Главные вкладки

    Урок обучения грамоте "Звонкие и глухие согласные" 1 класс
    методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

    Елена Викторовна Дворник

     

     

    Урок- игра: обучение грамоте по программе А.А.Штеца "Звонкие и глухие согласные"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_zvonkie_i_gluhie_soglasnye.doc79 КБ

    Предварительный просмотр:

    1 класс

    Урок обучения грамоте по программе А.А.Штеца.

    Тема урока: «Звонкие и глухие согласные».

    Тип урока: урок усвоения нового материала..

    Вид урока:

    Форма организации обучения: урок – игра.

    Методы обучения: беседа, самостоятельная работа.

    По характеру познавательной деятельности учащихся и деятельности учителя – метод эвристической беседы, частично-поисковый метод, проблемные вопросы.

    Формы организации познавательной деятельности: самостоятельная работа, индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Задачи урока:

    1. Образовательные.

            Познакомить со звонкими и глухими согласными.  Учить различать глухие и звонкие согласные. Упражнять в звуковом анализе слов и чтении многосложных слов с закрытыми и открытыми слогами (ССГ, ССГС, ССГСС). Продолжить формирование  основ продуктивного чтения (осмысленного, правильного, пословного, выразительного). Способствовать обогащению словарного запаса детей.

    2. Развивающие.

            Развивать устную речь учащихся и фонематический слух, совершенствовать культуру речи детей, расширение кругозора младших школьников. Используя приемы игры, развивать у учащихся многообразие психических процессов: логическое мышление, все виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную), восприятие, воображение,  внимание.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    3. Воспитательные.

            Воспитывать любознательность, аккуратность, усидчивость, чувство взаимоуважения, взаимовыручки, бережное отношение к своему здоровью. Прививать любовь и заботу к животным, содействовать развитию интереса к предмету посредством игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов.

    Оборудование: паровоз, буквы, волшебный мешочек, песня «Антошка», картинки с изображением животных

    Ход урока

    Этап урока

    Содержание

    Задача этапа

    -Ребята, скоро начнется наш урок, но прежде давайте поприветствуем гостей, которых очень рады видеть на нашей встрече.

    1.Организационный момент.

    1.Ну-ка, проверь дружок,

    Ты готов начать урок?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    Каждый хочет отвечать,

    Больше знаний получать!


    1.Проверить готовность к уроку, правильность посадки учащихся.

    Мотивационный компонент урока.

    Поддержание эмоционально-положительного настроя на урок.

    2.Актуализация знаний.













































    Ребята, напомните, по какой стране мы с вами путешествуем?(по стране Читалия)

    К нам на урок пришел из этой страны один из героев. Отгадайте кто это?


    В поле лестница лежит,

    Дом по лестнице бежит.

            Из трубы дымок там вьется,

    Стук колес лишь раздается. (Паровоз)


    - Это прибыл к нам ПАРОВОЗИК- РЕЧЬ. (Показ его на доске)

    - А что вы знаете о речи?

    - Давайте наши знания о речи соберем в волшебный мешочек. (Я хожу по классу, а ребята говорят по одному предложению и кладут в мешочек)

    Речь бывает устная и письменная. Речь состоит из предложений. Предложения – из слов. Слова – в письменной речи – из букв, а в устной речи - из звуков.

    -А какие вы знаете звуки?(гласные и согласные)

    К нам на урок ПАРОВОЗИК привез ЗВУКОВИЧКОВ.

    - А что это за звуки? Вы должны догадаться.

    У вас на столах лежат картинки.

    - Рассмотрите их, кто на них изображен?

    - Произнесите каждый свое слово и выделите первый звук.

    - Назовите свое слово, какой звук к тебе пришел? Дайте ему характеристику. (Какой он?)

    Например: слон- (с)-согласный, твердый звук.

    - Что у них общего? (Все согласные)(Чем звуки похожи?)

    Если разделить на группы, то одни звуки твердые, а другие мягкие.(Чем различаются звуки?)




    Актуализировать опорные знания и способы действия. Закрепить знания о звуках. Развивать устную речь учащихся и фонематический слух, совершенствовать культуру речи детей.

    Метод: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный. Сравнивать и обобщать.












    Побуждающий диалог



    ФОПД -фронтальная и индивидуальная.











    Я слушаю ребят.

    Индивидуальная работа


    У каждого на столах модели звуков.


    3.Создание проблемной ситуации.

    А согласные можно разделить и по другому принципу, а по какому? Вы узнаете, если послушаете сказку.

    Сообщение цели в виде проблемного задания.

    4.«Открытие» новых знаний и способов действий.





























    5Физминутка

    Танец лягушат.

    Почему одни звуки звонкие, а другие глухие?

    (Появляется старуха Глухота)

    - Вы узнали этого героя? Кто это?

    Да, да сейчас поссорю все согласные звуки.

    Почему она хочет это сделать? (Не любит шум.)

    - А что ты приготовила коварная? (коробка, в ней мороженое)

    Отгадаете загадку, узнаете. (На доске)



    Сопровождающее чтение загадки.

    1.  Прочитайте загадку про себя.

    2. Прочитаем все вместе.(хором)

    3.  Кто сможет сам прочитать?

    Кто догадался, что это?

    (достает мороженое)

    - Ребята, а вы любите мороженое? (да)

    - А сколько вы можете съесть? (много)

    Вот и звукам мороженое так понравилось, что они забыли о всякой осторожности и все ели и ели.


