Стрессоустойчивость учителя начальной школы
материал по зож на тему

Выступление на семинаре учителей начальной школы на тему "Стрессоустойчивость учителя начальной школы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 основная общеобразовательная школа д. Шавъяды

муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

«Стрессоустойчивость учителя начальной школы»

     Шайнурова Лариса Амиряновна,

 учитель начальных классов первой категории

2017 г.

   В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического   здоровья педагога в образовательном учреждении. Деятельность педагога насыщена различными напряжёнными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.

    Неблагоприятные воздействия этих факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения). При постоянном воздействии неблагоприятных факторов профессионального труда ведёт к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления). После пребывания в напряжённой ситуации педагог ощущает разбитость, подавленность. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья.

      В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

В процессе педагогической деятельности происходит деформация психологического портрета личности педагога под воздействием повреждающего фактора извне, т. е. стресса.
Педагог теряет способность обучаться новым профессиональным технологиям, у него складываются определенные стереотипы мышления и поведения. А также разрушаются ранее приобретенные профессиональные качества.
     Естественно изменения, произошедшие в личности, сказываются и на профессиональной деятельности, возникает эмоциональная напряженность.
Основными причинами возникновения эмоциональной напряженности являются:
• Четкое выполнение профессиональных обязанностей;
• Дефицит времени;
• Ощущение постоянного напряжения в общении с окружающими;
• Постоянная потребность в сне и отдыхе;
• Ощущение неудовлетворенности жизнью и дискомфорт;
• Не с кем поговорить о своих проблемах и нет особого желания делиться;
• Отсутствия ощущения уважения (нет чувства уважения к себе дома и на работе).
       Эмоциональное напряжение наблюдается у представителей профессий, которые по роду своей деятельности, часто взаимодействуют с большим количеством людей, что приводит к нервным срывам, возбудимости, раздражительности и чрезмерной агрессии.
Профессиональными стресс факторами в деятельности педагога являются:
• хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность,
• повышенная ответственность,
• психологически трудный контингент, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания,
• постоянно подтверждать свою компетентность.
      Для формирования определенной устойчивости к психологическому стрессу педагогу необходимо работать над закреплением определенных качеств личности, а именно над созданием системы преодоления.
Как отмечают И.М. Никольская, Р.М. Грановская в своей книге «Психологическая защита у детей», все это успешно осуществляется при соблюдении трёх условий:
а) осознавание возникших трудностей;
б) знание способов эффективного совладания с ситуацией именно данного типа;
в) умением своевременно применить их на практике.
Для планирования действий по профилактике эмоционального выгорания необходимо, конечно, знать его стадию, а их три:
• низкая степень;
• средняя степень;
• высокая степень.
      Отработка проблемных ситуаций в общении друг с другом, развитие положительного эмоционального отношения к профессиональной деятельности, обучение саморегуляции – это касается низкой степени эмоционального выгорания.
      Целесообразно использование мягких методов корректировки в отношении педагогов со средней степенью, основанных на невербальной активности, например - арттерапию и музыкотерапию.
       Для педагогов с высокой степенью рекомендуется групповая работа, для стимуляции процессов личностного роста.
       Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 – 1982). Медик по образованию, биолог с мировой известностью на протяжении почти полувека разрабатывал проблемы стресса. Наиболее полно его учение изложено в известном труде “Стресс без дистресса”.

Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса. Стресс обычно понимается как неблагоприятный опыт недостаточной или избыточной стимуляции, который сейчас или в будущем приведет к нарушению здоровья.

Несколько общих рекомендаций для стабилизации личности педагога:
• Относитесь к жизни позитивно.
• Ведите разумный образ жизни.
• Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
• Хобби-терапия.
• Ведите здоровый образ жизни.
• Высыпайтесь.
• Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
• Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям.
• Работа – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
• Живите своей жизнью, а не жизнью других.
       Также целесообразно вырабатывать навыки взаимопомощи и помочь обрести большую уверенность в своей профессиональной состоятельности.

Встретить человека, который всегда пребывает в хорошем настроении и не употребляет в своей речи слова «стресс» крайне сложно.

Наше настроение – хрупкая составляющая жизни. А поднять его есть разные способы. Это могут быть даже такие приятные мелочи, как комплименты. С них и начнем.

Упражнение «Комплимент»

Передавая клубок, участник озвучивает положительное качество соседа, тот в свою очередь повторяет сказанное в свой адрес и делает комплимент следующему участнику.

