непосредственно образовательная деятельность с использованием игровых технологий
материал по музыке (подготовительная группа) по теме

Шашкова Елена Николаевна

В публикации представлена серия занятий с использованием игровых технологий по методике К.Орфа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_s_ispolzovaniem_igrovyh_tehnologiy.docx35.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СТЕКЛЯННЫЕ ЗВУКИ

Цели: привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественные определения; учить составлять произвольные композиции с предметами из стекла и музыкальными инструментами, пользоваться тихой динамикой: рiапо и рiапissimo; соотнести звучание стекла с некоторыми эмоциональными состояниями; развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление, воображение.

Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные стаканы, бокалы и фужеры на ножках, баночки разных размеров, бутылки разной величины и другие стеклянные предметы; сосуд с водой; аудиозапись: П. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»; иллюстрация с изображением изделий стеклодувов Гусь-Хрустального.

Ход занятия

Предложите детям закрыть глаза и послушать, какие красивые, волшебные звуки издают стеклянные предметы (коснитесь их слегка металлической, деревянной палочкой). Расскажите им, что в стеклянном королевстве живут очень изнеженные, хрупкие и капризные звуки: и с ними надо быть очень осторожными. Если стукнуть стаканы друг о друга тихонько, то они заговорят, и мы услышим звонкий, прозрачный голос стекла.

Среди стеклянных звуков есть королевские особы – это звуки хрустальные. Их нежные, переливающиеся голоса так красивы, что их хочется долго слушать, кажется, что рождаются они из тишины и создают нежный, волшебный колорит. Предложите детям самим извлечь стеклянные звуки: с помощью разных палочек или слегка ударяя предметы друг о друга. Удачным завершением этой части занятия будет составление «стеклянной композиции», которая тоже может быть зафиксирована в графической партитуре, придуманной вместе с педагогом.

Играем с инструментами

Музыкальные инструменты из стекла не делают, потому что оно очень хрупкое. Стеклянные звуки «переселились» в некоторые металлические инструменты, звук у которых звонкий, переливающийся. Поиграйте осторожно палочкой на валдайских колокольчиках, треугольниках различного размера. Предложите детям поиграть на этих инструментах так, чтобы их звук был похож на стеклянный (рiano, pianissimo).

Познакомившись с инструментами, ребята могут придумать и исполнить очень красочную композицию, соединяя звучание стеклянных предметов и музыкальных инструментов.

В заключительной части занятия расскажите им о челесте – инструменте, чей звук очень похож на стеклянный. Сыграйте с детьми в ансамбле «Танец феи Драже».

Фантазируем

О чем нам могут рассказать стеклянные звуки? Предложите ребятам следующие темы: «Солнечный лучик отразился в зеркале», «Осенние капли на оконном стекле», «Калейдоскоп и цветные карандаши», «Корона снежной Королевы», «Обеденное рондо». Придумайте и сыграйте также другие детские импровизации.

Играем со звуками

Покажите детям несколько новых для них приемов игры со стеклянными предметами. Налейте в фужер на ножке воды, смочите палец и водите им круговыми движениями по краю – ребята услышат свистящий тихий звук. Разные фужеры, по-разному заполненные водой, издают звуки разной высоты и тембра. В пустую бутылку можно дуть, приставив ее горлышком к нижней губе, – раздастся глухой, гудящий звук. Заполнив одинаковые бутылки водой по-разному, можно «настроить» их на 2–4 звука и сыграть на них мелодию.

Импровизируем

Попробуйте вначале сами выступить в роли дирижера, предложив детям занять места за выбранными ими инструментами – стеклянными и детскими. Управляя своим оркестром, показывайте им порядок вступления и звучания, оставляя за ними выбор характера звучания. Часть ребят может создавать свободный фон из звуков речи.

Для фантазийной импровизации предложите детям разбиться на 2–3 группы и придумать свою программную или свободную композицию. Данные графической партитуры могут быть предложены в качестве вариантов. Любое звуковое воплощение их будет правильным, так как в этом задании важно развивать воображение и ассоциативное мышление.

