открытый урок по литературному чтению
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Урок по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_22fevralya.docx26.04 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

литературного чтения во 2 классе

МОУ СОШ с. Ягодная Поляна

на тему:

Обобщение по разделу

«Сказки зарубежных писателей».

Подготовила: Фадеева В.Н.

Тема:

           Обобщение по разделу

           «Сказки зарубежных писателей».

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о  сказках, особенностях их построения, языке, видах; развивать логическое мышление, память, внимание, учить связно, излагать свои мысли, сравнивать сказки.

  1. учить работать в группе, проявлять свои творческие способности, фантазию, развивать речь, мышление, память, наблюдательность

Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решения, воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: презентация, иллюстрации к прочитанным сказкам, карточки с цитатами сказок,  выставка книг .

       

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1. Психологический настрой

Учитель: Доброе утро и детям, и всем гостям, пришедшим к нам на урок литературного чтения. Мне всегда тепло и радостно от встречи с вами.

Вот вижу я добрые лица,
Меняются звуки, и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят…

Дети: Сказки. (Звучит мелодия из передачи «В гостях у сказки»)

II. Обобщение и систематизация знаний.

1. Создание проблемной ситуации.

 Как только услышишь слова “Жили, были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве...” сразу понимаешь, что дальше будет сказка.

- Ребята мы с вами отправимся сказку.

- А что такое сказка? (Ответы детей)

В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тот сказочный мир, где живут эти герои.

Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль.

2. Структура сказок. (Презентация).

        - Сказок много разных, но все они построены по одинаковым законам. Каждый автор, как строитель, должен соблюдать определённые правила. Сегодня мы с вами будем строителями  и попробуем построить дом-сказок.

        - Давайте вспомним признаки сказок. Что есть в любой сказке? (Зачин). (Слайд )

        - Действия, которые происходят в сказке, мы называем... (Развитием событий) (Слайд).

        - По каким признакам мы ещё можем определить сказку? Что в ней должно быть? (Главные герои или волшебные предметы; устаревшие слова; устойчивые выражения) (Слайд).

- Посмотрите, у нашего дома получилось 3 окошка. Как вы думаете, это случайно? (Нет, потому что в сказках есть троекратный повтор).

        - Ну и чтобы наш дом был завершён, нам осталось поставить только крышу. Как в сказках мы называем последнюю часть? (Концовка). (Слайд).

        - Найдите в наших сказках присказки и концовки.

(«Сказка про трёх поросят», «Лис Миккель и медведь Брамсе»- зачин)

- МОЛОДЦЫ! Посмотрите, какой замечательный дом-сказок у нас получился. Давайте ещё раз повторим все признаки сказок. (Присказка, зачин, развитие событий, главные герои или волшебные предметы, устаревшие слова, устойчивые выражения, троекратный повтор и концовка).

3. Классификация сказок.

Сказки бывают разные.

- На какие группы делятся сказки?

1. Народные и авторские.

- У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор - народ.

- Что это значит?

Люди, создавшие когда-то народные сказки, жили в нашей стране или в какой-то другой. Но кто они, мы не знаем, кто-то сочинил сказку и пересказал другим. Другой человек хорошо ее запомнил, еще что-то изменил в ней, что-то добавил от себя и рассказал еще кому-то. А тот еще кому-то. Так что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ.

2. Волшебные, о животных, бытовые.

Волшебные или фантастические сказки

- Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)

Все в волшебных сказках необыкновенно. Предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства. Какие вы знаете волшебные сказки?

Бытовые. сказки

-Какова особенность этих сказок? Приведите примеры.

В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях..

- Сказки о животных.

Чем характерны эти сказки? А какие бытовые сказки знаете вы?

4.Развитие речи

Расскажите о своей любимой сказке по плану:

  1. Название сказки.
  2. Авторская или народная сказка.
  3. О чём или о ком эта сказка?
  4. Как начинается сказка?
  5. Кто главный герой? Кто ему помогает? Кто мешает?
  6. Кто из героев нравится? Почему?
  7. Есть ли в сказке чудеса? Какие?
  8. Чему учит эта сказка?

5.Игра « Угадайка».

(Презентация , узнайте какая сказка спряталась)

6.Творчество детей.

Расскажите свои сказки, которые вы придумали.

Парфирова Алена, Кожайкин Иван, Клетушкина Анна.

Зверев Константин - стихотворение, собственного сочинения.

7. Индивидуальное задание по карточкам.

Карточка 1

Из слов составьте названия сказок:

ТРИ               БРЕМЕНСКИЕ            ПОРОСЁНКА              МУЗЫКАНТЫ

ГУСИ                ПЕТУШОК                ТОПОРА                И                ВЕЛИКИ                ЛИСА                ЛЕБЕДИ                ЗЁРНЫШКО                ТЕТЕРЕВ                И             ИЗ                ГЛАЗА        БОБОВОЕ                У        КАША        СТРАХА

КОЛОСОК          

Карточка 2

. В какой народной сказке одним из персонажей является лиса?

1) Репка                2)Гуси-лебеди                3) Колобок

Карточка 3.

В какой народной сказке среди персонажей есть заяц?

1) Гуси-лебеди                2) Теремок                3) У страха глаза велики

Карточка 4.

В какой народной сказке среди персонажей есть волк?

1) Каша из топора                2)Бременские музыканты                3) Три поросёнка

Карточка 5.

Из чего построил домик третий поросёнок в сказке «Три поросёнка»

1)солома              2)хворост                        3) кирпич

Карточка 6.

Найди героя сказки «Как Джек ходил счастья искать»

1) кот        2) медведь        3) курочка

Проверка 7 задания

III. Итог урока.

-С чем мы сегодня знакомились весь урок?

- Что оказалось для вас особенно интересным и полезным?

- Чему научились?

VI. Рефлексия.

        С обратной стороны доски у меня нарисована яблоня. Я предлагаю сейчас каждому из вас взять одно яблоко и закрепить на яблоне.  Если урок вам понравился, и у вас не осталось ни одного вопроса, то возьмите красное; если урок не очень понравился, и остался хотя бы один вопрос, то возьмите жёлтое; если же урок совсем не понравился, и осталось много вопросов, то возьмите зелёное.

 VII. Домашнее задание.

Возьмите в библиотеке книги со сказками и прочитайте.

Если возникнет желание, придумайте свою сказку.

VIII. Оценивание ребят.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение по разделу «Сказки» Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Слайд 2

В гостях у сказки

Слайд 3

ЗАЧИН РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ ГЛАВНЫЙ УСТАРЕВШИЕ ГЕРОЙ СЛОВА ВЫРАЖЕНИЯ УСТОЙЧИВЫЕ КОНЦОВКА присказка

Слайд 4

Сказки бывают народные авторские (литературные) ВОЛШЕБ-НЫЕ О ЖИВОТНЫХ БЫТОВЫЕ РУССКИЕ ЗАРУБЕЖ-НЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ

Слайд 6

Отгадай сказку! г о р ш о ч е к к ш а и

Слайд 7

в о л к и с е е м о р к о з л я т

Слайд 8

Б е л о с н е ж к а

Слайд 9

с е м е р о х а р Б р е о ц в

Слайд 10

З О Л У Ш К А

Слайд 11

? "Бременские музыканты"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...