Например: – Вера Ивановна, Вы умная.

Да, я умная. Вы, Анастасия Андреевна, общительная.

Резюме: В каждом человеке есть положительные качества, но чтобы их заметить, надо внимательно и доброжелательно относиться друг к другу.

Упражнение «Откровенно говоря…»

Стресс присутствует в жизни каждого человека, но в работе учителя стрессовых импульсов особенно много: открытый урок, разговор с администрацией, встреча с родителями, конфликт в классе…  А наше здоровье зависит от нашего отношения к происходящему.

Возьмите карточку, прочтите предложение, закончите фразу, высказав свое отношение или чувство. Только честно!

Откровенно говоря, когда я провожу свой урок…

Откровенно говоря, когда я выставляю оценки…

Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…

Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…

Откровенно говоря, когда я заполняю журнал…

Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят методисты…

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам…

Откровенно говоря, когда я слышу звонок на урок…

Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке…

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

Откровенно говоря, когда я прихожу на урок…

Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

Откровенно говоря, после рабочего дня…

Откровенно говоря, когда неприятности на работе…

Тест «Нужно ли вам бороться со стрессом?»

Вопросов 10, загибайте пальцы, когда отвечаете «Да».

Тест «Нужно ли вам бороться со стрессом?»

  1. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
  2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
  3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?
  4. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?
  5. Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье?
  6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
  7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
  8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?
  9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
  10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем, и у вас не остается времени на себя?

Если вы загнули более 4 пальцев, то это значит, что вам надо учиться бороться со стрессом.

«Приемы борьбы со стрессом»

Метод 1: Борьба со стрессом с помощью изменения стиля жизни

1. Регулярно получайте физические нагрузки. Целевые тренировки помогают освободить ваше тело от гормонов стресса и повышают уровень эндорфинов - химических элементов, которые вызывают чувство радости. Выделите время в течение тяжелого дня, чтобы позаниматься физическими упражнениями. Это поможет вам сохранять свое тело здоровым и природным образом выведет гормоны стресса из организма. Вы обязательно почувствуете разницу.

2. Хорошо высыпайтесь. Дайте своему организму столько сна, сколько ему требуется, и уровень вашего стресса резко снизиться. Сон – это процесс, благодаря которому ваше тело самостоятельно восстанавливает силы и энергию. Если вы не получаете достаточно сна, то ваше тело будет использовать стресс, чтобы сохранять вас активным и проворным в условиях отсутствия запасов энергии.

3. Правильно питайтесь. Чтобы побороть стресс, вашему организму нужно быть здоровым, счастливым и правильно пополняться энергией. Что бы вы ни думали, стресс - это реакция организма на все, что нарушает его естественное состояние, то есть ваше тело может оказывать огромное влияние на развитие и снижение стресса.

  • Доказано, что вода помогает бороться со стрессом. Это происходит потому что, обезвоженный организм выделяет кортизол – гормон стресса. Организм, нуждающийся в воде, вырабатывает гормон стресса, чтобы напомнить своем хозяину о том, что ему следует лучше заботиться о себе.
  • Уменьшите прием кофеина и алкоголя. Иногда прием алкоголя может вызывать увеличение уровня стресса у людей, кроме того он приводит к алкогольной зависимости – состоянию, которое является стрессовым само по себе. Кофеин также вызывает повешение уровня стресса, особенно в рабочей обстановке, поэтому постарайтесь употреблять как можно больше воды вместо кофе.
  • Ешьте здоровую пищу на завтрак и употребляйте здоровые перекусы во время дня. Лучше употреблять пищу маленькими порциями несколько раз в день, чем придерживаться режима трехразового обильного питания.
  • Чтобы придерживаться здоровой диеты, которая направлена на борьбу со стрессом, потребляйте больше комплексных углеводов, которые содержатся в таких продуктах как: цельно зерновой хлеб и макароны, продукты с высоким содержанием витамина А, как например, апельсины, а также пищу, содержащую магнезий – шпинат, соевые бобы и мясо лосося, а также черный и зеленый чай, который содержит антиоксиданты.

4. Научитесь расслабляться. Отличным способом уменьшения стресса является расслабление тела с помощью природных способов. Не ждите, что стресс мгновенно улетучится; это может потребовать времени. Постарайтесь не фокусироваться на стрессе как таковом во время расслабления. Думайте о чем-нибудь спокойном и безмятежном, или постарайтесь не думать ни о чем. Позвольте вашему телу сказать вашему разуму, что все в порядке.

