Рабочая программа внеурочной деятельности "Расти здоровым" для 1, 2 класса
рабочая программа по зож (1, 2 класс) на тему

Докучаева Лилия Ивановна

Рабочая программа общекультурной направленности «Расти здоровым» составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_2_klass_rasti_zdorovym.docx71.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЯЗЬМА-БРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.В. ПУЦЫКИНА

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

общекультурной направленности

«Расти здоровым»

1, 2 класс

СОГЛАСОВАНА

на заседании

МС школы

протокол

от 27.08.2014г. № 1

ПРИНЯТА

педагогическим советом школы

протокол

от 29.08.2014 г.№ 1

УТВЕРЖДЕНА приказом

директора школы

от 01.09.2014 г.

№ 134/01-09

                

Учитель высшей категории Докучаева Лилия Ивановна

2014/2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа общекультурной направленности «Расти здоровым» составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.

        Идея здоровьесбережения учащихся в образовании — красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.

Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний.

Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно – оздоровительных программ.

Цель программы: осознание учащимися здоровья как главной человеческой ценности, понимание сущности здоровья и здорового образа жизни,воспитание у детей культуры питания.  

Реализации программы  предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

  • формирование и развитие представления школьников  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
  • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
  • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
  • информирование школьников  о народных традициях, связанных со здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
  • развитие творческих способностей и кругозора  детей, их интересов и познавательной деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

Рабочая программа «Расти здоровым» построена в соответствии с принципами:

  • научная обоснованность и практическая целесообразность;
  • возрастная адекватность;
  • необходимость и достаточность информации;
  • модульность программы;
  • практическая целесообразность;
  • динамическое развитие и системность;
  • вовлеченность семьи и реализацию программы;
  • культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции, являющиеся частью культуры народов России и других стран.

В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

Основные методы обучения:

  • фронтальный метод;
  • групповой метод;
  • практический метод;
  • познавательная игра;
  • ситуационный метод;
  • игровой метод;
  • соревновательный метод;
  • активные методы обучения.

Формы обучения:

Ведущими формами деятельности предполагаются:

  • чтение и обсуждение;
  • экскурсии в школьную столовую, медицинский кабинет и др.;
  • встречи с интересными людьми;
  • практические занятия;
  • творческие домашние задания;
  • праздники урожая, спорта и т.д.;
  • конкурсы (проектов, презентаций, рисунков, рассказов, рецептов);
  • ярмарки полезных продуктов;
  • сюжетно-ролевая игра, спортивная  игра, образно-ролевая игра;
  • мини – проекты;
  • совместная работа с родителями.

Описание ценностных ориентиров

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.                            

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Место курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа общекультурной направленности «Расти здоровым» изучается в 1 классе 33 учебных часа (1 час в неделю; 33 учебные недели). Занятия проводятся во второй половине дня.

Результаты обучения

Универсальными компетенциями обучающихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;    
  • ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
  • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами  освоения обучающимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;  
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;                                                                                    
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.

Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
  • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания,  установки, личностные ориентиры и нормы  поведения, обеспечивающие  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;                                                          
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Блоки программы «Расти здоровым»

1 блок

Здоровое питание

Культура питания и этикет, ознакомление с витаминами и продуктами, их содержащими.

2 блок

В гармонии с окружающим миром

Дети расширяют свой кругозор, узнают о глобальных проблемах современности, таких как урбанизация, ухудшение экологической ситуации, учатся понимать связи между своими действиями и здоровьем - своим и окружающих, начинают осознавать ответственность за свой образ жизни. Ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.

3 блок

Законы здоровья

Первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, культура эмоций и чувств.

4 блок

Мой организм – целая планета

Содержание раздела нацелено на ознакомление детей с собственным организмом и оптимальными путями укрепления своего здоровья. На занятиях учащиеся получают возможность расширить, систематизировать, а главное - практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Рациональному поведению в различных ситуациях школьники учатся, участвуя в имитационно-игровых ситуациях.

Даётся понятие об иммунитете, о закаливающих процедурах,

Учащиеся изучают особенности строения организма человека и его органов.

5 блок

Движение-это жизнь

 У учащихся развивается двигательная активность, формируется осознанная мотивация к занятиям физической культурой. Знакомство с подвижными играми. Игры на свежем воздухе Повторение оздоровительных пауз.

Учебно-тематический план

1 класс

п/п

Раздел, тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Если хочешь быть здоров. Что такое здоровье? Могу ли я управлять своим здоровьем?

1

1

2

2

Самые полезные продукты. Дорога к здоровью.  Скатерть – самобранка и здоровье.

1

1

2

3

Как правильно есть. Пища наших предков. Современное меню для здоровья (практическое занятие).Дневной рацион школьника.

1

1

2

4

Удивительные превращения пирожка. Что мы едим? Здоровое питание – отличное настроение (экскурсия в школьную столовую).

1

1

2

5

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? Здоровая пища для всей семьи. Викторина «Узнай произведение». Конкурс рецептов «Самая вкусная и полезная каша».

2

1

3

6

Плох обед, если хлеба нет. Как следует питаться. Хлеб – всему голова. Путь с  поля до стола.

1

1

2

7

Полдник. Время есть булочки. Умеем ли мы правильно питаться? Как и что мы едим. Значение молока и молочных продуктов. Быть может, еда прибавляет года.

2

1

3

8

Пора ужинать. Правила поведения за столом. Зачем человек питается. «Стоит ли верить рекламе?» (составление рекламы полезных продуктов по группам и её представление).

1

2

3

9

Где найти витамины весной? Копилка витаминов. Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» Витаминная тарелка на каждый день. Пирамида здорового питания.

1

1

2

10

Как утолить жажду (квас, минеральная вода, чай, кофе, соки, морсы, газированная вода, кисель, вода, кефир, какао).  

1

1

2

11

Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Высококалорийные продукты питания. Игра «Меню спортсмена».  

1

1

2

12

На вкус и цвет товарищей нет. Вкусные и полезные вкусности. Практическая работа «Определи вкус продукта». Игры  «Накрой стол для обеда и чая», «Свари борщ».

1

2

3

13

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. Их значение для организма. Игра «Собери овощи и фрукты».  

1

1

2

14

Каждому  овощу – своё время. Инсценировка сказки «Репка» на новый лад. «Весёлые старты».

1

1

2

15

Праздник урожая.

-

1

1

Итого

16

17

33

Содержание программы

Тема 1. Если хочешь быть здоров. Что такое здоровье? Могу ли я управлять своим здоровьем?(2 часа)

О важности ведения здорового образа жизни, правильном питании. Выявление знаний и понимания учащимися понятия ЗДОРОВЬЕ, его составляющих. Об умении оценивать собственное здоровье, понимание важности здоровья для полноценной жизни человека.Составление и разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики. Игра «Успей занять своё место»Начало ведения «Дневника ЗДОРОВЬЯ». Анкетирование родителей.

Тема 2. Самые полезные продукты. Дорога к здоровью. Скатерть – самобранка и здоровье.(2 часа)

Наиболее полезные и необходимые каждый день человеку продукты. Самые полезные продукты. Ю. Тувим “Овощи” (инсценировка о правильном питании). Игра «Съедобное – несъедобное».        

Тема 3. Как правильно есть. Пища наших предков. Современное меню для здоровья (практическое занятие).Дневной рацион школьника.(2 часа)

Основные принципы гигиены питания. О том, что ели наши предки. Составление меню современного школьника. О дневном рационе школьника. Игра – обсуждение  «Законы питания».  

Тема 4. Удивительные превращения пирожка. Что мы едим? Здоровое питание – отличное настроение (экскурсия в школьную столовую). (2 часа)

Необходимость и важность регулярного питания, соблюдения режима питания. Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с народным праздником «Капустник».

Тема 5. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? Здоровая пища для всей семьи. Викторина «Узнай произведение». Конкурс рецептов «Самая вкусная и полезная каша». (3 часа)

Завтрак - обязательный компонент ежедневного рациона питания. Различные варианты завтрака. О каше. Викторина «Узнай произведение».Конкурс «Кашевар».Конкурс рецептов «Самая вкусная и полезная каша».

