Урок литературного чтения во 2 классе
методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме

Тема урока "Где правда, там и счастье" (Корейская сказка "Честный мальчик"). УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kutenkova_i.n._literaturnoe_chtenie_2_klass.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

литературного чтения во 2 классе

Автор:  Кутенкова Ирина Николаевна

Место работы, должность:  МОУ лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда, учитель начальных классов

Тема: Где правда, там и счастье (Корейская сказка «Честный мальчик»)

Цель: уточнение знаний учащихся о сказке, как о жанре устного народного творчества.

Задачи:

Обучающая: научить видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; задавать свои вопросы автору в ходе чтения, вести диалог.

Развивающая: проанализировать произведение с целью развития творческого воображения: по слову, детали, иной информации прогнозировать развитие событий.

Воспитательная: воспитать чувство справедливости, сопереживания.

Пояснительная записка

Данный урок составлен в соответствии со «Стандартом начального общего образования по русскому языку» и строится на коммуникативно-деятельностном и социокультурном подходах к развитию школьников. В нём содержатся материалы, способствующие максимальному развитию коммуникативных способностей учащихся.

Предлагаемая разработка ориентирована на учеников 2 класса: групп детей с разноуровневой подготовкой. В разработке урока содержится единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности, которая имеет некоторые особенности для читателей данного возраста.

Важную роль в обучении литературному чтению на данном уроке играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой. Задача учителя – помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором.

Тема «Где правда, там и счастье» (Корейская сказка «Честный мальчик») изучается по программе в разделе «Сказка мудростью богата».

Используемые учебники и учебные пособия:

• учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир») в 2-х частях, 2 класс;
• «Т
етрадь по чтению».

Ход урока.

Организация урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Требования к результатам



- Всё у вас в порядке?


- Хочу пожелать всем удачу!

- Прозвенел и смолк звонок,

  Начинается урок!

Дети показывают и отвечают:

- Книжки, ручки и тетрадки!

- Вместе мы сможем решить любую     задачу!

Регулятивные

Коммуникативные



Проверка домашнего задания.

- Что объединяет эти произведения?

На доске запись:

Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?»

Татарская сказка «Мудрый старик»

Киргизская сказка «Мудрая девушка»

Русская сказка «Мудрая дева»

Долганская сказка «Как появились разные народы»

- Что означает слово «мудрый»?


- Какие человеческие качества можно противопоставить мудрости?

- На прошлом уроке мы работали над Долганской сказкой «Как появились разные народы». Ответьте на этот вопрос.


Дети читают

- Они из раздела «Сказка мудростью богата»

- Они о мудрых людях

- В них есть загадки

- Они поучительные



- Умный, сообразительный, дальновидный, наблюдательный.

- Глупость, ограниченность, необразованность.


Дети пересказывают сказку 

Личностные

Регулятивные

Работа над текстом до чтения.

- Откройте рабочую тетрадь на с. 35, прочитайте задание 1.


- Откройте учебник по закладке. Прочитайте заглавие сказки.

- Что можно узнать из заглавия?


- Какого человека называют честным?


- Кто автор сказки?

- Рассмотрите иллюстрации. Чем занимается мальчик?

- Какие отношения между персонажами?

- Из какой сказки слова: «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже»?

- Постарайтесь найти сходные черты этих сказок».

- Надо составить сказку  по ключевым словам.

Дети читают получившуюся сказку


- «Честный мальчик»

- В сказке говорится о честном мальчике.

- Тот, который говорит только правду.

- Корейский народ.

- Трудится. Помогает. Общается.


- Добрые: взгляд, улыбка доказывает.

- В. Одоевский «Мороз Иванович»

Регулятивные

Личностные

Работа с текстом во время чтения.

Первичное («жужжащее») чтение

- Назовите героев сказки

- За что мальчик получил награду?

- Мальчик, старик

- Он был не жадным, не завистливым, честным

Познавательные

Коммуникативные

Чтение вслух, деление на части по готовому плану

- Прочитайте план данной сказки. Согласны ли вы с последовательностью событий?

1. Встреча мальчика со стариком.

2. С мальчиком случилась беда.

3. Три топора.

4. Награда.

Открывается правильный план

- Будем читать, вооружившись карандашом: делайте пометки по окончании частей.

Дети читают

- Первый и второй пункт надо поменять местами.






Дети читают вслух, останавливаясь по окончании частей.

Познавательные

Регулятивные

Выборочное перечитывание сказки

- Прочитайте, почему мальчику пришлось идти за дровами?

- Как понимаете слова: «Топор дороже золота»?

- Прочитайте, как отнёсся старик к отказу мальчика от золотого топора.

- Прочитайте слова, подтверждающие честность мальчика.

- Какими еще положительными качествами обладал герой этой сказки? Докажите.

Дети читают предложения из текста, являющиеся ответами на вопросы.

Коммуникативные

Регулятивные

             5.    Физкультминутка

- Ребята, о каком инструменте идёт речь в прочитанной сказке?

- Что делают топором?

- Сейчас мы будем рубить дрова. Как нужно выполнять это действие?

- О топоре


- Рубят, очищают стволы деревьев.

- Аккуратно, внимательно, чтобы не пораниться и не навредить другим.

Дети имитируют рубку дров

Личностные

Коммуникативные

   Формулирование основной мысли сказки

- Почему эта сказка помещена в разделе «Сказка мудростью богата»?

- Кто в ней носитель мудрости?



- А если бы мальчик взял не свой, а золотой или серебряный топор, что бы случилось?

- Она о мудрости

- Она учит мудрости

- Старик, он придумал испытание для мальчика, чтобы наградить или наказать его.

- Старик бы наказал его за жадность.


Познавательные

Регулятивные

7.  Пересказ сказки

- Перескажите сказку


- Вспомните, с какой сказкой я предлагала вам сравнить эту?

- Чем похожи?

Дети пересказывают по частям цепочкой

- В. Одоевский «Мороз Иванович»


- За добро расплата добром.

- По делам и награда

Регулятивные

Коммуникативные

Беседа о жанре произведения

- Докажите, что жанр этого произведения – сказка


- К какой группе относится эта сказка?

- Зачем эту сказку надо рассказывать детям?

- Приметы сказки: зачин, тройной повтор, волшебство, добро побеждает зло.

- Волшебная

- Чтобы они были честными, добрыми.

Регулятивные

Коммуникативные

Домашнее задание

Задания по выбору:

1 – подготовить чтение по ролям;

2 – пересказ сказки от имени мальчика;

3 – сочинить сказку по теме урока «Где правда, там и счастье».

Рефлексия

- Прочитайте пословицы. Подходят ли они к сказке? Почему?

В ком добра нет, в том и правды мало.

Всяк правду хвалит, да не всяк её сказывает.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

- Какой бы вы хотели дать совет человеку, который хочет стать честным?

- Встаньте, на правую ладонь мысленно положите те хорошие качества, которые у вас были, на левую – те, которые вы ещё не имеете. Соедините их и скажите друг другу «спасибо».

Дети отвечают

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...