Главные вкладки

    Урок обучения грамоте "Буква Х"
    план-конспект урока чтения (1 класс) по теме

    Ганжала Любовь Александровна

    Урок по программе "Школа России".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_obucheniyu_gramote.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучение грамоте

    Тема: Согласные звуки [х] и [х'], буквы Х и х

    Цель: Знакомство с новыми согласными звуками [х] и [х'] и буквами Х и х;

    Задачи: 1. Развитие навыка чтения и речи учащихся;

                 2. Воспитание уважения к труду хлеборобов.

    Оборудование: рисунки букв, иллюстрации растений, трактора, косилки, комбайна, схемы.

    Ход урока.

    I. Оргмомент.

    II. Проверка домашнего задания.

        1) Работа по «ленте букв»:

    - прочитайте гласные, обозначающие мягкость согласных;

    - прочитайте гласные, обозначающие твердость согласных;

    - прочитайте сонорные (самые звучные) согласные;

    - прочитайте парные глухие согласные;

    - прочитайте парные звонкие согласные;

    - прочитайте согласные, которые произносятся всегда твердо;

    - прочитайте согласные, которые произносятся всегда мягко;

    - назовите буквы, которые не обозначают звука.

      2) Работа по учебнику.

    - С. 160  Чтение слов на тему: «Транспорт»

    - «Назовите лишний предмет»: носилки, сани, тачка.

    - С какой стороны обходят автобус и троллейбус?

    - С какой стороны обходят трамвай?

    На доске: Дорожные знаки. – Что они обозначают?

    3) На доске предложения:

                    Дети остановились.

                     Ребята готовятся идти.

                     Все пошли.

    На столе карточки со словами: «Красный», «Желтый». «Зеленый». Нужно взять карточку и прикрепить к предложению, которому она соответствует.

    4) Чтение текста «Спокойной ночи, малыши!»  на с. 161 - цепочкой

              - Составьте еще предложения с вежливыми словами:

                         «Доброе утро!»

                         «Добрый вечер!»

    5) Речевая минутка.  Да здравствует мыло душистое

                                        И полотенце пушистое

                                        И зубной порошок,

                                        И густой гребешок.

    К. Чуковский

    - Из какого стихотворения эти строки?

    - Как вы можете объяснить смысл слова МОЙДОДЫР?

    (МОЙ – ДО – ДЫР)

     Читают с выражением, смотря на мордашки.

    Ф   и  з  м   и  н  у  т  к  а

    III. Новый материал.

    1) Отгадайте загадку. «Кто на себе свой дом носит?»

    (черепаха)

    - Составление схемы (учитель на доске – ученики в тетради)

    - Как произносится новый звук?

    - На какой вопрос отвечает слово – черепаха? (Кто?)

    - Определите число этого существительного. (единственное)

    - А теперь поставьте его во множественное число. (черепахи)

    - Составление схемы (самостоятельно - ученики в тетради)

    - Самопроверка

    - Как произносится новый звук?

    - Произнесите звуки [х] и [х']. Дайте характеристику звукам.

                          (звуки [х] и [х'] – согласные, глухие, бывают твердый и мягкий).

    2) Знакомство с буквами Х и х.

    - На что похожа буква Х?

                           (ответы)

    - Х – забавная игрушка,  

      Деревянная вертушка.

      Деревянная вертушка –

      Ветру вольному подружка.

    - Х -  все ходит, ходит, ходит –

      Место, что ли не находит?

    - Не рогаты мы, не злы,

      Козлы мы, а не козлы.

      Держим мы в руках бревно,

      Чтоб не выпало оно.

    3) «Кто внимательный?»

        - Запомните слова со звуки [х] и [х'], которые встретятся вам в сказке.

      - Учитель рассказывает сказку «Хомяк-хвастун» (учитель движется по классу)

    - Какие слова со звуки [х] и [х'] вы запомнили?

    Ф  и   з   м   и   н   у   т   к   а

    (Игра «Футбол» - ловят те слова, где есть звуки [х] и [х'] и объясняют их место в слове)

    4) Печатание слогов в тетрадь и у доски.

        ХА       ХИ        ХЕ     ХЫ        ХО

        АХ       ИХ        ЕХ     ЫХ        ОХ

    5) Чтение слов про себя.

        ХОР                      ХИМИК                        ХИЖИНА

        СМЕХ                  ХАЛАТ                         ХЛОПОК

        ХОЛМ                  ХОЛОД                        ХВОРОСТ

        ХВОСТ                ХИТРЕЦ                       ПАРОХОД

    - чтение цепочкой

    - чтение хором

    - Прочитайте слова, где буква Х обозначает мягкий согласный звук.

    - Прочитайте слова, где буква Х обозначает твердый согласный звук.

    - Словарная работа со словом ХИЖИНА.

    6) Чтение загадки: «Ходит дом ходуном на столбе золотом»

    (пшеница) – гербарий

        Отгадайте кроссворд:

    х

    у

    т

    е

    п

    в

    о

    к

    л

    а

    к

    а

    с

    о

    б

    а

    к

    л

    б

    е

                                                                                                                                     

    - Что общего между пшеницей и хлебом?

    7) Чтение пословиц в учебнике с. 162

    - Печатание в тетради ХЛЕБ

                                          ХЛЕБУШЕК

                                          ХЛЕБОРОБ

                                          ХЛЕБОЗАВОД

    - Как называются эти слова?

    - Какой корень мы выделим?

    - Устно подберите еще родственные слова.

                                         ХЛЕБЕЦ

                                         ХЛЕБНИЦА

    8) Чтение текста на с. 163.

    -учителем

    - про себя

    - цепочкой

    - Какие машины помогают хлеборобам?

    - Что может комбайн?

    - Какую работу выполняют хлеборобы весной? Летом? Осенью?

    9) Прочитайте стихотворение.

         Ветерок спросил, пролетая:

         Отчего ты, рожь золотая?

         И в ответ колоски шелестят:

         Золотые руки растят.

    - О каком растении идет речь? (гербарий)

    - Что делают из ржи?

    - Почему автор назвал рожь золотой?

    - А что он еще назвал золотыми?   (руки)

    - Почему?

    - Как  нужно относиться к хлебу?

    10) Чтение на с. 166  - Стихотворение «Хлеб»

    - учитель

    - про себя

     - вслух

    11) Чтение стихотворения Г.Виеру «Радо солнцу небушко»

    - учитель

    - про себя

     - вслух

    12) Чтение пословиц – объясняют смысл.

    13) Чтение скороговорок с. 166

    14) Соберите пословицу.

    того

    у

    хлеб

    кто

     

    и

    уродилсяя

    ленился

    пахал

    не

                                                                                                                                     

    Кто пахал, не ленился, у того и хлеб уродился.

    15) Разучивание детской заклички.

           Дождик, дождик, пуще-

          Дай хлеба гуще!

          Дождичек, роси, роси,

          Хлебушек расти, расти.

    IV. Рефлексия.

    - Кому понравилась работа на уроке, тот садит свой колосок на картинку с солнышком.

    - Кому что- то не понравилось или не удалось посадит колосок на картинку с дождиком.

    V. Итог урока. - С какой буквой познакомились на уроке?

                              - Какие звуки она обозначает?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

    УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

    урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

    Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

    Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

    Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

    Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

    В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

    УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

    Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

    Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

    Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....