Тема 6. Плох обед, если хлеба нет. Как следует питаться. Хлеб – всему голова. Путь с  поля до стола.(2 часа)

Обед - обязательный компонент ежедневного рациона питания. Структура обеда.Хлеб – всему голова. Путь с  поля до стола. Игра  «Собери пословицу». Сюжетно – ролевая игра «За обедом».

Тема 7. Полдник. Время есть булочки. Умеем ли мы правильно питаться? Как и что мы едим. Значение молока и молочных продуктов.Быть может, еда прибавляет года. (3 часа)

Варианты полдника. Время есть булочки. Умеем ли мы правильно питаться? Как и что мы едим. Значение молока и молочных продуктов. Конкурс «Знатоки молочных продуктов», игра-демонстрация «Удивительное молоко», разучивание песни «Кто пасётся на лугу».

Тема 8. Пора ужинать. Правила поведения за столом. Зачем человек питается.«Стоит ли верить рекламе?» (составление рекламы полезных продуктов по группам и её представление). (3 часа)

Ужин - обязательный компонент ежедневного рациона питания. Состав ужина. Правила поведения за столом. Зачем человек питается. «Стоит ли верить рекламе?» (составление рекламы полезных продуктов по группам и её представление).Игра «Что и во сколько можно есть». Конкурс «Бутерброд», творческие работы детей.

Тема 9. Где найти витамины весной? Копилка витаминов. Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» Витаминная тарелка на каждый день. Пирамида здорового питания.(2 часа)

Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Конкурс загадок. Игра «Отгадай название». Игра «Шишки, жёлуди, орехи». Экскурсия в медкабинет «В гостях у Витаминов». Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники».

Тема 10. Как утолить жажду(квас, минеральная вода, чай, кофе, соки, морсы, газированная вода, кисель, вода, кефир, какао).(2 часа)

Значение жидкости для организма человека. Разнообразные напитки. Игра – демонстрация «Мы не дружим с сухомяткой». Конкурс - дегустация «Такой ароматный чай». Правила чаепития.

Тема 11. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Высококалорийные продукты питания. Игра «Меню спортсмена». (2 часа)

Связь рациона питания и образа жизни. Высококалорийные продукты питания. Игра «Мой день».Викторина «Нужно дополнительное питание или нет». Игра «Меню спортсмена».

Тема 12. На вкус и цвет товарищей нет. Вкусные и полезные вкусности. Практическая работа «Определи вкус продукта». Игры  «Накрой стол для обеда и чая», «Свари борщ».(3 часа)

Разнообразие вкусовых свойств различных продуктов. Практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов. Практическая работа «Определи вкус продукта». Игра «Приготовь блюдо». Игры  «Накрой стол для обеда и чая», «Свари борщ».

Тема 13. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. Их значение для организма. Игра «Собери овощи и фрукты».  (2 часа)

Разнообразие фруктов, ягод, овощей, их значение для организма. Соревнование  команд «Овощи, ягоды и фрукты». Игра «Собери овощи и фрукты». Лепка овощей, фруктов.

Тема 14. Каждому  овощу – своё время. Инсценировка сказки «Репка» на новый лад.«Весёлые старты». (2 часа)

Разнообразие овощей, их полезные свойства. Реклама овощей. Русская сказка «Вершки и корешки». «Весёлые старты». Тестирование учащихся. Инсценировка сказки «Репка» на новый лад.

Тема 15. Праздник урожая (1 час)

Законы здорового питания. Полезные блюда для праздничного стола. Конкурс-соревнование «Самый оригинальный овощной салат».


Календарно-тематическое планирование

1 класс

 (1 час в неделю; 33 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

1

Если хочешь быть здоров. Что такое здоровье? Составление и разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики. Игра «Успей занять своё место»

2

2

Если хочешь быть здоров. Могу ли я управлять своим здоровьем?

3

Самые полезные продукты. Дорога к здоровью. Игра «Братец Кролик, братец Лис».        

2

4

Самые полезные продукты. Скатерть – самобранка и здоровье.        

