Консультационная площадка по теме "Живи разумом, так и лекаря не надо"
консультация по зож (4 класс) на тему

Безобразова Светлана Викторовна

                                                                       

Цель:

формировать представления о курении как о вредной привычке, влияющей на общее самочувствие и внешность человека;

вызвать у учащихся желание вести здоровый образ жизни.

 

 

Оборудование:

Презентация;

Плакат «Курить  - здоровью вредить»;

Запись песни из урока «Радионяни»;

Карточки с пословицами о здоровье;

Костюмы зверей для инсценировки сказки «Медведь и трубка» или мультфильм С.Михалкова «Медведь и трубка»;

Вырезанные из красной бумаги сердечки.

 

 

 

                                            

      Ход занятия:

I.                  Организационный момент.

 Звучит запись песни из весёлого урока «Радионяня»

 

II.               Вступительное слово учителя.

   - Сегодняшний  классный час я хочу начать с одной притчы:

Мудреца спросили: «Что является для человека самым ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Вот, что ответил мудрец: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

  - Вы уже догадались, что речь пойдёт о здоровье.

  - Прочитайте тему нашего разговора.

                Курить – здоровью вредить.

  - Вы не раз слышали о вреде курения. Сегодня пойдёт разговор о коварном враге человечества – никотине.

 - Часто взрослые на вопрос «Зачем курите вы?» отвечают: «Привычка». Но это вредная привычка.

- Некоторые дети хотят показаться взрослыми и пробуют курить, пить вино. Встречаются и те, кто пробует наркотики. Это очень вредные затеи. Ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее потом избавиться от опасной привычки.

 - Курильщик сначала и не замечает, как отравляет свой организм. А ведь в табаке есть сильнейший яд – никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. Только человек не сразу замечает это. Да, бывает, поташнивает после первой сигареты, голова кружится. Это организм подаёт сигнал тревоги. Многие школьники курят не потому, что им нравится, а потому, что хотят показаться взрослее. Не у каждого хватает сил проявить характер и отказаться от сигареты и курящей компании. А ведь вредно даже находиться рядом с курящими, т.к. приходится вдыхать ядовитый дым. И через несколько лет тот, кто курит, начинает кашлять, задыхаться при беге или даже ходьбе, быстро уставать. И ждут курильщика болезни органов дыхания: астма, туберкулёз, рак.

  - Известные писатели вот, что думают о курении:

«…трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя табаком»                                          Л.Н.Толстой

«Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает мозг» (английская народная поговорка)

«Табак … неизбежно ослабляет энергию» Оноре де Бальзак.

  - Когда человек курит, то медленно сгорает табак и образуется дым. Дым,  состоит из множества вредных веществ, среди которых,  30 ядовитые. Это никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют лёгкие. Учёные установили, что извлечённый из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из ста – лошадь.

 

III.             История табака.

- Табак – это однолетнее растение семейства паслёновых, в листьях которых содержится никотин.

 - Европейцам долгое время не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба,  наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из листьев, свёрнутых в трубки и зажжённых на конце. Такие трубки индейцы называли «сигаро». Нередко индейцы клали сушёные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли «табаго». В Европу табак был завезён со второй экспедицией Колумба испанским монархом Романом Панно в 1496 году. В 1560 году табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его королеве Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило ей облегчение, и в благодарность Жану Нико это целебное средство Екатерине Медичи стала называть никотином. Так табак стал применяться как средство от всех болезней. Но это продолжалось недолго. Частые случаи отравления табаком,  пожары от курения вызвали разочарование. Победоносное шествие табака сменилось его преследованием.

 - В Россию табак был завезён англичанами и немцами в начале XVII столетия. Курение и нюхание табака жестоко преследовалось. Уличённые в курении строго наказывались: их били кнутом, а торговцам отрезали носы, рвали ноздри и ссылали в далёкие города. С приходом к власти Петра I был отменён запрет. Так постепенно все народы пристрастились к курению. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него.

