конспекты занятий
план-конспект занятия по музыке на тему

Бондарева Ольга Михайловна

сценарии тематических занятий

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия «Игры из кармашка»

Цель: Использование игрового метода для комплексного развития музыкальных и творческих способностей детей, введение ребенка в мир искусства через фантазийно- игровые впечатления.

Задачи:

 - различать 3-х частную форму, изменять движение со сменой характера музыки;

- развивать координацию и чувства ритма, различать звучание, закрепить название музыкальных инструментов;

- формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на музыкальных инструментах.

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Ход занятия.

Дети входят в зал, встают в круг.

Воспитатель: Дети, вы не знаете, что это с нашей Ольгой Михайловной?

Музыкальный руководитель: А я сегодня не Ольга Михайловна.

Воспитатель: (удивлённо смотрит на детей) А кто же вы?

Музыкальный руководитель: Я - Игруля Веселиновна! У меня сегодня хорошее, весеннее настроение, и я решила нарядиться.

Рассмотрите мой наряд…

Это вовсе не халат!

Разноцветные кармашки,

Как весёлые ромашки.

По наряду  разбежались

На замки позакрывались.

В каждом домике-кармашке

Музыкальная игра!

Поиграем, детвора?

Я так рада, что вы ко мне пришли, давайте поздороваемся

вы знаете, что здороваться – это еще и очень весёлая и интересная игра. (Коммуникативная игра "Здравствуйте")

Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.

Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.

Здравствуйте, ножки! - Пружинка.

Топ-топ-топ! - Топают ногами.

Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.

Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.

Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.

Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.

Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.

Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.

Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.

Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками.

Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.

Бип- бип- бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.

Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Здравствуйте! - Машут рукой.

Музыкальный руководитель: А еще одна игра спряталась в кармашке, а в каком именно, я не знаю. … А вы поможете мне её найти?

Дети находят кармашек с нарисованными ладошкам (игра «Веселые ладошки»)

Музыкальный руководитель: (Раздает цветные ладошки)

Ладошки цветные я детям раздам,

Ладошки помогут здороваться нам.

Игра «Весёлые ладошки».

Музыкальное сопровождение. Первая часть музыки- дети парами бегают по залу, вторая часть - находят себе пару по цвету ладошки, здороваются.

Музыкальный руководитель: Как у вас все дружно получилось. Молодцы! Занимайте свои места. (Садятся на стульчики)

Приглушённо звучит музыка.

Музыкальный руководитель: Слышите, кто-то поёт песенку? Кажется, я знаю, кто это. … Это моя подруга Катюша. Только я не расслышала, какая у неё песенка. Может быть, вы услышите. Сейчас мы поиграем с вами в музыкальную игру «Какое настроение у Катюши», а поможет нам в этом пьеса Д. Б. Кабалевского «3 подружки».

Музыкально-дидактическая игра «Какое настроение у Катюши»

Дети слушают музыку Д. Кабалевский «Резвушка», «Злюка», «Плакса», определяют характер, показывают картинку с соответствующим изображением настроений.

Музыкальный руководитель: Какие молодцы. Ребята, пьесу какого композитора мы слушали? Как называется пьеса? Хорошо справились с заданием.

Подружка моя в кармашке сидит,

Не может волшебный замочек открыть!

А для этого нам нужно

Повторить зарядку дружно!

(Проводится с детьми физминутка «У жирафа пятна, пятна»)

Музыкальный руководитель: Не открывается замок! Волшебная зарядка нам не помогла.

Оркестр веселый, зазвучи!

Открыть замочек помоги!

Как вам узнать - на чем играть?

Подсказку нужно отыскать.

Под стульчик быстро загляните

И в руки карточки возьмите!

Дети находят карточки с изображением музыкальных инструментов, рассматривают, берут музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель: Подойдите к столу и возьмите те инструменты, которые изображены на картинке.

Игровое упражнение «Оркестр». Исполняется «Гопак» укр. нар. мел.

 На 1 часть музыки дети с маракасами делают шаг вперед и играют свою партию, возвращаются на место, на 2 часть – дети (бубен) ритмично стучат сильную долю, 1(3) часть музыки – дети (колокольчики) кружатся вокруг себя, выполняя движение «фонарики», 2(4) часть музыки- дети (бубен), 1(5) часть музыки- дети (маракасы), 2(6) часть музыки- дети (бубен).

Музыкальный руководитель: Отлично исполнили каждый свою партию. Вовремя вступали и были внимательными. Очень весело было!

По кругу идут на стульчики. Музыкальный руководитель незаметно берет куклу.

Музыкальный руководитель: Вот же она, моя подружка – Катюша! Катюша никогда не была на море. Но очень мечтает хоть одним глазком взглянуть на него. Покажем Катюше море?

Пальчиковая гимнастика «Волны» (Дети стоят в кругу, слушают текст и выполняют задание)

Музыкальный руководитель: Между пальцами руки сцепили,

И волну за волной покатили.

Обгоняя друг друга, по морю скользят

И до берега волны добраться хотят

Сделай паузу, руки пусть отдохнут

А затем волны по морю вновь побегут. (повторяется 2-3 раза)

Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята! Вы помогли Катюше открыть карман и увидеть море! Посмотрите, как она вам улыбается. Улыбнитесь ей в ответ.

Продолжаем мы играть и кармашки открывать.

Красный? Синий? Голубой?… Я могу открыть любой!

Дети выбирают цвет кармана. (картинка с изображением танцующих детей)

Шуточный танец-игра «У меня, у тебя…»

Музыкальный руководитель: (игровой самомассаж. Дети садятся на палас, гладят ручки и ножки.):

Наши ножки устали,

Они прыгали, скакали.

Наши ручки устали,

Они хлопали, играли.

Глазки засыпают,

Детки отдыхают.

Глазки открываются,

Детки просыпаются.     (Дети поднимаются на ножки)

Играть, как известно, всем интересно!

Сегодня никто не успел заскучать!

Что же в кармашках других - неизвестно…

Друзья, вы хотели бы это узнать?

Тогда буду ждать вас! Ещё приходите…

Улыбки и смех вы с собой захватите!

И мы обязательно поиграем.

Другие кармашки по открываем!

А теперь пришла пора попрощаться нам, друзья!

 На прощанье я вам подарю подарки, чтобы вы помнили обо мне (раздать детям колокольчики)

Прощаться, как известно,

Не очень интересно.

Но мы рукой помашем

И дружно всем мы скажем:

– До свиданья!

Под музыку дети уходят из зала

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№20 «Колокольчик»

Курского муниципального района Ставропольского края

Конспект музыкального занятия «Игры из кармашка»

в старшей группе

музыкальный руководитель:

Бондарева О.М.



Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия « Прогулка в осенний лес»

Цель: выявить уровень развития музыкальных способностей детей через совместную музыкально- игровую и коммуникативную деятельность с использованием музыкально-игровых движений, музыкально-дидактических игр и игре на детских музыкальных инструментах; вызвать у детей положительные эмоции от встречи с музыкой.

Задачи:
- формировать у детей певческие навыки: соблюдать точность интонирования постепенного и скачкообразного движения мелодии; в четкой дикции; в ритмических особенностях песни;
- развивать тембровый и динамический слух; умение слышать изменения характера и темпа в музыке;
- развивать умение слушать и называть музыкальные инструменты по звучанию. самостоятельно сравнивать музыкальные инструменты и соотносить их с характером музыки;
- развивать внимание в процессе слушания музыки;
- развивать стремление самостоятельно выполнять музыкально- ритмические движения;
- воспитывать внимание, быстроту реакции, выдержку;
- воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность;
- воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.

Материалы и оборудование: музыкальные инструменты ( ксилофон,

проектор, цветные ладошки из картона, корзина с орехами, корзина с фруктами, модульные кубики???(правильно я обозвала наши пеньки)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в зал под музыку, где их встречает музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель: Дорогие ребята! Я рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом песенкой ( поёт, дети подпевают, выполняя движения по тексту):

Заглянуло солнышко
Прямо к нам в окошко,

И упало солнышко
Нам с тобой в ладошку.
Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!
Дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: 

         Невидимкой осень в гости к нам приходит

         И неслышны осени шаги.

         Желто-красной кистью по ветвям проводит

         Все заметят осени следы.

         Красные рябины, желтые березы

         Красками раскрашен весь осенний лес.

         И зовут нас клены в пурпуре осеннем,

         Приходите в гости, много здесь чудес!

Ребята, а вы готовы  прямо сейчас отправиться в Осенний лес?

Дети:  Да!

Музыкальный руководитель: Пойдемте гулять, но идти мы будем не простым шагом, а хороводным.

Дети по дорожке гуляют,
Хороводный шаг выполняют.
Носочки тянут, мягко ступают,
Друг другу на пятки не наступают.


Дети, свободно ходят по залу и выполняют хороводный шаг вместе с педагогом, а затем самостоятельно под р.н.м. ( по выбору педагога).

Музыкальный руководитель: А теперь мы будем так гулять:
Шаг с поскоком выполнять.
Будем на каждой ножке
Прыгать понемножку.


Дети выполняют поскоки под весёлую польку ( по выбору педагога)

(слайд «Осенний лес»)

Музыкальный руководитель: Как красиво в Осеннем лесу! Ребята, в какие цвета он раскрашен? (Ответы детей). Правильно, красный, желтый, зеленый, оранжевый. Давайте присядем на пенечки и послушаем звуки природы.

Слушание «Звуки окружающего мира» ( шум ветра, крики птиц, шорох листвы под ногами).

Музыкальный руководитель: Что вы слышите? ( Юля скорей всего слышали, т.к. слушаем мы молча) (Ответы детей: ветер качает деревья, птицы готовятся к отлету, падает листва, листья шуршат под ногами).

( слайд- озвучка Белка:  Здравствуйте, гости! Милости проси

Мои друзья и подружки, лесные зверюшки

        Вам сюрприз оставили, меня стеречь заставили.

                                          Я б могла вам их отдать, но так хочется играть.

                                          Вот корзиночка, а в ней, много разных есть затей.

                                           Вы корзинку открывайте и заданья выполняйте.   Белка исчезает)

Музыкальный руководитель: Ой, ребята, белка так быстро убежала, что забыла сказать, где оставила корзинку с заданиями. (Юля, может с затеями)   Как вы думаете,

 Где может быть эта корзинка? (Ответы детей)  Я тоже так думаю. Но нам надо как-то убрать листья с корзинки. Предлагаю их сдуть.

Проводится дыхательная гимнастика «Подуй на листок».

Музыкальный руководитель: Вот и сдули все листья. Посмотрим, что в ней. Ой, ребята, что это?

Дети:  Орехи.

Музыкальный руководитель:  А орехи не простые, в них скорлупки золотые.

Мы орешек разобьем и задание найдем.

( Стучит по ореху молоточком, орех открывается. В нем листок с заданием)

Музыкальный руководитель:  ( читает задание)

«Вы к пенечку подойдите,

Инструмент там возьмите.

Звук дождя изобразите.»        

Идемте, ребята.

Игра на музыкальных инструментах (ксилофон, колокольчики)

(слайд. Белка хвалит детей и предлагает детям размяться)

Физминутка «У жирафа пятна…»

Музыкальный руководитель:  Следующий орешек открываем?

Дети:  Да!

Музыкальный руководитель: (открывает орех- он пустой. На экране появляется картинка с схемой.)

Картинка с ритмическим рисунком ТА-ти-ти-ТА-ТА

Музыкальный руководитель:

Ребята, что нам напоминают эти кружки и почему они разные по размеру? Давайте прохлопаем этот ритмический рисунок.  Ребята мы с вами на слух определили ритмическую формулу и нашли её графическое изображение.

( на экране появляется музыкальные инструменты ,согласно схеме – Большой (Виолончель- звучание), маленький(Скрипка)-звучание, (домра)-звучание,(Кантробас)-звучание,(Рояль)-звучание .После прослушивания , дети называют музыкальный инструмент (закрепление).( Как звучат большие инструменты, как маленькие)

(слайд. Белка хвалит детей)

Музыкальный руководитель: (открывает орех)

«Под березу загляните,

Волшебный короб там найдите.

В нем веселые ладошки

Попляшите-ка немножко».

Танец игра – веселые ладошки.( Дети одевают на руки цветные ладошки и танцуют парами по цвету ладошек)

Музыкальный руководитель: (открывает орех, читает задание)

А теперь мы вас попросим,

Спеть нам песенку про Осень.

(Дети исполняют песню «Осень»)

(слайд. Появляются все звери, кроме Белки. Благодарят детей:…….

Выходит Белка, выносит корзину с фруктами

Белка:  

Юля, писать  за угощение гостям писать не будем- это будет им сюрприз



Предварительный просмотр:

«Русские народные  инструменты.»

Педагогическая цель:   дать представление детям о русских народных струнных инструментах – балалайке, домре, гусли, духовых инструментах ( жалейке, свирели, рожке); закрепить представление об их тембровом звучании.

Целевые ориентиры:  проявляет любознательность, пытается самостоятельно придумывать объяснениям природы, окружающей жизни; склонен к наблюдению; обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором живет, развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности, прежде всего в игре.

Средство реализации:  иллюстрации русских народных инструментов.

Занятие проводится в музыкальном зале.

Музыкальный руководитель (Муз-Рук):   отгадайте загадку:

У нее есть три струны, их рукой щипать должны,

Можно под нее плясать и по-русски приседать. (балалайка.)

Дети:  балалайка!

Звучит фрагмент рус. нар. пляски «Я с комариком плясала» в исполнении балалаечника Б. Феоктистова.

Муз-Рук:  правильно, ребята. (Демонстрирует иллюстрацию. Слайд 1) эту загадку мы уже слышали. И как балалайка звучит, мы тоже знаем. К каким инструментам относится балалайка – к струнным, ударным или духовым?

Дети:  к струнным инструментам.

Муз-Рук:  да, это струнный инструмент. Почему?

Дети:  у него три струны, на которых играют мелодию.

Муз-Рук:  правильно. Балалайка – это струнный щипковый инструмент.

У нее есть три струны,

Их рукой щипать должны.

- Музыкант так играет на балалайке. Он как бы щиплет струны. О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет».

- О каких еще музыкальных инструментах можно сказать , что они «из дерева вырубаются»?

Необходимо вспомнить с детьми известные музыкальные инструменты, изготовленные из дерева: домру, гитару, скрипку гусли и др.

- Ребята, а вот еще одна загадка о музыкальном инструменте:

Играет, а не гитара,

Деревянная, а не скрипка.

Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка.

- Что это за инструмент?

Дети затрудняются с ответом.

- Это домра! Вот она. Рассмотрите домру на картинке (показать иллюстрацию слайд 2). Есть еще одна загадка о домре:

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит!

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

- К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие?

Дети:  балалайка, домра.

Муз-Рук:  давайте рассмотрим домру внимательнее. Чем она похожа на балалайку?

Дети:   у нее тоже три струны, корпус у нее тоже деревянный.

Муз-Рук:  а чем домра отличается от балалайки?

Дети:  у балалайки треугольный корпус, а у домры- как половина шара.

Муз-Рук:  правильно, ребята. Домра – очень старинный музыкальный инструмент. На домрах играли музыканты-скоморохи. (Показ иллюстрации слайд 3). Под игру домры рассказывали былины.

Звучит фрагмент «Наигрыши» в исполнении ансамбля русских народных инструментов (звучит домра)

Муз-Рук:  у домры звук более мягкий, певучий, хоть и похож на звучание балалайки. Ребята, послушайте еще одну загадку.

   В лесу выросла, из леса вынесли,

   В руках плачет, а кто слушает – скачет.  (Дудочка)

Дети:  дудочка!

Муз-Рук:  правильно ребята, это дудочка. Какой инструмент дудочка: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему?

Дети:   в него дуют, чтобы получился звук.

Муз-Рук:   а вы знаете, на Руси было великое множество дудочек: жалейка, свирель, рожок. И все это – духовые музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель демонстрирует иллюстрации инструментов.

Просмотр иллюстрации «Мальчик играет на свирели» (Лель играет на свирели).

Муз-Рук:  Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной – крушины, орешника, клена или черемухи, ивы, бузины. (Показывает иллюстрацию.) Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в самой дудочке обычно делали 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи.

Демонстрируется репродукция картины «Пастушок играет на свирели».

- Ещё её называли на Руси сопелкой.

Дети слушают наигрыш на свирели в записи.

Муз-Рук:  бывает и двойная, и тройная свирель, которая состоит из нескольких спаренных дудочек. (Демонстрируется иллюстрации различных видов свирелей).

Звучит запись музыкального произведения «Одинокий пастух» Э. Марриконэ.

Муз-Рук:  (Демонстрирует иллюстрацию) Рожок представляет собой прямую трубу конической формы. В этой трубе 5 отверстий вверху и одно отверстие внизу – для игры. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой (корой березы). А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, резкий, сильный.

Дети слушают мелодию, сыгранную на рожке в записи.

- На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разными. Под песенные наигрыши поют, под плясовые – пляшут. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно  подавать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы?

Музыкальн6ый руководитель напоминает, что на рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его.

Муз-Рук:  Вот жалейка – этот инструмент дожил до наших дней в своем первоначальном виде. Это деревянная тростниковая (камышовая) трубочка с раструбом из рога или бересты.

Демонстрируется  репродукция картины В. Тропинина «Мальчик с жалейкой».

Дети слушают жалейку в записи: играет С. Мишин и оркестр «Русские узоры» «Мелодии брянских пастухов».

Музыкальный руководитель проводит музыкально-дидактическую игру «Какой инструмент звучит?» на развитие тембрового слуха. Звучат музыкальные отрывки в исполнении свирели, рожка, жалейки. Дети угадывают, какой инструмент звучит. ( Можно добавить звучание струнных народных инструментов. Для закрепления материала «Струнные народные музыкальные инструменты: балалайка, гусли, домра»)

Занятие заканчивается подведение итога.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20

«Колокольчик»

Курского муниципального района Ставропольского края

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МДОУ №20

«Колокольчик»

__________Н.А. Абаджева

«____»___________2016г.

Конспект музыкально-тематического развития

«Русские народные инструменты»

для старшей, подготовительной групп.

Музыкальный руководитель:

Бондарева О. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...