), Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

    Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Ученые утверждают, что полностью избежать переутомления от учебных нагрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое  утомление. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства  восстановления работоспособности.  

     «Здоровье это еще не все, но все без здоровья — ничто», — гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.

    Идея здоровьесбережения учащихся в образовании — красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник.

   

В процессе реализации программы «Расту здоровым!»  должны быть сформированы:

·          понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;

·         отношение к здоровью как к ценности;

·         целостное представление о человеке;

·         навыки управления своим здоровьем;

·         знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений;

·         навыки оказания первой медицинской помощи;

·         культура межличностных отношений;

·         навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях;

·         стратегии и технологии саморазвития.

 

Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.

3. Индивидуально - дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.

   Во время составления программы «Расту здоровым!»   учитены основные требования    здоровьесберегающей педагогики, разработанные  В. И. Ковалько:

1.Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса использованием последних достижений передовой  педагогической практике с учетом вопросов здоровьесбережения.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и  специфических.

3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавате6льной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществления связей с ранее изученными знаниями и умениями.

5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.

6. Логичность и эмоциональность всех этапов   учебно-воспитательной деятельности.

7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий «физкультминуток и подвижных игр».

8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в  зависимости от конкретных условий проведения урока.

10. Формирования умения учиться, заботиться о своем здоровье.

 11.  Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование,                                                                                                                                                             планирование и контроль каждого урока с учетом особенности   развития учащихся.

Также использованы  оздоровительные элементы следующих технологий:

- физкультурно- оздоровительные технологии  С.В. Колесниковой 

-технология звуковой психорегуляции  М.Л. Лазаревой

-массажные технологии  А.А. Усманской

 Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Цель и задачи программы курса «Расту здоровым!»

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

-сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

-формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, -безопасной жизни, физического воспитания;

-обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

-научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

-добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Особенности программы

 Данная  программа строится на принципах:

Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую и инновационную  направленность курса.

Планируемые образовательные результаты:

- Предметные результаты - научатся формулировать основные правила гигиены и здорового образа жизни; обосновывать необходимость их соблюдения; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу каждого урока ЗОЖ и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

- Личностные результаты — формирование бережного отношения к своему здоровью и установки на безопасный, здоровый образ жизни; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог;

- Метапредметные результаты — овладеть начальными сведениями об особенностях своего организма и здорового образа жизни; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  обучающиеся должны знать:

основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

основы рационального питания;

правила оказания первой помощи;

способы сохранения и укрепление  здоровья;

основы развития познавательной сферы;

свои права и права других людей;

соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

различать “полезные” и “вредные” продукты;

использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

заботиться о своем здоровье;

находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

применять коммуникативные и презентационные навыки;

использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

находить выход из стрессовых ситуаций;

принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

отвечать за свои поступки;

отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

             В результате реализации программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Сочетание элементов современных образовательных технологий

в структуре урока

№ п/п

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Методы и приёмы

1

Актуализация знаний

Игровые технологии

- Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

-Совместная деятельность

- Эвристическая беседа

Здоровьесберегающий подход

-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

- Психогимнастика

-Алгоритмическая разминка

2

Сообщение темы и целей урока

Проблемное  обучение

 Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

- Работа в группах, парах

- Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

3

Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках)

Гуманно-личностная   технология

- создание ситуации успеха

Компетентностно- ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах. парах

Информационно-коммуникативные технологии

- знакомство с новым материалом на ПК

- разноуровневые задания на ПК

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

Игровые технологии

Игровая ситуация

Проблемное  обучение

Создание проблемной ситуации

4

Физкультминутка

Здоровьесберегающий подход

Гимнастика для тела,  слуха, глаз; танцевально-ритмические  паузы  (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

5

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

-разноуровневые задания

Информационно-коммуникативные технологии

-Тестирование на ПК

-разноуровневые задания на ПК

6

Подведение итогов урока.

Педагогика сотрудничества

 - коллективный вывод

 - подведение итогов в паре (сравнение)

Гуманно-личностная   технология

- создание ситуации успеха

7

Рефлексия

Гуманно-личностная   технология

- создание ситуации успеха

Здоровьесберегающий подход

Тренинг «Я смог…что не получилось?»

