Хромотерапия
презентация к уроку по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Светлана Владимировна Теплова

Технология хромотерапии (цветотерапия), это наука, изучающая свойства цвета, восстановление индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета. Использование элементов хромотерапии даёт возможность более эффективно проводить коррекционную работу с воспитанниками.     

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хромотерапия Презентация подготовлена Учителем-дефектологом Тепловой С.В.

Слайд 2

ПОНЯТИЕ Все цвета имеют свое излучение, у каждого цвета – своя длина волны, способная нести свою информацию, поразному воздействуя на различные органы человека. Оказывая влияние цветом на тот или иной орган, можно лечить его. Такое лечение – лечение цветом – сейчас вновь возрождается и внедряется в лечебную практику и носит название хромотерапия .

Слайд 3

ИСТОРИЯ Хромотерапия зародилась в древности. Цветом лечили в Египте, Китае, Индии. В Персии уже в IV-III тысячелетиях до н.э. окрашенный свет, полученный с помощью цветных кристаллов природных минералов, успешно применялся для лечения и профилактики заболеваний, связанных с эмоциональным напряжением. В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет. Египетские врачи словно купали больного в потоках целительных для него лучей определенного цвета. Авиценна составил особый атлас, где описал зависимость между цветом, человеческим темпераментом и здоровьем человека. Он считал, что яркий утренний свет помогает усвоению пищи; красный цвет создает оптимистическое настроение и усиливает ток крови; желтые цвета вылечивают печень, уменьшают боли и снимают воспаление. Проблемой цвета занимались Аристотель, Леонардо да Винчи, И.В. Гете, Т. Янг, И. Ньютон.

Слайд 4

ВОЗДЕЙСТВИЕ Хромотерапия воздействует на организм двумя путями – через радужную оболочку глаз и через кожу. Воспринимая цвет, рецепторы глаз стимулируют определенные участки центральной нервной системы, которые в свою очередь стимулируют высвобождение целого ряда гормонов и биологически активных веществ. Это и реализует лечебный эффект. Разные цветовые спектры создают разную модуляцию нейронного сигнала, в результате стимулируются соответствующие отделы и структурные единицы мозга. С этим связано целенаправленное действие того или иного цвета. С другой стороны цвет создают электромагнитные волны разной длины, которые воздействуют на рецепторы кожи и вызывают эффект, аналогичный влиянию цвета на сетчатку глаз, только при этом стимулируются фотохимические процессы.

Слайд 5

Метод применения цвета для лечения Метод 1. В зависимости от органа, на который направлено лечение, возьмите лист бумаги размером примерно 40 х 40 см, окрашенный в нужный вам цвет. Сядьте на расстоянии 1 – 1,5 м от него и смотрите на лист в течение 10-15 минут. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы глаз зафиксировал цвет, передал сигнал мозгу, оттуда он поступил в центральную нервную систему, а от нее – к тому органу, на который цвет оказывает наиболее сильное воздействие.

Слайд 6

Метод 2. Это более простой способ. Но подойдет он для тех, кто обладает хорошо развитым воображением. Сядьте, закройте глаза и постарайтесь представить, что помещение, в котором вы находитесь, окрасилось в тот цвет, который необходим вам для воздействия на выбранный орган. Можно представлять цвет в виде зрительных образов, таких как синее море, голубое небо, зеленая трава, оранжевый апельсин и т.д. Такая цветовая медитация должна продолжаться от 10 до 20 минут.

Слайд 7

Метод 3. Можно приобрести в магазине цветные лампы и по мере необходимости вкручивать лампу нужного вам цвета в любой источник света (например, в настольную лампу). Другие источники света при этом должны быть выключены . Таким методом можно пользоваться в течение 2-3 часов, занимаясь при этом любым делом. Применение данного метода вы можете встретить в сенсорной комнате, в SPA салонах и т.д.

Слайд 8

Красный цвет это цвет стихии огня, согласно восточной медицине. Цвет крови, жизни, энергии, мироздания. Он символизирует неодолимую власть женственности, страстное начало и любовь. Его рекомендуется использовать в цветолечении при болезнях, возникающих на фоне общего физического истощения и слабости. Органы, на которые оказывает действие красный цвет: сердце, артерии и вены, печень, почки, прямая кишка. В хромотерапии красный цвет: Оказывает стимулирующее действие на органы кровообращения; Повышает содержание гемоглобина в крови и тем самым препятствует возникновению анемии; Повышает иммунитет; Устраняет застойные явления; способствует выделению тепла; Регулирует деятельность печени и почек; Он содействует кровообращению и расширяет сосуды. Ускоряет выздоровление при различных кожных заболеваниях.

