Урок обучения грамоте В.А.Осеева "Печенье"
методическая разработка (чтение, 1 класс) по теме

Гладкова Елена Николаевна

Урок знакомит  с произведением В.А. Осеевой "Печенье". Совершенствует умение  размышлять над содержанием произведения, анализировать его, выделять основную мысль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.pechene.docx385.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

           

             обучения грамоте

              ( по учебнику « Русская азбука» В.Г.Горецкий и др.)

      в    1 классе

                     

      ТЕМА: В.Осеева «Печенье»

                                    Разработала и провела:

                                                                                учитель начальных классов

                                                                                     МОУ «Пироговская оош МО

                                                                                    « Ахтубинский район»

                                                                                Гладкова Е.Н.   15 .03.2011год

                                             Цели урока:

  1. Обучающие: способствовать формированию умения ставить вопросы нравственно-этического содержания для определения идеи произведения.

Совершенствовать: навык плавного слогового чтения, умение          размышлять над содержанием произведения, анализировать его, выделять основную мысль.

     Расширять и активизировать словарный запас учащихся.

  1. Развивающие: развивать интерес к чтению,

     речь, память, логическое мышление.        

  1. Воспитательные: воспитывать чувство уважения к старшим.

        Оборудование:

      книги В.А.Осеевой,

 

        портрет В.Осеевой,

        мультимедийный проектор,

        диск с презентацией,

         учебник «Русская азбука»,

         карточки с пословицами,

         карточки с изображением человечков (весёлого и грустного),

         тексты рассказов В.А.Осеевой.

 

                                        Ход урока

1.Тренинг - настрой.

Прозвенел звонок для нас.
Мы  зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

2. Актуализация знаний.

1)  работа над дыханием:   звукоподражание:

 Шум леса -Ш-ш-ш
Полет пчелы -З-з-з

Полет жука – Ж-ж-ж

Работа насоса– Ф-ф-ф

Шарик лопнул –Пыш-пыш-пыш

Бег лошадки – цок-цок-цок.

Заканчивается работа над дыханием тем, что дети вдыхают аромат цветка.

2) упражнение со скороговоркой:

Чайные чашки в печали,

Стуча и бренча,  закричали.

(медленное чтение, убыстряя темп, грустно, весело)

3)  упражнение с анаграммами:

-Расшифруйте слова, которые встретятся нам в рассказе.

Каткрел   (тарелка)

Качаш  (чашка)

Ченьепе   (печенье)

-Найдите «лишнее» слово.

- «Печенье» - так назвала своё произведение   замечательная детская писательница  Валентина Александровна Осеева

                       

3.Работа по усвоению новых знаний

1. Беседа об авторе                                                                                  

-Посмотрите внимательно на портрет писательницы

       

-Скажите, что вы думаете о ней.                                                                                

-Что вы хотели бы узнать о В.Осеевой?  

                

Сообщение учителя о биографии  В.А.Осееевой.

Осеева Валентина Александровна в юные годы мечтала стать актрисой, но придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.  Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.  В 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот». «Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» — такой запомнили её друзья.

                              Книги, написанные  В.А.Осеевой.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                           

Прочитайте девиз нашего урока:

«Мало уметь читать, надо уметь думать".

-А, вы, знаете, эту фразу сказала мама Валентины Осеевой! Когда Валя была маленькой, она любила читать короткие рассказы без помощи взрослых. Однажды мама спросила: "Понравился тебе рассказ?" Маленькая Валя ответила, что не знает, об этом она не думала. Тогда мама огорчилась: «Мало уметь читать, надо уметь думать».

   

Сообщение темы урока.

Предположение.

-Как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?                                                        

Постановка учебной задачи                                                                                                             

- В конце урока мы должны будем с вами ответить на вопрос

 «Почему В.А.Осеева решила поведать нам эту историю?»

4. Работа с текстом                  

  1. Первичное восприятие произведения

Учитель: читает до «Миша … посмотрел  на маму.»

Предположение.

- А что же мама?... А бабушка?...

Дочитывание  текста.

Проверка предположения.

  1. Первичная проверка восприятия.

- Кто герои рассказа?

- Как можно назвать их одним словом? (семья)

- Нравится вам такая семья?

- Поделитесь своими впечатлениями.

5. Физкультминутка                  

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.

6. Работа  с  текстом   по учебнику      

 ( с   выборочным чтением)

1) Повторное чтение и анализ прочитанного:                  

1-я часть (1-ый абзац)

-Где происходит действие?

- Зачем собралась семья?    (чаепитие)

- Для кого мама испекла сласти?

- Кто это «все» уселись за стол?

Покажите,  какое  настроение  у вас после прочтения этой части? Почему?

2-я часть (диалог) 

- С какими словами обратился Миша к бабушке?

- Можно ли считать слова Миши просьбой? Почему?

Покажите  ваше настроение.

- Прочитать, как начался и как закончился вечерний чай для всей семьи?

- Прочитайте самые весёлые  строки?

-Самые грустные строки?

- Какие вопросы вы задали бы ребятам? Маме? Бабушке?

- Какими показались вам Вова и Миша?

- Как они поступили: правильно или нет?

Дадим им характеристику.

                                                                     

Вывод: значит, оба эти мальчика поступили неправильно, и поступки их отрицательные.

- Кто из вас поступает так же?

- А как поступили бы вы?

7. Работа по развитию речи

- Прочитать последнюю часть и придумать продолжение.

8. Обобщение

  1. Работа над идеей произведения. 

Ответим на поставленный вопрос в начале урока:

«Почему В.А.Осеева решила поведать нам эту историю?»

- Можно ли  назвать её  поучительной?  Почему?

                                                           

2.Работа с пословицами

Прочитайте пословицы.

- Что они отражают?

                 

(почитание к старшим, в первую очередь к родителям)

- Какие слова можно  подобрать для описания крепкой семьи?

  1. Красив тот, кто красиво поступает.

  1. Кто свою мать уважает, тот чужую не обижает

  1. Семья – ключ к счастью

 

  1. Не  надобен клад, коли в семье лад

  1.  Умел ошибиться,  умей и поправиться.            

9. Рефлексия

Подведём итог урока.

- Какое произведение читали? Понравилось?                                                                 

- Кто автор?

- Чему учились?

Вывод:

Добрым быть совсем не просто

Не зависит доброта от роста,

Если доброта, как солнце светит,

Радуются и взрослые и дети.

     - Какое у вас настроение от урока? Что вам понравилось?        

-Что хотели бы пожелать?

 Оценка работы.                                                     

(с помощью сигнальных карточек).

                                                       

                                                                                                                                                                                                                                10. Домашнее задание.

     

                                                                                                                                                                                                                                         Детям раздаются тексты  рассказов В.А.Осеевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....