Здоровье педагога в условиях комфортной школы
методическая разработка по зож

О сохранении здоровья педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_pedagoga_v_usloviyah_komfortnoy_shkoly.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье педагога в условиях комфортной школы

Школа № 270 находится на самой окраине Петербурга, в Красносельском районе, но это никогда не мешало идти в ногу со временем. За свою 50-летнюю историю наша школа накопила много достойных традиций и прославилась своими достижениями.

Сейчас для школы наступило время обновления.  С 1 сентября 2011 года школа поменяла адрес. Во вновь отстроенном микрорайоне она получила новое здание, полностью соответствующее современным требованиям государственных стандартов. Возможность использования современной материально-технической базы повлияла на тему программы     опытно-экспериментальной работы школы.

Базовой идеей программы является идея построения открытой здоровьесозидающей образовательной среды школы в условиях школьного образования, разработка и апробация программно-методического обеспечения  в области сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования здорового образа жизни, через все основные компоненты основной образовательной программы школьного образования. Программа реализуется через управленческий механизм деятельности службы здоровья школы и участие в сетевом взаимодействии школ, решающих проблемы здоровья участников образовательного процесса,  в контексте работы в статусе опытно - экспериментальной площадки Красносельского района Санкт-Петербурга по теме «Проектирование здоровьесозидающей   среды школы в условиях комфортного пространства ОУ».

Цель Программы. Создание образовательной среды в условиях комфортного пространства ОУ, обеспечивающей достижение целей среднего (полного) общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, гарантирующей сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;  преемственной по отношению к начальному, основному и среднему общему образованию и соответствующей специфике образовательного процесса на всех ступенях общего образования, а также возрастным психофизическим особенностям развития обучающихся.

Программа решает следующие задачи развития школы:

1. Создание в школе здоровьесберегающей образовательной среды

2. Создание условий для достижения педагогических и социальных результатов, становление единого педагогического коллектива школы, способного эффективно работать в условиях инновационных изменений в образовании

3. Усиление социального партнерства школы с родителями, организациями и учреждениями, которые заинтересованы в решении проблем здоровья и развития детей

4. Обеспечение условий по организации образовательного пространства, расширяющего возможности развития разных по способностям и возможностям учащихся

Задачи  реализуются через следующие целевые программы:

  1. Информационно-оздоровительные технологии.

Цель программы - создать условия для реализации информационного потенциала образовательной среды школы в преодолении информационных рисков.

Задачи программы:

- повышать уровень знаний семьи в информационных рисках;

 - организовать системную работу по применению новых информационно- оздоровительных технологий (БОС, коррекционные программы)

2. Открытая школа.

Школа удалена от социокультурных центров района и города. Для организации исследовательской и научно-методической деятельности в школе существует системное взаимодействие с организациями-партнерами в своем муниципальном образовании, но необходимо организовать взаимодействия с районными и городскими культурно-образовательными центрами. А так же создать условия для развития здоровой школы.

Цель: Создать условия для реализации возможностей школы, как социокультурного центра.

Задачи  программы:

  • организовать взаимодействие с семьей;
  • расширять взаимодействие с организациями – партнёрами в Красном Селе и районе.

3. Культура здоровья учащихся.

Цель программы - наиболее полно и активно использовать  возможности школы для формирования культуры здоровья учащихся (в том числе физической культуры).

Задачи программы:

  • повышать уровень готовности учащихся к здоровому образу жизни;
  • заинтересовать родителей в повышении семейного уровня культуры здоровья.

4. Равные и разные.

Так как школа находится в новом, заселяемом районе, контингент учащихся пополняется в течение всего учебного года. В классах учатся очень разные дети – по подготовке, по социальному статусу, по состоянию здоровья, по ценностным ориентациям, по воспитанию, - цель  программы -создание системы работы с учащимися групп риска, социально неблагополучным контингентом.

Задачи программы:

  • усиление социально-психологической, педагогической и медицинской поддержки учащихся;  
  • выявление детей группы риска.

5. Кадровый потенциал в комфортной школе

Цель программы  создать условия для личностной и профессиональной подготовки педколлектива к здоровьесозидающей деятельности,  используя потенциал материально-технического ресурса школы.