 - Не менее вреден и алкоголь. От него тоже страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается  память, он труднее усваивает новое.

 - Наркотики часто называют белой смертью«. Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает. Хронические наркоманы живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой  смелости в том, чтобы пробовать наркотики. И если человек сумел в компании отказаться от этих пагубных привычек, значит, у него действительно есть смелость и воля. 

 

IV.           Игра «Мозаика»

 - А теперь проверим, какие вы внимательные. Ответьте мне на вопросы:

1. Родина табака: Португалия, Южная Америка, Испании.

2. Табак – трава или кустарник?

3. Кто впервые ввёз табак в Европу и вырастил на европейской почве?

                                                    (французский посол в Португалии Жан Нико)

4. Что такое никотин?              (Яд)

5. Где содержится никотин? Почему это вещество так называется?

                                          (в табаке содержится сильнодействующее вещество,

                                           Которое назвали в честь открывателя Ж.Нико)

6. Как выводится никотин из организма?                  (никак)

      V.     Инсценирование сказки «Медведь и трубка» или показ мультфильма  «Медведь и трубка»

             Действующие лица:

              Рассказчик      

              Медведь

              Лисица

              Волк

             Дятел

Рассказчик: Нашёл медведь в лесу трубку и стал курить. Так  он к ней привык, что когда табак весь вышел в кисете, медведь стал в лесу сухой лист собирать и трубку им набивать. Обо всём медведь забыл – набьёт трубку, закурит, да и валяется на траве. Всё бы ничего, да стал медведь прихварывать. Шёл как-то он опушкой, встретил лисицу. Увидала лиса медведя, так и ахнула.

Лиса: Миша! Друг мой! Ты ли это?!

          Не виделись мы всё лето!

          Как ты, бедный, похудел

          Будто целый год не ел.

          Что с тобою, ты больной?

Медведь (истощённо)

          Сам не знаю, что со мной!

          Нездоровится мне что-то!

          Лезет шерсть, в костях ломота.

          Ничего почти не ем –

          Аппетита нет совсем!

          Стал я раньше спать ложиться,

          Да не сплю, никак не спится.

         Кашель душит по утрам,

         Дурнота по вечерам,

         Колет в сердце, в лапах дрожь.

Лиса (добро).

         Что ж ты к дятлу не пойдёшь?

         К дятлу надо обратиться.

         Он у нас такая птица:

         Сразу скажет, что к чему.

         Не ленись, сходи к нему.

Рассказчик. Вот прошла неделька, прошла вторая. Стало медведю хуже. Шёл он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел волк медведя, так и присел на задние лапы.

 Волк (удивлённо)

         Слушай, Миша-Михаил!

         Что ты делал, как ты жил?

         Провалились бока –

         Шкура стала велика1

         Ты хвораешь?

 

Медведь. Да, хвораю.

Волк. Что с тобой?

Медведь.

         Силы нет той.

         Нездоровится мне что-то!

         Лезет шерсть, в костях ломота.

         Ничего почти не ем –

         Аппетит совсем пропал!

         Начал  раньше спать ложиться,

         Да не сплю, никак не спится.

         Кашель душит по утрам,

         Дурнота по вечерам,

         Колет в сердце, в лапах дрожь…

         Пропадаю…

Волк.

         Пропадёшь, коли к дятлу не пойдёшь!

         Надо к дятлу обратиться

         Он у нас такая птица!

         Разберётся, даст совет.

         Да – так да, нет – так нет.

Медведь. Завтра я к нему пойду.

Волк. А найдёшь его?

Медведь. Найду!

Рассказчик. Разыскал медведь дятла. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовит. Подошёл медведь к сосне, голову задрал вверх.

Медведь.

            Дятел, дятел, старый друг!

             Ты спустись на нижний сук.

Дятел.

            Ба! Топтыгину привет!

            Ты здоров ли?

Медведь.