5

Как правильно есть. Пища наших предков. Современное меню для здоровья (практическое занятие).

2

6

Как правильно есть. Дневной рацион школьника. Игра «Охотники, волки и ёлки».

7

Удивительные превращения пирожка. Что мы едим? Игра «Рыжий кот».

2

8

Удивительные превращения пирожка. Здоровое питание – отличное настроение (экскурсия в школьную столовую).

9

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? Здоровая пища для всей семьи.

3

10

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? Викторина «Узнай произведение».

11

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? Конкурс рецептов «Самая вкусная и полезная каша»

12

Плох обед, если хлеба нет. Как следует питаться.

2

13

Плох обед, если хлеба нет. Хлеб – всему голова. Путь с  поля до стола.

14

Полдник. Время есть булочки. Умеем ли мы правильно питаться? Игра «Самая меткая команда».

3

15

Полдник. Время есть булочки. Как и что мы едим. Значение молока и молочных продуктов.

16

Полдник. Время есть булочки. Быть может, еда прибавляет года.

17

Пора ужинать. Правила поведения за столом (практическое занятие).

3

18

Пора ужинать. Зачем человек питается. Игра «Вытолкни из обруча».

19

Пора ужинать.«Стоит ли верить рекламе?» (составление рекламы полезных продуктов по группам и её представление).

20

Где найти витамины весной? Копилка витаминов. Витаминная тарелка на каждый день.

2

21

Где найти витамины весной? Пирамида здорового питания. Игра «Шишки, жёлуди, орехи». Экскурсия в медкабинет «В гостях у Витаминов».

22

Как утолить жажду (квас, минеральная вода, чай, кофе, соки, морсы).

2

23

Как утолить жажду (газированная вода, кисель, вода, кефир, какао). Игра «Охотники».

24

Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Высококалорийные продукты питания.

2

25

Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Игра «Меню спортсмена».

26

На вкус и цвет товарищей нет. Вкусные и полезные вкусности. Игра «Утка-Гусь».

3

27

На вкус и цвет товарищей нет. Практическая работа «Определи вкус продукта».

28

На вкус и цвет товарищей нет. Игры  «Накрой стол для обеда и чая», «Свари борщ».

29

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. Их значение для организма.

2

30

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. Игра «Собери овощи и фрукты».

31

Каждому  овощу – своё время. «Весёлые старты»

2

32

Промежуточная аттестация. Инсценировка сказки «Репка» на новый лад.

33

Праздник урожая.

1

Итого

33

Место курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа общекультурной направленности «Расти здоровым» изучается во 2 классе 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели). Занятия проводятся во второй половине дня.

Результаты обучения

Универсальными компетенциями обучающихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;    
  • ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
  • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами  освоения обучающимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;  
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;                                                                                    
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.

Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
  • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания,  установки, личностные ориентиры и нормы  поведения, обеспечивающие  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;                                                          
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Блоки программы «Расти здоровым»

1 блок

Здоровое питание

Культура питания и этикет, ознакомление с витаминами и продуктами, их содержащими.

2 блок

В гармонии с окружающим миром

Дети расширяют свой кругозор, узнают о глобальных проблемах современности, таких как урбанизация, ухудшение экологической ситуации, учатся понимать связи между своими действиями и здоровьем - своим и окружающих, начинают осознавать ответственность за свой образ жизни. Ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.

3 блок

Законы здоровья

Первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене,понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, культура эмоций и чувств.

4 блок

Мой организм – целая планета

Содержание раздела нацелено на ознакомление детей с собственным организмом и оптимальными путями укрепления своего здоровья. На занятиях учащиеся получают возможность расширить, систематизировать, а главное - практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Рациональному поведению в различных ситуациях школьники учатся, участвуя в имитационно-игровых ситуациях.

Даётся понятие об иммунитете, о закаливающих процедурах,

Учащиеся изучают особенности строения организма человека и его органов.

5 блок

Движение-это жизнь

 У учащихся развивается двигательная активность, формируется осознанная мотивация к занятиям физической культурой. Знакомство с подвижными играми. Игры на свежем воздухе Повторение оздоровительных пауз.

