Конспект урока по чтению 3 класс Крылов И.А. "Ворона и Лисица"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок чтения по басням Крылова "Ворона и Лисица" + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_3_klass.docx48.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:     И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Предмет:  Литературное чтение 

Класс:  
3

Автор урока:
Петренко Лариса Викторовна

                                              Методическая информация

Тип урока
:   Изучение нового материала

Цели урока:
- познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»;

- продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста;

- продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней;

- дать образец выразительного чтения басни.


Задачи урока:

 Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве  И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к  прочитанному.

 Развивающие задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.

 Воспитательные задачи: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока

 ЗУНы актуализируют: знание о литературных жанрах  произведений И.А. Крылова, умение слушать речь учителя, навыки чтения.

ЗУНы приобретут: знание биографии писателя и новой басни, умение и навык анализа басни и морали.

 ЗУНы закрепят: навык осознанного выразительного чтения.

Необходимое оборудование и материалы

Учебник: Горецкий, «Родная речь. В 2–х частях: 3 класс», М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М:  Просвещение, 2002 г.
Презентация, набор словарных слов, аудиозапись басни

Подробный конспект урока

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

 Слайд 1 - На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!


2. Проверка домашнего задания 

-Что было задано на дом?

чтение басни учащимися ( 3  чел.);

- Какие строчки басни стали крылатым выражением?

( Пословица из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться») объясните, как вы их понимаете?     

- В ком же лучше найти недостатки: в себе или в других?

( В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим)

- Что (какой порок) И.А. Крылов высмеивает в этой басне?

-Прежде чем перейти к изучению новой темы, проведем речевую разминку.

3. Речевая разминка

Осип орет, Архип не отстает

        Кто кого переорет?

        Осип охрип. Архип осип.

- Прочитайте медленно.

- Прочитайте орфографически.

- Прочитайте медленно, а затем с ускорением.

- Что высмеивает народ этой скороговоркой?

4.Постановка темы и цели урока

Слайд  (портрет И.А. Крылова) - Посмотрите на портрет. Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать? Определите работу на урок.

-   Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что – то новое и важное о себе и людях. Что вы знаете о писателе? Расскажите. Стихотворение о Крылове читает ученик

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Все знал и видел ум певца пытливый

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

 В каком жанре писал Крылов? Что такое басня?  (слайд    )

- Мы поработаем с еще одной басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Разберем ее смысл.                           (слайд  )

- Мы сегодня должный найти в басне «Ворона и Лисица» мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басне И.А. Крылов.

5. Работа по теме урока

1) Первичное знакомство с басней

 –Откройте учебник. Найдите басню. А теперь сядьте удобно и послушайте басню

 ( аудиозапись басни)

2) Восприятие прослушанной басни.

- Понравилась вам басня?

- Какая же история приключилась с Вороной?

Физминутка. (побываем в лесу, где они живут) Изобразим ворону- машут крыльями. Изобразим лисицу - идет, виляя хвостом. Скрылась, тихо сели.

 

3) Словарная работа

- Какие слова вам встретились впервые?

-Прочитайте самостоятельно басню и отметьте эти слова.

  (слайд )

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что – то высокое;

Пленил – привлек внимание, привели в восторг;

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
           Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

4) Чтение басни учащимися

-Кто хотел бы прочитать басню вслух?

5) Беседа.

Работа с текстом басни.

- Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях.

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (
это обман)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (
в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)

- Опишите внешний вид лисы. Какая она? (
ответы детей)     Слайд

- Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.

- Опишите, какова Ворона по внешнему виду (
ответы детей).

- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (
 Нет).

- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

(
Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиe перышки! какой носок!)

- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (
Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).                  


- А что говорила о голосе Вороны Лиса?
(И, верно, ангельский быть должен голосок!)

- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы.

(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло»)

- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (
 Чтобы понравиться ей.  Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (
от своей глупости)
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?
(ответы детей)

- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

- О чём предупреждает И.А. Крылов своих читателей?
(Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).

6) Физкультминутка для глаз

 

7) Работа с иллюстрациями

Слайд  

-Посмотрите внимательно на иллюстрации. Прочитайте отрывок, который соответствует данной иллюстрации.

8) Инсценировка басни

-Ребята подготовили для вас инсценировку басни. Посмотрите и представьте настоящую лисицу и ворону.

Взаимооценка детьми.


9) Рефлексия деятельности на уроке
Закончите предложения:
Слайд
«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

«Урок дал мне для жизни…..»

10) Итог урока
- Вспомните вопрос, который вы задали себе в начале урока.

- Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов?

- Что высмеивают, обличают басни Крылова?

- В чем сила басен И.А. Крылова?

Вот и подошел к концу наш урок. Слайд

- Солнышко по–прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке? У вас на столе лежат солнышки – грустные и веселые, покажите мне то солнышко, которое соответствует вашему настроению после проведенного урока.

Оценки (комментирование)

11). Домашнее задание

Выучить басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» наизусть;

нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица"

Урок литературного чтения в 3 классе проводится по учебнику «Родная речь» авторов:  Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Москва «Просвещение»2009,  УМК «Школа России»Тема урока...

Конспект урока по теме: басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"

Конспект урока по литературному чтению с элементами полихудожественного развития...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Урок чтения в 3 классе " Крылов И.А. Ворона и лисица"

Цель:  познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова, вспомнить другие, ранее изученные; ответить на вопросы викторины- «знаешь ли ты басни Крылова?»Задачи: развивать художественный ...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме Эзоп "Ворон и лисица", И. А. Крылов «Ворона и лисица». Сравнение басен.

Басни: Эзоп «Ворон и Лисица», И.А. Крылов«Ворона и Лисица». Сравнение басен.Урок литературного чтения в 3 классе для учителей, работающих по программе "Начальна...

Конспект урока литературного чтения "И. Крылов Басня "Стрекоза и муравей"

Конспект урока литературного чтения по теме:"И. Крылов Басня "Стрекоза и Муравей"....

конспект урока литературное чтение "Н. Сладков «Сосулькина вода», «Весенний звон», «Лисица и еж»." (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Н. Сладков «Сосулькина вода», «Весенний звон», «Лисица и еж». Цели деятельности учителя: создание условий для ознак...