«Растем здоровыми»
статья по зож

Вахнер Наталья Ивановна

Актуальность темы в том, что здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится ещё и первостепенной для детей дошкольного возраста, так как в последние годы у большинства детей как полагают О. И. Бочкарева , Л Ю.Ф. Змановский , Н. Т. Лебедева , М.Д. Маханева , М. А. Павлова , Л. Ф. Тихомирова , А. В. Юматова  и др. резкое ухудшение здоровья детей за счет малоподвижного образа жизни, перегрузки учебного процесса, несбалансированного питания, отсутствия здорового образа жизни во многих семьях и отсутствие его формирования в некоторых дошкольных организациях являются главными причинами этому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rastem_zdorovymi_podrobno.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел «Растем здоровыми»

Инновационный педагогический опыт по формированию здорового образа жизни детей в условиях дошкольной организации

Актуальность темы в том, что здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится ещё и первостепенной для детей дошкольного возраста, так как в последние годы у большинства детей как полагают О. И. Бочкарева, Л Ю.Ф. Змановский, Н. Т. Лебедева, М.Д. Маханева, М. А. Павлова , Л. Ф. Тихомирова, А. В. Юматова  и др. резкое ухудшение здоровья детей за счет малоподвижного образа жизни, перегрузки учебного процесса, несбалансированного питания, отсутствия здорового образа жизни во многих семьях и отсутствие его формирования в некоторых дошкольных организациях являются главными причинами этому. Всё это предполагает актуальность формирования здорового образа жизни детей в условиях дошкольной организации, а применение в работе педагогов различных инновационных направлений по формированию здорового образа жизни детей в условиях дошкольной организации может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, ведь «Здоровье детей — здоровье нации!» - тот лозунг нашел свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования .

В работе по формированию здорового образа жизни детей в условиях дошкольной организации ГБДОУ№34 используются инновационные подходы, основанные на требованиях СанПиНа, которые соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста, а также используется дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.

Основная цель инновационного педагогического опыта по формированию здорового образа жизни детей в условиях дошкольной организации - формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста; формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.

Для формирования здорового образа жизни детей в условиях дошкольной организации используются следующие направления:

1. Мероприятия, направленные на укрепление и расширение знаний о собственном теле, представлений о здоровом образе жизни:

- Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением (ежедневно). Цель: Укрепление работы всех органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, систем желез внутренней секреции и других).

- Игровые упражнения с целью профилактики нарушения зрения «В лесу», «Глазки», «Утренние часы», «Качели» (ежедневно).

- Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок», «Ежики», «Воздушный шарик», «Водолаз», «Розочка и одуванчик», «Хомячок», «Дракон» - это, прежде всего, укрепление здоровья детей . Основа гимнастики – носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.

- Организованная образовательная деятельность по физической культуре (3 раза в неделю).

- Прогулки, проводимые ежедневно с включением подвижных игр.

- Оздоровительный бег (ежедневно).

- Физкультминутки (в малоподвижной ООД).

- Ежедневной гимнастикой после дневного сна укрепляем здоровье детей, создаем условия для систематического закаливания организма, воспитания правильной осанки, гигиенических навыков.

- Психогимнастика.

- Пропаганда ЗОЖ – беседы с детьми на темы:

А. «Мы стремимся иметь здоровые глаза». Цель: Раскрыть значение зрения для восприятия окружающего мира. Объяснить значение соблюдения правил гигиены .

Б. «Дорога к доброму здоровью». Цель: Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни .

В. «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью». Цель: Формировать представление детей о нитратах, рассказать о том, в каких растениях они находятся, какой вред наносят здоровью. Продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма .

Г. «Витамины укрепляют организм». Цель: Сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержатся витамины, воспитывать культуру питания .

2. Лепбук «Азбука здоровья». Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью, формирование потребности в ведении здорового образа жизни. Содержание лепбука: Азбука здоровья со стихами про витамины. Дидактические игры: «Витаминное лото», «Расскажи, как правильно чисть зубы», «Разрезные картинки» (в форме пазл), «Назови вид спорта по шаблонам», «Ребусы» по ЗОЖ. Раскладушка «Как устроен человек» («Моё тело», «Моё лицо», «Кости», «Наши органы», «Мышцы»). Карточки (зарядка для глаз с иллюстрациями). Алгоритм умывания. Картинки: зимние и летние виды спорта.

3. Проект «Здоровей-ка!». Цель: формирование основ о здоровье у детей дошкольного возраста; формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни. Проект включает следующие мероприятия:

- Беседы «Что такое здоровье?», «Я и мое здоровье» и др.

- Составление индивидуального режим дня для каждого дошкольника и оформление его.

- Рисование «Мой любимый вид спорта», «Вредная и здоровая еда».

- Конкурсы: «Гигиена - залог здоровья!», «Как устроено тело человека», «Твоё питание - твоё здоровье».

- Дидактические игры: «Одежда и здоровье», «Мое тело», Гигиенические процедуры», «Здоровые привычки».

- Создание презентации проекта «Здоровье - главная ценность человеческой жизни»

4. Проект «Футбол – игра для здоровья». Цель: обучение дошкольников элементам спортивной игры футбол, развивать двигательную активность, как источник здорового образа жизни детей. Проект включает следующие мероприятия:

-  Проведение занятий по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) - Презентации: «Кратко о футболе», «Знаменитые футболисты России и мира».