В задачи программы входит:

  • организовать курсовую подготовку на базе школы;
  • создать методическую базу по здоровьесберегающим технологиям (по созданию здоровьесберегающей образовательной среды);
  • организовать системную работу по здоровому питанию;
  • организовать системную работу по пропаганде ЗОЖ педагога и организации своего рабочего времени.

Все вышеперечисленные подпрограммы одинаково важны для школы, но программа «Кадровый потенциал» безусловно,  первая в последовательности выполнения. Так как с одной стороны  педагогический труд  включает в себя многие факторы риска: сложная модель деятельности, жесткий характер труда, физическая перегрузка, эмоциональная перегрузка, низкая социально-экономическая защищенность и престиж профессии,  плохие условия труда.  По статистике у 60% педагогов зафиксированы хронические заболевания, а у 17% имеют хронические заболевания, но не знают об этом, и только 23% педагогических работников не имеют хронических заболеваний. Медики относят педагогов к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Состояние здоровья педагогов во многом определяет эффективность их работы. Психофизиологическое состояние педагога, имеющего заболевание, заметно сужает его педагогическое влияние, но главное, деформирует мотивацию деятельности, ибо работа становится тяжкой обузой.

С другой стороны педагоги их деятельность является активным компонентом  образовательной среды, влияющим на здоровье как педагогического коллектива и учащихся. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Если понижается способность к адекватному взаимодействию с детьми на эмоциональном уровне, то возникает эмоциональное отвержение со стороны детей, а воспитательный компонент образовательного процесса может приобрести обратный знак.

Известно, что образцы поведения, отношений, переживаний, способы действий, используемые учителем во взаимодействии с учеником усваиваются, присваиваются и проявляются в поведении ребенка. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (М.М. Безруких и др., 2002).

Для повышения адаптационного потенциала образовательной среды важно формировать здоровый образ жизни самого учителя. Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни, всем своим поведением убеждает их в том, что именно в этом заключено благополучие каждого, семьи, коллектива и общества. 

Необходимо повысить осведомленность учителей об истинном состоянии своего здоровья, возможных причинах его снижения, путях и средствах укрепления. Сейчас возникает не только новая, но и принципиально отличная от прежних времен ситуация. В системе рыночных отношений здоровье становится базовым свойством человека, его субъективной ценностью, экономическим фактором, поэтому важнейшая задача — сформировать социально-психологическую установку на возрастающую роль взаимной ответственности за здоровье со стороны учителей, учеников, родителей.

Если педагог нездоров, то он не реализует свой потенциал, нарушает физиологическое и энергетическое равновесие в момент общения с детьми, что может подорвать и здоровье обучающихся.

Между тем физическое здоровье не существует изолированно от психологического благополучия.

Поэтому мы считаем, что проблема здоровья педагогов на сегодняшний день – первая в очереди проблем, требующих решения.

Педагогическое здоровье – это, прежде всего, психологическая компетентность, включающая в себя, коммуникативность и стрессоустойчивость, интеллектуальную эмоциональную, поведенческую гибкость. Владение психологическими знаниями, психоэмоциональным состоянием, механизмами психологической защиты. Развитая психологическая готовность к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации (конфликт, фрустрация и т.п.).

Здоровый учитель – здоровая нация!

Известно, что образцы поведения, отношений, переживаний, способы действий,  используемые учителем во взаимодействии с учеником усваиваются, присваиваются и проявляются в поведении ребенка.

Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни, всем своим поведением убеждает их в том, что именно в этом заключено благополучие каждого, семьи, коллектива и общества.

Результатом работы по программе было создание  методического комплекта внутришкольного повышения готовности педагогов к сохранению и укреплению своего профессионального здоровья: модель, образовательная программа и пакет методических материалов по ее реализации.

Учебный курс  строится в соответствии с методологическими основами концепции индивидуального здоровья человека и состоит из двух основных разделов.

Первый раздел «Культура здоровья педагога в условиях инновационных изменений образования» (8 часов) дает представления об основных принципах знания о здоровье; создает ценностно-смысловые основания изучения и коррекции собственного здоровья. Материал раздела создает возможность для осознания ценности здоровья, зависимости его от собственных усилий. Результатом работы по этому разделу является диагностика и самоанализ  здоровья педагога. У педагога  формируется ориентация на самопознание, саморегуляцию, самоосуществление как базовый подход к изучению учебного курса.