  • Слушайте медленную, расслабляющую музыку. Музыка действительно может помочь вам расслабиться и почувствовать себя счастливым. Попробуйте выбрать музыку без слов, в которой используются такие инструменты как флейта, фортепиано или скрипка. Обычно хорошо помогают классические, джазовые, народные мотивы, но если вам они не по вкусу, выбирайте ту музыку, которая вас успокаивает.
  • Примите ванну. Для великолепных ощущений добавьте в воду морскую соль или любую другую ароматную соль для ванны. Используйте это время для себя и расслабьтесь.
  • Сходите на массаж. Не важно, получите ли вы массаж от профессионала или вашего близкого человека, но в любом случае он будет иметь отличный расслабляющий эффект. Используйте лосьон или масло и включите приглушенный свет, чтобы создать максимально расслабляющую атмосферу.
  • Начните вести журнал или дневник. Вы не обязаны делать записи каждый день. Записывайте то, что вас беспокоит, о том, что занимает ваше время и ваши мыли о том, что может помочь вам выбрасывать негативные эмоции.

5. Начните практиковать йогу и медитацию. Вы можете рассматривать йогу как занятие для ежедневной практики, так как практика глубокой растяжки и медленных движений поможет вам очистить свой разум. Медитация приводит к очищению сознания, а упражнения из йоги помогут вам вдвойне увеличить расслабление, чтобы снизить уровень стресса.

6. Занимайтесь тем, что вам нравится. Зачастую, если вы испытываете стресс, вы можете увидеть, что в вашем расписании не остается времени для ваших любимых занятий. Будь-то рисование, сочинение, чтение, спорт или приготовление еды, выделяйте время каждый день для занятий, которые приносят вам удовольствие.

  • Постарайтесь найти новое хобби, которое поможет вам избавиться от стресса. Если вам всегда хотелось научиться ездить на лошади или создавать модели самолетов, то займитесь этим! Научитесь чему-то новому, чтобы отвлечься от волнующих вас событий и получать удовольствие от нового хобби.
  • Если у вас очень напряженное расписание, то выделите хотя бы десять минут в день, чтобы заниматься тем, что вам нравится. Хотя, в идеале, вам следует уделять этому от получаса до часа, но если вы позволяете себе хотя бы маленький перерыв в своем жестком расписании, то это поможет вам уменьшить уровень стресса.

Метод 2: Лечение стресса с помощью ментальных упражнений

1. Постарайтесь не думать негативно. Подумайте о позитивном в вашей жизни и начните восстанавливать баланс в вашем эмоциональном регистре. Избегайте фокусирования только на негативных событиях, произошедших в течение дня, но также думайте и о хорошем.

  • Сядьте и подсчитайте блага, которые у вас есть. Запишите даже самые обыденные вещи, которые вы имеете и которыми пользуетесь: крыша над головой, кровать, на которой вы спите, хорошая пища, тепло, безопасность, крепкое здоровье, друзья или родственники. Поймите, что это доступно далеко не всем.
  • Просыпаясь утром, говорите себе что-нибудь приятное. Это направит вашу энергию и разум на позитивное мышление. Будьте благодарны за каждый прожитый день, ведь вы не знаете, какой из них может стать последним!
  • Используйте позитивное самовнушение. Укрепите свою решимость с помощью позитивных утверждений вроде "Я могу справиться с этим, не торопясь" или "Я успешно справлялся с этим раньше - нет причин, по которым я не смогу сделать это снова".
  • Визуализируйте позитивные события; это не займет много времени, но может помочь вам сосредоточиться. Думайте об успехе, читайте об успешных людях. Не признавайте поражение, прежде чем его потерпеть. Вы не заслуживаете того, чтобы постоянно унижать и казнить себя.

2.Организуйте свою жизнь. Поставьте перед собой цели, которых вы должны достигнуть в течение дня, затем составьте их список. Сделайте небольшую передышку в середине дня - это даст вам время перезарядиться. Если вы возьмете под контроль ваше время и расставите приоритеты, то это поможет вам существенно уменьшить количество стресса, который вы ощущаете.

