Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Три + два"
проект по зож по теме

Авдеева Ольга Борисовна

   Давно известно, что во время летних каникул происходит разрядка накопив-

шейся за год напряженности, восстановления израсходованных сил, здоровья,

развития творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь

с дневным пребыванием детей.

     

Эта программа пришкольного оздоровительного лагеря была реализована в 2005-2007 учебном году. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_dva.docx80.18 КБ

Предварительный просмотр:

Детство - важнейший период в человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая,

яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, как прошло детство,  кто вёл ребёнка

за руку в детские годы, что вошло в его разум

и сердце из окружающего мира - от этого в реша-

ющей степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш.

I. ВВЕДЕНИЕ

   В настоящее время общество осознало необходимость осуществления

культурных целей образования, ориентированных на личность и её самораз-

витие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздорови-

тельных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового

объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители могут

предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный

отдых.

   Давно известно, что во время летних каникул происходит разрядка накопив-

шейся за год напряженности, восстановления израсходованных сил, здоровья,

развития творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь

с дневным пребыванием детей.

   Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровление  и занятости детей была вызвана:

  - 2005 - 2006 учебный год объявлен годом Спорта и туризма;

 

- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников

в условиях нашего села;

 

   - обеспечением преемственности в работе лагеря с внеклассными меропри-

ятиями школы;

 

 - модернизацией старых форм работы и введением новых;

   

- необходимостью использования богатого творческого потенциала детей

и педагогов в реализации целей и задач программы.

   Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные дости-

жения в науке, искусстве, так и проблемы в различных  областях общественной

жизни ( загрязнённая экология, хронические заболевания).  Истина гласит,

что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической

устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно

преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности.

Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового физи-

чески крепкого ребёнка и развития в нём творческих способностей.

   Анализ здоровья воспитанников школы свидетельствует о том, что больше

половины из них имеют различные болезни. Самые распространенные:

сколиоз, нарушение осанки, ослабленное зрение, простудные заболевания.

   Необходимо учитывать, что на состояние здоровья влияет и такой фактор,

как социальная среда. Большинство воспитанников школы живут в неполных

и многодетных семьях, у некоторых из них родители - пенсионеры. В половине

таких семей доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и

скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах

оздоровления детей.

    Понятие "здоровый образ жизни" необходимо закладывать ещё в детстве.

По опросам детей, родителей многих из них ищут спасение в медикаментах,

недооценивая силу воздействия на организм и эффективности таких факторов,

как двигательная активность, основы самомассажа.

   Основная идея программы "ТРИ + ДВА" - через игру формировать интерес

у учащихся к русской культуре, к  своим истокам, к разным странам, их обычаям,  

тенденции и установки к здоровому образу жизни.

   Данная программа адресована детям 6 - 15 лет.

На базе муниципальной Маргенауской общеобразовательной средней школы

существуют условия для реализации данной программы и организации

летнего лагеря дневного пребывания. Перед зданием школы расположен

большой парк, спортивная площадка, пришкольный участок, теплица, большое

количество цветочных клумб.  Для проведения спортивных и досуговых

мероприятий имеются: игровая комната, в которой имеется телевизор и видео-

магнитофон, рекреации школы и спортивный зал(мячи, скакалки, обручи).

   Для организации мастерских оборудованы кабинеты труда, технического

моделирования, изо, актовый зал.

II. ЦЕЛЬ

   Учитывая всё вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздорови-

тельного лагеря ставит перед собой следующие цель  и задачи:

   Цель: создание оптимальных  условий, обеспечивающих полноценный

отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

   Задачи:

   1. Организовать систему оздоровительных мероприятий, способствующих  

       укреплению навыков к здоровому образу жизни.

   2. Организация интересного, полноценного отдыха ребят.

   3. Создание необходимых условий для раскрытия и развития творческого

       потенциала каждого ребёнка.

  4. Формирование самостоятельности, ответственности за свою деятельность.

   5. Развить различные формы общения в разновозрастных группах.

III. СОДЕРЖАНИЕ

   Реализация целей и задач программы состоит в организации трёх темати-

ческих недель:

  1. Неделя знакомства с русскими традициями, играми, сказками, мероприятия,

      посвященные Дню России.

