Урок обучения грамоте "Буква Х"
план-конспект урока чтения (1 класс) по теме

Ганжала Любовь Александровна

Урок по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_obucheniyu_gramote.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Тема: Согласные звуки [х] и [х'], буквы Х и х

Цель: Знакомство с новыми согласными звуками [х] и [х'] и буквами Х и х;

Задачи: 1. Развитие навыка чтения и речи учащихся;

             2. Воспитание уважения к труду хлеборобов.

Оборудование: рисунки букв, иллюстрации растений, трактора, косилки, комбайна, схемы.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

    1) Работа по «ленте букв»:

- прочитайте гласные, обозначающие мягкость согласных;

- прочитайте гласные, обозначающие твердость согласных;

- прочитайте сонорные (самые звучные) согласные;

- прочитайте парные глухие согласные;

- прочитайте парные звонкие согласные;

- прочитайте согласные, которые произносятся всегда твердо;

- прочитайте согласные, которые произносятся всегда мягко;

- назовите буквы, которые не обозначают звука.

  2) Работа по учебнику.

- С. 160  Чтение слов на тему: «Транспорт»

- «Назовите лишний предмет»: носилки, сани, тачка.

- С какой стороны обходят автобус и троллейбус?

- С какой стороны обходят трамвай?

На доске: Дорожные знаки. – Что они обозначают?

3) На доске предложения:

                Дети остановились.

                 Ребята готовятся идти.

                 Все пошли.

На столе карточки со словами: «Красный», «Желтый». «Зеленый». Нужно взять карточку и прикрепить к предложению, которому она соответствует.

4) Чтение текста «Спокойной ночи, малыши!»  на с. 161 - цепочкой

          - Составьте еще предложения с вежливыми словами:

                     «Доброе утро!»

                     «Добрый вечер!»

5) Речевая минутка.  Да здравствует мыло душистое

                                    И полотенце пушистое

                                    И зубной порошок,

                                    И густой гребешок.

К. Чуковский

- Из какого стихотворения эти строки?

- Как вы можете объяснить смысл слова МОЙДОДЫР?

(МОЙ – ДО – ДЫР)

 Читают с выражением, смотря на мордашки.

Ф   и  з  м   и  н  у  т  к  а

III. Новый материал.

1) Отгадайте загадку. «Кто на себе свой дом носит?»

(черепаха)

- Составление схемы (учитель на доске – ученики в тетради)

- Как произносится новый звук?

- На какой вопрос отвечает слово – черепаха? (Кто?)

- Определите число этого существительного. (единственное)

- А теперь поставьте его во множественное число. (черепахи)

- Составление схемы (самостоятельно - ученики в тетради)

- Самопроверка

- Как произносится новый звук?

- Произнесите звуки [х] и [х']. Дайте характеристику звукам.

                      (звуки [х] и [х'] – согласные, глухие, бывают твердый и мягкий).

2) Знакомство с буквами Х и х.

- На что похожа буква Х?

                       (ответы)

- Х – забавная игрушка,  

  Деревянная вертушка.

  Деревянная вертушка –

  Ветру вольному подружка.

- Х -  все ходит, ходит, ходит –

  Место, что ли не находит?

- Не рогаты мы, не злы,

  Козлы мы, а не козлы.

  Держим мы в руках бревно,

  Чтоб не выпало оно.

3) «Кто внимательный?»

    - Запомните слова со звуки [х] и [х'], которые встретятся вам в сказке.

  - Учитель рассказывает сказку «Хомяк-хвастун» (учитель движется по классу)

- Какие слова со звуки [х] и [х'] вы запомнили?

Ф  и   з   м   и   н   у   т   к   а

(Игра «Футбол» - ловят те слова, где есть звуки [х] и [х'] и объясняют их место в слове)

4) Печатание слогов в тетрадь и у доски.

    ХА       ХИ        ХЕ     ХЫ        ХО

    АХ       ИХ        ЕХ     ЫХ        ОХ

5) Чтение слов про себя.

    ХОР                      ХИМИК                        ХИЖИНА

    СМЕХ                  ХАЛАТ                         ХЛОПОК

    ХОЛМ                  ХОЛОД                        ХВОРОСТ

    ХВОСТ                ХИТРЕЦ                       ПАРОХОД

- чтение цепочкой

- чтение хором

- Прочитайте слова, где буква Х обозначает мягкий согласный звук.

- Прочитайте слова, где буква Х обозначает твердый согласный звук.

- Словарная работа со словом ХИЖИНА.

6) Чтение загадки: «Ходит дом ходуном на столбе золотом»

(пшеница) – гербарий

    Отгадайте кроссворд:

х

у

т

е

п

в

о

к

л

а

к

а

с

о

б

а

к

л

б

е

                                                                                                                                 

- Что общего между пшеницей и хлебом?

7) Чтение пословиц в учебнике с. 162

- Печатание в тетради ХЛЕБ

                                      ХЛЕБУШЕК

                                      ХЛЕБОРОБ

                                      ХЛЕБОЗАВОД

- Как называются эти слова?

- Какой корень мы выделим?

- Устно подберите еще родственные слова.

                                     ХЛЕБЕЦ

                                     ХЛЕБНИЦА

8) Чтение текста на с. 163.

-учителем

- про себя

- цепочкой

- Какие машины помогают хлеборобам?

- Что может комбайн?

- Какую работу выполняют хлеборобы весной? Летом? Осенью?

9) Прочитайте стихотворение.

     Ветерок спросил, пролетая:

     Отчего ты, рожь золотая?

     И в ответ колоски шелестят:

     Золотые руки растят.

- О каком растении идет речь? (гербарий)

- Что делают из ржи?

- Почему автор назвал рожь золотой?

- А что он еще назвал золотыми?   (руки)

- Почему?

- Как  нужно относиться к хлебу?

10) Чтение на с. 166  - Стихотворение «Хлеб»

- учитель

- про себя

 - вслух

11) Чтение стихотворения Г.Виеру «Радо солнцу небушко»

- учитель

- про себя

 - вслух

12) Чтение пословиц – объясняют смысл.

13) Чтение скороговорок с. 166

14) Соберите пословицу.

того

у

хлеб

кто

 

и

уродилсяя

ленился

пахал

не

                                                                                                                                 

Кто пахал, не ленился, у того и хлеб уродился.

15) Разучивание детской заклички.

       Дождик, дождик, пуще-

      Дай хлеба гуще!

      Дождичек, роси, роси,

      Хлебушек расти, расти.

IV. Рефлексия.

- Кому понравилась работа на уроке, тот садит свой колосок на картинку с солнышком.

- Кому что- то не понравилось или не удалось посадит колосок на картинку с дождиком.

V. Итог урока. - С какой буквой познакомились на уроке?

                          - Какие звуки она обозначает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....