Дети самостоятельно выбирают необходимые им инструменты и способ озвучивания партитуры. Ее можно «оживить» своеобразным танцем, предложив части ребят двигаться под эти спонтанно раздающиеся звуки. Они могут попробовать изобразить их руками, глядя на партитуру и воспринимая на слух исполняемую другими детьми музыку, как бы стараясь «поймать», «почувствовать» ее в жестах.

Удачно сочетаются со звучанием стекла звуки переливающейся воды (из сосуда в сосуд). Все эти звуковые эффекты можно использовать в свободных композициях.

Аккомпанируем

Прослушав в записи «Танец феи Драже» П. Чайковского, сыграйте детям отрывок из него (1-я часть) или целиком. Предложите ребятам тихонько аккомпанировать на треугольнике, валдайском колокольчике, извлекая негромкие, прозрачные звуки.

ШУРШАЩИЕ ЗВУКИ

Цели: познакомить детей с шуршащими звуками, предметами их издающими и музыкальными инструментами; развивать тонкость и остроту тембрового слуха, творческую свободу, воображение.

Детские музыкальные инструменты: маракасы, румбы, кожаные барабаны.

Пособия и материалы: бумага различной толщины (газетная, папиросная, гофрированная); целлофан, спичечные коробочки, засыпанные различной крупой; открытые коробочки со скорлупками грецких орехов, связки пуговиц; щетки; куски ткани; иллюстрация с изображением осенней аллеи.

Ход занятия

Помогите детям представить, какие звуки они могут услышать, гуляя по осенней аллее. Предложите детям в самом начале занятия отправиться в гости к Шепоту и Шороху. Для этого надо немного пошуршать, пошептать. Пусть ребята сами догадаются, как можно пошуршать ладонями, тканью своей одежды.

Играя звуками [Ч], [Ш], [Щ], [С], [Ц], соединяя их в различных сочетаниях, можно исполнить спонтанную звуковую композицию.

Добавьте в нее несколько звуковых инструментов – композиция получится более красочной. Моделировать динамику, линию, объем в композиции нужно руками. Предоставьте детям возможность тоже попробовать себя в роли композитора.

Декламируем

Прочитайте детям стихотворение:

                                В тишине лесной глуши

                                Шепот к шороху спешит,

                                Шепот к шороху спешит,

                                Шепот по лесу шуршит.

                                – Ты куда?

                                – К тебе лечу.

                                Дай на ушко нашепчу:

                                Шу-шу-шу да ши-ши-ши,

                                Тише, Шорох, не шурши,

                                Навострика-ка уши –

                                Тишину послушай!

                                                В. Суслов

Выучите стихотворение с детьми шепотом, прислушиваясь к игре шипящих звуков.

Попросите ребят придумать звуковые иллюстрации к стиху, используя все имеющиеся на занятии пособия. Стихотворение может быть исполнено несколько раз, театрализовано, с разными вариантами сопровождения.

Проведите игру на развитие остроты и тонкости тембрового слуха: «Угадай, чем шуршу».

Играем с инструментами

Исследуя возможности инструментов, дети должны догадаться, как извлечь шуршащие звуки из кожаного барабана. Существует несколько способов: водить по нему ладонью, пальцами, палочкой; насыпать внутрь крупу, каштаны и медленно перемещать барабан в разные стороны.

Дайте ребятам возможность прислушаться к разному звучанию маракасов. Объясните им, что внутрь этих инструментов насыпают мелкие камешки, крупу, зерна, песок, поэтому и звук у них разный.

Фантазируем

Начните примерно так: «В каждом доме, говорят, живет маленький добрый человечек – Домовой. Никто не знает, как он выглядит, потому что он всегда появляется и что-нибудь делает только ночью. Вместе с мышками. Наверное, он похож на гнома».