Второй раздел программы «Образ жизни и здоровье» (28 часов), содержит материал о структурных компонентах здоровья. Выделение отдельных компонентов здоровья в их взаимосвязи в качестве отдельных тем учебной программы способствует, на наш взгляд, осознанию целостного, системного подхода к пониманию здоровья с системных и индивидуальных позиций, формированию системного мышления. Повышает готовность педагога к сохранению и укреплению здоровья.

Структура второго раздела программы выделяет:

Соматический компонент здоровья (медицинская профилактика и гигиеническое просвещение);

Укрепление соматической составляющей здоровья осуществляется через:

 

  1. Материалы школьного сайта о проблемах здоровья педагогов и их профилактике;
  2. Выступления на педагогических советах;
  3. Лекции и практические занятия специалистов;
  4. Обеспечение здорового питания в школьной столовой;
  5. Обеспечение питьевого режима;
  6. Медицинская диспансеризация;
  7. Медицинская профилактика

Физический компонент здоровья (просвещение в области физической культуры и физкультурно-оздоровительная работа);

Укрепление физической составляющей здоровья осуществляется через:

  1. Лекции специалистов
  2. Свободные занятия в школе и дома в соответствии с рекомендациями  упражнений на школьном сайте;
  3. Группа здоровья для педагогов  1 (бассейн, свободное плавание)
  4. Группа здоровья для педагогов  2 (бассейна. Аква-аэробика)
  5. Группа здоровья для педагогов  в  тренажерном зале
  6. Свободные занятия в тренажерных и спортивных залах, рекреациях;
  7. Программы  для педагогов на общешкольных мероприятиях («День здоровья», «Семейные старты»)

Эмоциональный компонент здоровья (создание условия для эмоционального комфорта, организация занятий направленных на повышение саморегуляции);

Укрепление эмоциональной составляющей здоровья осуществляется через:

  1. Лекции специалистов и практические занятия специалистов
  1. Выступления на педагогических советах
  2. Групповые занятия школьного психолога «Обучение техникам  саморегуляции)
  3. Групповые занятия в комнате релаксации
  4. Индивидуальные занятия в кабинете биологической обратной связи (БОС);
  5. Индивидуальные консультации школьного  психолога;

Социально-нравственный компонент здоровья (использование ресурсов библиотеки-видеотеки, организация занятий, направленных на развитие личности).

Укрепление социально-нравственной составляющей здоровья осуществляется через:

- встречи в «Мастерской общения»,

- через программу «Хобби-терапия», где педагоги имеют возможность открыть себя через свое увлечение, поделиться этим увлечением с коллегами, общаться в неформальной обстановке;

Работа по программе осуществлялась в течение 2012-2013 учебного года, в марте 2013 года был сделан промежуточный  мониторинг ЗОС школы. Анализ полученных в результате мониторинга данных показал эффективность работы по программе «Кадровый потенциал».

По данным промежуточного среза мониторинга:

- уменьшилось количество часто болеющих педагогов,

- увеличилось число педагогов, признающих наиболее влияющим на здоровье фактором – образ жизни;

- повысились значения показателей рациональности питания, сна, исключения курения и алкоголя;

- у педагогов повысились значения удовлетворенности образом жизни;

         - увеличилось число педагогов регулярно занимающихся физкультурой;

         - педагоги осознают  проблему здоровья учащихся;

  -повысились значения осознания педагогами  необходимости повышения квалификации  в области здоровьесьбережения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удовлетворенность профессией как фактор психического здоровья педагогов в условиях современной школы.

В последнее время в России наблюдается снижение качества физического, психического и социального здоровья как нации в целом, так и отдельных групп населения.  Проблемы психического здоровья могут...

Психическое здоровье педагогов в условиях современной школы

основные принципы и критерии психического здоровья педагогов в современной школе...

статья "Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья , обучающихся в условиях общеобразовательной школы"

В статье рассказывается о системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе. На примере МБОУ "СОШ№2" города Лесосибирска показано ка...

Семинар- практикум:" Эмоциональное выгорание педагогов в условиях современной школы"

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов....

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения детей сограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях общеобразовательнойшколы, автором представлен алгоритм работы с...