Проект «Сюжетно ролевая игра - Кафе»
проект (старшая группа)

Тарасова Нина Владимировна

Проект «Сюжетно ролевая игра - Кафе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_proekt_sri.docx47.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Сюжетно ролевая игра - Кафе»

Информационная карта проекта.

Наименование

проекта

« Сюжетно-ролевая  игра «Кафе»

Вид проекта

краткосрочный, познавательный, игровой.

Основание для

разработки

проекта

Закон РФ «Об образовании»;

«Конвенция о правах ребёнка»;

ООПДО МБДОУ «Д\c№19»

Цель проекта

 Расширить представления детей о деятельности сотрудников кафе и поддержать свободную  творческую  самореализацию детей в игре.

Задачи проекта

углублять знания детей о труде повара, официанта, таксиста, администратора;

учить детей передавать в игре профессиональные действия повара, официанта, таксиста, администратора, правильно использовать атрибуты, вести ролевые диалоги;

развивать и обогащать сюжет игры, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; ϖ продолжать учить детей объединять сюжеты разных игр;

помочь детям наладить взаимодействия в совместной игре;

продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас;

воспитывать уважение к труду взрослых.

Сроки реализации

проекта

  4 недели

Этапы реализации

проекта

I этап – начальный (констатирующий)

Анализ предметно - развивающей среды группы. Беседа с детьми и родителями по теме проекта. Формирование целей и задач проекта. Подбор и изучение литературы по теме проекта.

II этап – основной (формирующий).

Создание в группе условий для реализации проекта. Деятельность в соответствии с планом проекта.

III этап – заключительный (контрольный)

Презентация проекта.

Обработка и обобщение полученных данных, формулировка выводов, подведение итогов исследования.

Участники проекта

Дети, родители, воспитатели  ДОУ.

Место реализации проекта

г. Коркино, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19»

Разработчик проекта

Педагоги: Тарасова Н.В,  Штыбень Е.К.

Ожидаемые результаты

У детей в ходе реализации данного проекта формируется и развивается ролевое поведение: развертывание детьми в самостоятельной игровой деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, парное ролевое взаимодействие со сверстником, взрослым, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

Актуальность проекта. 

Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

Л. С. Выготский

Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Проблемы проекта:  Детям трудно организовать игру «Кафе», осуществить ролевое взаимодействие.

Обоснование проблемы:

 Недостаточность представлений у детей о деятельности людей работающих в кафе;

 Недостаточность знаний детей и родителей о структуре сюжетно - ролевых игр и умение играть в них.

Цель проекта: Расширить представления детей о деятельности сотрудников кафе и поддержать свободную  творческую  самореализацию детей в игре.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • углублять знания детей о труде повара, официанта, таксиста, администратора;
  • учить детей передавать в игре профессиональные действия повара, официанта, таксиста, администратора, правильно использовать атрибуты, вести ролевые диалоги;

Развивающие:

  • развивать и обогащать сюжет игры, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; ϖ продолжать учить детей объединять сюжеты разных игр;
  • помочь детям наладить взаимодействия в совместной игре;
  • продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас;

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду взрослых.
    Сроки и этапы реализации проекта:

I этап – начальный (констатирующий)

Октябрь

Задачи:  Вызвать желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни или литературных произведений.   Учить передавать в игре действия и взаимоотношения людей (ролевое поведение). Знакомить с правилами предупреждения конфликтов. Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых. Учить создавать и изменять по мере необходимости окружающую среду. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.  

Методы:

- Организация предметно – развивающей среды для игр.

- Внесение вариативного материала в игровую среду и знакомство детей со способами  его использования.

- Систематическое наблюдение за окружающей действительностью.

Экскурсии по детскому саду.

- Дидактическая игра  «Кому что нужно для работы».

- Рассматривание  иллюстраций, отражающих трудовые действия, взаимоотношения, настроение людей.

- Чтение художественной литературы.

- Знакомство с правилами предупреждения конфликтов.

- Беседы о любимых играх. Наблюдение за играми сверстников.

- Совместное изготовление игрушек для сюжетных игр

II этап – основной (формирующий)

Октябрь

Задачи: Учить детей планировать игру,  преобразовывать сказки, выполнять различные роли, новые сюжето-сложения . (добрый паук из сказки Муха – Цокотуха)Учить использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика). Учить располагать игрушки в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры.

 Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора. Развивать качества организатора, убеждение в том, что каждый ребенок может выполнить главную и второстепенную роль. Воспитывать дисциплинированность, умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая хода игры.

Методы:

- Драматизации литературных произведений.

  Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому диалогу, ролевому взаимодействию).

- Беседа: Во что хотите играть? Кто кем будет? Что нужно для игры? Что будете делать?

