Обобщение опыта. Экология человека. "В здоровом теле - здоровый дух"
проект по зож

Беляк Татьяна Павловна

Экология человека – это наука, которая изучает взаимосвязь людей, общества, отдельного человека с природой. В ее рамках рассматриваются такие моменты как: состояние организма человека; влияние природы на состояние и самочувствие людей; управление окружающей средой; улучшение здоровья населения. Следует отметить, что экология человека – сравнительно молодая дисциплина. Одной из важнейших задач, которые она рассматривает, является изучение здоровья населения, в том числе и детей. Этому разделу экологии человека я посвятила свое исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта39.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке»

Обобщение опыта.

«Экология человека.

В здоровом теле – здоровый дух»

 

Руководитель исследования:

учитель начальных классов

Татьяна Павловна Беляк

                                                         

                                                           

Энгельс, 2020

Экология человека – это наука, которая изучает взаимосвязь людей, общества, отдельного человека с природой. В ее рамках рассматриваются такие моменты как: состояние организма человека; влияние природы на состояние и самочувствие людей; управление окружающей средой; улучшение здоровья населения.

Следует отметить, что экология человека – сравнительно молодая дисциплина. Одной из важнейших задач, которые она рассматривает, является изучение здоровья населения, в том числе и детей. Этому разделу экологии человека я посвятила свое исследование.

Согласно данным Росстата о состоянии здоровья детей в стране за период 2017 года в Саратовской области 23,3 % детей имеют хронические заболевания или врожденные патологии. Важно проанализировать все факторы, влияющие на здоровье детей, и максимально снизить риски, способствующие прогрессированию заболеваний.

При этом здоровье ребенка следует рассматривать не только с точки зрения нормального функционирования органов и систем организма (соматическое здоровье), но и  как состояние правильно функционирующего, неповреждённого организма, полного физического, духовного и социального благополучия. Ведь все в человеке взаимосвязано: наш дух, разум, эмоции и тело работают вместе. Всякий недуг влияет не только на организм в целом, но и на наши чувства, эмоции. Если человек болеет, то он не способен полноценно жить, осуществлять какую-либо деятельность, думать. Не теряет актуальности и в наши дни крылатое выражение, пришедшее к нам из Античности: «В здоровом теле – здоровый дух».

Очень часто мы принимаем наше здоровье как должное, и осознаем его значение лишь тогда, когда заболеваем.

Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие навыков здорового образа жизни, неблагополучная экологическая обстановка - основные причины утраты здоровья детьми. Родители зачастую не заинтересованы в двигательной активности своих детей.

Прогресс и новые технологии рождают новые болезни. Дети стали меньше проводить времени со сверстниками вне школы. Большинство проводят свободное время за монитором компьютеров, планшетов. Социальные сети, виртуальные игры заменили живое общение как детей, так и взрослых. Все чаще мы слышим в новостях о психических расстройствах, непредсказуемых поступках детей и подростков. Увеличились риски техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующие негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, так как школа является неотъемлемой частью жизни каждого человека. А лучший способ борьбы с болезнями – их предупреждение. Необходимо воспитывать в здоровом теле здоровый дух, начиная со школьной скамьи.  

Таким образом, проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им культуры здорового образа жизни, изучением которых занимается экология человека, сегодня очень актуальны, что подтверждается негативной статистика состояния здоровья учащихся (заболеваемость, пропуски занятий).

Объектом моего исследования стали ученики 3 «Б» класса МБОУ «МЭЛ им. А.Г. Шнитке», а участниками проекта - ученики 3»Б» класса лицея, родители, педагогический коллектив.

Цель исследования:

  • выяснить, какое влияние оказывает двигательная активность и спорт на общее самочувствие, жизненный тонус и здоровье школьника; связано ли эмоциональное перенапряжение (депрессии) с физической активностью или неактивностью детей;
  • сформировать у обучающихся представления об основах здорового образа жизни, развить потребность в активной физической деятельности;
  • способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.

Мною выдвинута гипотеза: если активный образ жизни и спорт оказывают положительное  воздействие  на эмоциональное и физическое здоровье человека, то такие люди должны меньше болеть и чувствовать себя счастливыми.

Свое исследование я разделила на этапы.

