Урок обучения грамоте "Звонкие и глухие согласные" 1 класс
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Елена Викторовна Дворник

 

 

Урок- игра: обучение грамоте по программе А.А.Штеца "Звонкие и глухие согласные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_zvonkie_i_gluhie_soglasnye.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс

Урок обучения грамоте по программе А.А.Штеца.

Тема урока: «Звонкие и глухие согласные».

Тип урока: урок усвоения нового материала..

Вид урока:

Форма организации обучения: урок – игра.

Методы обучения: беседа, самостоятельная работа.

По характеру познавательной деятельности учащихся и деятельности учителя – метод эвристической беседы, частично-поисковый метод, проблемные вопросы.

Формы организации познавательной деятельности: самостоятельная работа, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Задачи урока:

1. Образовательные.

        Познакомить со звонкими и глухими согласными.  Учить различать глухие и звонкие согласные. Упражнять в звуковом анализе слов и чтении многосложных слов с закрытыми и открытыми слогами (ССГ, ССГС, ССГСС). Продолжить формирование  основ продуктивного чтения (осмысленного, правильного, пословного, выразительного). Способствовать обогащению словарного запаса детей.

2. Развивающие.

        Развивать устную речь учащихся и фонематический слух, совершенствовать культуру речи детей, расширение кругозора младших школьников. Используя приемы игры, развивать у учащихся многообразие психических процессов: логическое мышление, все виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную), восприятие, воображение,  внимание.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                3. Воспитательные.

        Воспитывать любознательность, аккуратность, усидчивость, чувство взаимоуважения, взаимовыручки, бережное отношение к своему здоровью. Прививать любовь и заботу к животным, содействовать развитию интереса к предмету посредством игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов.

Оборудование: паровоз, буквы, волшебный мешочек, песня «Антошка», картинки с изображением животных

Ход урока

Этап урока

Содержание

Задача этапа

-Ребята, скоро начнется наш урок, но прежде давайте поприветствуем гостей, которых очень рады видеть на нашей встрече.

1.Организационный момент.

1.Ну-ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет отвечать,

Больше знаний получать!


1.Проверить готовность к уроку, правильность посадки учащихся.

Мотивационный компонент урока.

Поддержание эмоционально-положительного настроя на урок.

2.Актуализация знаний.













































Ребята, напомните, по какой стране мы с вами путешествуем?(по стране Читалия)

К нам на урок пришел из этой страны один из героев. Отгадайте кто это?


В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

        Из трубы дымок там вьется,

Стук колес лишь раздается. (Паровоз)


- Это прибыл к нам ПАРОВОЗИК- РЕЧЬ. (Показ его на доске)

- А что вы знаете о речи?

- Давайте наши знания о речи соберем в волшебный мешочек. (Я хожу по классу, а ребята говорят по одному предложению и кладут в мешочек)

Речь бывает устная и письменная. Речь состоит из предложений. Предложения – из слов. Слова – в письменной речи – из букв, а в устной речи - из звуков.

-А какие вы знаете звуки?(гласные и согласные)

К нам на урок ПАРОВОЗИК привез ЗВУКОВИЧКОВ.

- А что это за звуки? Вы должны догадаться.

У вас на столах лежат картинки.

- Рассмотрите их, кто на них изображен?

- Произнесите каждый свое слово и выделите первый звук.

- Назовите свое слово, какой звук к тебе пришел? Дайте ему характеристику. (Какой он?)

Например: слон- (с)-согласный, твердый звук.

- Что у них общего? (Все согласные)(Чем звуки похожи?)

Если разделить на группы, то одни звуки твердые, а другие мягкие.(Чем различаются звуки?)




Актуализировать опорные знания и способы действия. Закрепить знания о звуках. Развивать устную речь учащихся и фонематический слух, совершенствовать культуру речи детей.

Метод: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный. Сравнивать и обобщать.












Побуждающий диалог



ФОПД -фронтальная и индивидуальная.











Я слушаю ребят.

Индивидуальная работа


У каждого на столах модели звуков.


3.Создание проблемной ситуации.

А согласные можно разделить и по другому принципу, а по какому? Вы узнаете, если послушаете сказку.

Сообщение цели в виде проблемного задания.

4.«Открытие» новых знаний и способов действий.





























5Физминутка

Танец лягушат.

Почему одни звуки звонкие, а другие глухие?

(Появляется старуха Глухота)

- Вы узнали этого героя? Кто это?

Да, да сейчас поссорю все согласные звуки.

Почему она хочет это сделать? (Не любит шум.)

- А что ты приготовила коварная? (коробка, в ней мороженое)

Отгадаете загадку, узнаете. (На доске)



Сопровождающее чтение загадки.

1.  Прочитайте загадку про себя.

2. Прочитаем все вместе.(хором)

3.  Кто сможет сам прочитать?

Кто догадался, что это?

