Проект «Сюжетно ролевая игра - Кафе»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Сюжетно ролевая игра - Кафе»
Информационная карта проекта.
Наименование проекта | « Сюжетно-ролевая игра «Кафе» |
Вид проекта | краткосрочный, познавательный, игровой. |
Основание для разработки проекта | Закон РФ «Об образовании»; «Конвенция о правах ребёнка»; ООПДО МБДОУ «Д\c№19» |
Цель проекта | Расширить представления детей о деятельности сотрудников кафе и поддержать свободную творческую самореализацию детей в игре. |
Задачи проекта | углублять знания детей о труде повара, официанта, таксиста, администратора; учить детей передавать в игре профессиональные действия повара, официанта, таксиста, администратора, правильно использовать атрибуты, вести ролевые диалоги; развивать и обогащать сюжет игры, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; ϖ продолжать учить детей объединять сюжеты разных игр; помочь детям наладить взаимодействия в совместной игре; продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас; воспитывать уважение к труду взрослых. |
Сроки реализации проекта | 4 недели |
Этапы реализации проекта | I этап – начальный (констатирующий) Анализ предметно - развивающей среды группы. Беседа с детьми и родителями по теме проекта. Формирование целей и задач проекта. Подбор и изучение литературы по теме проекта. II этап – основной (формирующий). Создание в группе условий для реализации проекта. Деятельность в соответствии с планом проекта. III этап – заключительный (контрольный) Презентация проекта. Обработка и обобщение полученных данных, формулировка выводов, подведение итогов исследования. |
Участники проекта | Дети, родители, воспитатели ДОУ. |
Место реализации проекта | г. Коркино, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19» |
Разработчик проекта | Педагоги: Тарасова Н.В, Штыбень Е.К. |
Ожидаемые результаты | У детей в ходе реализации данного проекта формируется и развивается ролевое поведение: развертывание детьми в самостоятельной игровой деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, парное ролевое взаимодействие со сверстником, взрослым, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог. |
Актуальность проекта.
Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.
Л. С. Выготский
Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Проблемы проекта: Детям трудно организовать игру «Кафе», осуществить ролевое взаимодействие.
Обоснование проблемы:
∙ Недостаточность представлений у детей о деятельности людей работающих в кафе;
∙ Недостаточность знаний детей и родителей о структуре сюжетно - ролевых игр и умение играть в них.
Цель проекта: Расширить представления детей о деятельности сотрудников кафе и поддержать свободную творческую самореализацию детей в игре.
Задачи проекта:
Образовательные:
- углублять знания детей о труде повара, официанта, таксиста, администратора;
- учить детей передавать в игре профессиональные действия повара, официанта, таксиста, администратора, правильно использовать атрибуты, вести ролевые диалоги;
Развивающие:
- развивать и обогащать сюжет игры, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; ϖ продолжать учить детей объединять сюжеты разных игр;
- помочь детям наладить взаимодействия в совместной игре;
- продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду взрослых.
Сроки и этапы реализации проекта:
I этап – начальный (констатирующий) | Октябрь | Задачи: Вызвать желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни или литературных произведений. Учить передавать в игре действия и взаимоотношения людей (ролевое поведение). Знакомить с правилами предупреждения конфликтов. Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых. Учить создавать и изменять по мере необходимости окружающую среду. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми. | Методы: - Организация предметно – развивающей среды для игр. - Внесение вариативного материала в игровую среду и знакомство детей со способами его использования. - Систематическое наблюдение за окружающей действительностью. Экскурсии по детскому саду. - Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». - Рассматривание иллюстраций, отражающих трудовые действия, взаимоотношения, настроение людей. - Чтение художественной литературы. - Знакомство с правилами предупреждения конфликтов. - Беседы о любимых играх. Наблюдение за играми сверстников. - Совместное изготовление игрушек для сюжетных игр |
II этап – основной (формирующий) | Октябрь | Задачи: Учить детей планировать игру, преобразовывать сказки, выполнять различные роли, новые сюжето-сложения . (добрый паук из сказки Муха – Цокотуха)Учить использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика). Учить располагать игрушки в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры. Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора. Развивать качества организатора, убеждение в том, что каждый ребенок может выполнить главную и второстепенную роль. Воспитывать дисциплинированность, умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая хода игры. | Методы: - Драматизации литературных произведений. Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому диалогу, ролевому взаимодействию). - Беседа: Во что хотите играть? Кто кем будет? Что нужно для игры? Что будете делать? - Театр воспитателя показ ролевого поведения. - Игры-занятия с игрушкой Бибабо - Беседа после игры (самоанализ) |
III этап – заключительный – самостоятельная игра | Ноябрь | Задачи: Вызвать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка). Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры. Формировать умение словесно обозначать игровую роль. Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу. Обработка и обобщение полученных данных, формулировались выводы, подводились итоги проекта. презентация проекта для родителей; презентация опыта работы для педагогов. | Методы: - Советы. - Помощь. - Беседы до и после игры. |
Ожидаемые результаты:
У детей в ходе реализации данного проекта:
- сформируются коммуникативные навыки, появится умение слушать партнеров, соединить их замыслы со своими.