   2. Неделя знакомства с разными странами, народами, их обычаями, играми,

       песнями "Морское путешествие".

   3. Неделя  спорта, туризма, пропаганды чистоты и здорового образа жизни

       "Здоровляндия".

   Ребята  делятся на отряды (состав, которых постоянен). Каждый отряд

  придумывает себе название, девиз в соответствии с тематикой недель.

   Жизнь лагеря  строится по следующим ЗАКОНАМ:

Закон здоровья- Всегда мы здоровы,

С зарядкой дружны,

Нам спорт с физкультурой

Как воздух нужны.

Закон чистоты -

Лагерь наш - наш общий ДОМ,

Чистоту храните в нём.

Закон общения -

Уважай чужое мнение!

Так гласит закон общения!

"Младший брат" всегда молчит,

Когда старший говорит!

Закон трудолюбия -  Здесь лениться не годится,

     Ты всегда должен трудиться!

Закон поднятой руки - Если поднята рука -

        Значит все молчат пока.

Закон вежливости - Говорите всем при встрече:

       "С добрым утром! Добрый вечер!"

Закон территории -  Без вожатых никогда

         Не уходим никуда!

Закон природы -

Мир природы - мир прекрасный,

Не губи её напрасно.

Закон творчества -  Верь в себя - твори и пробуй,

        Не горюй и не ленись -

        За "Овацию" борись!

   Законы лагеря едины  на всех этапах смены, должны стать нормой поведения

в отряде, принести новый социальный опыт каждому участнику игры, помогая

в приобретении ценных общечеловеческих качеств, а также умений и навыков.

   В начале каждой недели проводится линейка - открытие, где происходит зна-

комство с делами недели, вывешивается её флаг. Разучиваются песни-гимны.

("Русские традиции" - "Россия", "Морское путешествие" - "Бескозырка белая",

Здоровляндия - "Если хочешь быть здоров!"), речевки, кричалки в соответствии

с тематикой недели. За участие и победу в конкурсах, за активную работу в

 мастерских получают волшебные "деньги"(на неделе русских традиций -

 "алтыны", "черепки" - на морской, "кеды" - здоровляндия).

 В последний день каждой тематической недели проходит заключительная игра,

в которой ребята демонстрируют знания, полученные за этот период.

   В течение всей смены на площадке работают мастерские:

   - "Акварелька";

   - "Спортивная";

   - "Юный техник";

   - "Весёлая нотка";

   - "Необычная бижутерия";

   - "Биржа труда".

    Каждая  мастерская работает раз в неделю, занятия длятся 45 минут.

"Спортивная" - общая мастерская, её дети посещают ежедневно. Итоги работы

мастерских будут представлены на ярмарке "Волшебный сундучок" в виде

 номеров художественной самодеятельности, Книги рекордов лагеря

(спортивные достижения) и выставки - продажи. Здесь же

каждый ребёнок может реализовать свои волшебные "деньги" - купить

на них предложенные товары, изготовленные в мастерских.

Ежедневно проходит общее мероприятие, соответствующее тематике недели

(план - сетка прилагается), информация о котором вывешены на информа-

ционном стенде. Стенд оформлен в виде красочной карты, где отражены

этапы деятельности и результаты участия детей в программе.

    Ребята лагеря условно делятся на возрастные группы, для каждой из которой

разрабатывается своя система трудовых, спортивных и интеллектуальных

нагрузок.

   В заключительный день смены подводятся итоги, вручаются призы:

   1. Самому спортивному отряду.

   2. Самому трудолюбивому отряду (за участие в "Бирже труда").

   3. Самому дружному отряду.

   4. Самому музыкальному отряду.

   5. Самому умелому отряду (за участие в мастерских "Юный техник",

       "Необычная бижутерия").

   6. Самому любознательному отряду (за участие в мероприятиях).

   На ряду с системой коллективного поощрения существует система индивиду-

альных поощрений.  В первый день открытия смены после знакомства с сюжет-

ной идеей, педколлективом, работниками, законами лагеря каждый ребёнок

получает копилку  (на шею ребенку надевается тесьма). Детям разъясняется,

что если в течение дня они отличились в каком - либо виде деятельности, то

 их копилка  будет пополняться разноцветными волшебными "деньгами":

   1. красный цвет - за трудовые достижения;

   2. зелёный цвет - за спортивные успехи;

   3. синий цвет - за активность в музыкальной мастерской;

   4. жёлтый цвет - за активность в других мастерских.