  • Не забывайте о своих возможностях. Будьте реалистом, когда смотрите на то, что можете, а что не можете выполнить за один день. Бессмысленно откусывать больше, чем можно прожевать, а потом бичевать себя за то, что вы не справились.
  • Расставьте приоритеты. В первую очередь работайте над самыми приоритетными делами (самыми срочными/важными). Малозначимые пункты опустите в конец списка.
  • Выполняйте самые неприятные и сложные задачи в начале дня, когда вы полны сил - так вы избежите стресса от работы в последнюю минуту. Промедление может стать причиной стресса!
  • Уделяйте особое внимание качеству, а не количеству выполненной работы. Гордитесь тем, что сделали хорошо, а не много.
  • По возможности планируйте свой день, чтобы предотвратить напряженные ситуации и сократить количество стресс-факторов, с которыми вы можете столкнуться в любой момент. Устанавливайте сроки для крупных проектов.
  • В конце дня просмотрите свои цели и подумайте обо всем, чего достигли. Это вселит в вас уверенность и поможет крепче спать. Отметьте в списке пункты, которые вам удалось выполнить.

3.Определите, что вас тревожит. Убедитесь, что понимаете, почему находитесь в стрессовом состоянии - таким образом, вы сможете постараться избегать этих факторов. Знание - сила, а хорошее знание себя самого - сила вдвойне.

  • К примеру, если вы заметили, что регулярно подвергаетесь стрессу в определенное время в присутствии определенного человека, то начните по-другому готовить свой мозг к предстоящему стрессу. Если вы любите этого человека и доверяете ему, осторожно расскажите ему о том, какие чувства он у вас вызывает. Если вам неудобно делиться своими ощущениями, напомните себе, что это мимолетное явление, что чувство пройдет, и вскоре вы снова возьмете себя в руки.
  • Репетируйте. Если вы знаете, что вы встретитесь со стрессовой ситуацией, отрепетируйте, как будете с ней справляться. Представьте, что успешно преодолели ситуацию. Придумайте сцену, которую сможете мысленно прокручивать в голове снова и снова.

4.Прекратите волноваться из-за вещей, которые вы не можете изменить. Это особенно касается таких вещей, как политика, и часто применимо к другим людям. Принятие положения вещей таким, какое оно есть - это важный механизм психологической адаптации, хотя, это не так легко, как кажется.

  • Что делать, если проблема, с которой вы столкнулись не реальная, а воображаемая ситуация «а что если»? Если проблема относится к разряду «а что если», то какова вероятность, что это произойдет? Ваши беспокойства реальны? Можете ли вы сделать что-то, чтобы повлиять на эту проблему или она находится вне зоны вашего контроля?
  • Осознав, что вы никак не можете повлиять на определенную проблему, вы значительно продвинетесь на пути к самоуправлению. Признайте, что вы, возможно, подпитываете себя стрессом, как адреналиновый наркоман питается адреналином, но в вашем случае этот процесс становится неуправляемым.

5.Возьмите на себя ответственность за то, чтобы сделать собственную жизнь такой, какой вы хотите ее видеть. Легче принимать решения и совершать поступки, чем чувствовать себя беспомощным и вынужденно реагировать на чужие решения. Определитесь, чего вы хотите, и делайте это!

  • Научитесь при случае говорить "нет". Вы не можете делать все, о чем вас просят, а даже если бы могли, то вряд ли бы захотели.
  • Сопротивляйтесь необходимости всегда быть идеальным. Перфекционизм может вызывать значительный стресс, если вы ставите перед собой недостижимые планки. Реально смотрите на то, что вы можете, а чего не можете. Не настраивайтесь на неудачу только потому, что хотите удовлетворить свое эго.
  • Не корите себя за неудачу, если вы старались изо всех сил. Вы сделали все, что могли, и никто бы не смог сделать больше. Будьте ответственны, но не делайте ответственность невыносимой.
  • Будьте самому себе лучшим другом. Это может звучать глупо, как что-то из поп песни в рекламе, но это правда: любите себя, зависьте (в основном) от себя и радуйтесь тем вещам, в которых вы успешны. Любовь к себе упростит неприятный вопрос "Достаточно ли я хорош?" и заменит его ответом "Я знаю, что достаточно хорош".

6.Развивайте чувство юмора. Одно из препятствий борьбе со стрессом - это стремление принимать все слишком серьезно. Это нормально, избавиться от напряжения и с юмором отнестись к жизненным неурядицам. Немного посмейтесь, а лучше посмейтесь от души! Найдите смешное в том, что вас тревожит.

  • Научитесь смеяться над собой. Не унижайте себя и не занимайтесь понижением самооценки, а попробуйте время от времени в шутку себя поругать. Как вы можете смеяться над другими вещами, если не можете посмеяться даже над собой?