- разовьётся умение комментировать свои игровые действия и действия партнеров, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
У родителей в ходе реализации данного проекта
- появится стремление поддержать интерес ребёнка к сюжетно-ролевым играм,
- появится стремление использовать активные игровые формы взаимодействия с ребёнком,
- овладеют приемами педагогического взаимодействия, способствующими развитию партнерских отношений между детьми и взрослыми, как субъектами образовательной деятельности.
Взаимодействие с родителями
1.Рекомендации родителям о проведении с детьми целевых экскурсий в кафе, совместных с детьми наблюдений за работой официанта, кассира, посетителей.
2.Изготовление совместно с родителями из бросового материала атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Кафе».
3.Тематическое родительское собрание «Проектно – исследовательская деятельность, как средство всестороннего развития детей», презентация проекта для родителей.
Таким образом, взаимодействие с родителями приведёт к закреплению у детей элементарных знаний по сюжетно ролевой игре «Кафе», проявление познавательной активности и укреплению партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Мы можем утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными навыками игрового опыта через совместные с взрослым игры.
Реализация проекта.
Перспективный план работы с родителями
№ п\п | Формы работы | Тема | Сроки |
1 | Изготовление наглядного материала | Помощь родителей в изготовлении атрибутов, из подручного материала, для организации и проведения сюжетно-ролевых игр. | октябрь |
3. | Рубрика играем дома | Дидактические игры и альбомы по теме проекта «Полезные и вредные продукты» «Варим обед» «Кому что нужно» «Правила этикета» | октябрь |
4. | Консультация для родителей | Папка –передвижка «Сюжетно –ролевая игра в жизни ребёнка» «Игра, как средство воспитания дошкольников». | октябрь |
5. | Родительское собрание | «Проектно – исследовательская деятельность, как средство всестороннего развития детей» презентация проекта для родителей; | ноябрь |
1 неделя | |||
понедельник 22 октября | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | работа с родителями |
Рассматривание иллюстраций и альбомов на тему «Профессии». Изобразительная деятельность аппликация «Пицца» Цель: отрабатывать приёмы вырезывания предметов круглой и овальной формы. | К - Наглядно – дидактическое пособие «Профессии» | Папка –передвижка «Сюжетно –ролевая игра в жизни ребёнка» д/и «Варим обед» | |
вторник 23 октября | Экскурсия на кухню детского сада, наблюдение за приготовлением еды поваром Цель: Знакомить детей с работой повара, демонстрация столовой посуды | К - Наглядно – дидактическое пособие «Посуда» | |
среда 24 октября | Обучение игровым приемам - готовить еду, накладывать на тарелки, «наливать» напитки в чашечки. Отгадывание загадок на тему: Профессии Цель: 1. Развивать воображение, интерес к самостоятельной творческой речевой деятельности. 2. Учить составлять описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния. Активизировать словарь детей за счёт называния предметов и обозначения их признаков. | ЦД «4- лишний», ЦС/Р - посуда | |
четверг 25 октября | Чтение художественной литературы: «Федорино горе» Отгадывание загадок на тему: Посуда Цель: 1. Развивать воображение, интерес к самостоятельной творческой речевой деятельности. 2. Учить составлять описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния. Активизировать словарь детей за счёт называния предметов и обозначения их признаков. | ЦМ - выкладывание картинок из счетных палочек ЦИ - альбомные листы, карандаши, схемы рисования посуды | |
пятница 26 октября | Изобразительная деятельность Декоративное рисование «Украшение тарелочки» Цель . Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие. конструирование строим город из лего | ЦМ - рисование на крупе ЦР - Картинки с изображение продуктов питания | |
2 неделя | |||
понедельник 29 октября | Рассматривание иллюстраций о видах кафе. Беседа на тему «Кафе». Цель Уточнить и закрепить знания детей в названиях видов кафе; активизировать речь и обогащать словарь детей; | ЦДИ– Д/и «Найди тень» Цель: развивать внимание, мышление, закреплять визуальное определение людей определенной профессии | Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников». д/и «Кому что нужно» изготовление атрибутов к сюжетно ролевой игре Кафе |