Темы для фантазийных композиций: «Что происходит в моем доме ночью?», «Вздохи ночного леса», «Мышиная возня», «Спор ежика и мышей», «Бумажная фантазия», «В шкафу у королевы» (тряпичные разговоры).

Аккомпанируем

Сыграйте в ансамбле с детьми ритмичный танец с аккомпанементом маракасов, кожаных барабанов, скорлупок (равномерное встряхивание и произвольное тремоло: «Пошумим»).

ДОЖДИК НАКРАПЫВАЕТ. ЛИВЕНЬ

Цели: привлечь внимание детей к разнообразию звуковой картины дождей, дождиков, ливней; развивать метроритмическое чувство, дать представление о переменном темпе – ускорении, замедлении; учить пользоваться комплексом музыкально-выразительных средств: темпом, динамикой, тембром, артикуляцией, варьируя их интуитивно в зависимости от задания; развивать навыки творческого музицирования.

Детские музыкальные инструменты: треугольник, коробочка, барабан, тарелка, металлофон, маракас.

Пособия и материалы: фломастеры, бумага; иллюстрации на темы дождя.

Ход занятия

Помогите детям вспомнить и представить, как дождик стучит в окно. Вспомните вместе с ребятами, сколько разнообразных дождей и дождичков существует в природе. Все они очень разные – сильные и не очень, шумные и тихие. Когда дождик начинает накрапывать, его сначала даже не замечаешь. Но вот капли падают чуть чаще – и уже слышна незатейливая песенка редкого дождика. Продекламируйте с детьми стихи из альбома, ритмично озвучивая их игрой на инструментах: треугольнике, коробочке, пальчиковых тарелочках. Пусть дети поиграют и послушают разные варианты звучания.

Но вот капли начинают падать быстро, шумно, на людей обрушивается настоящий ливень:

                                Дождь потом пошел сильней

                И закапал веселей:

                Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап...

                Стали капли поспевать,

                Капля каплю догонять:

                Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап...

        М. Новикова

Декламируя стихи, дети должны точно выполнить ритм восьмых – хлопками, шлепками. Ливень можно изобразить на более звучных инструментах – тарелке, барабане. Ребята здесь знакомятся с ускорением темпа. Естественным завершением этой небольшой ритмической композиции будет звукоизображение окончания дождя: капли падают все реже и медленней, музыка звучит все тише и тише. Вот упала последняя капля и закончился дождь.

Поём

Вспомните с ребятами народные прибаутки про дождик: «Дождик, дождик, дождик, пуще»; «Дождик, дождик, поливай». Спойте их в хороводе. Часть детей пусть свободно аккомпанирует на инструментах.

Фантазируем

Поразмышляйте с детьми на темы : «Грустный дождик» и «Веселый дождик». Почему грустный? Отчего ему бывает весело? Предложите ребятам разделиться на 2 подгруппы и каждой придумать свои композиции (возможно с движением). Они могут зарисовать фломастерами свою партитуру дождика на листе, пользуясь любыми условными обозначениями, а потом озвучить ее.

Импровизируем

Рассмотрите данные графические партитуры. Пусть дети озвучат их несколько раз в различных вариантах.

ЗИМНИЕ ЗВУКИ. СНЕГ. МЕТЕЛЬ

Цели: обратить внимание детей на особую тонкость и изысканность зимних звуков природы; учить легкому, осторожному звукоизвлечению; развивать тембровый слух, навыки творческого музицирования.

Детские музыкальные инструменты: колокольчики, пальчиковые тарелочки, металлофон, треугольник, коробочка, маракасы, медиатор.

Пособия и материалы: хрустальные стаканы, бокалы на ножке с водой, целлофан; иллюстрации «Зимний лес», «На катке», «Вьюга».