   5. оранжевый цвет - за участие в мероприятиях.

   Итоги прожитого дня подводятся на линейке в 14.00. часов.

   В конце смены копилка "разбивается", ведется подсчет волшебных " денег".

IV. МЕХАНИЗМ  РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ

   1. Организационный период смены характеризуется  запуском игровой

модели - сюжета:

   а) формирование отрядов;

   б) общелагерный сбор;

   в)  знакомство с законами жизни лагеря;

   г) подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

   2. Основной период смены включает реализацию основных положений

программы.

    Родители, дети, педагоги, общественные организации - организаторы

программы:

   - познают, отдыхают, трудятся;

   - делают открытия в себе, в окружающем мире;

   - помогают в проведении общелагерных мероприятий;

   - учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные

жизненные ситуации;

   - развивают способность доверять себе и другим;

   - укрепляют своё здоровье.

   Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки

отражающие недельную деятельность детей.

План - сетка мероприятий:

I. этап - "Русские традиции"

   1- й День. Линейка - открытие I этапа.

Игровая программа "Забытые игры".

   Цель:

заложить основы детского коллектива на основе создания творческой

               комфортной атмосферы жизнедеятельности детей и взрослых;

               познакомить детей с программой смены и неделей "Русских традиций";

расширение кругозора.

   2 -й День. "Старая сказка на новый лад".

   Цель:

развитие актерских талантов, фантазии, воображения.

   3 -й День. Викторина "Любимые герои русских сказок".

  Цель:

выявление знаний детей по русским народным сказкам,

развитие их интереса и кругозора.

   4 -й День. "Преданья нашей старины"

   Цель:

знакомство детей с историей русских игрушек;

изготовление игрушек из глины и пластилина.

   5 -й День России.

День посвящен 12 июня - Дню Независимости России.

   Цель:

воспитание у детей любви к Родине, чувства патриотизма и гордости

за свою страну, формирование нравственных ценностей у уч-ся.

                       Программа дня:

1. Линейка.

2. Утренняя зарядка.

3. Конкурс рисунков на асфальте на тему "Я люблю тебя, Россия!"

4. Конкурсная программа

5. Экскурсия в музей.

   6-й День русских традиций.

   Проводится  линейка - закрытие  I этапа, заключительная игра "Русские

 традиции".

   Цель:

формирование у детей нравственных качеств, основанных на

народных традициях, расширение кругозора;

II этап - "Морское путешествие"

   1- й День. Линейка - открытие II этапа.

Конкурсная программа "По морям, по волнам"

  Цель:

способствовать формированию знаний детей  по морской

терминологии, расширение кругозора в области географии;

познакомить детей с программой деятельности на неделю.

   2 -й День. Игровая программа "Игры боцмана Завиралова".

  Цель:

способствовать формированию игровых навыков у детей,

оздоровление детей.

   3-й День Нептуна. Родительский день.

   Цель:

пропаганда закаливания и систематических занятий физической

культурой;

разнообразить культуру и  формы досуга;

предоставить родителям пообщаться с детьми в процессе игры;

получить представление о деятельности лагеря дневного пребывания.

   4-й День. Игра "Два корабля"

  Цель:

формирование развития творческих, артистических способностей,

фантазии.

   5-й День.  Игра на местности "Охота за пиратскими кладами"

   Цель:

развитие двигательной активности детей для самовыражения,

ловкости, смекалки, быстроту реакции.

   6- й День. Заключительная игра "Остров сокровищ"

Линейка -закрытие II этапа. Подведение итогов.

III этап - "Здоровляндия"

 

   1 - й День. Линейка - открытие III этапа.

   Спортивный праздник "Весёлыми тропинками лета".

  Цель:

пропагандировать здоровый образ жизни;

создавать условия для оздоровления детей, развития

физкультурных навыков;

познакомить с планом работы на неделю.

  2 -й День наоборот.

   Цель:

развивать фантазии и творческие способности детей;

проводить их оздоровление.

Режим  дня:

8.30. - Турпоход от дома до спортивной площадки.

8.35. Зарядка "Неразбериха".

8.45. Легкая пробежка от Владивостока и обратно.

