кружок «Школа докторов природы»
рабочая программа по зож (4 класс)

Мистрюкова Елена Владимировна

Рабочая  программа внеурочной деятельности « Школа докторов природы» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кружок о здоровом образе жизни133 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                                                                               

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

                              кружок «Школа докторов природы»                        

для 1 класса

на 2019-2020уч. год

2019г.

                                   

                                                   

                                           

                                           

          Пояснительная записка

Рабочая  программа внеурочной деятельности « Школа докторов природы» для  учащихся 4     класса на 2018-2019 учебный год составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приказ МО и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  России на основе авторской программы или примерной, с использованием методического пособия:  « 135 уроков здоровья или Школа докторов природы» Авторы: Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко: 1-4 классы. – М.: ВАКО., 2014

  Программа рассчитана на  135часов за 4 года обучения,4  класс -34 часа в год ( 1 час в неделю)

Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. На расширение знаний и навыков  учащихся по гигиенической культуре.

   Цели: обучение детей бережному отношению к своему собственному здоровью, приёмам его сохранения; формирование необходимых знаний, умений и навыков , способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния своего собственного здоровья.

 Задачи:

- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

− формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

− обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

− научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

− добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Актуальность:       Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

1 Нормативная база

-Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

 -Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р)

-План мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №

-Приказ Минспорта России от 12.09.2013 № 730 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам"

-Приказ Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»

-Приказы Минкультуры РФ от 12.03.2012 г. № 156-166 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств»

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

-Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

-Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

-Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

 -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

-Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (рассматривается только как методические рекомендации)

2.Ожидаемые результаты освоения

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:                                                                                                                       — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;                                                

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                                        — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;                                                                                                       — овладеть  навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;                                                                                                                              — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;                                                                                                                           — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                 — характеризовать явления (действия и поступки),  давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;                                                    

 —находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;                                                                                                                    

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;                                                          

 — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;                                                                                                      

 — организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности ;                                                                                                                                                               — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;                                                            

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                                                                                          — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;                                                                                                                                — представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;                                    

  —   применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы  поведения, обеспечивающие  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;                                                          

 — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;                                                                                                          

— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

В результате усвоения программы  учащиеся получат возможность научиться:

− выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

− осуществлять активную оздоровительную деятельность;

− формировать своё здоровье.

Учащиеся узнают:

− факторы, влияющие на здоровье человека;

− причины некоторых заболеваний;

− причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

− виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

− о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

− основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

3.Содержание курса

Тема раздела, блока

Формы организации

Всего

 часов

Количество  часов

Теория

практика

1

Советы доктора Воды.

Беседа

      1

1

-

2

Друзья Вода и мыло.

Практические занятия

Творческая работа. Игра «Наоборот»

      1

-

1

3

Глаза – главные помощники человека.

Беседа.

Игр «Полезно-вредно». Правила бережного отношения к зрению.

       1

1

-

4

Подвижные игры

Практические занятия

Игры «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики».

        1

-

1

5

Чтобы уши слышали.

Практические занятия

Проведение опытов.

        1

-

1

6

Почему болят зубы.

Практические занятия

Творческое рисование.

         1

-

1

7

Чтобы зубы были здоровыми.

Беседа. Разучивание стихотворения. Тест.

    1    

-

1

8

Как сохранить улыбку красивой?

Психологический тренинг « Сохрани солнце в себе». Практические занятия. Творческая работа.

          1

-

1

9

Рабочие инструменты человека.

Практические занятия

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками.

          1

-

1

10

Подвижные игры..

Практические занятия. Разучивание игр « Медвежья охота»,

 « Совушка», « Не пропусти мяч».

        1

-

1

11

Зачем человеку кожа?

Игра « Угадай ка». Рассказ учителя.

1

-

1

12.

Надёжная защита организма.

Беседа об органах чувств.Рассказ учителя.Тест.

1

-

1

13

Если кожа повреждена.

Игра « Можно-нельзя». Практическая работа в парах « Как оказать первую помощь».

1

-

1

14

Подвижные игры.

Разучивание игр « Круговые салки». Эстафеты со скакалками « Весёлая эстафета»,

« Поезд».

1

-

1

15

Питание – необходимое условие для жизни человека.

Повторение правил здоровья. Упражнение для осанки « Гора». Игра « Продолжи сказку».

1

-

1

16

Здоровая пища для всей семьи.

Золотые правила питания. Игра « Что разрушает здоровье, а что укрепляет».

1

-

1

17

Сон – лучшее лекарство.

Игра « Можно- нельзя», Повторение правил здоровья. Игра по гигиене сна « Плохо-хорошо».

1

-

1

18

Как настроение?

Встреча с доктором Любовь. Упражнение « Азбука волшебных слов». Тест.

1

-

1

19

Я пришёл из школы.

Беседа. Анализ и разыгрывание ситуаций.

1

-

1

20

Подвижные игры по выбору детей.

1

-

1

21-22

Я – ученик.

Игра « знаешь ли ты правила». Творческая работа.Чтение и работа по содержанию рассказов М. Кунина.

1

-

2

23-24

Вредные привычки.

Беседа « Это красивый человек». Игра « Да-нет» Практическая работа в парах.

2

1

1

25

Подвижные игры.