Учебно-тематический план

2 класс

п/п

Раздел, тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Если хочешь быть здоров. Что такое здоровье? Могу ли я управлять своим здоровьем?

1

1

2

2

Встреча с фельдшером « Поговорим о здоровье». Измерение роста, веса учащихся. Экскурсия в медицинский кабинет.

1

1

2

3

Вода - наш друг и помощник. Релаксация под шум водопада. Составление алгоритма правильного мытья рук.

1

1

2

4

Мои помощники – глаза. Физкультминутки  для глаз. Проведение опыта со светом. Игра «Шёл козёл по лесу».

1

1

2

5

Слух - большая ценность для человека. Массаж ушей. Опыты на определение слуховой чувствительности.

2

1

3

6

Чтобы зубы не болели! Презентация «Полезные продукты». Как правильно чистить зубы (практическое занятие). Зуб – живой орган (строение и  рост).

1

1

2

7

Руки и ноги - рабочие инструменты человека. Чем занимались наши предки в старину. Массаж пальцев. Физкультминутки для пальцев. Правила этикета: движения при общении.

2

1

3

8

Кожа - надёжная защита организма. Презентация «Первая помощь при повреждениях кожи». Работа с микроскопом и лупой. Кожа человека и её здоровье.

1

2

3

9

Наше питание. Презентация «Вредные продукты». Опыт «Определяем жирность пищи».

1

1

2

10

Наше настроение. Цветовое тестирование. Моё настроение в школе и дома.

1

1

2

11

Сон - лучшее лекарство. Расслабляющая релаксация под музыку. Исследовательская работа «Мои сны».

1

1

2

12

Скажем «НЕТ!» вредным привычкам. Проведение тренинга против вредных привычек. Конкурс рисунков «Дым от сигарет», «Нет наркотикам!», «Нет алкоголю!» Презентация «Спорт – альтернатива вредным привычкам».

1

2

3

13

Скелет - опора человека.         Зарядка и подвижные игры на воздухе.

1

1

2

14

Правильная осанка - здоровая спина. Исследовательская работа «Что нужно делать, чтобы осанка была правильной?»  Занятия с мячами и мешочками. Соревнования «Быстрые, ловкие, сильные».

-

2

2

15

Конкурс творческих проектов «Школа здоровья». Презентации. Круглый стол.

1

1

2

Итого

16

18

34

Содержание программы

Тема 1. Если хочешь быть здоров. Что такое здоровье? Могу ли я управлять своим здоровьем?(2 часа)

О важности ведения здорового образа жизни, правильном питании. Выявление знаний и понимания учащимися понятия ЗДОРОВЬЕ, его составляющих. Об умении оценивать собственное здоровье, понимание важности здоровья для полноценной жизни человека. Составление и разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики. Продолжение ведения «Дневника ЗДОРОВЬЯ». Тестирование учащихся. Анкетирование родителей.

Тема 2. Встреча с фельдшером « Поговорим о здоровье». Измерение роста, веса учащихся. Экскурсия в медицинский кабинет. (2 часа)        

Беседа о том, отчего могут возникнуть кровотечения, ожоги, мелкие раны. Знакомство с медицинскими вещами, лекарствами и т.д. Проведение практической работы по оказанию первой помощи при ранах, ожогах.

Беседа о закаливании, обтирании и обливании, о виде микробов. Знакомство с признаками здорового и закаленного человека. Выполнение оздоровительных пауз. Рисование на тему “Мы дружим с физкультурой и спортом”.

Тема 3. Вода - наш друг и помощник. Релаксация под шум водопада. Составление алгоритма правильного мытья рук.(2 часа)

Беседа о пользе воды для организма. Знакомство с советами доктора Воды. Обсуждение вопроса: как надо правильно мыть руки? Профилактика пожарной безопасности.

Тема 4. Мои помощники – глаза. Физкультминутки  для глаз. Проведение опыта со светом. Игра «Шёл козёл по лесу». (2 часа)

Глаза – главные помощники человека. Изучается строение глаза (радужка, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка). Выполнение оздоровительной минутки “Гимнастика для глаз”.