7.Научитесь полагаться на друзей и близких. Это один из самых важных моментов, ведь закрытость только способствует стрессу. Ваши друзья - если они настоящие друзья - постараются понять, что с вами происходит, и, кроме сочувствия, будут искренне желать вам помочь изо всех сил.

  • Попросите у друзей помощи. Если вы хотите что-то сделать, но не можете найти в себе силы или время на это, то совершенно нормально попросить друзей или близких о помощи. Выражайте свою благодарность и предлагайте свою помощь в ответ.
  • Ищите у людей уважения, а не одобрения - в том числе и у своих друзей. Друзья будут уважать вас, потому что они вас любят, даже если они не всегда согласны с вами. Враги (если они у вас есть) будут уважать вас, потому что вы действуете из чистых, искренних побуждений. Сопротивляйтесь желанию быть любимым и одобряемым всеми - это непосильная ноша. Если вы следовать этому, то будете меньше подвержены стрессу и почувствуете себя гораздо более удовлетворенным.
  • Ищите позитивных, а не негативных людей. Это звучит банально, потому что так оно и есть: окружая себя веселыми, увлеченными и добрыми людьми, вы сможете избежать стресса, который испытали бы с пессимистически настроенными, циничными, злыми людьми.

8.Давайте себе больше позитивных установок. Ничего так не усиливает стресс, как негативные мысли. Если вы начинаете чувствовать поражение, то это отличное время использовать позитивные установки.

  • Знайте себя лучше, чем кто-либо, и знайте, что именно вы тот человек, которому надо напоминать, что все наладиться.
  • Напоминайте себе обо всех тех достижениях, которые были у вас в прошлом. Все эти маленькие успехи со временем сложатся в огромное достижение.
  • Измените слова, которые вы используете. Вместо - "Я не могу это сделать", говорите что-то типа "Мне удавалось справиться с этим раньше и я смогу сделать это снова в этот раз".

Метод 3: Защищайте себя

1.Если кто-то угрожает вам, и вы находитесь в состоянии стресса и беспокойства, то выскажите это тем, кто вызывает у вас такие чувства.

2.Поговорите с кем-то, кому вы доверяете о вашем стрессе и расскажите обо всем, что вас беспокоит. Открыться кому-то – это хороший способ проявить свои чувства и понять, как с ними справиться.

3.Купите что-либо типа антистрессового мяча, или, если у вас есть боксерская груша, то вы можете кричать на нее каждый день, чтобы сбросить негативные эмоции. Это поможет вам избавиться от стресса и затем расслабить свое тело. Если вы держите эмоции внутри, то это может повредить вашему телу.

Разминка «Броуновское движение»

Цель: снижение мышечного напряжения и внутренней зажатости.

Материалы: музыка.

«Я вам предлагаю под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается и я называю какую-либо цифру, вы должны взявшись за руки, объединится в группы, состоящие из такого числа человек».

 Ведущий предлагает объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т.д.) Задание выполняется веселее, если участники к тому же запрещается разговаривать.

«Антистрессовая релаксация»

Цель: гармонизация внутреннего состояния, снятие напряжения

Материалы: индивидуальные  коврики
 «Закройте глаза. Дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и на 10 секунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением (пять — шесть раз, затем отдых 20 секунд). Волевым усилием сокращайте мышцы. Сокращение удерживайте до 10 секунд, потом расслабляйте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу (три раза). Представьте себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас от пальцев ног — через икры, бедра, туловище — до головы. Повторите про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно». Представьте, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас, а ваши плечи, шея, лицевые мускулы расслабленны. Лежите спокойно, как тряпичная кукла. Сосчитайте до десяти, мысленно говоря, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы все более расслабляются. Теперь ваша единственная забота — насладиться состоянием расслабленности. Наступает «пробуждение». Когда ведущий досчитает до 20, все открывают глаза и чувствуют себя бодрыми».

Упражнение «Пять минут»

Цель:  преодолеть стресс, нейтрализовать эмоциональное напряжение, укрепить стремление достичь внутренней уравновешенности.
«Представьте, что вы идете к автобусной остановке и видите, что подъезжает нужный автобус. Что вы будите делать? Скажете себе, что не станете торопиться, ведь вскоре подойдет другой, или резко побежите за автобусом, чтобы сэкономить пять минут? Подумайте о том, что вам все — таки удаться догнать автобус и, тяжело дышать, вы протискиваетесь между пассажирами. Или пять минут у вас в запасе. Что вы будете делать в течении этих пяти минут, которые вам удалось сэкономить, затратить определенные усилия?»