Ход занятия

Помогите детям представить, как много различных зимних звуков может звучать вокруг. Рассмотрите с детьми иллюстрации. Вспомните с ними, как искрится и хрустит под ногами снег, звенит ледок, весело смеются ребята, играя в снежки. Зимние пушистые снежинки – это замороженные дождинки. Они легки, невесомы, музыку их воздушного танца услышать почти невозможно. Но можно придумать и сыграть ее. Предложите детям свободно проэкспериментировать на имеющихся инструментах. Пусть они поищут приемы игры для воздушного, прозрачного звучания, потренируются в легком, осторожном звукоизвлечении. Продекламируйте ребятам выразительно стихотворение из альбома, сопровождая его игрой на треугольнике или колокольчике. Композиция может быть «украшена» звучанием любых других инструментов. Но зимний снег бывает и колючим, резким. Завоет холодный ветер загудит метель. Ее музыку на инструментах надо изображать иначе, чем танец снежинок. Необходимому здесь звукоизвлечению поможет энергичная речевая артикуляция:

                                Ме - тель гу - дит.

                В тру - бе шу - мит.

                Очень страшно одному,

                А метель все «У-у» да «У-у»!

Завывание ветра можно изобразить глиссандированием голоса; глиссандо металлофонов с помощью бокала (см. тему «Стеклянные звуки»). Оно послужит выразительным фоном для декламации стихов.

Фантазируем

Тема: «Зимняя звуковая фантазия». Сюда можно включить подражание голосам птиц: синичек, воробьев:

                Те-тер, те-тер,

                Зинь, зинь, зинь-зивер.

                (Синичка.)

                Чик-чирик, чик-чирик.

                На снежок я прыг.

                (Воробей.)

Скрип снега или саней можно изобразить, сминая ритмично рукой целлофан. Звон бубенчиков, смех детей тоже может быть музыкой. И даже обыкновенная кошка в своей жалобной песенке расскажет на своем языке, как у нее озябли лапки... 

Импровизируем

Предложите детям зарисовать зимнюю фантазию в графической партитуре. Пусть каждая группа из 3–4 человек придумает что-нибудь свое. Возможные темы для звуковых фантазий: «Два ветерка и снежинка», «Ледяные узоры», «Замороженная тишина», «С горки на горку».

Поем

Спойте с детьми любую зимнюю песню, придумайте к ней звуковое оформление. Если возможно, сделайте красочное вступление и заключение.

Я – МАЛЕНЬКИЙ КОМПОЗИТОР

Цели: повторить и обобщить пройденный материал; привлечь детей к творческому импровизационному музицированию; развивать у детей навыки самостоятельных действий.

Детские музыкальные инструменты: весь комплект.

Пособия и материалы: все предметы, использовавшиеся при изучении тем занятий 1, 2, 3, 4.

Ход занятия

Расскажите детям более подробно, кто такой композитор. Побеседуйте с ними немного об огромном океане очень разной музыки, окружающей нас. Предложите игровой вариант занятия: «Мы сейчас с вами поиграем: вы все станете маленькими композиторами и будете сочинять музыку какую захотите». Ребята могут вспомнить какие-либо темы для музыкальных импровизаций из уже использовавшихся на занятиях либо придумать свои. Предложите детям разбиться на небольшие группы (некоторые могут работать индивидуально) для составления устного плана или графической партитуры своих композиций. Роль педагога в занятии сводится к незаметному руководству творческим процессом детей. Педагог также может принять участие в отдельных импровизациях по просьбе детей (возможно, на фортепиано). Готовые композиции исполняются в виде концерта. Некоторые небольшие сочинения могут быть объединены в более развернутые, если того пожелают ребята. Постарайтесь превратить этот концерт в запоминающееся событие – праздник творчества, самовыражения, радости и удовольствия, который подарит детям музицирование.

Музицируем

Подведите итог занятию, вспомните, какие исполнялись композиции, найдите в каждой из них интересное, то, что особенно запомнилось. Пусть каждая группа исполнителей почувствует радость и удовлетворение от своей работы. Напомните детям, что дома они могут найти множество подходящих предметов, которые помогут им музицировать на досуге, на домашнем празднике.

Ключевые слова: композитор, сочинить музыку.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
НОТНОГО СТАНА

Цели: сформировать у детей общее представление о том, каким образом звуки низкие и высокие записываются на бумаге в нотах; познакомить в образной форме со звуковысотными закономерностями нотного стана; развить художественно-ассо-циативное мышление.

Детские музыкальные инструменты: пианино, электромузыкальные клавиатуры, свирель, флейта, металлофон.

Ход занятия

Пофантазируйте, что может звучать в высоком регистре и где следует записать эти ноты-звуки на нотном стане, а что в природе звучит на низких звуках и где на нотном стане надо записать их нотами.

После того как рассмотрите иллюстрацию «Радуга», предложите детям выполнить свой рисунок на тему «Семь нот – семь цветов радуги». Устройте конкурс, похвалите за лучшие рисунки.

Декламируем

                Семь всего лишь нот на свете:

                До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

                Ты запомни ноты эти

                И в тетрадку занеси...

                                                    Н. Кончаловская

Импровизируем

Предложите каждому сочинить на эти стихи песенку. В процессе многократного распевания дети легко и быстро запомнят последовательность нот в гамме. Спойте наиболее удавшуюся песенку и похвалите автора.

Работаем в альбоме

Рассмотрите нотный стан с нотками, воздушными шариками, которые привязаны к соответствующим клавишам. Детям не составит труда сыграть и назвать неразрешенные ноты, которые им предстоит раскрасить дома. Пусть они привяжут эти нотки линиями-ниточками к соответствующим клавишам и сыграют их на электромузыкальной клавиатуре или детском пианино.

Поём

Дети легко запомнят песенку с названием нот, помещенную в альбоме. Вначале попросите каждого ребенка самостоятельно спеть ее и сыграть на клавишном инструменте. Затем спойте хором.

Фантазируем

Художник изобразил ноты в виде воздушных шариков. Предложите детям подумать и нарисовать, на что похожи ноты-кружочки. Пофантазируйте и дорисуйте их так, чтобы получились... яблоко, колесо и другие картинки.

Спросите ребят: «Какого цвета нотки?» Напомните им об удивительном числе «семь»: семь нот – семь цветов радуги, семь чудес света!.. Скажите, что каждая нота светится своим неповторимым светом, так же, как каждая звезда на небе имеет свой цвет. Предложите детям нарисовать цветные ноты в соответствии с индивидуальным восприятием, предварительно прослушав каждую из них. Сравните результаты. Развивайте таким образом музыкальный фонический слух.

Ключевые слова: нотный стан, скрипичный ключ, семь нот – семь цветов радуги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием игровых технологий на тему: «Кошка с котятами в гостях у детей»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием игровых технологий на тему: «Кошка с котятами в гостях у детей» (ранний возраст).Интеграция образовательных областей: «Коммуникац...

Непосредственная образовательная деятельность с использованием игровых технологий и проблемного обучения «Рыбки»

Цели:1. Упражнять детей в технике работы с гуашью;Упражнять в правильном в правильном держании кисти (не напрягая мышц,  и не сжимая пальцы);Учить набирать краску на кисть аккуратно, обмакивать в...

Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности с использованием игровой технологии "Автоматизация звука "л".

Представленный конспект может быть использован на занятии по автоматизации звука"л" в слогах, словах и предложениях...

«Цыплёнок заблудился» (средняя группа) Непосредственная образовательная деятельность с использованием игровых технологий и проблемного обучения

Цели:образовательные: уточнение представлений о домашних животных, их особенностях;коррекционные: расширение словаря по теме занятия; активизация ре­чевого подражания; формирование умения самостоятель...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с использованием игровых технологий «Собака со щенками в гости к нам пришла» (ранний возраст).

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с использованием игровых технологий«Собака со щенками в гости к нам пришла» (ранний возраст).ОО «Социально – коммуникативное развитие».Задачи:·...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием игровых технологий в средней группе "Кто нас кормит".

Цель: продолжать формировать представления детей о людях различных профессий. Задачи: дать представления детям о профессии повара, предметах, необходимых для работы; закрепить знания детей о профессии...