9.00. Завтрак переносится на следующую неделю.

9.30. Прививка от обжорства.

10.00. Купание в стиральной машине.

10.30.  - 11.30. Время ха -ха. Конкурсная программа Дня наоборот.

12.00. Футбол для тех, кому за 10, участвуют команды "Воспитатели"

и "Дети".

    3 -й День. Поход в лес. Спортивно - игровая программа

"Турнир СЛАБОков".

   Цель:

сплочение коллектива;

развитие фантазии, творчества детей;

реализация двигательной активности;

привитие навыков туризма;

бережное отношение к природе.

   4 -й День здоровья.

   Цель:

привитие навыков точечного самомассажа;

пропаганда здорового образа жизни, оздоровление детей.

Программа дня:

1. Утренняя зарядка.

2. Уроки самомассажа (медицинские работники).

3. Страна Здоровляндия. Тематическое занятие по пропаганде

здорового образа жизни.  

4. Малые олимпийские игры.

   5- й День. Игровая программа "Да здравствует грязнофета!"

   Цель:

расширить и систематизировать знания учащихся о личной гигиене;

формировать тенденции и установки у здоровому образу жизни;

организовать интересный и полноценный отдых детей.

    6-й День. Ярмарка "Волшебный сундучок". 

Линейка - закрытие III этапа и смены лагеря.

   3. Заключительный период.

   Социально - педагогический анализ результатов:

   - исследовательский материал об эффективности реализуемой модели;

  - методический материал об опыте работы.

Кадровое обеспечение

    а) педагог-организатор;

    б) учителя начальных классов;

    в) учитель музыки;

    г) руководитель кружка конструирование;

    д) библиотекари;

   е) учитель физической культуры;

   ё) учитель труда.

   В  помощь педагогам формируется группа вожатых в составе 6 человек

из активных учащихся 10 классов. Обязанности они распределяют следующим

образом:

3 человека - корреспонденты - оформители;

3 человека - вожатые.

   Сотрудничество

   Для реализации программы налаживается тесная связь с работниками

школьной и сельской библиотек, Дома Культуры, Маргенауской амбулаторией,

пожарной службы, участковым, администрацией сельского поселения,

родителями.

           Сроки и условия пребывания

   Программа реализуется в течение одной лагерной смены (18 дней).

          Ожидаемые результаты

  1.  Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и

занятости детей.

  2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспита-

тельном пространстве лагеря.

   3. Укрепление здоровья воспитанников.

   4. Развитие творческой активности каждого ребёнка.

   5. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.

                Методическое обеспечение смены

1. Составление программы смены.

2. Подбор методической литературы в соответствии с программой лагеря.

3. Подбор методической литературы, подготовка реквизита для проведения дел.

4. Разработка системы контроля педагогической деятельности, подведение

итогов, анализ работы.

Литература:

1. В.А. Сухомлинский. Методика воспитания коллективом. - М. "Просвещение",

1981.

2. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия. Л.И. Трепетунова.

 - Волгоград: Учитель, 2005 .

3. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я. - Ярославль: Академия развития,

2005.

4. Летний оздоровительный лагерь: нормативно -правовая база. Сост.

Е.А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2005.

5. Журналы "ПедСовет", "Последний звонок", "Чем развлечь гостей".

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Каждый день - один сюрприз"

Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, рассчитана на 18 дней, возраст детей от 8 до 11 лет.Программа включает в себя тематическое планирование по дням смены. Данная работа явля...

Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Веселая галактика"

Лагерь «Веселая галактика» - это возможность созда-ния условий для активного отдыха, общения со сверст-никами, восстановления сил, укрепления здоровья, при-обретения жизненно важных навыков....

Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Тайны планеты № 5"

Авторская программа по организации отдыха и оздоровления в лагере  с дневным пребывание детей Программа рассчитана на 1 сезон. Реализация программы прошла успешно, ожидаемые результаты оправдалис...

ПРОГРАММА оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей в количестве 20 человек, возраст от 7-12 пет «Лучик»

ПРОГРАММАоздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей в количестве 20 человек, возраст от 7-12 пет«Лучик»...

Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Чистое небо"...

Комплексная программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» «ПРЕМЬЕРА - 2018»

Комплексная программа лагеря с дневным пребыванием детей, посвященная Году театра....