Тема 5. Слух - большая ценность для человека. Массаж ушей. Опыты на определение слуховой чувствительности. (2 часа)

Слух – большая ценность для человека. Проводится опыт по установлению слуховой чувствительности. Изучается строение уха (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, среднее ухо). Выполнение оздоровительной минутки “Самомассаж ушей”.

Тема 6. Чтобы зубы не болели! Презентация «Полезные продукты». Как правильно чистить зубы (практическое занятие). Зуб – живой орган (строение и  рост). (3 часа)

Зуб – это живой орган. Беседа о молочных и коренных зубах, о зубной щетке. Изучается строение зуба (коронка, корень, шейка). Проводится практикум “чистка зубов”.

Тема 7. Руки и ноги - рабочие инструменты человека. Чем занимались наши предки в старину. Массаж пальцев. Физкультминутки для пальцев. Правила этикета: движения при общении. (3 часа)

Проведение бесед о “рабочих инструментах” человека. Знакомство с пословицами и поговорками, в которых говорится о пользе рук и ног. Проведение практических занятий по определению плоскостопия. Выполнение специальных упражнений при плоскостопии.

Тема 8.Кожа - надёжная защита организма. Презентация «Первая помощь при повреждениях кожи». Работа с микроскопом и лупой. Кожа человека и её здоровье.(3 часа)

Беседа по теме «Изучение строения кожи (эпидерма, сальные железы, поры, потовые железы и др.)». Проведение опыта по проверке чувствительности. Знакомство с правилами ухода за кожей. Проводится практикум “Первая помощь при ранах, ожогах”.

Тема 9. Наше питание. Презентация «Вредные продукты». Опыт «Определяем жирность пищи».(2 часа)

Изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой. Закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).

Тема 10. Наше настроение. Цветовое тестирование. Моё настроение в школе и дома. (2 часа)

Беседа по теме «Радость в себе». Выполнений заданий на тему. Анализ ситуаций. Выполнение задания на тему. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

Тема 11. Сон - лучшее лекарство. Расслабляющая релаксация под музыку. Исследовательская работа «Мои сны».(2 часа)

Проводится беседа о пользе здорового сна. Даются советы о восстановлении сна, если нарушился сон.

Тема 12.Скажем «НЕТ!» вредным привычкам.        Проведение тренинга против вредных привычек. Конкурс рисунков «Дым от сигарет», «Нет наркотикам!», «Нет алкоголю!» Презентация «Спорт – альтернатива вредным привычкам». (3 часа)

Беседа по теме. Проведение анализа разных ситуаций. Знакомство с помощью наглядных пособий о вреде табака, алкоголя, наркотика. Разыгрывание ситуаций. Игры.

Тема 13. Скелет - опора человека.         Зарядка и подвижные игры на воздухе. (2 часа)

Беседа по теме. Объяснение при помощи рисунков, что такое скелет, череп, грудная клетка, мышцы, суставы. Выполнение упражнений по укреплению мышц, по определению силы мускулов. Знакомство с оказанием первой помощи при повреждении мышц и костей.

Тема 14. Правильная осанка - здоровая спина.        Исследовательская работа «Что нужно делать, чтобы осанка была правильной?»  Занятия с мячами и мешочками. Соревнования «Быстрые, ловкие, сильные». (2 часа)

Беседа по теме. Исследовательская работа «Что нужно делать, чтобы осанка была правильной?»  Занятия с мячами и мешочками. Соревнования.

Тема 15. Конкурс творческих проектов «Школа здоровья». Презентации. Круглый стол. (2 часа)

Подведение итогов. Круглый стол. Обмен материалом, опытом, информацией. Просмотр презентаций.

Календарно-тематическое планирование

2 класс

 (1 час в неделю; 34  часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

1

Если хочешь быть здоров. Что такое здоровье? Составление и разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики.

2

2

Если хочешь быть здоров. Могу ли я управлять своим здоровьем?

3

Встреча с фельдшером « Поговорим о здоровье». Измерение роста, веса учащихся. Экскурсия в медицинский кабинет.