Затем всем предлагается провести групповое обсуждение. В ходе группового обсуждения часто выясняется, что педагоги находятся в постоянном цейтноте, стремятся сэкономить каждую минуту, даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Многие действительно не способны представить, что можно сделать в течении пяти минут, и приходят к выводу о бесполезности «стресса торопливости» и его вредном влиянии на самочувствие. 

Упражнение «Разноцветные звёзды» (с элементом сказкотерапии)

Цель: развитие эмоциональной сферы, уверенности в себе.

 «В завершении я хочу Вам рассказать небольшую сказку.  (включаю релаксационную музыку). Сядьте как Вам удобно, расслабьтесь,  закройте глаза… Итак,  Высоко в темном небе, на  огромной звездной поляне жили – были звёзды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленые звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.

И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно…белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. «Что ты даешь людям?» - спросили ее другие звезды. Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными.

 Можно открыть глаза…    Я хочу подарить Вам эти разноцветные звезды и хочу пожелать Вам светиться всегда и везде, уважаемые коллеги, и призываю Вас иметь свой призыв по жизни».      

Список литературы
1. "Психология для педагогов." Ильин Е. П. — СПб.: Питер, 2012. — 640 c.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
2. "Психология и педагогика: Учебник для вузов." Бордовская Н. В., Розум С. И. — СПб.: Питер, 2011. — 624 е.: ил.
3. Морено, Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. — Москва: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.
4. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2000.

5. http://publekc.ru/stressoustojchivoste-pedagoga-nachalenoj-shkoli/index.html.

6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/16/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-nachalnoy-shkoly.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа д. Шавъяды муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан «Стрессоустойчивость учителя начальной школы» Шайнурова Лариса Амиряновна , учитель начальных классов первой категории

Слайд 2

информационный связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия эмоциональный возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения Стресс

Слайд 3

• Четкое выполнение профессиональных обязанностей; • Дефицит времени; • Ощущение постоянного напряжения в общении с окружающими; • Постоянная потребность в сне и отдыхе; • Ощущение неудовлетворенности жизнью и дискомфорт; • Не с кем поговорить о своих проблемах и нет особого желания делиться; • Отсутствия ощущения уважения (нет чувства уважения к себе дома и на работе). Основные причины эмоциональной напряженности

Слайд 4

Основоположником учения о стрессе - Ганс Селье (1907 – 1982). Медик по образованию, биолог с мировой известностью. Наиболее полно его учение изложено в известном труде “Стресс без дистресса ”. Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Слайд 6

Тест «Нужно ли вам бороться со стрессом?» Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих? Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам? Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска больше , чем до него? Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль? Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье? Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения? Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам? Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстроены? Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка? Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем, и у вас не остается времени на себя?

Слайд 7

Приемы борьбы со стрессом Метод 1: Борьба со стрессом с помощью изменения стиля жизни 1. Регулярно получайте физические нагрузки. 2. Хорошо высыпайтесь. 3. Правильно питайтесь. Доказано, что вода помогает бороться со стрессом. 4. Научитесь расслабляться. Слушайте медленную, расслабляющую музыку. Примите ванну. 5. Занимайтесь тем, что вам нравится.

Слайд 8

Метод 2: Лечение стресса с помощью ментальных упражнений 1. Постарайтесь не думать негативно. 2 . Организуйте свою жизнь. Поставьте перед собой цели, которых вы должны достигнуть в течение дня, затем составьте их список. 3 . Определите , что вас тревожит. 4 . Прекратите волноваться из-за вещей, которые вы не можете изменить. 5 . Возьмите на себя ответственность за то, чтобы сделать собственную жизнь такой, какой вы хотите ее видеть. 6 . Развивайте чувство юмора. 7 . Научитесь полагаться на друзей и близких. 8 . Давайте себе больше позитивных установок.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья учителя начальной школы Калугиной Т.Г. Охранительный педагогический режим учебного процесса в начальной школе.

Статья Калугиной Т.Г. содержит практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. .В их основе - многолетний опыт работы учителя  с детьми с особыми о...

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы

Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Начальная школа. Методические материалы Материалы в помощь учителям начальной школы, реализующим ФГОС

Переход на пятидневную учебную неделю ведется параллельно с переходом на обновленное содержание образования и может быть осуществлен во всех организациях образования, независимо от видов, типов, форм ...