Слайд 10

Медитация с красным цветом не рекомендуется при повышенной температуре тела и воспалительных процессах. Не следует также слишком долго воздействовать красным цветом, так как это может привести к утомлению и нервному перенапряжению.

Слайд 11

Оранжевый цвет На Востоке считается цветом Солнца, который дает здоровье, красоту, омоложение. Органы, на которые действует оранжевый цвет: селезенка, поджелудочная железа, тонкий кишечник, органы дыхания, сосуды. В хромотерапии оранжевый цвет: Оказывает укрепляющее воздействие на жизнеспособность организма; Снабжает энергией селезенку и поджелудочную железу; Улучшает кровообращение, пищеварение, трофику кожи; Способствует очищению сосудов; Повышает аппетит; Способствует регенерации нервной и мышечной ткани; Улучшает настроение, снимает депрессию.

Слайд 13

Желтый цвет

Слайд 14

Желтый цвет – цвет радости, хорошего настроения, снимает чувство усталости и сонливость. Органы, на который действует желтый цвет: нервы, мозг, лимфатическая система, желчный пузырь, желудок, двенадцатиперстная кишка. В хромотерапии желтый цвет: Стимулирует интеллектуальные способности человека; Оказывает очищающее действие на органы пищеварения, печень и кожу; Стимулирует работу всего желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы, печени; Способствует выделению желчи; Активизирует вегетативную нервную систему; Восстанавливает запасы минеральных веществе и снижает кислотность в организме. Избыток желтого цвета усиливает выработку желчи, вызывает возбуждение.

Слайд 15

Зеленый цвет Зеленый цвет восточные мудрецы считали высшим по своим вибрациям, положительно влияющим на центр душевной энергии человека Органы, на которые действует зеленый цвет: нервы, глаза, бронхи, мышцы, кости, сухожилия, ферменты и гормоны. В хромотерапии зеленый цвет: Оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические и антимикробные свойства; Успокаивает головную боль и снимает раздражительность. Укрепляет мышцы и ткани; Оказывает стимулирующее действие на гипофиз; Благотворно действует на глаза; Снимает спазм бронхов; Цвет успокаивает и укрепляет человека внутренне.

Слайд 17

Голубой цвет Голубой цвет – цвет эмоционального энергетического центра, от его состояния зависит глубина чувств, чувство гармонии или ранимость. Органы, на которые действует голубой цвет: нервы, гортань, глаза, уши, нос. В хромотерапии голубой цвет: Успокаивает боли, оказывает освежающее и сосудосуживающее действие; Подавляет воспалительные процессы, оказывает антисептическое и жаропонижающее действие; Успокаивает, снижает артериальное давление; Снимает головные боли; Снижает аппетит. Передозировка может вызвать чувство страха.

Слайд 19

Синий цвет Синий цвет – является символом веры, надежды, судьбы. Органы, на которые оказывает влияние синий цвет: органы дыхания, нервная системы, щитовидная железа, миндалевидные железы, слепая кишка. В хромотерапии синий цвет: Оказывает положительное воздействие на органы дыхания, поэтому особенно эффективен при бронхите, воспалении легких и астме; Регулирует деятельность щитовидной железы;Способствует остановке кровотечений, быстрому рубцеванию и заживлению ран; Оказывает обезболивающее действие при всевозможных болях; Обладает антибактериальными свойствами; Омолаживает, повышает творческую активность и иммунитет.

Слайд 21

Фиолетовый цвет Оказывает тонизирующее действие на головной мозг и глаза, способствует выработке гормонов радости ( эндорфинов ), мелатонина. Органы, на которые действует фиолетовый цвет: нервы, железы, прежде всего гипофиз, лимфатическая система. В хромотерапии фиолетовый цвет: Снижает температуру, уменьшает боли; Оказывает благотворное воздействие на человека при напряженном ритме жизни, при бессоннице, мигренях и депрессиях, дает силу при энергетическом истощении. Омолаживает; Повышает творческую активность и иммунитет.