(достает мороженое)

- Ребята, а вы любите мороженое? (да)

- А сколько вы можете съесть? (много)

Вот и звукам мороженое так понравилось, что они забыли о всякой осторожности и все ели и ели.


- Как вы думаете, что происходит, если много съесть мороженого?

(Заболит горло, пропадет голос)

- А как вы стали говорить? (шепотом)

Так и случилось. У них пропал голос. С тех пор эти согласные звуки стали называть ГЛУХИМИ.

Но, не все звуки потеряли голос. Видимо они проявили осторожность и не ели слишком много мороженого. Они стали называться ЗВОНКИМИ звуками.

Итак, с какими звуками вы познакомились?

 (со звонкими и глухими)

- Как отличить звонкий звук от глухого?

(Если звучит шум, то глухой, если – голос и шум, то звонкий)

Подводящий диалог.

Мотивирующий прием - «яркое пятно», через него выходим на проблемную ситуацию. Прием сравнения, сопоставления, анализа.






Обучаем пословному чтению. Развиваем внимание, память, мышление.




Воспитываем любознательность, бережное отношение к своему здоровью.






Показ на доске слов

ЗВОНКИЙ, ГЛУХОЙ

Метод: частично поисковый.

Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой,

Развивается внимание.


6 Первичное закрепление с комментированием.



Посмотрите еще раз на свою картинку.

- У кого из вас слово начинается с глухого звука? А у кого со звонкого?


- произнесите свой звук еще раз и послушайте, закрыв ушки. Нажмите пальчиками на козелок.

- Кто уже догадался, какой у него звук.

Ответы детей.

(У меня (в) - он согласный звонкий и т. д.)

- А на моделях это показано, что звук звонкий или глухой? (нет)

Вот ПАРОВОЗИК-РЕЧЬ подарил тем, кто звонкий маленький колокольчик.

(я прикрепляю на доске колокольчик на твердый звук и мягкий согласный звук)

-А вы на своих моделях можете обозначить колокольчик кружочком.

- Возьмите модель СОГЛАСНЫЙ ТВЕРДЫЙ и нарисуйте внутри кружок

- Возьмите модель СОГЛАСНЫЙ МЯГКИЙ и тоже нарисуйте кружок.


Вывод: Какой новый признак появился у наших согласных звуков? (глухой, звонкий)


Дидактическая игра: «какой звук?»показываю буквы, они хлопок или ушки закрывают.




Учить определять на слух звонкий согласный звук или глухой, давать характеристику звукам.
















Практическая работа











.

7Этап творческого проговаривания. Сам. Работа с проверкой.

Откройте учебник на странице 138.

- Какие Звуковички пришли к нам на урок?

- Дайте им характеристику.

(согласный твердый звонкий, согласный твердый глухой, согласный мягкий звонкий, согласный мягкий глухой)

- Как их различать в речи?

(слышим шум или голос и шум)

- А на модели как различать?

(если есть кружок или он зачеркнут)

- Рассмотрите модель первого слова.

Какое слово спряталось? Докажите(или дайте характеристику каждому звуку).






(Работа с учебником)

Развивать обще-информационные умения. Учебно-логические(доказывать, анализировать)

8Выполнение тренировочных и творческих заданий.

Работа с учебником стр. 138

Рассмотрите модели слов. Сколько слогов?

Как мы читаем сложные слоги? (на одном дыхании).

Подготовьтесь читать вслух.


Рыдают буквы в каждой строчке,

От наших слов – одни кусочки.

У всех у нас есть начало,

И, как назло оно пропало.

Но, если вы найдете,

То сразу все слова прочтете.


Игра «Эхо».(1 ученик читает, а другие повторяют)


- Определите, какой месяц изображен на картинке? Докажите.

Давайте покажем старухе ГЛУХОТЕ, как мы научились читать.

На странице 139 приготовьтесь читать стихотворение Антошка.

- Кто готов прочитать вслух?

(чтение по четверостишию)

Чтение по ролям. Все хором спрашивают, а один Антошка отвечает.

Про какого героя говорится в стих.? (лентяя)

А вы помогаете дома родителям собирать картофель?

.Развивать обще-информационные умения. Учебно- логические(доказывать, анализировать)



Упражнять в звуковом анализе слов и чтении многосложных слов с закрытыми и открытыми слогами (ССГ, ССГС, ССГСС). Продолжить формирование  основ продуктивного чтения (осмысленного, правильного, пословного, выразительного).

9Итог урока.

 

С какими звуками мы встретились, и что нового о них узнали? Как определить звонкость или глухость?

Оцените свою работу. На каком шаре вы полетите домой?

Подвести итог урока, выявить у детей знания, оценить свою деятельность.

 Анализ урока.

4 этап . «Культура чтения» - завершающий этап букварного периода, должен заложить основы культуры чтения. На данном этапе завершается формирование основ продуктивного чтения. Ведущую позицию в обучении занимает пословное чтение и реализуется в условиях сопровождающего чтения.