- Театр воспитателя показ ролевого поведения.

- Игры-занятия с игрушкой Бибабо

- Беседа после игры (самоанализ)

III этап – заключительный самостоятельная игра

Ноябрь  

Задачи: 

Вызвать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка).

Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.  Формировать умение словесно обозначать игровую роль. Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.

Обработка и обобщение полученных данных, формулировались выводы, подводились итоги проекта.

презентация проекта для родителей;

презентация опыта работы для педагогов.

Методы:

- Советы.

- Помощь.

- Беседы до и после игры.

Ожидаемые результаты: 

У детей в ходе реализации данного проекта:

  • сформируются коммуникативные навыки, появится умение слушать партнеров, соединить их замыслы со своими.
  • разовьётся  умение  комментировать  свои игровые действия и действия партнеров, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

У родителей в ходе реализации данного проекта

  • появится стремление поддержать интерес ребёнка к сюжетно-ролевым играм,
  • появится стремление использовать активные игровые формы взаимодействия с ребёнком,
  • овладеют приемами педагогического взаимодействия, способствующими развитию партнерских отношений между детьми и взрослыми, как субъектами образовательной деятельности.

Взаимодействие с родителями

1.Рекомендации родителям о проведении с детьми целевых экскурсий в кафе, совместных с детьми наблюдений за работой официанта, кассира, посетителей.

2.Изготовление совместно с родителями из бросового материала атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Кафе».

3.Тематическое родительское собрание «Проектно – исследовательская деятельность, как средство всестороннего развития детей», презентация проекта для родителей.

Таким   образом,   взаимодействие   с   родителями   приведёт   к  закреплению у детей элементарных знаний по сюжетно ролевой игре «Кафе», проявление познавательной активности и укреплению партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Мы можем утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными навыками игрового опыта через совместные с взрослым игры.

Реализация проекта.

 Перспективный план работы с родителями

№ п\п

Формы работы

Тема

Сроки

1

Изготовление наглядного материала  

Помощь родителей в изготовлении атрибутов, из подручного материала, для организации и проведения сюжетно-ролевых игр.

октябрь

3.

Рубрика играем дома

Дидактические игры и альбомы по теме проекта

 «Полезные и вредные продукты»

«Варим обед»

 «Кому что нужно»

«Правила этикета»

октябрь

4.

Консультация для родителей

Папка –передвижка «Сюжетно –ролевая игра в жизни ребёнка»

«Игра, как средство воспитания дошкольников».

октябрь

5.

Родительское собрание

 «Проектно – исследовательская деятельность, как средство всестороннего развития детей»

 презентация проекта для родителей;

ноябрь

1 неделя

понедельник 22 октября

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

работа с родителями

Рассматривание иллюстраций и альбомов на тему «Профессии».

Изобразительная деятельность

аппликация «Пицца»

Цель: отрабатывать приёмы вырезывания предметов круглой и  овальной формы. 

К - Наглядно – дидактическое пособие «Профессии» 

Папка –передвижка «Сюжетно –ролевая игра в жизни ребёнка»

 д/и «Варим обед»

вторник  23 октября

Экскурсия на кухню детского сада, наблюдение за  приготовлением еды поваром

Цель: Знакомить детей с работой повара, демонстрация столовой посуды 

К - Наглядно – дидактическое пособие «Посуда»

среда 24 октября

Обучение игровым приемам

- готовить еду, накладывать на тарелки, «наливать» напитки в чашечки.

Отгадывание загадок на тему: Профессии

Цель: 1. Развивать воображение, интерес к самостоятельной творческой речевой деятельности. 2. Учить составлять описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния. Активизировать словарь детей за счёт называния предметов и обозначения их признаков.

ЦД «4- лишний»,  

ЦС/Р  - посуда

четверг 25 октября

Чтение художественной литературы:

«Федорино горе»

Отгадывание загадок на тему: Посуда

Цель: 1. Развивать воображение, интерес к самостоятельной творческой речевой деятельности. 2. Учить составлять описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния. Активизировать словарь детей за счёт называния предметов и обозначения их признаков.

ЦМ - выкладывание картинок из счетных палочек

ЦИ -  альбомные листы, карандаши, схемы рисования посуды

пятница 26 октября

Изобразительная деятельность

Декоративное рисование «Украшение тарелочки»

Цель . Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие.

конструирование  строим город из лего

ЦМ -  рисование на крупе

ЦР - Картинки с изображение продуктов питания

2 неделя

понедельник 29 октября

Рассматривание иллюстраций  о видах кафе. 

Беседа   на тему «Кафе».