2

4

Встреча с фельдшером « Поговорим о здоровье». Экскурсия в медицинский кабинет.

5

Вода - наш друг и помощник.        

Релаксация под шум водопада.

2

6

Вода - наш друг и помощник. Составление алгоритма правильного мытья рук.

7

Мои помощники – глаза. Физкультминутки  для глаз. Проведение опыта со светом. Игра «Что я вижу не скажу, только букву назову».

2

8

Мои помощники – глаза. Проведение опыта со светом. Игра «Шёл козёл по лесу».

9

Слух - большая ценность для человека. Массаж ушей.  Игра «Пятка-нос».

3

10

Слух - большая ценность для человека. Массаж ушей. Игра «Мышки-завитушки».

11

Слух - большая ценность для человека. Опыты на определение слуховой чувствительности.

12

Чтобы зубы не болели! Презентация «Полезные продукты».

2

13

Чтобы зубы не болели! Как правильно чистить зубы (практическое занятие). Зуб – живой орган (строение и  рост).

14

Руки и ноги - рабочие инструменты человека. Чем занимались наши предки в старину. Игра «Лапти».

3

15

Руки и ноги - рабочие инструменты человека. Массаж пальцев. Физкультминутки для пальцев.

16

Правила этикета: движения при общении. Игра «Пассажиры-билетики».

17

Кожа - надёжная защита организма. Презентация «Первая помощь при повреждениях кожи».

3

18

Кожа - надёжная защита организма. Работа с микроскопом лупой.

19

Кожа человека и её здоровье. Игра «Два мороза».

20

Наше питание. Презентация «Вредные продукты». Игра «Зеленая ягодка, красная ягодка».

2

21

Наше питание. Опыт «Определяем жирность пищи». Игра «Фрукты, ягоды, овощи».

22

Наше настроение. Цветовое тестирование. Игра «Хали - хало».        

2

23

Наше настроение. Цветовое тестирование. Моё настроение в школе и дома.

24

Сон - лучшее лекарство. Расслабляющая релаксация под музыку.        

2

25

Сон - лучшее лекарство.        

Исследовательская работа «Мои сны».

26

Скажем «НЕТ!» вредным привычкам.        

Проведение тренинга против вредных привычек.

3

27

Скажем «НЕТ!» вредным привычкам.        

Конкурс рисунков «Дым от сигарет», «Нет наркотикам!», «Нет алкоголю!»

28

Скажем «НЕТ!» вредным привычкам.        

Презентация «Спорт – альтернатива вредным привычкам».

29

Скелет - опора человека. Зарядка и подвижные игры на воздухе.

2

30

Скелет - опора человека. Зарядка и подвижные игры на воздухе.

31

Правильная осанка - здоровая спина        

Исследовательская работа «Что нужно делать, чтобы осанка была правильной?»

2

32

Правильная осанка - здоровая спина        

Занятия с мячами и мешочками. Соревнования «Быстрые, ловкие, сильные».

33

Конкурс творческих проектов «Школа здоровья». Презентации. Круглый стол.

1

34

Конкурс творческих проектов «Школа здоровья». Презентации. Круглый стол.

1

Итого

34

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010;

2. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. М.: Просвещение, 2009.

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В.Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010;

4. Коляда Д. А., Коровина Т. Н., Савинова С. В. «Комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников». Волгоград: «Учитель»,  2012 год;

5. Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова - Самара: Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература»;

6.Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3-4 классе. - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература»;

7. Смирнова Т.В. Живые картинки. Природа и мы: книга для чтения. – Самара :  Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература»;

8. Смирнова Т.В. Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей: книга для чтения. - Самара : Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2003 год.

Наглядные пособия

  • изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи, схемы, плакаты;
  • гербарии; продукты питания; микропрепараты; столовые приборы; бытовые приборы для кухни.

Оборудование для мультимедийных демонстраций

  • компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, фотокамера.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс"

Тип программы: тематическая образовательная программа по формированию толерантности младших школьниковкружок  «Наш дружный класс»Срок реализации – 4 годаВозраст обучающихся – 7-10 летСоставила - ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»

Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»

Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО...