КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы «Казачий рушник»
план-конспект занятия

Удоденко Наталья Григорьевна

Конспект непосредственной-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Казачий рушник".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kazachiy_rushnik.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 10 г. Темрюка

муниципального образования Темрюкский район

        

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности

с детьми средней группы

«Казачий рушник»

                                                                         

  Выполнила  Удоденко Н.Г.,  

                                                                          воспитатель МБДОУ ДС № 10

г. Темрюк 2020 г.

Тема: «Казачий рушник».

Дата проведения: 11.02.2020г.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Цель: развивать познавательный интерес к истории и искусству родного края. 

Задачи.

Образовательная: формировать представление о жизни Кубанского казачества, обычаях, традициях, предметах обихода.

Развивающая: способствовать развитию мелкой моторики, художественного вкуса, воображения.

Воспитательная: воспитывать любовь к малой Родине. Развивать познавательный интерес к истории своего народа .

Активизация словаря: расширять словарный запас: рушник, светлица, сходница.

Предварительная работа: беседы о жизни кубанских казаков, рассматривание фотографий, картин, чтение художественных произведений, знакомство с пословицами и поговорками, песнями, танцами, их трудом.

        Развивающая предметно-пространственная среда: глобус, шапки-кубанки, презентация «хата казака2, картинки для дидактической игры «В хате или в доме».

Используемые технологии.

Словесные: пальчиковая игра:  «Иголочка».

Игровые:  дидактическая игра: «В хате или в доме».

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «Сон казака».

Список литературы:

1. «От рождения до школы».  Основная образовательная программа дошкольного образования/ под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,  2015.

2.  Вакуленко Е.Г. Народные мастера Кубани. – Краснодар: «Традиция», 2009.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: «Мозайка – синтез», 2008.

4. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). М: ТЦ Сфера, 2003(серия «Вместе с детьми»).

3.  Интернет ресурс: Maam. ru

Описание содержания непосредственно образовательной деятельности:

  1. Вводная часть.
  2. Основная часть.
  3. Заключительная часть.

Ход деятельности.

Вводная часть. 

Дети заходят в зал и садятся на стульчики.

Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!

Дети:  здравствуйте.

Основная часть.

Мотивация.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.

Моря есть - плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

Что это?

Дети: глобус.

Воспитатель: а что такое глобус?

Дети: уменьшенная модель нашей земли.

Воспитатель: молодцы ребята, давайте повнимательнее его рассмотрим. Что на глобусе обозначено синим цветом?

Дети: моря, океаны, реки.

Воспитатель: коричневым и желтым?

Дети: горы и пустыни.

Воспитатель: зеленым?

Дети: леса и долины.

Воспитатель: белым?

Дети: ледники.

Воспитатель: молодцы! А теперь давайте найдем на глобусе нашу страну. Как она называется?

Дети: Россия.

Воспитатель: молодцы ребята. Какая она большая и красивая, богатая плодородными землями, морями и реками. Ребята, а как называется наша малая Родина.

Дети: Кубань.

Воспитатель: знаете ли вы ребята, как раньше называли население на Кубани?

Дети: казаки, казачки.

Воспитатель: правильно. А началось все с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И стали стекаться еще на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Обживая земли, казаки строили себе жилье. А как в давние времена называли жилища на Кубани?

Дети: хаты.

Воспитатель: ребята, я предлагаю вам попасть в хату наших дальних родственников – предков. Вы согласны?

Дети: да.

Воспитатель: давайте наденем на голову шапку – кубанку, повернемся вокруг себя, скажем: «Время, время – остановись! К нашим предкам повернись!» и топнем ногой.

Дети: время, время – остановись! К нашим предкам повернись!

Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы с вами и попали в старинную казачью хату.

(Презентация «Жилье казака»).

Воспитатель: казака строили себе жилье из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи и сушили, а затем выкладывали из них стены. (Слайд 2).

        Воспитатель: ребята, чем покрывали крышу?

Дети: крышу покрывали соломой или камышом.

Воспитатель: правильно ребята. Крыли её путаной соломой или камышом.  (Слайд 3).

        Воспитатель: кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. (Слайд 4).

        Воспитатель: в хатах было чисто и уютно. Хата была разделена на две половины, в одной готовили пищу, а в другой принимали гостей. Это была светлица. (Слайд 5).