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации

программы внеурочной деятельности «Расту здоровым!»

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  обучающиеся должны

знать: 

основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

основы рационального питания;

правила оказания первой помощи;

способы сохранения и укрепление  здоровья;

основы развития познавательной сферы;

свои права и права других людей;

соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

различать “полезные” и “вредные” продукты;

использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

заботиться о своем здоровье;

находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

применять коммуникативные и презентационные навыки;

использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

находить выход из стрессовых ситуаций;

принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

отвечать за свои поступки;

отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

  Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Планирование системы занятий курса «Расту здоровым!»

внеурочной деятельности    для 1 класса

Тема занятия

Нетрадиционные и инновационные приёмы и методы

Практическая работа

1

Вода- наш друг и помощник

Релаксация под шум водопада

Составление алгоритма правильного мытья рук

2

Мои помощники- глаза

Электронные упражнения для глаз

Проведение опыта со светом

3

Слух- большая ценность для человека

Самомассаж ушей

Опыты на определение слуховой чувствительности

4

Чтобы зубы не болели!

Презентация «Полезные продукты»

Практикум «Как правильно чистить зубы»

5

От улыбки станет всем светлей

Просмотр мультфильма «Улыбка»

Работа с зеркалом

6

Руки и ноги- рабочие инструменты человека

Мультимедийная игра «Собери пословицу»

Массаж пальцев

7

Встреча с фельдшером « Поговорим о здоровье»

Презентация

Измерение роста, веса уч- ся «Пишем картину класса»

8

Надёжная защита организма

Презентация «Первая помощь при повреждениях кожи»

Работа с лупой

9

Наше питание

Презентация «Вредные продукты»

Опыт»Что мы едим?» (определяем жирность пищи)

10

Сон- лучшее лекарство

Расслабляющая релаксация под пение птиц

Исследовательская работа «Плохо- хорошо»

11

Наше настроение

Цветовое тестирование

Игра «Любишь- не любишь»

12

Моя школьная жизнь

Просмотр и обсуждение выпуска «Ералаш»

Игра «Какой ты ученик»

13

Скажем «НЕТ!» вредным привычкам

Проведение тренинга против вредных привычек

Конкурс рисунков «Дым вокруг от сигарет, мне в том доме места нет!»

14

Скелет- опора человека

Мультимедийная зарядка

Подвижные игры на воздухе

15

Правильная осанка- здоровая спина

Занятия с мешочками, сенсорным мячом

Исследовательская работа «Что нужно делать, чтобы осанка была правильной?»

16

Спортивные соревнования «Мы за ЗОЖ!»

17

Если хочешь быть здоров- закаляйся

Занятие на сенсорном коврике

Конкурс рисунков «Мы дружим с физкультурой!»

18

Правила поведения на воде

Презентация «Правила поведения на воде»

19

Подвижные игры на свежем воздухе «Мои забавы»

20-21

Очень любим мы поход!

22-24

Конкурс творческих проектов «Моя школа здоровья»

Презентации

Круглый стол

Литература

1.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.

2. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.

 3. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.

4. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

 5. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.

6. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.

 7. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.

8. Ковалько В. И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2007 г.

9. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1999

10. Обухова Л.А. Школа докторов природы,ВАко- 2013

11. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.

12. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997

13. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997

14. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности Уроки здоровья

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности Уроки здоровья...

Рабочая программа (авторская) по внеурочной деятельности «Разговор о здоровом питании» для 1 - 4 классов (здоровьесберегающее направление)

Рабочая программа (авторская) по внеурочной деятельности "Разговор о здоровом питании" для 1-4 классов (здоровьесберегающее направление)...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Уроки доктора Здоровье" для 1-4 кл. 2016-2017г.

"Уроки доктора Здоровье". Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 1-4 кл....

рабочая прграмма по курсу внеурочной деятельности "Здоровое питание"

Рабочая программа составлена на основе:  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобраз...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 1 класс

Рабочая программа по  внеурочной деятельности для учащихся 1 класса  "Азбука здоровья"...

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям "Здорово быть здоровым"

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям "Здорово быть здоровым" для детей с ОВЗ  на 2020-2021 учебный год...