Урок литературного чтения для 4 класса
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Шматкова Татьяна Яковлевна

Полная разработка урока литературного чтения на тему "М. Пришвин "Моя Родина" (из воспоминаний)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4Г классе МОУ СОШ № 31 г. Якутска

Тема: М.Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).

Задачи:

Развивать навыки сравнения, сопоставления, логическое мышление, память.

Формировать понятие о творческой манере писателя, об особенностях  языка автора.

Познакомить детей с произведением М.М.Пришвина «Моя Родина», развивать навыки самостоятельного чтения, умение делить текст на части и составлять план.

Оборудование:  интерактивная доска, выставка книг и картин.

Ход урока:

1. Организационный момент:

2. Актуализация знаний. 

Под мелодию песни «С чего начинается Родина» ученик  читает стихотворение «Россия»:

Россия – добрая земля.

Россия – Родина моя.

Я здесь однажды родилась

И буду радовать всех вас.

Учитель: О чём стихотворение ?

Учащиеся: О России, о Родине.

Учитель: А что такое Родина?

Учащиеся: Место, где родился человек.

- Подберите слова – синонимы: ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА.

- Что можете сказать про эти слова: родной, родственник, род, родина, Родина – мать, Отечество – отец.

- Может ли быть человек без Родины? Почему?

- Какое место вызывает  у вас приятные воспоминания?

- Где вы стремитесь быть чаще?

3. Сообщение новой темы: 

- Сегодня мы узнаем на уроке, как относится к своей Родине М. Пришвин в рассказе «Моя Родина».

- Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?

- Все ли знаете об этом человеке?

     - При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях.

V – уже знал

+ - узнал новое

? – хочу узнать

Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

Проверка.

- Что узнали нового?

     - Перед чтением произведения прочитаем слова, которые могут вызвать трудность:

ки-пя-ти-лось

не-о-бык-но-вен-но

рас-ти-тель-ный

про-буж-да-ет-ся

со-кро-ви-ща

кла-до-вая

- Что такое сокровища?

1) драгоценность, дорогая вещь

2) так говорят о ком-то, о чём-то ценном, дорогом

3) ценности духовной и материальной культуры

- Что такое кладовая?

1) помещение для хранения материалов, товаров

2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, например: подземные кладовые ( о местах произрастания грибов, орехов, ягод)

    - Пробежитесь глазами по тексту (чтение текста про себя)

    4. Анализ произведения:

1часть.

 - С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?

( Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери.)

 -  Чем угощала мать будущего писателя?

( «Мать угостила меня чаем с молоком»)

  - Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?

(Научился вставать рано, до солнца)

  - Как можно назвать первую часть очерка?

(«Вкусный чай»)

2часть.

-  Всегда ли Пришвин жил в деревне?

-  В городе люди встают обычно позже, чем в деревне. Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте.

( «Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.)

- Он пробуждался вместе с животным и растительным миром. О чём это говорит?

(Он очень любил природу)

-  Какое значение он придаёт раннему подъёму?

(«Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!»)

 - Как можно озаглавить вторую часть?

(«Восход солнца»)

3 часть.

- Куда уходил Пришвин после чаю?

 («После чаю я уходил на охоту»)

- В чём заключалась охота писателя?

(«Моя охота была тогда и теперь – в находках»)

 - Что это за находки?

 («Старался найти в природе то, чего ещё никогда не видел»)

- Как можно озаглавить эту часть?

(«Находки»)

4 часть.

- К кому же обращается писатель?

(Писатель обращается к детям, которые читают его книги)

- Как ты понимаешь «Мы хозяева нашей природы»?

- Что значит «кладовая солнца»?

(Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому)

- Что называет Пришвин «сокровищами жизни»?

 («Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных)

- К чему призывает Пришвин?

( Пришвин призывает охранять Родину)

- Что значит «охранять природу»?

(«Охранять природу – значит охранять Родину»)

-  Мы не раз говорили с вами о том, что без растений и животных жизнь на Земле не возможна.

- Как можно озаглавить часть?

 (Обращение к молодым друзьям)

- Вот мы составили план рассказа. Этот план поможет вам  пересказать этот рассказ.

- Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль?

 («Охранять природу – значит охранять Родину»)

Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.

5. Творческая работа.

- Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа покажет свое отношение и любовь к своей Родине.

- Что вы представляете  при  слове – Родина?

- Одним словом опишите о своей Родине.

- Задание  1 группе: «Напишите, что для вас  ваша Родина»

- Задание 2 группе: «Нарисуй, что для вас Родина»

- задание 3 группе: « Найти в тексте, что значит для автора  Родина»

6. Проверка работ.

7. Итог урока:

- К чему Пришвин нас призывает?

- Для чего нужно беречь природу?

 - Наш урок подошёл к концу. Прочитайте фразы и дополните одну из них.

Сегодня на уроке…

Мне захотелось…

Я понял, что….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...