Разучивание игр « Золотое зёрнышко», « Не зевай», «Западня».

1

-

1

26

 Скелет – наша опора.

 Рассказ учителя. Практическая работа. Правила первой помощи.

1

-

1

27

Осанка – стройная спина.

Практические упражнения.

1

-

1

28

Если хочешь быть здоров.

Сказка о микробах. Правила закаливания. Практическая работа. Творческая работа.

1

-

1

29

Правила безопасности на воде.

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде.

1

-

1

30-31

Подвижные игры. Весёлые старты.

2

-

2

32-33

Обобщающие занятия.

 Игры. Повторение правил здоровья.

2

1

1

Итого: 33 часа

14

19

Формы организации: рассказ педагога и рассказы детей; чтение стихов, сказок, рассказов; организация игр; беседы; дискуссии; прослушивание песен и стихов; конкурсы, викторины.

4.Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

                                           Тема

Форма проведения

1

02.09.2019

Советы доктора Воды.

Тематическая беседа с элементами практики

2

09.09.2019.

Друзья Вода и мыло.

Тематическая беседа с элементами игры .

3

16.09.2019.

. Глаза – главные помощники человека.

 

Тематическая беседа с элементами игры

4

23.09.2019.

Подвижные игры

Дидактическая игра

5

30.09.2019.

Чтобы уши слышали.

Тематическая беседа с элементами игры

6

07.10.2019.

Почему болят зубы.

Решение ситуационных задач

7

14.10.2019.

Чтобы зубы были здоровыми.

Тематическая беседа с элементами анализа ситуации. Рассказы, стихотворения

8

21.10.2019.

Как сохранить улыбку красивой?

Тематическая беседа с элементами практикума. Рассказы, стихотворения

9

28.10.2019.

Рабочие инструменты человека.

Тематическая беседа с анализом ситуаций. Ситуации.

10

04.11.2019.

Подвижные игры..

Тематическая беседа с анализом ситуаций Рассказы. Рисунки детей.

11

11.11.2019.

Зачем человеку кожа?

Тематическая беседа с анализом ситуаций Толковый словарь С.Ожегова

12

18.11.2018.

Надёжная защита организма.

Тематическая беседа с анализом ситуаций

13

25.11.2019.

Если кожа повреждена.

Тематическая беседа с элементами игры. Рассказы, пословицы

14

02.12.2019.

Подвижные игры.

Тематическая беседа с элементами игры. Рассказы, пословицы

15

09.12.2019.

Питание – необходимое условие для жизни человека.

Тематическая беседа с элементами игры. «Дерево решений»

16

16.12.2019.

 

Здоровая пища для всей семьи

Тематическая беседа с элементами игры.

17

23.12.2019.

Сон – лучшее лекарство.

Тематическая беседа с элементами игры

 

18

30.12.2019.

 Как настроение?

Тематическая беседа с  анализом ситуаций.

19

06.01.2020.

 Я пришёл из школы.

 

Тематическая беседа с элементами игры .

20

13.01.2020.

Подвижные игры по выбору детей.

Тематическая беседа с анализом ситуации

21

20.01.2020.

Я – ученик.

Комплексное применение знаний и умений. Урок-практикум

22

27.01.2020.

Я – ученик.

Тематическая беседа с анализом ситуации.

23

03.02.2020.

Вредные привычки

Тематическая беседа с анализом ситуации

24

10.02.2020.

Вредные привычки

Комплексное применение знаний и умений

25

17.02.2020.

Подвижные игры.

Спортивный праздник

26

24.02.2020.

Скелет – наша опора.

Комплексное применение знаний и умений. Сюжетно-ролевая игра. Загадки, стихи

27

02.03.2020.

Осанка – стройная спина.

Урок-игра

 Это интересно!

28

09.03.2020.

Если хочешь быть здоров.

 

 

Комплексное применение знаний и умений

Урок-игра

29

16.03.2020.

Правила безопасности на воде.

Игра-путешествие.

Это полезно запомнить! Стихи Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный», Э.Успенского «Очень страшная история»,

30

23.03.2020.

Подвижные игры. Весёлые старты.

Игра-путешествие

31

30.03.2020.

Подвижные игры. Весёлые старты.

Урок-игра Путешествие по станциям

 ( пословицы, высказывания, стихи)

32

06.04.2020.

Обобщающие занятия.

 

Урок - КВН

33

13.04.2020.

Обобщающие занятия.

Урок-праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

школа докторов природы

Данный факультатив разработан на основе программы факультатива «135 уроков здоровья или школа докторов природы» (1-4 классы начальной школы). Авторы: Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е....

Школа доктора Природы

Внеурочная деятельность.Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование...

Модифицированная образовательная программа для внеурочной деятельности младших школьников «Школа докторов природы» (уроки здоровья)

Обучение школьников бережному отношению к своему здо­ровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современ­ного образования. Эта программа нацелена на формирование у ребенка ценности ...

Программа по внеурочной деятельности по направлению здоровьесбережения «Уроки докторов Природы»

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространств...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: «Школа докторов природы» в 3 классе

Пояснительная запискаОбучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства- актуальная задача современного образования.Предлагаемый курс занятий «Школа докторов природы»...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа докторов природы"

Данная программа предназначена для внеурочной деятельности в 3 классе...