        Воспитатель: ребята, повторите, как называлась половина, где принимали гостей.

Дети: светлица.

Воспитатель: в половине, где жили и готовили еду стояла русская печь. (Слайд 6-7).

Воспитатель: как вы думаете, зачем в хате нужна была печь?

Дети: чтобы было тепло зимой и на ней спали.

Воспитатель: правильно. В казачьих семьях главой семьи был казак. Он добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов, уставший приходил домой и ложился спать на печь.

 Физкультминутка.

«Сон Казака». Из играющих выбирают «казака», который становится в середине круга. «Казак» закрывает глаза, делая вид сна. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «КУ-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по- петушиному, стараясь изменить голосКазак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, - забирает кричащего. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется – казак забирает «утку».

Надоело казаку

«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».

- Я не лягу больше спать,

Вас я буду догонять!

Воспитатель: в старину люди после трудового дня собирались вечером на сходницу, пели любимые песни, играли в веселые игры. Хотите поиграть в игру «В хате или в доме»?

Дети: да.

Дидактическая игра «В хате или в доме».

Воспитатель: зимними вечерами казаки занимались рукоделием: пряли пряжу, делали игрушки, вышивали. (Слайд 8).

Воспитатель: посмотрите, хату внутри украшали ткаными половичками, покрывалами, вышивками. (Слайд 9).

Воспитатель: а вы знаете, как на Кубани называли вышитое полотенце?

Дети: рушник.        

Воспитатель: молодцы ребята, самый красивый рушник вешали в красный угол, туда, где висела икона. (Слайд 10).

Воспитатель:  давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках. Какие узоры подбирали. Узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные.

Воспитатель: ребята, а вы хоте ли бы  заняться рукоделием?

Дети: да.

Воспитатель: мастера и мастерицы, занимайте свои места, будем рукодельничать.

Воспитатель: ребята, вышивать рушники, это тонкая работа, пальцы должны быть ловкими, умелыми, давайте мы их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Иголочка».

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу больно, Пальцу колко. (Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка; иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.)

А наперсток

В тот же миг

К девочке на пальчик. Прыг!

К мальчику на пальчик.

Прыг! (Делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток).

Говорим иголке: — Шей, («Шьют»).

А колоться ты не смей! (Грозят указательным пальчиком левой руки).

Воспитатель: ребята, только вышивку мы будем делать не нитками, а с помощью аппликации. (Показ узоров).

Воспитатель: где располагаются узоры на рушниках?

Дети: выполняются по края рушника.

(Во время работы звучит песня Кубанского казачьего хора «Белый тополь, белый клен»).

Воспитатель: какие чудесные рушники у вас получились.

Заключительная часть.

Воспитатель: спасибо вам ребята, что не забываете традиции своих предков. Вы такие молодцы. Все ваши рушники попадут на выставку. Дети, а вам понравилось?

Дети: да.

Воспитатель: давайте вспомним, где мы сегодня пбывали?

Дети: в хате казака.

Воспитатель: о чем новом мы сегодня узнали?

Дети: о светлице, о сходнице, о рушнике.

Воспитатель: ребята, вы такие сегодня молодцы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»

Конспект НОД  по ОО «Познание»  с детьми средней группы, имеющими нарушения зрения  (с интеграцией ОО «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая кул...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области «Безопасность» на тему «Один дома»

Тема занятия: Занятие по ОБЖ на тему: «Один дома»Возрастная группа: средняя группаМетодика дошкольного образования: «Методика ознакомления с окружающим миром»Предварительная работа с воспитанниками: Д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Снеговик» Образовательная область: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Снеговик» Образовательная область: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических пр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы "Прогулка в лес" Образовательная область "Развитие речи"

Во время проведения НОД у детей формируются навыки составления небольшого описательного рассказа о диком животном по опорной схеме. Дети знакомятся  с разнообразием животного мира. Формирует...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы "Яблоко для Ежа"" Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"

Познакомить детей с новым нетрадиционным методом рисования – печать по трафарету.  Закрепить признаки осени (похолодало, желтеют листья, дует ветер, редко светит солнышко, много туч, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: «Театрализованная деятельность. Настольный театр «Теремок» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: Театрализованная деятельность. Настольный театр Теремок. Образовательная область:художественно эстетическое раз...