урок литературного чтения во 2 классе УМК "Перспектива"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

уроки литературного чтения по сказке "Айога", теме "Лиса-сказочный герой и животное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ayoga.rar36.42 КБ
Файл lisa-skazochnyy_geroy.docx23.41 КБ
Файл k_skazke_ayoga.pptx1.53 МБ
Файл lisa-skazochnyy_geroy.pptx942.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

УМК «Перспектива»

Составила

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 11»

г.Ижевска

Муратаева Кадрия Дамировна

Раздел «Мир народной сказки»  

Тема урока: нанайская народная сказка «Айога»



Цель: понимание фольклора как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности.



Задачи:


развивать коммуникативно-речевые умения (участие в диалоге; отстаивание своей точки зрения) и навыки, обеспечивающие  свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;

формирование ценностных ориентаций средствами содержания прочитанных народных сказок, подведение к осознанию общечеловеческих   ценностей многонационального российского общества;  личной ответственности за свои поступки, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.



Планируемые результаты:


Личностные :

-умение находить в сказках отражение быта, традиций народов;

- умение самостоятельно определять мотивы действий героев;

-представление о личной ответственности за свои поступки ;

-принятие этических норм (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий

Метапредметные:

1. Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками

2.Умение активно использовать речевые средства; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.



Схема  урока


1.Организационный момент (1-2 минуты)


цели и задачи деятельности учителя: 


включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.


«Хочу, потому что могу».


1.1.Показать на числовом веере правильный вариант ответа:

-Какому жанру соответствуют признаки: наличие законченного сюжета, наличие вымысла, чудесные превращения, магия слова, воспитательная направленность?

1) Рассказ.

2) Миф.

3) Сказка. ( правильный ответ)

4) Небылица


2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (4-5 минут)


Цель:

Проверка домашнего задания

Деятельность учителя:

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Оценивает 2-3 учащихся

Деятельность учащихся :

-отвечают на вопросы учителя. Приводят примеры.

высказывают свое отношение к содержанию прочитанного,  к поступкам героев;

2.1.Работа с выставкой прочитанных ранее книг народных  сказок.

2.2..Демонстрируется кадр № 2 презентации.

Задание:

1.найти «лишнюю» иллюстрацию, объяснить причину своего выбора (побуждение к высказыванию своего мнения; выслушиваются ответы всех желающих)

2. выразительное чтение или пересказ ( по выбору учащегося) изображенных на иллюстрации отрывков нанайской сказки «Кукушка»  (кадр № 3).

Коллективная оценка чтения или пересказа, акцентирование достоинств ответа каждого ученика (приветствуется подготовленное выступление пары или группы учащихся)

3. демонстрация кадра № 3 презентации и сопоставление иллюстрации обложки книги с рисуночным планом. Доказательство выборочным чтением: какой момент сказки изображен на иллюстрации? Место его в рисуночном плане сказки.

2. 3.План рассказа о герое

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг

3.Изучение нового учебного материала 

Деятельность учителя:

Организует:

самостоятельную работу обучающихся с учебником (постановка цели и план действий);

 оценочные высказывания обучающихся;

Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;.

3.1. Определение области, где жили нанайцы ( кадр № 4  презентации)

3.2.Что вы можете рассказать о народе, сказку которого мы сегодня будем читать?

Просмотр презентации  ( кадры № 5-7):

 Нанайцы – один из малочисленных народов Дальнего Востока., живший в 17 веке. по реке Уссури. Нанайцы почти не знали земледелия, занимались ловлей рыбы и ей одной почти питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и собак. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб они шили себе одежду. Собирали дикие ягоды, из которых варили густой кисло-сладкий сок. Ездили на собачьих упряжках. Нанайцы - среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего косым разрезом; волосы черные, прямые и жесткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в косу, женщины в 2 косы.

3.3. Работа с заголовком и иллюстрацией.

Как вы думаете, Айога- это кто-то или что-то?

«Прогнозирование по иллюстрации»: ( кадр № 8)
Посмотрите , это главная героиня сказки, которую мы сегодня будем читать. Попробуйте описать эту девочку, определить черты ее характера.
(Маленькая красивая девочка, в национальной одежде, которая смотрит в чашу на свое отражение, красуется, любуется собой, по все видимости она себе очень нравится)

3.4. Задание-инструктаж:

-Прочитать текст самостоятельно, чтобы подготовиться к работе над ним.