Это пятый урок данного этапа подготовлен предшествующим материалом. Изучили: команды гласных звуков, слова, предложения.

Тема урока: «Звонкие и глухие согласные».

Тип урока: урок усвоения нового материала. 

Форма организации обучения: урок – игра.

Методы обучения: беседа, самостоятельная работа.

По характеру познавательной деятельности учащихся и деятельности учителя – метод эвристической беседы, частично-поисковый метод, проблемные вопросы.

Формы организации познавательной деятельности: самостоятельная работа, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Работала с элементами интерактивного обучения с опорой на имеющийся опыт детей. Присутствовало три вида активности.

 Физическая активность проявлялась на всех этапах: говорили, рисовали, слушали, играли.

Социальная: отвечали на вопросы, обмен мнениями.

Познавательная активность: находили решения проблемы.

Наглядные пособия, предметные картинки, выступали в качестве организатора учебной деятельности.

Исходя из особенностей класса и темы урока сформулировала цели урока.

Цели урока:

1. Образовательные.

        Познакомить со звонкими и глухими согласными.  Учить различать глухие и звонкие согласные. Упражнять в звуковом анализе слов и чтении многосложных слов с закрытыми и открытыми слогами (ССГ, ССГС, ССГСС). Продолжить формирование  основ продуктивного чтения (осмысленного, правильного, пословного, выразительного). Способствовать обогащению словарного запаса детей.

2. Развивающие.

        Развивать устную речь учащихся и фонематический слух, совершенствовать культуру речи детей, расширение кругозора младших школьников. Используя приемы игры, развивать у учащихся многообразие психических процессов: логическое мышление, все виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную), восприятие, воображение,  внимание.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                3. Воспитательные.

        Воспитывать любознательность, аккуратность, усидчивость, чувство взаимоуважения, взаимовыручки, бережное отношение к своему здоровью. Прививать любовь и заботу к животным, содействовать развитию интереса к предмету посредством игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов.

Исходя из целей урока, было спланировано 9 этапов урока.

1.Организационный момент.

Задача этапа.

Проверить готовность к уроку, правильность посадки учащихся.

Мотивационный компонент урока.

Поддержание эмоционально-положительного настроя на урок.

2.Актуализация знаний.

Задача этапа.

Актуализировать опорные знания и способы действия. Закрепить знания о звуках. Развивать устную речь учащихся и фонематический слух, совершенствовать культуру речи детей. Воспитывать внимательность, умение слушать других.

Метод: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный. Учебно-логические умения.(Сравнивать и обобщать).

Использовала индивидуальную работу, коллективную проверку

Использовала побуждающий диалог

ФОПД -фронтальная и индивидуальная. Достигла поставленной задачи.

3Создание проблемной ситуации.

Сообщение цели в виде проблемного задания. Прослушать сказку и определить на какие группы делят согласные звуки.

4.«Открытие» новых знаний и способов действий.

Для создания проблемной ситуации использовала подводящий диалог.

Мотивирующий прием - «яркое пятно», через него выходим на проблемную ситуацию. Прием сравнения, сопоставления, анализа.

Обучаем пословному чтению. Развиваем внимание, память, мышление.

Воспитываем любознательность, бережное отношение к своему здоровью.

Метод: частично поисковый.

Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой,

Развивается внимание.

Методы и приемы оправдали себя.

5.Физминутка

Танец лягушат.

.Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой,

6 Первичное закрепление с комментированием

Учить определять на слух звонкий согласный звук или глухой, давать характеристику звукам.

Упражнять в звуковом анализе слов и чтении многосложных слов с закрытыми и открытыми слогами (ССГ, ССГС, ССГСС). Продолжить формирование  основ продуктивного чтения (осмысленного, правильного, пословного, выразительного).

Фрмировать  учебно- логические(доказывать, анализировать) умения.

Метод: наглядный, словесный, практический.

Частично-поисковый метод

7Этап творческого проговаривания. Сам. Работа с проверкой.

Учить определять на слух звонкий согласный звук или глухой, давать характеристику звукам.

 Выполнение тренировочных и творческих заданий.

Развивать обще-информационные умения, учебно- логические (доказывать, анализировать)

Упражнять в звуковом анализе слов и чтении многосложных слов с закрытыми и открытыми слогами (ССГ, ССГС, ССГСС). Продолжить формирование  основ продуктивного чтения (осмысленного, правильного, пословного, выразительного).

9Итог урока.

Подвести итог урока, выявить у детей знания,  ребята оценивают свою деятельность.

Фронтальный опрос показал, что ребята усвоили данную тему на среднем уровне.

Правильно сделали вывод, поняли изученный материал.

Я считаю, что задачи поставленные на уроке были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1-м классе " Звуки [л], [л,], буква Л–л"

1.     Обучающая: создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л,], букву “л” в слов...

Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».

Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....