Слайд 23

Белый цвет Эквивалент дневного света. Белые птицы и белые животные у всех народов считаются священными. Белый цвет дает силу и энергию, выравнивает настроение, создает праздничность и торжественность. Белый цвет гармонизирует действие всех органов человека. В хромотерапии белый цвет: Повышает силу, энергию; Гармонизирует все функции организма. Нормализует деятельность центральной нервной системы;



Предварительный просмотр:

Использование элементов хромотерапии в коррекционной работе с детьми ОВЗ дошкольного возраста.

Цель мастер – класса:  

Представление педагогического опыта по применению элементов хромотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Задачи мастер – класса:

Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление о нетрадиционной технологии - хромотерапия

Ход мастер – класса:

Актуальность

В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В деятельности учителя - дефектолога они становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, которые помогают преодолевать речевые трудности, а также способствуют оздоровлению детей дошкольного возраста. Помимо традиционных здоровьесберегающих технологий я использую нетрадиционные формы, одну из них я бы хотела вам продемонстрировать.

Технология хромотерапии (цветотерапия), это наука, изучающая свойства цвета, восстановление индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.

Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов.  Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции: вегетативной нервной системы; эндокринных желёз

Использование элементов хромотерапии даёт возможность более эффективно проводить коррекционную работу с воспитанниками.     Для повышения внимания и интереса к занятиям,  использую разнообразное цветное  оборудование. Давая ребятам задания, обязательно учитываю  психологию воспитанника.  Малоактивному, пассивному ребёнку предлагаю стимулирующие цвета, а непоседе, наоборот, более спокойные оттенки.  Использование цвета может превратить скучную работу в интересную, живую и  творческую. Данная технология может применяться на всех этапах работы: совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, общей и мелкой моторики, правильного дыхания, ритмодекламация.

Демонстрация опыта:

  • Формирование фокус-группы:

- игровое упражнение «Отгадай цвет»: уважаемые, коллеги я предлагаю немного поиграть в игру «Отгадай цвет»

  • Это - самый зимний цвет. Скажите правильный ответ. (белый цвет)
  • У вас ответ найдётся, - Цвет какой имеет солнце? (жёлтый цвет)
  • Этот цвет темнее ночи, И его вы знаете точно. (чёрный цвет)
  • Цвет травы и листвы. Назовёте его вы? (зелёный цвет)
  • Им часто море называют. Кто цвет возьмёт и отгадает? (синий цвет)
  • Такого цвета наша кровь. Какого, - кто сказать готов? (красный цвет)
  • (приглашение участников)

Имитационная игра (учебное занятие со слушателями)

Сказка о том, как появился разноцветный мир.

Давным-давно, когда весь мир был только белым и черным, жили на Земле две могущественные феи: фея Тьмы и фея Света. Фея Света озаряла весь мир чудесным искрящимся светом. Когда же наступала ночь, то приходила фея Тьмы, укрывала Землю черным покрывалом, и все предметы становились черными-пречерными. Так они сменяли друг друга долгие годы и века. Но всему на свете приходит конец. И в один прекрасный день фея Света решила подарить Земле краски. Взмахнула она своим волшебным, светящимся лучом, и предстали перед нею цветные феи, словно сотканные из разноцветных сверкающих искорок. Одна фея была красной, другая синей, третья — зелёной, четвертая — желтой... Фей было много: всех цветов и оттенков.  С той поры преобразилась Земля и расцвела яркими красками, радуя людей пестротой своих роскошных и разноцветных нарядов. Я вас приглашаю в разноцветную страну.  (внимание на оборудование)

Упражнение «Цветик-семицветик»

 -Я попрошу вас подойти к столу и выбрать лепесток любого цвета - а теперь давайте соберем из лепестков цветок.

Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:  

- Красный цвет восторженное настроение

- Желтый светлое, приятное

- Синий цвет неудовлетворенное, грустное

- Зеленый спокойствие

- Изумрудный уравновешенное состояние

- Фиолетовый тревожное

- Оранжевый радостное, теплое

Через данную игру мы узнаем эмоциональное состояние ребенка. 

Игра «Бабочка».

-Я предлагаю вам подобрать для своего цветка бабочку и поиграем в игру «Где бабочка?» (отработка предложно – падежных конструкций), я буду называть местоположение бабочки по отношению к цветку, а вы будете показывать. – Где у вас бабочка? НА, НАД, ПОД(индивидуальное проговаривание).  Молодцы, замечательно.