          Видно, нет.

          Нездоровится мне что-то!

          Лезет шерсть, в костях ломота.

          Ничего почти не ем –

         Аппетит совсем пропал!

         Начал  раньше спать ложиться,

         Да не сплю, никак не спится.

         Кашель душит по утрам,

         Дурнота по вечерам,

         Колет в сердце, в лапах дрожь…

Дятел. Верно, куришь или пьёшь?

Медведь. Да, курю, откуда знаешь?

Дятел. Больно дымом ты воняешь.

             Ну-ка, сядь под этот сук,

            Дай-ка спину: тук-тук-тук!

            Да-с выстукивать непросто

            Медведей такого роста.

            Не дышать и не сопеть

           Ты больной, хоть и медведь.

           Ну-с…мне всё как будто ясно.

Медведь. Не смертельно? Не опасно?

Дятел.

            Накопилась в лёгких копоть-

            От куренья вся беда.

            Ты, Топтыгин, хочешь топать?

            Брось куренье навсегда!

Медведь.

             Бросить? Трубку? Зажигалку?

             И с сухим листом кисет?

             Не смогу! Не брошу! Жалко!

Дятел.

            Выполняй ты мой совет!

            А не то в своей берлоге

            Ты протянешь скоро ноги!

Рассказчик. Решил Мишка бросить курить. Закинул в лесу за кусты трубку свою, кисет с табаком и самодельную зажигалку.

 

- Что произошло с большим  и сильным медведем?

- Почему медведь заболел?

- Какой вред принесло здоровью медведя курение?

- Какое правильное решение принял косолапый?

- Чему учит нас эта сказка?

 

                            Физкультминутка.

 

 

 

VI.    Анализ ситуаций.

Задача 1.

- Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме.

«У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девочки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще всего болеют и чаще умирают.

 А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя зато всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.

 А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться, как Толя?»

Вопросы:

- Какой выбор надо сделать мальчику?

- Почему курящие люди чаще болеют?

 

Задача 2.

- Послушайте стихотворение.

               У бабули юбилей:

               Полон дом у нас гостей,

               Гости много говорили,

               Чай пили и курили.

               И нерадостно мне одному:

               Задыхаюсь я в дыму.

               Дым вокруг от сигарет –

               Мне в дыму том места нет!

Вопросы:

- Чем опасен для здоровья табачный дым?

- Как бы вы поступили, если бы оказались на месте героя стихотворения?

 

VII. Игра «Выбери правильный ответ»

1.     Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?

а) сигареты с фильтром

б) сигареты с низким содержанием никотина

в) нет

2. Сколько вредных веществ содержится в табачном дыме?

а) 20-30

 б) 200 -300

 в) свыше 4000

3. Если рядом курят, нужно

а) отойти в сторону

 б) попросить не курить

 в) подойти к курящим как можно ближе

4. У кого наибольшая зависимость от табака?

а) у тех, кто начал курить до 20 лет

 б) у тех, кто начал курить после 20 лет

 в) табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить

5. Какие заболевания считаются наиболее связанными с зависимостью от курения

а) аллергия

 б) рак лёгких

 в) ангина

6. Что такое пассивное курение?

а) нахождение в помещении, где курят

 б) когда куришь за компанию

 в) когда не затягиваешься сигаретой.

- Молодцы! Вы были очень внимательны!

 

VIII. Игра «Собери пословицы о здоровье»

- Одна русская пословица гласит: «Живи разумом, так и лекаря не надо»

Как вы понимаете слова «живи разумом»?

- Какие вредные привычки для здоровья может приобрести человек, если не будет думать  о последствиях?

- А сейчас, ребята, из карточек красного и синего цвета, верно, сложите пословицы, которые у нас разлетелись. На карточках красного цвета записаны первые части пословиц, на карточках синего цвета записаны концовки пословиц,

Крепок телом –                           богат делом.

Здоровье дороже                        золота.

