Откуда музыка пришла. ( НОД по образовательной области "Музыка")
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Ольга Кулёмина

У меня и моих коллег есть большое желание и интерес изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность.

Предлагаем материалы НОД музыкальным руководителям детских садов, дополнительного образования. Помимо музыкальных занятий, эта разработка поможет воспитателям разнообразить досуг и пополнить игровой материал по музыкальному воспитанию в группах детского сада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnaya_chast.docx34.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Основная часть

Конспект НОД

Организационная информация

Тема НОД

Занятие «Откуда музыка пришла»

Предмет

Музыкальное воспитание

Возраст детей

6-7 лет ( подготовительная группа)

Автор разработки (ФИО, должность)

Кулемина Ольга Анатольевна, музыкальный руководитель

Образовательное учреждение

МБДОУ Красногорский д/с №1

Республика/край, город/поселение

Удмуртия, с. Красногорское

Методическая информация

Тип НОД

Эвристическая беседа с целью изучения нового материала.

Цель НОД

Познакомить детей с историей возникновения русских народных музыкальных инструментов.

Задачи

Образовательная область «Социализация».

- создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом.

Задачи образовательной области «Музыка» 

-расширять  представления о музыкальном языке произведений народной музыки,  о голосах и разнообразии музыки, развивать чувство ритма, обучать навыкам исполнения музыки по несложным схемам, используя музыкальные инструменты (ложки. бубны, трещотки, маракасы) .

Задачи образовательной области « Познание»

-формировать у детей картины мира, расширение кругозора познания различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к  музыкальным  традициям и истории родного края, осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки.

Задачи  Образовательной области «Коммуникация»

Участие в ансамблевом  исполнении, взаимодействие с муз. руководителем и другими детьми в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление)  расширение словарного запаса (названия музыкальных инструментов).

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

-  познакомить с произведениями: стихотворением « Край родной»  и рассказом  В.И. Белова « Лад»

Этапы занятия

I. Организационный этап (3 мин.)

II. Постановка проблемы (4 мин.)

III. Этап усвоения новых знаний  (12 мин.)

IV. Закрепление знаний – оркестр (8 мин.) дидактическая игра (4 мин),

V Подведение итогов мероприятия, релаксация

  (4 мин.)

Необходимое оборудование и материалы 

Предварительная работа

Оборудование: мультимедийное оборудование с проектором, музыкальный центр, стулья, расставленные полукругом перед экраном в «образовательной зоне», на столах  стаканчики из-под йогурта, канцелярские резинки, детские шумовые инструменты (маракасы, ложки, бубны, трещотки)  

 Наглядность:

1. мультимедийная презентация, включающая в себя всё необходимое  иллюстративно -видео-музыкальное обеспечение;

2. выставка предметов русского быта.

Знакомство с музыкальными инструментами: гусли, барабанка, трещотка, разучивание русской народной попевки « Божья коровка», основные навыки игры  на детских шумовых инструментах;

Технологии, используемые в мероприятии

Презентация, выполненная музыкальным руководителем в форматах ppt , wmv

( программа PINNACLE STUDIO 12); 

технологии детского музицирования; 

технологии здоровьесбережения; технологии формирования певческой культуры дошкольников; 

технологии становления ассоциативно-образного  мышления.

Методы обучения

объяснительно-иллюстративный (объяснение нового материала с

иллюстрацией большого количества наглядности через компьютерную

презентацию, выставку предметов быта;

частично-поисковый (для развития самостоятельности мышления).

Место проведения

Данное мероприятие проводится в музыкальном зале ДОУ, условно разделённом на три основные зоны деятельности: образовательную,

двигательно-активную и музыкально-иллюстративную.

 Конспект НОД

Ход занятия:

Организационный момент,

приветствие

Постановка проблемы  

Этап усвоения новых знаний.

Этап закрепления знаний.

Диагностика.

Итог, релаксация.

Дети входят в зал под русскую народную мелодию " Полянка"

Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Как я рада вас видеть! Вы заметили, какая музыка вас сегодня встречает!( Светлая, радостная, яркая). Давайте поделимся хорошим настроением друг с другом.

Коммуникативная игра с ладошками.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!

А сейчас я на прогулку приглашаю вас пойти.

Интересней приключений нам, ребята, не найти!

 На наше занятие я принесла необыкновенную шкатулочку. в ней лежат волшебные листочки, которые помогут нам путешествовать.

Раз, два, три повернись,

На полянке окажись.

Дети выполняют импровизацию с листочками под музыку

Звучит лирическая русская народная мелодия.  На экране – красивый пейзаж русской природы  Дети проходят на полянку, присаживаются вместе с музыкальным руководителем.

М.р. За рекой запел соловушка,

Полыхает зорька алая –  

Всё в краю родном наполнено

Красотою небывалою.

 Пролетают гуси-лебеди

Над бескрайними просторами:

Над лугами, над дубравами

И над синими озёрами.

 На широкую дороженьку

Приведёт тропинка узкая.

Не найти земли прекраснее,

Чем сторонка наша русская!

Какая красивая музыка сопровождала нас на этой прогулке. Это музыканты играют так красиво на русских народных инструментах. 

  

Муз. р. На лесной поляне столько чудес!

Хранит много тайн красавец лес.

А вы знаете, что именно здесь в лесу родина многих музыкальных  народных инструментов. Как вы думаете, почему именно здесь появились первые муз. инструменты? Кто догадался? Как же их отыскать?  Навостри-ка уши, тишину послушай!

        Слышишь?

Мир без звуков был бы грустный.

Серый, скучный и "невкусный".

Ответы и предположения детей.

 

Муз. р. Человек всегда старался подражать звукам природы.

Он  стал  прислушиваться к звукам окружающей действительности и многое, казавшееся раньше ему простым шумом, стало для него музыкой. Он научился извлекать музыкальные звуки из различных предметов, и они зазвучали, заговорили, стали музыкальными инструментами.

Муз. р. Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент? Возможно, это было дерево с дуплом. Человек ударил по нему и дерево зазвучало.

Сначала человек немного испугался - звук совсем не похож ни на его собственный голос, ни на крик зверя. Но потом освоился. Человек ударил по нему, то ускоряя, то замедляя темп: бум, бум, бум! Бум, бум! И догадался сделать  инструмент из дерева. Я расскажу вам про старинный, русский инструмент. Это барабанка .

«Пастух первым в деревне поднимается на ноги, идет по улице, барабаня в барабанку. Хочешь не хочешь — вставай, выгоняй скотину. Звери в лесу  побаивались этого звонкого ритмичного стука. У пастуха, кроме малой, которую он всегда держал при себе, в разных концах поскотины имелись еще и большие барабанки. Они висели постоянно в определенных местах, каждый идущий мимо считал своим долгом побарабанить».  На основе пастушьей барабанки люди затем смастерили бубен.
Музык. руковод. Посмотрите, на растениях висят коробочки с семенами Они качаются на ветру, шуршат семенами Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент. Как вы думаете, какой?  Ответы детей

Погремушка – шумовой инструмент. Раньше она

называлась шаркун. Её плели из прутиков или бересты. А внутри был горох.

 Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга Услышал кто-то этот треск и смастерил музыкальный инструмент, в котором дощечки так же трутся и ударяются друг о друга. Какой? (Ответы детей). Трещотка тоже деревянный шумовой инструмент.

А сейчас еще послушайте деревянные звуки и постарайтесь угадать, что же это такое?  Ответы детей.Это дятел стучит по сосне Молодцы, вы неплохо справились с этим заданием.

На нашей полянке тоже есть  палочки. Но они сейчас превратятся в ударные инструменты, а вы слушайте и мне  помогайте

Ритмодекламация. Стихотворение «Палочка-стукалочка»

Тук-тук-тук-тук – это что за звук? (ударять палочку о палочку)
Деревянный это звук тук-тук-тук-тук.

Тук-тук-тук-тук - это что за звук? (Ударять палочками о пол)
Дятел жил в дупле пустом
Дуб долбил как долотом тук-тук-тук-тук.

Тук-тук-тук-тук - это что за звук? (Ударять скрестно палочками) 
Деревянный молоточек о пол 
Подбивает ваш каблук тук-тук-тук-тук.

Мы вышли на берег реки. Слышите, ветер гудит в надломленных полых стеблях камыша (Звук). Если срезать этот стебелёк и подуть в него, какой получится музыкальный инструмент? (Ответы детей,)

На чью песню похож звук дудочки? Правильно, на песенку птиц. Также догадались люди делать духовые инструменты из костей животных — такие дудочки можно теперь видеть в музеях среди разных орудий каменного века. А ещё были свистульки из глины. 

Давайте и мы поиграем с ветерком.

Упражнение на дыхание «Ветерок».

 Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….

И качает так листок – ф-ф-ф….

Выдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…

И качает так листок – ф-ф-ф…

Активный выдох.

Дует ветерок, качаются листочки

И поют свои песенки.

Осенние листочки

На веточках сидят,

Осенние листочки

Детям говорят;

Осиновый – а-а-а-…

Рябиновый –и-и-и…

Березовый – о-о-о…

Дубовый –у-у-у…


На поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива запела, зазвенела. (Звук) Тысячи раз слышали этот звук люди, не обращая внимания. Но вот однажды кто-то прислушался к нему, стал снова трогать тетиву и слушать ее пение.

«А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. Так охотничий лук стал музыкальным инструментом.

А сейчас, ребята, у вас есть  возможность попробовать себя в роле мастеров музыкальных инструментов.

ЭКСПЕРИМЕНТ

- У вас на столах есть резиночки. Натягиваем резиновое колечко на стаканчик и легонько дергаем за него. Вы не только ощущаете, но и видите колебания резинки. Если дернуть посильней, вибрация будет сильной, а звук громче.

- Что мы сделали с резинкой, чтобы появился звук?

- Правильно, пощипывали. А если натянуть резинку посильней, что будет? Выводы, ответы детей.

Так появились струны.

- Одним из древних инструментов являются звончатые гусли.  Скажите, на что похожа доска? На крыло. По середине отверстие и сверху натянуты струны. Их название происходит от древнеславянского слова “густы”, что означает гудеть. Струна на инструменте гудела, ее называли гусла, много гудящих струн – гусли. Много веков прошло, прежде чем к этой, единственной, струне добавили еще несколько, и получились гусли — один из древнейших инструментов.)

Когда  наши предки обнаруживали свойство какого-нибудь предмета звучать, им такие открытия казались настоящими чудесами: на их глазах  предметы оживали, обретали голос. Послушайте сказку.

Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель и рожок.
Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. 

На дощечке есть насечки,

Проведи по ним рукой.

И услышишь голос звонкий,

Деревянный, озорной.

Этот инструмент называется рубель. В старину им гладили вещи.

Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. 

Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов. В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты.

Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.  «Весело живётся «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».
«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали»,-  сказали ложки.
- «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить».

«Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли. Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.
С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов. 
Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит. 

А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям в оркестре рубель, ложки, трещотка. Узнали они, что все инструменты разговаривают между собой на особом языке.

Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! Сейчас мы с вами, ребята, будем сами исполнять народную музыку. 

Дети переходят в музыкальную двигательно- активную зону и берут  музыкальные инструменты.

 Муз. руков.  У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть  свой ритм точно, то он не будет мешать остальным музыкантам.  

Музыкально-дидактическая игра «Чья музыка играет?» 
Дети делятся на 4 подгруппы. Музыкальные инструменты разложены возле картинок: зайцы  белки, лося, муравья.

М. рук. Посмотрите, на полянку прибежали зверята. они хотят поиграть с вами и помогут вам правильно проиграть каждый ритм.

Разучиваем с ребятами ритмический аккомпанемент: сначала отдельно с каждыми « музыкантами », а затем, со всеми вместе.

Каждая подгруппа проигрывает по схеме-слайду свой ритм.

Лось-шаг,шаг,шаг,шаг.

Зай-ка,зай-ка,зай-ка.

Му-ра-вей, му-ра-вей.

Бе-лоч-ка, бе-лоч-ка.

М.р.   Ребята, мне кажется, что этот ритм напоминает какую-то очень знакомую песню. Прислушайтесь?  Узнали? (Ответы детей: этот ритм похож на песню" Как у наших у ворот») Верно, молодцы, вы узнали песню. Давайте  ещё раз пропоём её вместе, но нам тоже нужно настроиться и подготовить наши горлышки к исполнению песен. Поможет нам ударный музыкальный инструмент трещотка.Музыкальный руководитель играет на трещотке и поёт вместе с детьми:

“Треско-треско-трескотуха, протрещала прямо в ухо: раз-два, раз-два-три, мне дружочек помоги”

Игра на музыкальных шумовых инструментах по ритмической партитуре.

ОРКЕСТР 

Молодцы, ребята, слушали друг друга, друдно подпевали. А я слышу ещё какие-то звуки на нашей поляне. Дети угадывают, какой инструмент спрятался за деревом.Проводится диагностика в форме дидактической игры.

Музыкальный руководитель.  Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед,

Но преданья старины

Забывать мы не должны!

Вот  и подошло к концу наше путешествие. Понравилось оно  вам? Что вы узнали нового? Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали. (Познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления, услышали их голоса, учились играть по схемам). Что было самым интересным? Расскажите теперь о ней своим  родителям и друзьям. Какое у вас настроение? Давайте подарим наше хорошее настроение другим? (Дети сдувают настроение с ладошки). С помощью наших волшебных листочков мы возвращаемся в свою группу.

Музыкальная  попевка «До свиданья»

Диск "Звёзды Урала"р. нар. мелодия

"Полянка"

Красивая шкатулочка, листочки из цветной фольги. Диск Екатерины Железновой " Игры- песенки" сб. 4

Уральский гос. нар. оркестр « Узоры луговые»

(Слайд №3 – №10: смена слайдов производится автоматически)

Слайд№11

Звуки леса. Диск " Удивительное рядом"

(Слайд № 12)

(Слайды№13,14)

В.И.Белов«Лад».

(Слайды№15,16)

(Слайд  №17)

(Слайд № 18)

Слайд № 19  

Слайд№ 20

 Слайд№21

Слайд  № 22

На каждого по 2 деревянные палочки.  

Слайд №23

Т.Э. Тютюнникова "Деревянные истории"

Слайд №24

Слайд №25

Слайд № 26

Слайд № 27

Слайд № 28

Слайд №29

Дети переходят в образовательную зону для исследовательской деятельности.

Резинки канцелярские, стаканчики из- под йогурта

Слайд № 30

(Видео. Слайд №31

Слайд № 32

Г.Левашева Отрывок из книги “Поговорим о музыке”

Слайд №33

Слайд№ 34

Слайд№ 35

Слайд№36

Видеоролик "Скоморохи".

Слайды №№ 37,38

Музыкальные инструменты: ложки, трещотки,  маракасы, бубны.

Слайд № 39

Слайды №№ 40,41,42,43

Слайд № 44

Слайды №№45,46,47,48

Слайд № 49

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

В отличие от традиционного, на  музыкальном занятии «Откуда пришли инструменты» основным видом деятельности является беседа и восприятие музыкальных звуков.  В силу своего возраста не все  дети 6-7 лет  активно воспринимают новую информацию такого содержания Этому помогает презентация в виде поясняющего, наглядного средства. Занятие с использованием игры не отвлекает детей от процесса активного слушания музыки, от непосредственного общения с ней,  повышает мотивацию.

Другое

Ноты и содержание игр помещены в приложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка детского проекта "Откуда книга пришла?"

Информационная карта проекта1.     Название проекта: «Откуда книга пришла?».2.     Автор проекта: Плотникова Екатерина Вячеславовна.3....

"Откуда железо пришло?"-конспект занятия для старших дошкольников

На занятии используются слайды с изображением карьера, поэтапная работа добычи и переработки железа. Дети сами экспериментируют с магнитами: проводят процесс очистки концентрата от лишних примес...

Откуда азбука пришла?

Проект «Откуда азбука пришла»?    В 2013 году исполняется 1150 лет со дня возникновения славянской письменности на Руси. Это значимое событие в истории Русского государства и в развитии...

Детский исследовательский проект «Откуда книга пришла?» (Паспорт проекта с детьми старшей группы)

В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план.Задачи:  Расширять и уточнять знания о книгах, о ...

Конспект открытого занятия «Откуда молоко пришло» в старшей группе.

Конспект открытого занятия «Откуда молоко пришло» в старшей группе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Мы в гости к музыке пришли» для детей подготовительной группы

Конспект отражает один из вариантов построения взаимодействия с детьми в ходе их развития и воспитания. Практическая реализация занятия позволяет использовать огромный потенциал музыкально-ритмическ...

Конспект совместно-образовательной деятельности по теме «Откуда рыба пришла?»

Конспект совместно-образовательной деятельности по теме «Откуда рыба пришла?» Конструирование с использованием тканей, бросового и природного материалов, конструктора Лего. Дети знакомятся с озером И...