-А теперь положите цветы, а бабочки помогут нам выполнить упражнение на дыхание (развитие дыхания разными способами, можно использовать цветные полоски)

* Давайте подышим, как синее спокойное море – вдох через нос, выдох длительный через рот

* Подышим, как жаркое желтое солнце – выдох через рот горячий

* Подуем на раскалённый металл – выдох сильный, резкий

* Подышим, как зелёное спокойное поле – вдох и выдох через нос.

Игра с платочками

На своих занятиях применяя элементы хромотерапии я использую разное оборудование, помимо цветов, бабочек, цветных ленточек, так же в ход идут  платки, их  применяю при разучивании чистоговорок, скороговорок, стихотворений.

- Возьмите платок

- Работа со скороговоркой: так первую строчку мы произносим вслух, вторую шепотом, за платочком.

* Ехал Грека через реку  (вслух)

  Видит Грека в реке рак  (шепотом, за платочком)

  Сунул Грека руку в реку  (вслух)

  Рак за руку Грека цап   (шепотом, за платочком)

Как вы заметили, кроме разучиваний скороговорок проводится работа над дикцией

-Упражнение по закреплению звукопроизношения через повторение чистоговорок.

Элементы сказкотерапии Феи

-Уважаемы коллеги, я предлагаю вам превратиться в сказочных Фей, выберите себе ленту и накиньте на плечи. Теперь вы Феи. Назовите себя (я – синяя фея..)

- Посмотрим, насколько внимательны Феи цвета. Сейчас я буду называть разные предметы. Если это синий предмет, то свой шарф поднимет «синяя фея», если он красный — то «красная»... А если предмет бывает разных цветов, то свои шарфы могут поднять сразу несколько Фей. Например, какого цвета роза? Правильно, она бывает и белой, и красной, и желтой...

        Приготовились? Слушайте.

Апельсин, море, небо, цветок, лимон, лиса, вишня, банан, колокольчик, лес,  солнце, платье, огонь, мак, цыпленок.

- Расскажите, дорогие феи, какую работу вы совершили на Земле, что в природе вы окрасили в свой цвет.

-Тезис неоконченных предложений (упражнение в согласовании существительных с прилагательными, развитие памяти, внимательности):

- Я окрасила …..

 Итог: Таким образом, включая элементы хромотерапии на коррекционных занятиях,  мы можем, говорить о том, что процесс коррекции речевых нарушений проходит быстрее, вызывает у детей интерес, дарит яркие образы, хорошее настроение, формирует эстетические чувства.

Рефлексия

- Высказывание мнения о мероприятии

      - Где ещё можно применить игры с цветом

Рефлексия с залом:

Уважаемые коллеги, хотелось бы услышать ваше мнение о проведенном мастер-классе:

- если мастер-класс понравился и будет вам полезен в работе пропойте /произнесите протяжно звук «О»

-а если не заинтересовал произнесите «Ц» (показать пальчиком)

Заключение: «Раскрась свой день в яркие цвета! Пусть яркие краски присутствуют в жизни не только летом, но и осенью и зимой!»

Большое спасибо, благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Хромотерапия в здоровьесбережении дошкольников»

Консультация для воспитателей«Хромотерапия в здоровьесбережении дошкольников»...

Хромотерапия в коррекционной педагогике.

С детьми с общим недоразвитием речи необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. Развитием цветовосприятия и цветоразличения у детей с ОНР должны заниматься и...

Хромотерапия в работе логопеда с использованием природного материала. (На примере лексической темы «Фрукты».)

Одним из направлений Арт-терапии является хромотерапия . Этот метод воздействия очень эффективен, потому что ребёнок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого про...

Хромотерапия

Научные исследования последних лет показывают, что физически цвета одинаково влияют на всех без исключения людей, вне зависимости от отношения конкретного индивидуума....

Арттерапия включает в себя хромотерапию и изотерапию.

Хромотерапия изучает свойства цвета.Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей . Изотерапия – использование разнообразных изобразительных средств, нетрадиц...

Конспект занятия по хромотерапии "Тайна зеленого цвета" для детей 5-6 лет

укрепление психофизического состояния детей при помощи цвета....