  • 1 этап – организационный (определение направлений для решения проблемы и создания доказательной базы  в работе над гипотезой, постановка задач по изучению теоретического содержания исследования  и выполнению практической части, составление плана и вопросов для  исследования; анализ и оформление результатов).
  • 2 этап – теоретический (поиск и обобщение информационного и литературного материала по теме);
  • 3 этап – практический (проведение исследования данных о количестве пропусков занятий учащимися за период 2017-2018 учебный год; анкетирование среди учащихся и их родителей; анализ и оформление результатов).
  • 4  этап – итоговый (формулировка выводов на основе проведенного исследования о значении двигательной активности; ознакомление одноклассников и их родителей с итогами проведенного исследования; подготовка презентации по данной теме; подготовка информационного буклета).

Анализируя собранную информацию, я пришла к выводу, что здоровье является главным понятием экологии человека.

Известные люди говорили: «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам»,  «Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, и характер развивается во всем своем могуществе». А в народе говорят: «Береги платье снова, здоровье смолоду».

Здоровье складывается из следующих составляющих:

  • соматическое здоровье – нормальное функционирование органов и систем организма;
  • физическое здоровье – развитость и тренированность тела человека;
  • психическое здоровье – нормальное функционирование психики и сознания;
  • нравственное здоровье – способность к адекватному поведению и уважение моральных норм.

Таким образом, критерии здоровья человека определяются в соответствии с каждой составляющей: полноценное генетическое и физиологическое развитие; отсутствие болезней; здоровый образ жизни.

По данным Всемирной организации здравоохранения:

50% - здоровья зависит от образа жизни.
20% - приходится на наследственность.
20% - на влияние внешней среды.
10% - на факторы, зависящие от здравоохранения (ВОЗ).

Как мы видим, определяющее значение имеет образ жизни. Образ жизни — это совокупность особенностей повседневной жизни людей, определяемая индивидуальными психическими особенностями; жизненным опытом; семейными и местными обычаями; стандартами жизни.

К ведущим факторам образа жизни, поддерживающим физическое здоровье, обычно относят движение; питание; дыхание.

Итак, фактор – движение включает в себя :

  • Физическая зарядка дома.
  • Спортивные, игровые, музыкальные перемены в лицее, позволяющие снять мышечное и эмоциональное напряжение.
  • Уроки физической культуры в школе.
  • Спортивные праздники.
  • Хореография.
  • Прогулки.
  • Спортивные секции.

Школьный возраст – один из самых сложных этапов возрастного развития организма человека. В период обучения в школе, дефицит двигательной активности приводит к недостаточному развитию организма, появлению избыточной массы тела, нарушению осанки.

Предотвратить развитие различных заболеваний можно с помощью физических упражнений.

Любой вид спорта положительно влияет на организм: ускоряется процесс метаболизма; укрепляется иммунитет; спорт оказывает положительное влияние на позвоночник человека; укрепляется мышечный каркас, улучшается костная ткань, усиливается кровообращение и учащается дыхание. К клеткам поступает больше кислорода, а значит, пропадает чувство усталости и сонливости.

Я проводила исследование количества пропусков занятий по болезни учениками нашего класса за период 2017-2018 учебного года. И пришла к выводу, что 9 человек, которые ведут активный образ жизни, реже болеют простудными заболеваниями. Таким образом, занятие спортом действительно укрепляет физическое здоровье человека.

Любой вид спорта тренирует не только тело, но и мозг. Занятия спортом – отличная профилактика различных заболеваний, включая нервную систему. Посвящая хотя бы два-три часа в неделю активным физическим упражнениям, можно навсегда обезопасить себя от неврозов и расстройств психики, стрессов и депрессий!

В момент физических нагрузок, происходят микроскопические травмы мышечных волокон. И для того, чтобы обезболить эти травмы в организм выделяются вещества, которые оказывают обезболивающий эффект. Одновременно эти вещества дают ощущение легкой эйфории. По этой причине после тренировки у человека в течение полутора-двух часов наблюдается приподнятое настроение, что очень благотворно сказывается на нервной системе.

Данный факт был подтвержден мною на личном опыте и при проведении анкетирования среди учащихся и их родителей.

Таким образом, спорт выступает отличным инструментом не только профилактики здоровья, но и помогает снять психоэмоциональное напряжение.

Одним из способов укрепления здоровья является закаливание.

Я посещаю спортивную секцию по плаванию. Плавание - одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка.

Плавание благотворно влияет на весь организм в целом: улучшается работа кровеносной и сердечно-сосудистой системы; укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается объем легких; совершенствуется терморегуляция и укрепляется иммунитет. Плавание развивает дисциплинированность, настойчивость, смелость и решительность, укрепляется сила воли и развиваются навыки общения. Я могу подтвердить это на собственном примере.

