Конспект занятия
план-конспект занятия (обучение грамоте, старшая группа) по теме

"Звук и буква Б"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей  с ОНР.

       

Тема: «Звук и буква Б»

Фронтальное занятие.

Тема: «Звук и буква Б».

Цель: Уточнение артикуляции звука «Б». Упражнение детей в умении выделять звук «Б» в словах; упражнение детей в правильном произношении звука «Б» в слогах, словах и предложениях; продолжать учить детей звуко-слоговому  анализу слова (звукослоговой анализ слова БУСЫ); составление схемы слова; преобразование слогов БА-БО-БУ-БЫ-БЫК-БОК-БАК; упражнение детей в чтении слогов и слов; знакомство с буквой Б; печатание буквы Б и слогов по следам анализа БА, БО, БУ, БЫ (слуховой диктант); упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов – ок, - ек, - ик; составление предложений по опорным словам (Люба, много) и по предметным картинкам, упражнение в употреблении Р.п. мн.ч. сущ. ; развитие фонематического слуха у детей; коррекционные упражнения на развитие внимания, памяти, общей моторики у детей.

Оборудование: игрушка Буратино, предметные картинки (демонстрационные), синие квадраты (раздаточный материал), баул с сюрпризом, бандероль с бантом, медаль с изображением Буратино, бусы, карточка с изображением буквы, индивидуальные карточки (раздаточный материал), цветные карандаши, тетради индивидуальные, пеналы (раздаточный материал) для выполнения схемы слова БУСЫ.

Ход занятия.

  1. Оргмомент. Дети стоят у столов сзади стульев.

«Встали все хорошо, тихо, а теперь я скажу, кто может сесть».

Логопед даёт инструкцию вполголоса.

Логопед: «Сядет тот из вас, кто назовёт слово, начинающиеся с согласного звука «Н»: носки, ноги, ноты, нос…

Логопед: «Теперь сядут те дети, кто назовёт слова со звуком «Н» в середине слова: панама, ботинки, банка, валенки, конфеты…

Логопед: «А сейчас сядет тот, кто назовёт слова, где звук «Н» в конце слова: вагон, лимон, павлин, один, телефон…

Дети постепенно садятся за столы.

  1. Постановка цели занятия.
  • Игра «Четвёртый лишний»

Логопед: «Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я назову вам 4 слова: три слова дружат друг с другом, а одно слово не подходит к ним. Назовите, какое слово не подходит?»

СОБАКА, медведь, заяц, волк – СОБАКА

Пальто, носки, платье, БОТИНКИ – БОТИНКИ

Самосвал, АВТОБУС, грузовик, фургон – АВТОБУС

Сливы, яблоки, БАТОН, айва – БАТОН

Логопед: «Кто из вас запомнил все слова, которые оказались лишними? Назовите эти слова».

  • Игра «Запомни и повтори».

Дети по желанию называют запомнившиеся им слова (по порядку: СОБАКА, БОТИНКИ, АВТОБУС, БАТОН).

Логопед: «Скажите, какой звук чаще встречается в этих словах?»

Дети: «Звук Б».

  • Логопед: «Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Это звук Б. А также познакомимся с буквой Б».
  • Рассмотреть в зеркало и уточнить характеристику звука Б.

Произнесение звука Б логопедом, затем детьми (хором и индивидуально).

Логопед: «Дети, мы с вами уже знаем, что звуки бывают гласными и согласными. Помните, когда мы говорили про гласные звуки и согласные звуки, мы говорили про лес? Наш новый звук будет слышен в лесу, если мы кого-то захотим позвать? (Нет).

Логопед: «Значит, звук Б какой, согласный или гласный?»

Выслушивает ответы детей, предлагает повторить правильный ответ нескольким детям.

Логопед: «Значит, звук Б – согласный, произносим отрывисто: Б-Б-Б. Этот звук твёрдый, звонкий (есть голос), губной (активное участие принимают губы, они смыкаются и размыкаются). Обозначается синим квадратом.

  1. Упражнение на выделение звука Б на слух:
  • Из слоговых рядов
  • Из рядов слов

Логопед: «Сейчас мы немного поиграем»».

Игра «Кто самый внимательный»

  • Я буду произносить разные сочетания звуков. Когда вы услышите звук Б, вы должны поднять синий квадрат: ПА,БА,БЫ,ПО,БИ, ПУ,БО…
  • Вы будете ходить по ковру в разных направлениях, как будто вы гуляете по лесу, а я буду, произносить разные слова. Когда вы услышите слово со звуком Б, вы должны присесть: БУЛКА, РАБОТА, БАНКА, паук, панама, билет, тюльпаны, БАНТ, БАНК, бизон, паутина, БАЛЕТ, БУКВЫ.

Затем дети садятся за столы.

  • Игра «Повтори, как я!»

Произнесение звука Б в слогах:

БА-БО-БУ                        АБА-ОБО-УБУ

БУ-БО-БА                        УБУ-ЫБЫ-ОБО

БО-БУ-БА                        ОБО-АБА-УБУ

БА-БУ-БО-БЫ

  • Игра «Буратино в гостях у ребят».