Цель Уточнить и закрепить знания  детей в названиях видов кафе;

активизировать речь и обогащать словарь детей;

ЦДИ– Д/и «Найди тень»

Цель: развивать внимание, мышление, закреплять визуальное определение людей определенной профессии

Консультация

        «Игра, как средство воспитания дошкольников».

д/и

«Кому что нужно»

изготовление атрибутов к сюжетно ролевой игре Кафе

вторник 30

октября

Беседа  презентация  на тему « Что я знаю о профессии официант»

Цель: формирование и закрепление первичных знаний о различных сферах и  видах профессий;
воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому. 

 ЦВ – д/и «Полезные и вредные продукты»

ЦМ- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о профессиях)

среда 31 октября

Обучение игровым приемам

- брать заказы у посетителей;

Беседа с детьми о правильном питании

Цель: Сформировать у детей представление о пользе продуктов.

ЦД - д/и «Варим обед»

ЦХ/Л -  альбом на тему «Профессии»

четверг  1ноября

     

Чтение художественной литературы:

С.Я.Маршак « Что у Вас?»

ЦКГН – алгоритм мытья рук

пятница 2 ноября

Изобразительная деятельность

Изготовление кондитерских изделий из пластилина

Цель: Учить детей лепить знакомые предметы, передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы.

ЦР/Т  -  картотека  лепим из пластилина  продукты

3 неделя

понедельник 5 ноября  

Рассматривание иллюстраций  о работе шофёра.

«Знакомство с профессией водитель»

Цель: Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; расширять знание о профессиях.

К – картинки о работе шофёра

  • изготовление атрибутов к игре

д/и  «Полезные и вредные продукты»

вторник 6 ноября

Экскурсия на участок  наблюдение на прогулке за работой шофёра

Изобразительная деятельность

Аппликация «Продуктовая машина»

Цель:. Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, составлять изображение из частей. Учить создавать в аппликации образ автомобиля.

ЦМ - собирание пазлов (тема «Профессии») 

ЦСРИ- такси

среда 7 ноября

Разучивание пословиц и поговорок о труде.

Цель . развивать познавательную и речевую активность детей
-побуждать детей к активному обсуждению текста поговорки или пословицы

Театральная деятельность (кукольный театр) «Кем я буду»

Цель . развивать речевую активность детей побуждать детей к рассказу о выбранной профессии от лица кукольного (бибабо) персонажа.

ЦХ/Л     д/и  «Собери пословицу»

ЦМК – картинки «Обведи по точкам» транспорт

ЦТИ – куклы бибабо по профессиям

четверг 8 ноября

 Обучение игровым приемам

брать заказы у пассажиров;

Отгадывание загадок на тему: Транспорт

Цель: 1. Развивать воображение, интерес к самостоятельной творческой речевой деятельности. 2. Учить составлять описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния.

ЦИ -  Ватные палочки гуашь, кисти, бумага,  баночки с водой.

ЦПВ – плакат «Правила поведения »

пятница 9 ноября

Изобразительная деятельность

Аппликация «Город»

Цель:. Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Учить создавать в аппликации образ различных домов

ЦК -  «Постройка кафе»

ЦИ – бумага, клей, кисти, трафареты, овощей ягод фруктов, посуды, транспорта.

4 неделя

понедельник 12 ноября

Экскурсия в кафе «Пиццерия».

Цель экскурсии: расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы.

ЦМК- выложи из палочек

ЦИ -  альбомные листы, карандаши, схемы рисования посуды

посещение с детьми кафе 

д/и «Правила этикета»

Родительское собрание  круглый стол «Проектно – исследовательская деятельность, как средство всестороннего развития детей»

 

вторник 13

ноября

Обучение игровым приемам

- соблюдать правила этикета за столом

- делать заказ в вежливой форме;

- расплачиваться, благодарить.

ЦСРИ - дом

ЦР – д\и  «Четвёртый лишний» (овощи фрукты ягоды, посуда, транспорт)

среда 14 ноября

Чтение:

 «Муха –цокотуха

Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к чтению художественной литературы

Театральная деятельность (конусный театр) «Муха - Цокотуха»

Цель . развивать речевую активность детей побуждать детей к пересказу понравившегося эпизода сказки.

ЦР/Т - фантики от конфет, пластилин, карандаши, листы белой бумаги,

ЦТИ – конусный театр  «Муха –цокотуха

четверг 15 ноября

Изготовление коллажа «Полезные продукты»

Цель: Способствовать формированию представлений детей о пользе и вреде еды для организма.

ЦР/Т  - картотека поделок, лепим из пластилина.

пятница 16

ноября

Сюжетно ролевая игра «Кафе»

Цель: закреплять ранее полученные знания и расширять у детей представления о труде работников кафе;

ЦНВ- рассматривание альбома «Как я был в кафе»

Презентация проекта.