вторник 30 октября | Беседа презентация на тему « Что я знаю о профессии официант» Цель: формирование и закрепление первичных знаний о различных сферах и видах профессий; | ЦВ – д/и «Полезные и вредные продукты» ЦМ- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о профессиях) | |
среда 31 октября | Обучение игровым приемам - брать заказы у посетителей; Беседа с детьми о правильном питании Цель: Сформировать у детей представление о пользе продуктов. | ЦД - д/и «Варим обед» ЦХ/Л - альбом на тему «Профессии» | |
четверг 1ноября |
Чтение художественной литературы: С.Я.Маршак « Что у Вас?» | ЦКГН – алгоритм мытья рук | |
пятница 2 ноября | Изобразительная деятельность Изготовление кондитерских изделий из пластилина Цель: Учить детей лепить знакомые предметы, передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. | ЦР/Т - картотека лепим из пластилина продукты | |
3 неделя | |||
понедельник 5 ноября | Рассматривание иллюстраций о работе шофёра. «Знакомство с профессией водитель» Цель: Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; расширять знание о профессиях. | К – картинки о работе шофёра |
д/и «Полезные и вредные продукты» |
вторник 6 ноября | Экскурсия на участок наблюдение на прогулке за работой шофёра Изобразительная деятельность Аппликация «Продуктовая машина» Цель:. Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, составлять изображение из частей. Учить создавать в аппликации образ автомобиля. | ЦМ - собирание пазлов (тема «Профессии») ЦСРИ- такси | |
среда 7 ноября | Разучивание пословиц и поговорок о труде. Цель . развивать познавательную и речевую активность детей Театральная деятельность (кукольный театр) «Кем я буду» Цель . развивать речевую активность детей побуждать детей к рассказу о выбранной профессии от лица кукольного (бибабо) персонажа. | ЦХ/Л д/и «Собери пословицу» ЦМК – картинки «Обведи по точкам» транспорт ЦТИ – куклы бибабо по профессиям | |
четверг 8 ноября | Обучение игровым приемам брать заказы у пассажиров; Отгадывание загадок на тему: Транспорт Цель: 1. Развивать воображение, интерес к самостоятельной творческой речевой деятельности. 2. Учить составлять описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния. | ЦИ - Ватные палочки гуашь, кисти, бумага, баночки с водой. ЦПВ – плакат «Правила поведения » | |
пятница 9 ноября | Изобразительная деятельность Аппликация «Город» Цель:. Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Учить создавать в аппликации образ различных домов | ЦК - «Постройка кафе» ЦИ – бумага, клей, кисти, трафареты, овощей ягод фруктов, посуды, транспорта. | |
4 неделя | |||
понедельник 12 ноября | Экскурсия в кафе «Пиццерия». Цель экскурсии: расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы. | ЦМК- выложи из палочек ЦИ - альбомные листы, карандаши, схемы рисования посуды | посещение с детьми кафе д/и «Правила этикета» Родительское собрание круглый стол «Проектно – исследовательская деятельность, как средство всестороннего развития детей»
|
вторник 13 ноября | Обучение игровым приемам - соблюдать правила этикета за столом - делать заказ в вежливой форме; - расплачиваться, благодарить. | ЦСРИ - дом ЦР – д\и «Четвёртый лишний» (овощи фрукты ягоды, посуда, транспорт) | |
среда 14 ноября | Чтение: «Муха –цокотуха Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к чтению художественной литературы Театральная деятельность (конусный театр) «Муха - Цокотуха» Цель . развивать речевую активность детей побуждать детей к пересказу понравившегося эпизода сказки. | ЦР/Т - фантики от конфет, пластилин, карандаши, листы белой бумаги, ЦТИ – конусный театр «Муха –цокотуха | |
четверг 15 ноября | Изготовление коллажа «Полезные продукты» Цель: Способствовать формированию представлений детей о пользе и вреде еды для организма. | ЦР/Т - картотека поделок, лепим из пластилина. | |
пятница 16 ноября | Сюжетно ролевая игра «Кафе» Цель: закреплять ранее полученные знания и расширять у детей представления о труде работников кафе; | ЦНВ- рассматривание альбома «Как я был в кафе» | |
Презентация проекта.