Важнейшим компонентом здорового образа жизни является здоровое питание 

Конечно, детям разного возраста нужно разное количество пищи и энергии. Правильное питание школьника младшего возраста (до 10 лет) предполагает получение около 2400 ккал в сутки, старшеклассника (14-17 лет) - около 2600-3000 ккал, в зависимости от пола. Юным спортсменам можно повысить калорийность рациона на 200-300 ккал.

Здоровое питание предполагает сбалансированность по соотношению белков, жиров и углеводов. Для роста и развития ребенку необходимы витамины и микроэлементы. Одно из главных требований к питанию школьников - его оптимальность и сбалансированность. Современный школьник, по мнению диетологов, должен принимать пищу не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин - непременное присутствие горячего блюда. За день школьники должны выпивать не менее одного - полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных натуральных соков.

Учебное заведение также принимает непосредственное участие в формировании культуры здорового образа жизни детей. Постоянно ведется учет состояния  здоровья детей путем анализа медицинских карт учеников, определения групп здоровья; учета посещаемости занятий и т.п.

Отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу определяет семья. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье.

Опрос показал, что практически 47% детей моего класса посвящают физическим нагрузкам более 6 часов в неделю, в том числе и я. Лишь 6 % детей не имеют физических нагрузок. А наши родители, напротив, имеют очень низкую физическую активность. 40% родителей уделяют спорту лишь от 1 до 3 час. в неделю, а 33 % родителей - менее 1 час..

Я сделала вывод: физическая активность родителей ниже, чем активность детей.

В анкете мною был поставлен вопрос: Какие чувства Вы испытываете после физических нагрузок?

Опрос показал, что большинство учащихся и их родители отмечают благотворное влияние физических нагрузок на эмоциональное состояние. Родители испытывают прилив сил и энергии, самоудовлетворение. Но часть детей все же испытывают слабость, усталость (10 %), либо вообще никаких эмоций (10 %). То есть часть детей нуждается в дополнительной мотивации для занятий спортом.

Кроме того, дети, постоянно занимающиеся спортом, танцами, реже испытывают депрессивные состояния, чаще чувствуют себя счастливыми.

Нужно помнить, что физическая культура является лучшим природным транквилизатором — более действенным, чем лекарственные препараты. Если человек хочет быть не только здоров, но и находиться в хорошем настроении, нужно постараться уделять хотя бы 20 минут каждый день на их выполнение.

Проведённая мной практическая работа помогла доказать положительное значение активной деятельности и спорта в укреплении физического и психического здоровья, иммунитета человека. Факторы экологии человека оказывают влияние на здоровье ученика.

Гипотеза подтверждена. Тело и разум – это единая система. Оказывая влияние на тело, человек способен оказать влияние и на мозг. Спорт делает тело сильнее, выносливее и способствует повышению эмоциональной устойчивости. Занятия спортом - один из самых эффективных, безопасных, доступных и легких способов победить депрессивные состояния.

Влияние спорта на физическое здоровье человека сложно переоценить. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Необходимо с раннего детства воспитывать здоровые привычки и навыки, формировать у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширять знания и навыки по гигиенической культуре.

При этом в образовательных учреждениях следует не только укреплять и сохранять здоровье детей, но и учить их тому, как быть здоровыми. Ребенка следует вовлекать в деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья. Результатом такой работы должна быть личная культура здоровья ребенка, которую следует понимать как часть культуры личности.

На современном этапе экология человека является важной наукой. Однако ее достижения используются еще не так активно, но в дальнейшем эта дисциплина поможет улучшить жизнь и состояние здоровья разным людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух»      для учащихся 1-4 классов...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС. Программа здоровьесбережения «В здоровом теле –здоровый дух» (из опыта работы)

Целью  настоящей программы является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участн...

Урок ."Строение тела человека. В здоровом теле, здоровый дух.»"

УМК "Школа России",Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....

"Строение тела человека.В здоровом теле, здоровый дух." презентация к уроку

УМК "Школа России", Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....

Час здоровья «В здоровом теле – здоровый дух».

Это конспект занятия    внеурочной деятельности  по  спортивно-оздоровительному направлению «Первые шаги к здоровью». Занятие проведено в 4 классе с детьми с УО (И...

ПРАЗДНИК ЗДОРОВЬЯ «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»

Внеклассное мероприятие для начальной школы"...

Беседа о здоровье "В здоровом теле здоровый дух"

Беседа о здоровье "В здоровом теле здоровый дух"...