Профилактика зависимостей
консультация по зож

Ранняя профилактика зависимостей у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._nsh-ds_no_14_rannyaya_profilaktika_zavisimostey.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика зависимостей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в МАОУ НШ-ДС № 14

Слайд 2

« addiction » – склонность, пагубная привычка Виды зависимостей, чаще всего встречающихся среди детей, посещающих общеобразовательное учреждение : Эмоциональная Пищевая Игровая (в том числе в сети Интернет) Склонность к бродяжничеству* Признаки формирования зависимостей: Изменения в поведении Плохая успеваемость Физические и эмоциональные изменения Социальная изоляция

Слайд 3

Особенности содержания работы по ранней профилактике зависимостей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в МАОУ НШ-ДС № 14 Цель профилактики состоит в формировании у учащихся стратегической мотивации и черт совершенствующейся личности, социально успешной личности, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами. Работа с такими детьми основывается на позитивном отношении к ним взрослых и строится на формировании жизненных навыков, позволяющих несовершеннолетним эффективно справляться с жизненными трудностями и давлением среды, а также собственными внутренними противоречиями. * Установкой зависимого ребенка становится стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой , вне зависимости от последствий, которые могут быть неблагоприятными и даже опасными.

Слайд 4

. вовлечение обучающихся в кружковую творческую деятельность о рганизация экскурсий, туристических походов, прогулок на свежем воздухе ознакомление с духовными и культурными традициями России активное обучение социально-важным компетенциям через внеурочную деятельность и работу Совета старшеклассников организация и проведение индивидуальных и групповых занятий в рамках ШППК у лучшение социальной среды в детском коллективе взаимодействие с родителями обучающихся, в том числе организация совместной деятельности Профилактические мероприятия с учётом особенностей поведения обучающихся Ц ель – разрушить связь ребёнка с пагубной привычкой, устранить у него эмоциональное напряжение через повышение собственной социальной значимости.

Слайд 5

Организация досуга детей через вовлечение обучающихся МАОУ НШ-ДС № 14 в кружковую и творческую деятельность Внеурочная деятельность факультатив «Физическая культура» (подвижные игры) факультатив «Информатика» ф акультатив «Функциональная грамотность» ф акультатив «Финансовая грамотность» ф акультатив «Шахматы» Дополнительное образование Начальная школа: кружок «Театральная студия» к ружок «Оригами» к ружок «Волшебная кисточка» к ружок «Робототехника» Дошкольные группы: к ружок «Лего-конструирование» с екция «Корригирующая гимнастика» Ребёнку очень важно получить ПРИЗНАНИЕ от взрослых и ровесников. Повышение значимости (создание ситуации успеха) ребёнка через признание его успехов является основным инструментом в профилактике зависимостей.

Слайд 6

Профилактика зависимостей – комплекс мероприятий, основанных на тесном взаимодействии всех участников образовательных отношений Ожидания родителей Ребёнок сможет избавится от склонности к пагубным привычкам без активного участия Родителей в этом процессе. Учреждение должно самостоятельно «ликвидировать» данную проблему За результаты воспитания ответственность несёт тот, кто является «ликвидатором», т.е. образовательная организация и другие социальные институты. Ожидания педагогов Педагоги рассчитывают на максимальное включение родителей в процесс оказания помощи ребёнку. При разработке плана мероприятий (индивидуальных воспитательных маршрутов) по привитию несовершеннолетним привычек ЗОЖ участие родителей приветствуется. Ответственность за результаты несут обе стороны – родители и педагоги, при этом ребёнок является не объектом, а субъектом – человеком, сознательно выбирающим ЗОЖ

Слайд 7

Профилактика пищевой зависимости Анализ результатов физического мониторинга (выявление детей с заболеваниями ЖКТ, признаками ожирения) Реализация Программы здорового питания (с 2014 года) через : реализацию курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»; презентацию поваром блюд школьного меню (калорийность, полезность, соответствие сезонности и т.д.); проведение недель национальной кухни; с овместное приготовление отдельных блюд школьного меню (кондитерские изделия, овощная пицца и т.п.), а также праздничных блюд. Реализация курса «Разговор о здоровом правильном питании» (дошкольные группы и начальная школа – с 2022 года) в рамках воспитательной работы Экскурсии на предприятия пищевой промышленности (кондитерская фабрика, мясокомбинат, хлебокомбинат , мясной и кондитерский цеха СХПК, теплицы )

Слайд 8

Профилактика эмоциональной зависимости Создание условий для «проигрывания» различных проблемных ситуаций через: вовлечение в театральную деятельность; и спользование на уроках минуток «актёрского мастерства»; «проживание» эмоционального состояния в беседах с педагогом-психологом. Реализация курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» Формирование чувства сопричастности к проблемам других, участие в акциях милосердия (сотрудничество с фондом «Доброе дело», 1000 добрых дел, неделя милосердия и т.п.). Совместная активная деятельность всех участников образовательных отношений (туристические слёты, экскурсионные поездки в другие города, проведение спортивных праздников – «Лыжня России», «Лёд надежды нашей», осенний и весенние марафоны, организованный выход в лес к новогодней ёлке и т.п.). Функционирование школьных органов самоуправления (Совет старшеклассников) и детских общественных организаций (ЮПИД, Зелёный патруль). Совместная коллективная деятельность помогает снизить эмоциональное напряжение .