Учитывая разную скорость чтения, задание для тех, кто закончит чтение раньше:

-Подготовьте  ответы на вопросы :

( кадр № 9 презентации к уроку)

Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышленно?
2. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
3. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

4.Работа с текстом сказки 

Деятельность учителя:

Организует:

беседу, связывая результаты урока с его целями;

взаимопроверку;

оценочные высказывания обучающихся;

самостоятельную работу обучающихся с учебником (постановка цели и план действий);

Деятельность учащихся :

Отвечают на вопросы, доказывая выборочным чтением сказки

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

4.1.( кадр № 9 презентации к уроку)

Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
2. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
3. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
4.-Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки

5.Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

6. проверьте, все ли правильно в расположении иллюстраций на кадре презентации? (кадр № 10)

4.2.Выборочное  чтение.

- 4.2.1. Выразительное чтение диалога (выбор подходящей интонации):

Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:

- Принеси воды, дочка!

Айога отвечает:

- Я в воду упаду.

- А ты за куст держись, - говорит ей мать.

- Куст оборвется, - говорит Айога.

- А ты за крепкий куст возьмись.

- Руки поцарапаю…

Говорит Айоге мать:

- Рукавицы надень.

- Изорвутся, - говорит Айога.А сама все в медный таз смотрится - какая она красивая!

- Так зашей рукавицы иголкой.

- Иголка сломается.

- Возьми толстую иголку, - говорит отец.

- Палец уколю, - отвечает дочка.

- Наперсток возьми…

- Наперсток прорвется.

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

- Давай за водой схожу, мать!

4.2.2.Найти в сказке и прочитать отражение быта, традиций народа

-  определить мотивы действий героев;

4.2.3.Какие строки в сказке мы прочитаем

-с интонацией удивления.

—  с утвердительной интонацией.

—   с интонацией раздражения.

—   с интонацией восхищения.

—   с веселой интонацией


4.2.4.Найдите и прочитайте предложение со словом:


-Знаете ли вы, что такое очаг? (Очаг – устройство для разведения и поддержания огня)


-Что значит «покоробятся»? (Покоробятся – искривятся, станут неровными)


- Что значит «мялкой разомну»? ( мялка – приспособление, чтобы мять кожу)


-Как вы поняли значение слов :


Стойбище


Наперсток


Растопырила


Бултыхнулась


-Значение каких слов осталось непонятно?


4.2.5. Найти и прочитать отрывки сказки к кадрам № 11,  12, 13  презентации


Учитель оценивает ответы  2-3 наиболее активных учащихся


5. Физминутка


Мы проверили осанку и свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках. И как мишка косолапый,

и как заинька-трусишка, и как серый волк- волчишко.

Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся.

6. Закрепление.


цели и задачи деятельности учителя:

Наводящими вопросами подводит обучающихся к пониманию фольклора как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; формирования  понятий о добре и зле, нравственности.

Деятельность учащихся : 

находить в тексте слова, характеризующие поступки  героя;

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

находить и уточнять в словаре значение неизвестного слова.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

 осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания;

-использовать речевые средства для представления результата деятельности.

6.1.Работа в парах. Взаимный контроль

1.Читают текст. Находят в тексте и подчеркивают характеристики героев

2.Слушают, определяют , делятся впечатлениями о героях сказки:

(кадр №  14  презентации) 

Выберите нужные слова-признаки. Кто в этой сказке:

жестокий

 удивительный 

Отчаянный   

задорный

сердечный

 Застенчивый   

властный

робкий

Заботливый

мужественный

капризный

Добрый

грубый

Резкий

 Гордый      

настойчивый

хитрый

Благородный    

находчивый

эгоистичный

 Презрительный

волевой

Симпатичный

ленивый

6.2.Высказывают свое мнение. Сравнивают девочек-героинь сказки

6.3. Конкурсное  чтение диалогов сказки

1.Увидела Айога лепешки, кричит:

- Дай мне лепешку, мать!

- Горячая она, руки обожжешь, - отвечает мать.

- А я рукавицы надену, - говорит Айога.

- Рукавицы мокрые…

- Я их на солнце высушу…

- Покоробятся они, - отвечает мать.

- Я их мялкой разомну.

- Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет. Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.

2. Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге:

- Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.

Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.

- Не надо мне ничего-го-го! - кричит.

Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:

- Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красива...

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:

- Айога-га-га! Айо-га-га-га!

6.4.Ответы на вопросы учебника к тексту

В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?


Роль  иллюстраций учебника

Оценка ответа товарища (2-3 чел оценить)

Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки?