 Здоровому                                  врач не надобен.

Застарелую болезнь                   трудно лечить.

Держи голову в холоде,      

 живот в голоде,                         а ноги в тепле.

Лук семь                                     недугов лечит.

Чистота -                                     половина здоровья.

Дал бы бог здоровья,                 а счастье найдётся.

Здоров будешь-                             всё добудешь.

Здоровьем слаб,                          так и духом не герой.

У кого что болит,                       тот о том и говорит.

Ребёнком хил,                             так и взрослым гнил.

Быстрого и ловкого                    болезнь не догонит.

У кого болят кости,                    тот не думает идти в гости.

Не рад больной и                        золотой кровати.

IX. Викторина «Мы выбираем здоровый образ жизни»

- А теперь проведём викторину. Делимся на 2 команды. За правильный ответ команда получает баллы (жетон – в форме красного сердечка)

 

1. Главный признак травмы.                          (боль)

2. Зелёный змий.                                              (алкоголь)

3. Узкая полоска марли.                                  (бинт)

4. Простейший способ очистки помещения. (проветривание)

5. Зеркало души.                                               (глаза)

6. Любитель нюхать вредные вещества.        (токсикоман)

7. Чума 20 века.                                                 (СПИД)

8. Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах. (свинец)

9. Заменитель йода в условиях похода.            (крапива)

10. Жидкость, выжатая из овощей и фруктов.        (сок)

11. Предмет, на котором «сидит» наркоман.           (игла)

12. Добровольное отравление никотином.              (курение)

13. Простейший способ обеззараживания воды.      (кипячение)

14. Любитель зимнего плавания.                                (морж)

15. Набор средств, для оказания первой

медицинской помощи.                                                  (аптечка)

16. Противовоспалительная трава.                               (подорожник)

17. Любимый цветок наркоманов.                               (мак)

18. Кровоизлияние под кожей.                                     (синяк)

19. Наука о чистоте.                                                       (гигиена)

20. Массовое заболевание людей.                                 (эпидемия)

21. Его не купишь ни за какие деньги.                          (здоровье)

22. Тренировка организма холодом.                              (закаливание)

23. Рациональное распределение времени.                   (режим)

24. Белая смерть 20 века.                                                 (наркомания)

X.   Рефлексия.

- Зачем же люди курят?

- Каковы последствия этой привычки?

- Какие вредные вещества находятся в сигарете?

- Помогают ли фильтры избежать вредных воздействий?

- Как вы объясните поговорку «Капля никотина убивает лошадь»?

- Какой вред здоровью может принести сигарета?

- Нужно пробовать курить?

- Что нужно сделать, если рядом кто-то курит?

- Что такое алкоголь?

- Что такое наркотики?

- Чем они похожи?                    (Это средства, которые способны разумного

                                                     человека превратить в безрассудное существо)

- Много несчастий и болезней могут принести курение, алкоголь и наркотики.

       Помните, ребята, что здоровье – главная ценность человека.

Здоровье не купишь, ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты. Давайте все вместе скажем

«МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

- Спасибо за работу на занятии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

живи РАЗУМОМ, ТАК И ЛЕКАРЯ НЕ НАДО

(классный час в 4 классах)Цели:- продолжить формирование представления о курении как о вредной привычке, влияющей на общее самочувствие и внеш­ность человека;- вызывать у учащихся желание ...

Живи разумом, так и лекаря не надо

Презентация для внеурочного мероприятие о вреде курения,4 класс....

Классный час по теме: "Живи разумом, так и лекаря не надо" 2 класс

Классный час подготовлен с целью формирования у учащихся представления о курении как о вредной привычке, влияющей на общее самочувствие и внешность человека....

Сценарий коррекционного занятия «Живи разумом, так и лекаря не надо»

Сценарий коррекционного занятия  «Живи разумом, так и лекаря не надо»    Цель: формирование у учащихся негативного отношения к курению средствами сказкотерапии....