Слайд 9

Профилактика игровой зависимости Мероприятия по формированию безопасного поведения в сети Интернет (ЛНА, памятки родителям и детям, инструкции педагогам; участие младших школьников в Уроках Цифры; педагогический контроль личных контентов детей в социальных сетях; ведение детьми школьного канала на You T ube ) . Использование приёмов геймификации на уроках во всех класса начальной школы и в подготовительной группе детского сада (ЦОК: платформа «Учи.ру», «РЭШ» и др.). Реализация программы факультатива «Информатика» (2 – 4 классы). Реализация программы кружка « Робототехнка » в начальной школе и «Лего-конструирование» в детском саду. Организация общения младших школьников с классным руководителем через чат или группу в социальной сети, самостоятельный поиск ими информации, необходимой в учёбе. Дети, реализуя в учебное время свою потребность в игровой деятельности в сети Интернет, испытывают меньший интерес и влечение к данному виду времяпровождения, что создает предпосылки к профилактике игровой зависимости.

Слайд 10

Роль консультационного центра на базе общеобразовательного учреждения Цель – просветительская (повышение уровня родительской компетенции в области воспитания детей), а также консультационная (оказание своевременной качественной помощи Задачи: В отношении родителей - оказание помощи родителям в осуществлении саморегуляции своего эмоционального и психического состояния в ситуации коррекции поведения ребёнка, оказавшегося в трудной ситуации; - обучение родителей способам реагирования на особое эмоциональное состояние ребёнка; - ознакомление родителей с алгоритмами выстраивания общения с ребёнком в случае выявления каких-либо деструкций (аддикций) в его поведении. В отношении несовершеннолетних (в рамках ШППК) - оказание психолого-педагогического сопровождения в обучении и воспитании старших дошкольников и младших школьников

Слайд 11

Чей ребёнок? Деятельность педагога основывается на трёх составляющих социально-педагогической помощи образовательная психологическая посредническая Педагог при выстраивании работы с семьёй выступает в трёх ролях с оветник к онсультант защитник

Слайд 12

Формы социально-педагогической помощи семье (краткосрочные) Кризисинтервентная модель предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации (связана с возрастными кризисами ребенка) Задача – оказать непосредственную эмоциональную поддержку, смягчить воздействие стрессового события и мобилизировать усилия семьи на преодоление кризиса Проблемно-ориентированная модель предполагает уменьшение остроты возникающих проблем в необходимой ситуации Задача – решать выбранную для работы проблему совместными усилиями (патронаж, консультирование, групповые методы работы)

Слайд 13

Профилактика аддикций – процесс, предполагающий приобретение опыта как положительного, так и отрицательного взаимодействия со средой, а также выбора своего пути к СЧАСТЬЮ! В соответствии с ФГОС ДО и НОО старший дошкольник (6-7 лет) и младший школьник (6,5 – 11 лет) должны приобрести первичные навыки критического мышления и рефлексии . Именно эти личностные универсальные учебные действия позволяют ребёнку сформировать адекватную самооценку . Задача педагогов и родителей заключается в формировании у ребёнка самооценки, включающей: - осознание своих возможностей в учении, - способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в любом виде деятельности - умение видеть свои достоинства и недостатки, - уважать себя и верить в успех .

Слайд 14

Формирование у ребёнка адекватной самооценки – наиболее эффективный путь к снижению рисков возникновения различного рода зависимостей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Глядя в монитор». Викторина для учеников начальной школы в рамках работы над проектом «Охрана зрения». Воспитатель 2 «Б» класса Ю.Н. Степанова « Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков»

« Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков» Викторина для учеников начальной школыв рамках работы над проектом «Охрана зрения»и по профилактике ...

Рекомендации для родителей по профилактике зависимого поведения у обучающихся с ОВЗ

Формирование навыков безопасного поведения детей поможет сделать более успешной профилактику зависимого поведения....

«Психолого-педагогические основы профилактики зависимостей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

На сегодняшний день проблема зависимого поведения среди несовершеннолетних является одной из самых приоритетных. Поговорим об этом...

Зависимое поведение в школьном возрасте: причины, классификация, этапы развития, профилактика зависимого поведения.

Проблема зависимого поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Большинство людей имеют травмирующий опыт тяготящей завис...