Раздаётся стук в дверь.

Логопед: «Ребята, к нам пришел гость. А кто он, вы должны отгадать:

С букварём шагает

В школу мальчуган,

Попадает вместо школы

В балаган.

Дети: Буратино.

Логопед: «Это Буратино. Он самый известный деревянный человечек, он артист, участвует в представлении у Карабаса-Барабаса. И его имя начинается на наш звук Б.

Вносят игрушку Буратино.

Буратино принес бандероль. На бандероли бант. Плачет. Выделение звука Б из слов БАНДЕРОЛЬ, БАНТ (вместе с детьми).

Дети вместе с логопедом: «Что случилось?» Буратино шепчет на ушко логопеду, а логопед озвучивает детям:

Папа Карло прислал ему картинки, которые он должен взять с собой в школу. Их много, а какие надо взять Буратино не знает. Поможем ему выбрать нужные картинки.

Проговаривание названий картинок , отбор нужных картинок ( только со звуком Б) и выставление их на панно: БАНТ, БАНКА, ЗУБЫ,АЛЬБОМ, БАТОН, БОТИНКИ, АВТОБУС, БУДИЛЬНИК, БАНАН, СОБАКА, БУКВЫ.

  • Логопед предлагает одному из детей взять на себя роль Буратино (надевает ребенку медаль с изображением Буратино).

Задание: выбрать картинки в названиях которых звук Б стоит в начале слова : БАНТ, БАНКА, БАТОН, БОТИНКИ, БУДИЛЬНИК, БАНАН, БУКВЫ.

Логопед: «А на доске остались картинки в названии которых звук Б стоит в середине слова: АЛЬБОМ, АВТОБУС, СОБАКА.

Картинки складываем в портфель Буратино.

  1. Буратино остаётся в гостях, смотрит и учится у ребят как надо заниматься.

Обучение детей звуковому анализу и синтезу.

  • Преобразование слогов

Лес (устно): БА-БО-БУ-БЫ-БЫК-БОК-БАК

  • Чтение по цепочке на доске по следам анализа.
  1. Деление слов на слоги.

1,2,3,4

4,3,2,1

Слово делим мы на слоги (части)

Как на дольки апельсин.

Слово можно произнести по частям. Части слова называются слогами.

Называют слово, одновременно сопровождая хлопками.

Слово можно зарисовать (выложить из полосок бумаги). Длинная полоска – это слово, под ней короткие – это слоги. Первая короткая полоска – это первый слог, а вторая короткая полоска – это второй слог. Затем добавляются звуки.

Буратино приносит БУСЫ. Выкладываем схему слова БУСЫ. Подбираем к полученной схеме слова: КОСЫ, НОСЫ, КОТЫ, НОТЫ…

  1. Физкультминутка.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

  1. Знакомство с буквой Б.
  • Рассматриваем карточку с изображением буквы Б.

Звук Б обозначается буквой Б. Буква Б написана синим цветом, потому что она согласная.

Был когда-то полукруг

К палочке пришел он вдруг

Справа встал, остановился,

Сверху крышею накрылся.

  • Построение буквы Б пальцами
  • Загадка:

Палочка волшебная

Есть у меня друзья

Палочкою этой

Могу построить я:

Башню, дом и самолёт,

И большущий пароход.

Как называется эта палочка? (КАРАНДАШ).

Писать карандашом букву Б в воздухе (2-3 раза).

  • Печатание буквы Б в тетради.
  • Слуховой диктант.
  1. Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов сущ. –ок, -ек, -ик.

Игра «Назови ласково» (с Буратино)

Бант-бантик                хвост-хвостик                ноготь-ноготок

Бинт-бинтик                куст-кустик                пень-пенек

Бот-ботик                        мост-мостик                день-денек

Соболь-соболек                лист-листик                огонь-огонек

Билет-билетик                зонт-зонтик                коготь-коготок

Хобот-хоботок                дом-домик                        уголь-уголек

  1. Составление предложений по предметным картинкам, которые показывает Буратино и по опорным словам (Люба, много). Упражнение в употреблении Р.п. мн.ч.сущ.

Логопед: «Наш Буратино пытался придумать предложения, но запутался. Давайте ему поможем. В предложении должны быть слова: Люба, много, у. Буратино  будет показывать картинку.

У Любы много БАНТОВ.

……………….БАТОНОВ.

……………….БАНОК.

……………….БОТИНОК.

……………….БУДИЛЬНИКОВ.

……………….АЛЬБОМОВ.

……………….АВТОБУСОВ.

……………….БУКВ.

  1. Итог.

Логопед: «Молодцы, ребята. Вы правильно называли звук Б, слова со звуком Б и предложения. Хорошо занимались. Буратино очень понравились ваши ответы. За хорошую работу Буратино хочет сделать вам сюрприз. В этом бауле лежит любимое лакомство Буратино и, конечно, же его название начинается со звука Б (БАТОНЧИКИ).

Угощает детей. А сейчас наше занятие закончено. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...