7.Задание на дом


цели и задачи деятельности учителя:

-что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания (определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания)


Варианты для выбора:

1.Страница с творческими заданиями по произведения раздела для коллективного рукописного журнала «Сказка-ложь, да в ней намек…»

 2.Придумать устно свою сказку к пословице «Жизнь дана на добрые дела».

3. Составить аннотацию народных сказок похожих по сюжету или идее


4.Подобрать пословицы и поговорки о нормах взаимоотношения в семье



8.обобщение


1.Как вы думаете, почему авторы учебника из огромного множества выбрали именно эти народные сказки?

2. Какую похожую сказку татарского народа мы читали ? (Три сестры)

Какая из сестер оказалась не похожа на Айогу? (Самая младшая сестра, которая сразу бросила все свои дела и отправилась на помощь маме.)

Назови отрицательные черты характера двух других сестер и Айоги (Неуважение к старшим, безразличие, эгоизм)

3.Отличаются ли нормы поведения  ненцев от норм поведения других народов? Что они ценят в людях? (доброту, трудолюбие, почитание старщих)

4. О чем просят задуматься герои сказок? (подведение к осознанию общечеловеческих   ценностей многонационального российского общества;  личной ответственности за свои поступки, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей)

5. В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)?

6. Можно ли говорить о том, что идея сказки -  представления о  нормах и правилах взаимоотношений в семье, между поколениями ? (участие в диалоге; отстаивание своей точки зрения)

7.На числовом  веере (набор цифр) покажите порядковый номер варианта ответа:

В сказке прослеживается стремление воспитать в детях ценности:

уважение родителей;

забота о старших и младших;

физическое здоровье и стремление к здоровому образу жизни,

нормы поведения с окружающими

9. рефлексия


Цель:

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.


-Самооценка :

Я (не) бываю похож на Айогу…

После урока мне захотелось...

Я понял, что не надо….

На этом уроке я похвалил бы себя за...

Сегодня я сумел...


Использованная литература:


1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. — 5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011.  с. 135—225 — (Стандарты второго поколения).

2. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.  Литературное чтение. Учебник.2 класс в 2-х частях  М. Просвещение, 2012

Климанова Л.Ф., Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений  М. Просвещение, 2011

3.Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.. Уроки чтения  2 класс. М.: Просвещение,2009

4. Ресурсы интернета:
.www.wikipedia.org ,

www.libex.ru
www.edu.murmansk.ru 

портал «Солнышко» solnet.ee 

http://leato.ru/nravstvennyj-u… 

Нанайская народная сказка с иллюстрациями: Г. Д. Павлишина



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспектива»

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 11»

г.Ижевска

Муратаева Кадрия Дамировна

Тема урока:    «Лиса – сказочный герой и животное».


      
Планируемые достижения учащихся:
1.   Мотивация  к учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

2. Формирование умения сравнивать сказки со сходным сюжетом: находить сходство и различие,  отражение быта, традиций культуры народа, сочинившего сказку.
3. Умение давать характеристику героям сказки,  сравнивать его с другими героями.
4.   Умение выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

 5.Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,  управление поведением партнера,  умение выражать свои мысли.

Познавательные: 

общеучебные: 

Пересказывать прочитанное или прослушанное.

Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

Умение структурировать знания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

логические: 

анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные:

Определять правильность выполненного задания.

 Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Ход урока:

Оргмомент.

Для того, чтобы определить тему урока, необходимо отгадать загадку:

 А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасала бы нас от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу– мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка. (кадр 1  презентации )

Повыше кошки рост, живет в норе, в лесу. Пушистый рыжий хвост, все знаем мы... (Кадр 2 презентации)

Совместное прогнозирование темы урока

Беседа по вопросам:

- По каким признакам вы узнали главную героиню урока?

-Почему именно ей будет посвящен урок?

-Пользуясь «Содержанием» учебника, назовите  прочитанные на уроках сказки о лисе. (Сказка «Лиса и журавль». Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Корякская сказка «Хитрая лиса»)

-кадр № 3 Как  может быть сформулирована тема урока?

-На какие вопросы мы будем искать ответы? (кадр № 4)

( 1. Где и как живет лиса в природе?
2. Почему лиса стала главным героем многих народных сказок?
3. Откуда у лисы странное отчество – Патрикеевна? )

Кто сразу  может ответить на любой из  вопросов ?

Актуализация знаний учащихся

3.1.«Назови сказку и правильный вариант ответа» ( кадры № 5-9)

3.2.Определение ключевых слов в  тексте.

3.3.«Какая иллюстрация здесь  лишняя?» ( кадр № 10 )

3.4.«Из какой сказки слова?» (кадры № 12-18)

3.5.Как в сказках показаны особенности жизни  народов? Приведите примеры

3.6. Какие животные не встречались с лисой в народных сказках:

а) О каком животном из сказки эти слова: "Масляна головушка, шелкова бородушка"? (Петух.)

б) Лесная птица с черным оперением из сказки "Петушок - золотой гребешок". (Дрозд.)

в) Какое животное носит в сказке имя Михаила Потапыч?(Медведь.)

г) Во всех сказках у этого животного хитрый, коварный нрав. (Лиса.)

д) Недаром о нем говорят "Голоден как ...". (Волк.)

е) Хоть и говорят о нем, что он "здоров", а лису выгнать не смог. (Бык.)

ж) Какой герой напевал лисе эту песенку:

Трень, брень, гусельцы  золотые струночки. Еще дома ли Лисафья-кума
Во своем ли теплом гнездышке? (кот.)

Групповая работа «Собери сказки о лисе». 

Предлагается вспомнить и записать  как можно больше названий прочитанных произведений и народных сказок о лисе.
      • Рассмотрите внимательно. Можно ли по обложке книг определить, кто является главными героями? ( кадры № 25, 26, 27)

Инсценирование фрагментов разных сказок о лисе ( проверка домащнего задания)
коллективная оценка выступления пары или группы учащихся. Акцентирование достоинств выступления, актерского мастерства.

6. Коллективное составление портрета лисы (какая она?).

 Выберите слова, которые помогут представить лису  (кадры № 28,29)

Лиса в русских народных сказках (кадр № 30)

Лиса в украинских народных сказках (кадр № 31)

Лиса в авторских сказках (кадр № 32)

7. Лиса в природе (кадр № 33-35)

 - Лисицы обитают по всему земному шару, самые распространенные - рыжие. У них очень красивый шелковистый рыжевато-оранжевый мех, белая грудка и черные "сапожки". 
В холодных северных областях обитает черно-бурая лиса. Черная шерсть помогает ей лучше спрятаться в темных хвойных лесах.
 Окраска песца бывает как черной, так и голубовато-серой и светло-серой. Правда, чаще всего песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть черные волоски. Эта окраска помогает ему сливаться со снегом Арктики, где он обитает. 
 Учитель показывает иллюстрации с изображениями лисиц. 
Длинный пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так. Длина тела лисицы - 60-90см, хвоста - 40-60см, масса самцов достигает 6-10кг, самок - 5-6кг.
 Лиса обитает в различных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности, где много мышей, полевок и кроликов. Лисица не брезгует и кузнечиками, ест ягоды
 Рыжие лисицы обычно селятся в покинутых норах лесных сурков и барсуков. Они расширяют их и прокладывают дополнительные туннели, обязательно строят и запасные выходы. В одной норе учеными как-то было обнаружено целых 27 запасных выходов. 

-Можно ли сказать, что животное лиса обладает такими же качествами, какими наделена лиса — сказочный герой?

8.Обобщение. Итог урока.

Какой изображена лиса в различных народных и авторских сказках?

Что в сказках общего и в чем различие?

 Можно ли считать, что она умная? Можно ли считать, что она находчивая? Можно ли считать, что она хитрая?
  Какие поступки совершают главные герои русской народной и корякской сказок? Одинаковы ли эти поступки? Чем различаются?

Можно ли сказать, что в этих сказках герои действуют обманным путем?

Какое золотое правило напоминают нам представители разных народов через образ  главной героини урока?

Что еще полезного можно узнать, читая народные сказки? (отражение быта, традиций культуры определённого народа, сочинившего сказку)

Где и как живет лиса в природе?
Почему лиса стала главным героем многих народных сказок?
Откуда у лисы странное отчество – Патрикеевна?

     9. Домашнее задание:
1.   Работа в «Творческой тетради» на с. 26—29.

В  каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания?

Обратить внимание учащихся на приемы и способы работы с заданием

10.Рефлексия. Оценки за урок

оценивание качества своей и общей учебной деятельности :

Как оцените свою работу на уроке ?

Какие пожелания вы хотели сказать ребятам? 

Оценка правильного ответа учеников ( правильность, самостоятельность, оригинальность)

Анализ того, как ученики рассуждали,  почему и в чём ошибались.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения во 2 классе УМК «Перспектива» Тема: нанайская сказка « Айога » учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 11» Г.Ижевска Муратаева Кадрия Дамировна

Слайд 10

1. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено? 2. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть? 3. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

Слайд 14

жестокий удивительный Отчаянный Задорный трудолюбивый Застенчивый внимательный робкий Заботливый мужественный эгоистичный ленивый бессердечный капризный Добрый грубый Резкий Гордый настойчивый хитрый Благородный находчивый Грустный Презрительный отзывчивый Симпатичный

Слайд 15

Использованные ресурсы: www . wikipedia . org , www . libex . ru www.edu.murmansk.ru http://prodetsad.spb.ru/metodi… портал «Солнышко» solnet.ee http://leato.ru/nravstvennyj-u… Иллюстрации Г. Д. Павлишина к сказке « Айога » с сайта «Планета сказок»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку «Лиса сказочный герой и животное» Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 11» г.Ижевска Муратаева К.Д.

Слайд 2

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасала бы нас от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу– мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка.

Слайд 3

Повыше кошки рост, живет в норе, в лесу. Пушистый рыжий хвост, все знаем мы...

Слайд 5

Где и как живет лиса в природе? 2. Почему лиса стала главным героем многих народных сказок? 3. Откуда у лисы странное отчество – Патрикеевна?

Слайд 6

1. Из какой сказки эти слова: «Битый небитого везёт»? Варианты ответов: а) Рак и лиса б) Лисичка-сестричка и серый волк в) Сказка про котика и петушка.

Слайд 7

2.Чем потчевала лисичка своего гостя в сказке «Лиса и журавль»? Варианты ответов: а) кашкой с молочком б) сметаной в) киселём .

Слайд 8

3. Как лисичка советовала волку ловить рыбу в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»? Варианты ответов: а) на удочку в проруби б) сеткой в проруби в) на хвостик в проруби .

Слайд 9

4. Сколько раз лисичка обманула петушка в сказке «Котик и петушок»? Варианты ответов: а) два раза б) три раза в) четыре раза .

Слайд 10

5. В какой сказке лисичка так хитро делила сыр между двумя котиками, что сама его съела? Варианты ответов: а) Лисичка-судья б) Лиса и кувшин в) Кот, петух и лиса .

Слайд 13

Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться: не тут-то было!

Слайд 14

Ходит лиса, головой мотает и говорит: - Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко ! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!

Слайд 15

- Пойдем, я твоему горю помогу. - Нет, петух, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и тебе не выгнать.

Слайд 16

Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

Слайд 17

Давай перегоняться! - Что же, давай. Начали перегоняться.

Слайд 18

— Нет, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают. — Вот хорошо, — сказал ………, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего .

Слайд 19

Уходят — строго наказывают: Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; в окошко не выглядывай.

Слайд 20

Почему лису прозвали Патрикеевной? Немногие животные имеют отчества. А вот лиса имеет! Патрикей - старинное латинское имя, означает «аристократ». Хотя правильнее Патрицей, но в давние времена на Руси латинское «с» произносилось как «к». Кстати, давали это имя только княжеским отпрыскам.

Слайд 21

Говорят, лет 700 назад правил на Новгородчине князь Патрикей Наримунтович , и так он прославился своей хитростью и изворотливостью, что имя его с тех пор стало нарицательным, означая «хитрец». А поскольку народ считал лису самым хитрым зверем на свете, то и прилепилось к ней отчество Патрикеевна.

Слайд 22

В сказках лиса злая и коварная, ловко избегает любых неприятностей, но в жизни всё далеко не так. Зоологи установили, что лису можно заманить в ловушку разными запахами, например скипидара, селедочного рассола или губной помады. Лиса непременно отклонится от намеченного маршрута, чтобы из чистого любопытства осмотреть валяющиеся на снегу варежку или фантик.

Слайд 23

Их природную любознательность удачно уравновешивают ум, умение маскироваться, острые слух, зрение и чутье. Особенно выручает обоняние - врага они чуют издали и успевают убежать или спрятаться. Охотники утверждают, что лиса хорошо умеет притворяться мёртвой и даже не шевельнётся, если её за хвост поднять и засунуть в мешок.

Слайд 29

ХИТРАЯ ЛЕНИВАЯ ГРУБАЯ ЗАВИСТЛИВАЯ ТРУСЛИВАЯ КОВАРНАЯ ПОДЛАЯ ГЛУПАЯ ЛИСА

Слайд 30

ХИТРАЯ ЛЕНИВАЯ ГРУБАЯ ЗАВИСТЛИВАЯ ТРУСЛИВАЯ КОВАРНАЯ ПОДЛАЯ ГЛУПАЯ ЛИСА

Слайд 31

● Девочка и лиса : русская сказка / худож . А. Зотов. - М. : Малыш, 1984. - 16 с. : ил. ● Как лиса училась летать : русская народная сказка. - М. : Книжкин дом, 2005. - 18 с. : ил. - (Сказочная избушка). ● Кот и лиса : русская народная сказка. - М. : Махаон, 2002. - 12 с. : ил. ● Кот, петух и лиса : русская народная сказка. - М. : Алтей, 2002. - 12 с. : ил. - (Русские сказки). ● Лиса и волк : русская народная сказка / худож . Е. Рачёв . - М. : Малыш, 1988. - 12 с. : ил. ● Лиса и дрозд : русская народная сказка. - М. : Махаон, 2004. - 12 с. : ил. ● Лисичка со скалочкой : русская народная сказка. - М. : Малыш, 200. - 22 с. : ил. - (Любимые сказки).

Слайд 32

● Как кот ходил с лисом сапоги покупать: украинская народная сказка ● Лисичка-судья: украинская народная сказка ● Лисичка и журавль: украинская народная сказка

Слайд 33

● Бианки В. В. Лис и мышонок : сказка / Виталий Бианки. - М. : Малыш, 1988. - 12 с. : ил. - (Для маленьких). ● Большая лисья книга : сказки / Мамин-Сибиряк Д. Н., Толстой Л. Н., Толстой А. Н. и др. ; худож . Басюбина А. М., Белоусов В. Н., Белоусова М. В. - М. : Эксмо , 2010. - 128 с. : ил. - (Большие книги о животных). ● Даль В. И. Лиса и медведь : сказка / Владимир Даль. - М. : Малыш, 1999. - 12 с. : ил. - (Читаем сами). ● Даль В. И. Лиса-лапотница : сказка / Владимир Даль. - М. : Детская литература, 1990. - 84 с. : ил. ● Харрис Дж. Братец Кролик и Братец Лис : сказка / Джоэль Харрис. - М. : Стрекоза-Пресс, 2007. - 76 с. : ил. - (Любимые герои). ● Харрис Дж. Сказки дядюшки Римуса / Джоэль Харрис ; пер. с англ. и обработка М. Гершензона ; худож . А. Фрост . - М. : Детская литература, 1989. - 127 с. : ил. - (Библиотечная серия).

Слайд 34

Интересно знать Лапы у лисы на зиму обрастают густым пушистым мехом. Из него выглядывают лишь кончики когтей, поэтому когти её не мерзнут даже в сильные морозы. Голос у лисиц отражает различные оттенки их настроения. Когда лиса хочет предупредить чужака о нежелательном вторжении в её охотничьи угодья, она отрывисто тявкает. Лисят зовёт к норе, ласково ворча. Лисы, что подрались, отчаянно визжат.

Слайд 35

Слышали ли вы когда-нибудь о танце фокстроте? Его название так и переводится - лисий танец. Почему? Потому что, когда лиса хочет поймать мышку, ей приходится часто и высоко подпрыгивать, и издалека её движения напоминают элегантный танец. На лапах у лисы есть чувствительные волоски, которые помогают ей ориентироваться в пространстве и находить нужное направление. Лиса не пережёвывает пищу, а только разрывает мясо на маленькие кусочки и глотает их.

Слайд 36

● Лисица // Тамбиев А. Х. Кто в лесной норе живёт? / А. Х. Тамбиев . - М. : Дрофа, 2007. - С.3-4. - (Дошкольник. Мир природы). ● Лисица // Шустова И. Б. Азбука. Звери и птицы России / И. Шустова. - М. : Дрофа, 2008. - С. 32-33. - (Дошкольник. Мир природы). ● Плитченко А. Лисица. Заяц / А. Плитченко ; худож . Х. Аврутис . - Новосибирск : кн. изд-во, 1990. - 19 с. : ил. - (Сибири дар живой). ● Следом за лисой // Щекотова Л. М. Хищники наших лесов / Л. Щекотова . - М. : Слово/ Slovo , 2001. - С.21-26. - (Что есть что).

Слайд 37

Золотое правило: Не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе.

Слайд 38

Использованы ресурсы интернета dcbs-nvkz.narod.ru › produkt / skazki / skazki … ostrovskazok.ru › bolgarskie- skazki / skazki -pro- lisu MirCkazok.ru › view_cat.php?cat =1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...