- Беседы: «История возникновения игры футбол», «Спортивный инвентарь», «Правила игры», «Виды футбола», «Знаменитые футбольные клубы и футболисты».

- Рисование «Я люблю футбол», раскраски на тему футбола.

- Лепка - коллективная работа «Мы играем в футбол».

- Музыка - прослушивание музыкальных произведений: Матвей Блантер «Футбольный марш», Е. Жарковский «Песня футболиста», А. Кальварский «В одни ворота», «Гол, гол, гол все на футбол!» в исполнении детского ансамбля «Волшебники двора», Елена Князева «Круто на футболе», Гимн чемпионата мира по футболу, «Закаляйся, если хочешь быть здоров» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. В. Соловьёва-Седого .

- Занятие по физическому развитию «Футбол с Незнайкой».

- Игры и упражнения: «Выбей мяч из круга»; «Забей в ворота», «Вратарь», «Змейка»; «Задержи мяч», «Передача мяча с перебежками», «Ловкие ножки», «Игра в парах», «Мяч в кругу», «Пробеги с мячом», «В одни в ворота», «Спиной к финишу», «Мяч в стенку», «Футбольный слалом».

- Дидактические игры: «Мяч футбольный передай – дни недели называй», «Сосчитай мячи», «Угадай, какого мяча не стало», «Сравни мячи», «Найди, что похоже на мяч», «Какой мяч (футбольный, баскетбольный, волейбольный) по счёту», «Покажи мяч – назови игру» .

- Просматривание видеофильмов: «Футбольный матч Олимпиады 1956 года», «Футбольный матч Олимпиады 1988 года», «Футбольный матч Чемпионата Мира 1966 года» (отрывки, «Футбольная секция» (тренировки мальчиков, которые посещают спортивную школу).

- Выставка художественной литературы на тему «О футболе»: журнал «Смешарики» «Большой футбольный матч», О. Брукс «На футбольном стадионе», Р. Бернер «Карлхен играет в футбол», А. Барто «Петя на футболе»; заучивание наизусть: Ю. Зверев «Футбол - чудесная игра», Ю. Ширяев «Футбол вообще игра не для лентяев!».

- Оформленная детьми настольная игра «Футбол».

- Оформление информационного стенда для родителей «Здоровье и футбол».

- Игра в футбол между родителями и детьми.

- Создание презентации проекта «Футбол – игра для здоровья».

5. Работа с родителями. Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни у родителей и объяснение им о необходимости привития здорового образа жизни у своих детей. Работа с родителями включает следующие мероприятия:

- Оформление для родителей стендов и фотостендов, передвижной библиотечки, видеоматериалов с оздоровительных мероприятий проводимых в ДОО, экрана заболеваемости и т. д.

- Проведение индивидуальных бесед, родительских собраний, консультаций («Движение основа здоровья», «Здоровый образ жизни в семье», «Мы за здоровый образ жизни», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Чтобы олимпийцем стать нужно сердце укреплять»), организация встреч родителей с различными специалистами, обсуждение программы оздоровительной деятельности и т. п.

Таким образом, инновационный педагогический опыт по формированию здорового образа жизни детей в условиях дошкольной организации состоит из следующих мероприятий: 1. Мероприятия, направленные на укрепление и расширение знаний о собственном теле, представлений о здоровом образе жизни. 2. Лепбук «Азбука здоровья». 3. Проект «Здоровей-ка!». 4. Проект «Футбол – игра для здоровья». 5. Работа с родителями. A ходе проведенных мероприятий произошло увеличение потребностей в здоровом образе жизни у дошкольников; сформировались представления дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению; сформировалась устойчивая мотивация дошкольников к здоровому образу жизни; произошло развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков личной гигиены и самоконтроля за их выполнением.

Список литературы

  1. Бочкарева, О. И. Система работы по формированию здорового образа жизни. / О. И. Бочкарева - Волгоград. 2015. – 126 с.
  2. Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. - М.: АСТ, 2018. – 128 с.
  3. Лебедева, Н. Т. Формирование здорового стиля жизни дошкольника и младшего школьника / Н. Т. Лебедева. - Минск: Народная асвета, 2016. – 144 с.
  4. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. - М.: АСТ, 2018. - 334 с.
  5. Павлова, М. А. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. / М. А. Павлова, М. В. Лысогорская - М.: АСТ, 2018. - 305с.
  6. Тихомирова, Л. Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет / Л. Ф. Тихомирова - Ярославль, 2014. – 174 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1351 (ред. от 25.03.2015) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_118580/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 6.10.2019).
  8. Юматова, А. В. Формирование здорового образа жизни дошкольников и дошкольников / А. В. Юматова - М.: Академия. 2016. – 237 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Расти здоровым"

Разработка внеклассного мероприятия по ОЗОЖ для обучающихся 4 класса, УМК любой....

Внеклассное мероприятие "Расти здоровым"

     Данное занятие развивает интерес к своему здоровью, способствует здоровому образу жизни, воспитывает бережное отношение к своему здоровью. Учит детей самостоятельно искать н...

Классный час "Расти здоровым"

Классный час в форме устного журнала с использованием занимательного материала....

Программа кружка « Расти здоровым ».

Внеурочная деятельность.  Спортивно-оздоровительное направление....

Урок Здоровья "Расти здоровым"

Убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня, учить составлять свой режим дня;            Пропагандировать здоровый образ жизни....

Рабочая программа «Расти здоровым» по физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни

Программа  нацелена на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои...