Конспект занятия по ознакомлению дошкольников со строением человека:
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чиркова Ирина Геннадьевна

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_stroenie_glaza.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников со строением человека: «Путешествие с солнечным лучиком»
Задачи:
1. Закрепить знания детей о внешнем строении глаза.
2. Познакомить детей с внутренним строением глаза. Дать первоначальное понятие о функциях роговицы, радужки, зрачка, хрусталика, сетчатки, зрительного нерва, глазных мышц, головного мозга.
3. Вызвать у детей интерес и желание познать свой организм.
4. Учить детей беречь свои глаза.
Предварительная работа: 
Дети уже ознакомились с внешним строением глаза, знают правила охраны зрения. С помощью художественной литературы они познакомились с особенностями зрения у некоторых животных и птиц.
Оборудование и материалы: 
схема «Внешний вид глаза»; 
макет глазного яблока; 
настольная лампа; 
фонограмма (спокойная музыка); 
мяч мелкого размера; 
костюм и шапочка солнечного Лучика; 
ковер; 
мольберт.

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите чудеса? А где они чаще всего происходят? (В волшебных сказках.) Скажите, а вы когда-нибудь мечтали вдруг сами очутиться в такой волшебной сказке, где происходят всякие приключения и есть добрые герои? А вам известно, что самые добрые, самые замечательные волшебные сказки живут рядом с нами? Но многие их даже не замечают. А ведь это совсем нетрудно. Просто нужно немножко пофантазировать.
Посмотрите внимательно вокруг! Сегодня прекрасное весеннее утро! И солнышко в небе уже проснулось. Его золотые лучики заиграли повсюду! Смотрите, и в нашу группу заглянул золотой Лучик Солнца!
Лучик: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я каждое утро заглядываю к вам в окошко. Вот и сегодня я опять с вами. Целый день я заглядываю в окошки разных домов и весело прыгаю по чьим-то коврикам и игрушкам! Для меня это легко, ведь я умею проходить сквозь стекло. Знаете, ребята, быть Лучиком так весело! Ведь у меня каждый день столько путешествий и приключений! Столько новых друзей! Хотите, мы поиграем вместе? Тогда рассаживайтесь поудобнее на ковер и закрывайте глаза. 
(Звучит музыка.) 
Теперь и вы тоже маленькие солнечные лучики! Вы заглядываете в окошки и веселитесь на полу и на стенах комнат. А может, даже и на потолках. Ну что, получается? Правда, здорово? 
А теперь открывайте глаза. Я приглашаю вас в очень интересное, но очень необычное путешествие. Вы готовы? Тогда подойдите все ко мне. Сначала отгадайте мою загадку: 



(Глаза)
Воспитатель выставляет на мольберт карту-схему «Внешний вид глаза». 
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, какое необычное окошечко! Но на что же оно похоже? (На глаз человека.) Точно, да это же и есть глаз! Посмотрите, у него, как у обычных окошечек, есть свои ставни. Когда их закрываешь, наступает полная темнота. (Предлагает детям попробовать закрывать и открывать глаза.) А как эти ставни называются? (Веки.) Для чего нужны веки? (Они предохраняют глаза от пыли, грязи, яркого света.) Векам помогают в этом ресницы. Может, кто-то из вас знает, для чего нам нужны брови? (Они помогают защищать глаза от пота, который появляется в жаркую погоду на лбу.) Молодцы, все правильно вспомнили. Посмотрите, в этом необычном окошке есть свое «стеклышко». 
Лучик: Оно называется «роговица». Это прозрачная оболочка, через которую Лучики, как сквозь стеклышко, заглядывают внутрь. 
Воспитатель: Ой, да здесь и шторки тоже есть!
Лучик: Они круглые и называются красивым словом «радужка». Они бывают разного цвета: коричневые, серые, зеленые и голубые. А знаете, для чего нужны на окошках шторы? (Чтобы в комнату не попадал слишком яркий свет.) Правильно, вот радужка и контролирует яркость света. Если свет очень яркий, радужка оставляет для его лучей маленькую круглую щелочку.
Посмотрите, вот она в центре радужки. Называется она «зрачок». Именно через зрачок свет и попадает внутрь глаза. А если солнечный свет слабый, радужка оставляет для лучей большое круглое отверстие зрачок увеличивается. Хотите это проверить? Тогда давайте поиграем с нашими глазками в игру «Светло темно» (с использованием настольной лампы).
Воспитатель: Вот мы и посмотрели, как радужки то сужаются, то растягиваются при разной яркости света. Чем светлее, тем зрачок меньше, и наоборот.
Воспитатель выставляет макет Глазного яблока.
Лучик: А теперь мы вместе заглянем внутрь этой необычной маленькой комнатки, которая называется «Глазное яблоко». А почему оно так называется? (Оно круглой формы, как и яблоко.) Посмотрите: снаружи глазное яблоко покрыто плотной белой оболочкой, которая не пропускает свет. Для лучиков остается лишь маленькое круглое отверстие зрачок. 
Воспитатель: Значит, Лучик проникает внутрь через зрачок. Что ж, посмотрим, а что же внутри? (Раскрывает макет.) Ой, да тут какое-то маленькое стеклышко!
Лучик: Это не стеклышко! Это очень важный житель глазного яблока. Зовут его Хрусталик. Это потому, что он прозрачный, как хрусталь. Когда мы, лучики, попадаем в гости к Хрусталику, он, как гостеприимный хозяин, приглашает нас пройти внутрь. Он располагается с внутренней стороны зрачка и направляет лучи в глубь, на самое глазное дно (так называется внутренняя часть глазного яблока). Хрусталик, ребята, очень необычный хозяин. Если глаз смотрит вдаль, то он становится плоским и худеньким. А если мы посмотрим на что-нибудь рядом с собой, он становится круглым и толстеньким. 
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с Хрусталиком в игру «Близко далеко». (Демонстрирует попеременно то плоский, то выпуклый хрусталик. Дети смотрят то вдаль, то перед собой на Хрусталик.)
Лучик: Давайте продолжим наше путешествие. Хрусталик направил нас с вами внутрь глазного яблока на глазное дно. 
Воспитатель: Посмотрите-ка, да оно все сплошь устлано каким-то желтым ковром! 
Лучик: Этот ковер называется «Сетчатка». На нем отдыхают все лучики, заглянувшие в ваши глаза. Вот здесь, в самом дальнем месте коврика-сетчатки, напротив зрачка, и происходит главное волшебство. Лучик, попавший в это место, передает сигнал нашему головному мозгу в его зрительный центр, который превращает отдельные сигналы в картинку. 
Воспитатель: Но как же это происходит? Ведь внутри глазного яблока нет телефонов! 
Лучик: Этот сигнал передается с глазного дна по специальным проводкам зрительным нервам. И только уже в зрительном центре головного мозга происходит превращение сигналов от лучиков, попавших на сетчатку, в живую картинку.
Воспитатель: Вот поэтому-то мы и видим все вокруг! Ой, что это случилось? Почему закачалось глазное яблоко?
Лучик: Не пугайтесь! Это просто натянулись канаты, которые в шести местах прикреплены к глазному яблоку. Эти крепкие канаты называются «мышцы». Когда один из них натягивается, а другие ослабевают, то глаз поворачивается: то в одну сторону, то в другую. И тогда вы можете увидеть, что находится справа от вас, слева, вверху и внизу, не поворачивая при этом голову и не сходя с места.
Воспитатель: Давайте-ка попробуем это проверить. 
Игра «Что увидел слева...»
Лучик: Молодцы! А как вы думаете, почему так важно, чтобы мышцы работали дружно, слаженно? (Чтобы глаз поворачивался в нужную сторону.) А что же может произойти, если какая-нибудь мышца натянется сильнее, чем другие, или, наоборот, ослабнет? (Глаз повернется не туда, куда нужно.)
Воспитатель: И тогда он будет смотреть не прямо на предмет, а косо. И глазу может угрожать болезнь косоглазие. Но с помощью специальных аппаратов и тренировок эту болезнь можно вылечить. Вот почему необходимо заботиться о глазах, оберегать их от слишком долгой и напряженной работы, почаще давать им отдых. 
Лучик: Что ж, давайте отдохнем и поиграем в игру «Зачем нам нужны глаза?». Я буду по очереди кидать вам мой солнечный мячик, а вы отвечайте... 
Молодцы! Все знаете! Но, похоже, солнышко прячется за тучку. Значит, и мне пора. Да и вам пора уже возвращаться обратно. Скорее садитесь на ковер, закрывайте глаза и все вместе считайте до трех. А на счет «три» я исчезну, а вы окажетесь в группе. Но, пожалуйста, помните о нашем путешествии. До свидания! 
Воспитатель: Вот мы и снова в группе! Лучик исчез, но просил нас не забывать о волшебном приключении. А запомнили ли вы, как все это было? Что нового и интересного вы узнали о той, внутренней, стороне глаза? Что увидели и с кем познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией "Ходит капелька по кругу"

В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы - это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода её сделала зелёной и обитаемой. Поэтому в работе поставленны следующие з...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой "Как найти дорожку к дедушке в сторожку"

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой «Как найти дорожку к дедушке в сторожку?»Задачи:Развивать интерес и любовь к родной природе. Закрепить знания детей о диких животных средней по...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с русской народной культурой НОД « Жаворонки летите, да весну нам принесите»

Образовательная область: Познание.Интеграция с другими образовательными областями:1. Коммуникация: проговаривание закличек, отгадывание загадки, чтение детьми потешек.2. Здоровье: физминутка «Жа...

Конспект занятия по ознакомлению с природой "Строение цветка"

Публикуемый материал представляет собой методическую разработку занятия по ознакомлению с природой в старшей группе детского сада....

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож

Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...