1.Реализация  проекта через взаимодействие  с коллегами и родителями.

2.Анализ, обобщение и распространение опыта работы.

3.Презентация проекта в ДОУ. 

Результаты проектной деятельности

Систематические наблюдения, беседы, рефлексивная оценка родителей показали, что у детей после проводимой работы стало преобладать эмоционально - положительное отношение к  сюжетно-ролевой игре.

Работа над проектом способствовала развитию повышения культуры поведения, взаимоотношений между сверстниками; развитие наблюдательности; внимания к окружающей действительности; уважение к результатам чужого и собственного труда. Обогатился жизненный опыт, расширились представления детей о профессиях, связанных с кафе. Обогатилась ролевая речь, обращенная к партнеру по игре, умение вести диалог с партнером (взрослым, сверстником). Обогатились игровые действия и игровое взаимодействие со взрослыми и сверстниками, эмоциональный опыт в процессе совместных игр. Расширился  словарь формулами словесной вежливости, названиями профессий. 

Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей,  позволяет добиться следующих результатов:

  • углубить знания детей о труде повара, официанта, таксиста, администратора;
  • дети научились  передавать в игре профессиональные действия повара, официанта, таксиста, администратора, правильно использовать атрибуты, вести ролевые диалоги;
  • обогатился  сюжет игры, дети могут объединять сюжеты разных игр;
  • в процессе игровой деятельности у детей развивается активное речевое общение, расширяется и обогащается словарный запас;

Подобран наглядно  иллюстрированный материал, дидактические игры конспекты занятий, консультации

- Загадки про магазин

- Пословицы о семье

- Пальчиковые гимнастики «Месим тесто», «В сад за сливами пошли», «Мебель», « Моя семья», «Каша»

- Речевые игры «Устала наша бабушка» «Мамины помощники» «Какой сок?»  

 - Дидактические игры по теме проекта «Магазин», «Моя семья», «Профессии», Чудесный мешочек», «Из чего сделано? », «Где это можно купить? »

- Альбомы:  «Молочные продукты», «Отделы Супермаркетов», «Семья»,

- Книги: Т. Собакин « О пользе овсяной каши»,

С. Михалков “Про девочку, которая плохо кушала”. А.Барто «Старший брат»,  «Его семья»; сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка», С. Я. Маршак  «Сказка о глупом мышонке»,

О. Осеева “Честное слово”

- Экскурсиина кухню детского сада и кафе «Пицеррия»

- Беседы: «Правила поведения за столом» «Полезные продукты», «Профессия водитель», « Правила поведения  в магазине», «Какие отделы есть в продуктовом магазине?” Куда мы ходим за продуктами?”

“Кто такой продавец?”

- Малоподвижные игры  «Съедобное - несъедобное»

- Ручной труд «Изготовление кондитерских изделий»  из бросового материала

- Занятия по продуктивной деятельности:

Рисование «Угощение. Праздничный торт»
Конструирование из лего «Автомобиль»,  
«Мебель для дома» 

нетрадиционное рисование  «Осенний урожай»

 Аппликация Большие и маленькие яблоки на тарелке”

Лепка «Овощи фрукты»,

Викторина  в средней группе.

Тема: «Моя семья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект сюжетно -ролевой игры "Детское кафе"

использование проектного метота в организации сюжетно-ролевых игр помогает детям более детально ознакомиться с профессиями, способствует коммуникативному общению, умению играть в детском коллективе, в...

Проект сюжетно-ролевой игры "Кафе" в старшей группе д/с

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значе...

Проект сюжетно-ролевой игры «Кафе «Чайная»» в старшей группе

Проект сюжетно-ролевой игры «Кафе «Чайная»» в старшей группе...

«Проект сюжетно-ролевой игры «Кафе «Ромашка» с детьми подготовительной группы»

Материал представлен в помощь педагогам для организации и проведения сюжетно-ролевой игры "Кафе" с детьми дошкольного возраста....

Проект сюжетно-ролевой игры "Кафе"

Игра-ведущий вид деятельности в дошкольом возрасте и является ведущим средством воспитания детей....

Конспект подготовки и проведения сюжетно-ролевой игры. Конспект сюжетно-ролевой игры «Кафе» в подготовительной группе

Цель: формирование игровых умений творчески развивать сюжет игры «Кафе», обыгрывать роли по сюжету.Задачи:Образовательные: - обобщить и систематизировать знания детей о профессиях админист...

Краткосрочный проект. Сюжетно-ролевая игра:Кафе «Бургер Кинг».

Для всестороннего развития детской личности воспитанников старшего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир не возможно без усвоени...