1.Реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями.
2.Анализ, обобщение и распространение опыта работы.
3.Презентация проекта в ДОУ.
Результаты проектной деятельности
Систематические наблюдения, беседы, рефлексивная оценка родителей показали, что у детей после проводимой работы стало преобладать эмоционально - положительное отношение к сюжетно-ролевой игре.
Работа над проектом способствовала развитию повышения культуры поведения, взаимоотношений между сверстниками; развитие наблюдательности; внимания к окружающей действительности; уважение к результатам чужого и собственного труда. Обогатился жизненный опыт, расширились представления детей о профессиях, связанных с кафе. Обогатилась ролевая речь, обращенная к партнеру по игре, умение вести диалог с партнером (взрослым, сверстником). Обогатились игровые действия и игровое взаимодействие со взрослыми и сверстниками, эмоциональный опыт в процессе совместных игр. Расширился словарь формулами словесной вежливости, названиями профессий.
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, позволяет добиться следующих результатов:
- углубить знания детей о труде повара, официанта, таксиста, администратора;
- дети научились передавать в игре профессиональные действия повара, официанта, таксиста, администратора, правильно использовать атрибуты, вести ролевые диалоги;
- обогатился сюжет игры, дети могут объединять сюжеты разных игр;
- в процессе игровой деятельности у детей развивается активное речевое общение, расширяется и обогащается словарный запас;
Подобран наглядно иллюстрированный материал, дидактические игры конспекты занятий, консультации
- Загадки про магазин
- Пословицы о семье
- Пальчиковые гимнастики «Месим тесто», «В сад за сливами пошли», «Мебель», « Моя семья», «Каша»
- Речевые игры «Устала наша бабушка» «Мамины помощники» «Какой сок?»
- Дидактические игры по теме проекта «Магазин», «Моя семья», «Профессии», Чудесный мешочек», «Из чего сделано? », «Где это можно купить? »
- Альбомы: «Молочные продукты», «Отделы Супермаркетов», «Семья»,
- Книги: Т. Собакин « О пользе овсяной каши»,
С. Михалков “Про девочку, которая плохо кушала”. А.Барто «Старший брат», «Его семья»; сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка», С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»,
О. Осеева “Честное слово”
- Экскурсиина кухню детского сада и кафе «Пицеррия»
- Беседы: «Правила поведения за столом» «Полезные продукты», «Профессия водитель», « Правила поведения в магазине», «Какие отделы есть в продуктовом магазине?” Куда мы ходим за продуктами?”
“Кто такой продавец?”
- Малоподвижные игры «Съедобное - несъедобное»
- Ручной труд «Изготовление кондитерских изделий» из бросового материала
- Занятия по продуктивной деятельности:
Рисование «Угощение. Праздничный торт»
Конструирование из лего «Автомобиль», «Мебель для дома»
нетрадиционное рисование «Осенний урожай»
Аппликация Большие и маленькие яблоки на тарелке”
Лепка «Овощи фрукты»,
Викторина в средней группе.
Тема: «Моя семья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект сюжетно -ролевой игры "Детское кафе"
использование проектного метота в организации сюжетно-ролевых игр помогает детям более детально ознакомиться с профессиями, способствует коммуникативному общению, умению играть в детском коллективе, в...

Проект сюжетно-ролевой игры "Кафе" в старшей группе д/с
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значе...

Проект сюжетно-ролевой игры «Кафе «Чайная»» в старшей группе
Проект сюжетно-ролевой игры «Кафе «Чайная»» в старшей группе...

«Проект сюжетно-ролевой игры «Кафе «Ромашка» с детьми подготовительной группы»
Материал представлен в помощь педагогам для организации и проведения сюжетно-ролевой игры "Кафе" с детьми дошкольного возраста....

Проект сюжетно-ролевой игры "Кафе"
Игра-ведущий вид деятельности в дошкольом возрасте и является ведущим средством воспитания детей....

Конспект подготовки и проведения сюжетно-ролевой игры. Конспект сюжетно-ролевой игры «Кафе» в подготовительной группе
Цель: формирование игровых умений творчески развивать сюжет игры «Кафе», обыгрывать роли по сюжету.Задачи:Образовательные: - обобщить и систематизировать знания детей о профессиях админист...

Краткосрочный проект. Сюжетно-ролевая игра:Кафе «Бургер Кинг».
Для всестороннего развития детской личности воспитанников старшего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир не возможно без усвоени...