    - Как вы думаете, что происходит, если много съесть мороженого?

    (Заболит горло, пропадет голос)

    - А как вы стали говорить? (шепотом)

    Так и случилось. У них пропал голос. С тех пор эти согласные звуки стали называть ГЛУХИМИ.

    Но, не все звуки потеряли голос. Видимо они проявили осторожность и не ели слишком много мороженого. Они стали называться ЗВОНКИМИ звуками.

    Итак, с какими звуками вы познакомились?

     (со звонкими и глухими)

    - Как отличить звонкий звук от глухого?

    (Если звучит шум, то глухой, если – голос и шум, то звонкий)

    Подводящий диалог.

    Мотивирующий прием - «яркое пятно», через него выходим на проблемную ситуацию. Прием сравнения, сопоставления, анализа.






    Обучаем пословному чтению. Развиваем внимание, память, мышление.




    Воспитываем любознательность, бережное отношение к своему здоровью.






    Показ на доске слов

    ЗВОНКИЙ, ГЛУХОЙ

    Метод: частично поисковый.

    Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой,

    Развивается внимание.


    6 Первичное закрепление с комментированием.



    Посмотрите еще раз на свою картинку.

    - У кого из вас слово начинается с глухого звука? А у кого со звонкого?


    - произнесите свой звук еще раз и послушайте, закрыв ушки. Нажмите пальчиками на козелок.

    - Кто уже догадался, какой у него звук.

    Ответы детей.

    (У меня (в) - он согласный звонкий и т. д.)

    - А на моделях это показано, что звук звонкий или глухой? (нет)

    Вот ПАРОВОЗИК-РЕЧЬ подарил тем, кто звонкий маленький колокольчик.

    (я прикрепляю на доске колокольчик на твердый звук и мягкий согласный звук)

    -А вы на своих моделях можете обозначить колокольчик кружочком.

    - Возьмите модель СОГЛАСНЫЙ ТВЕРДЫЙ и нарисуйте внутри кружок

    - Возьмите модель СОГЛАСНЫЙ МЯГКИЙ и тоже нарисуйте кружок.


    Вывод: Какой новый признак появился у наших согласных звуков? (глухой, звонкий)


    Дидактическая игра: «какой звук?»показываю буквы, они хлопок или ушки закрывают.




    Учить определять на слух звонкий согласный звук или глухой, давать характеристику звукам.
















    Практическая работа











    .

    7Этап творческого проговаривания. Сам. Работа с проверкой.

    Откройте учебник на странице 138.

    - Какие Звуковички пришли к нам на урок?

    - Дайте им характеристику.

    (согласный твердый звонкий, согласный твердый глухой, согласный мягкий звонкий, согласный мягкий глухой)

    - Как их различать в речи?

    (слышим шум или голос и шум)

    - А на модели как различать?

    (если есть кружок или он зачеркнут)

    - Рассмотрите модель первого слова.

    Какое слово спряталось? Докажите(или дайте характеристику каждому звуку).






    (Работа с учебником)

    Развивать обще-информационные умения. Учебно-логические(доказывать, анализировать)

    8Выполнение тренировочных и творческих заданий.

    Работа с учебником стр. 138

    Рассмотрите модели слов. Сколько слогов?

    Как мы читаем сложные слоги? (на одном дыхании).

    Подготовьтесь читать вслух.


    Рыдают буквы в каждой строчке,

    От наших слов – одни кусочки.

    У всех у нас есть начало,

    И, как назло оно пропало.

    Но, если вы найдете,

    То сразу все слова прочтете.


    Игра «Эхо».(1 ученик читает, а другие повторяют)


    - Определите, какой месяц изображен на картинке? Докажите.

    Давайте покажем старухе ГЛУХОТЕ, как мы научились читать.

    На странице 139 приготовьтесь читать стихотворение Антошка.

    - Кто готов прочитать вслух?

    (чтение по четверостишию)

    Чтение по ролям. Все хором спрашивают, а один Антошка отвечает.

    Про какого героя говорится в стих.? (лентяя)

    А вы помогаете дома родителям собирать картофель?

    .Развивать обще-информационные умения. Учебно- логические(доказывать, анализировать)



    Упражнять в звуковом анализе слов и чтении многосложных слов с закрытыми и открытыми слогами (ССГ, ССГС, ССГСС). Продолжить формирование  основ продуктивного чтения (осмысленного, правильного, пословного, выразительного).

    9Итог урока.

     

    С какими звуками мы встретились, и что нового о них узнали? Как определить звонкость или глухость?

    Оцените свою работу. На каком шаре вы полетите домой?

    Подвести итог урока, выявить у детей знания, оценить свою деятельность.

     Анализ урока.

    4 этап . «Культура чтения» - завершающий этап букварного периода, должен заложить основы культуры чтения. На данном этапе завершается формирование основ продуктивного чтения. Ведущую позицию в обучении занимает пословное чтение и реализуется в условиях сопровождающего чтения.

    Это пятый урок данного этапа подготовлен предшествующим материалом. Изучили: команды гласных звуков, слова, предложения.

    Тема урока: «Звонкие и глухие согласные».

    Тип урока: урок усвоения нового материала. 

    Форма организации обучения: урок – игра.

    Методы обучения: беседа, самостоятельная работа.

    По характеру познавательной деятельности учащихся и деятельности учителя – метод эвристической беседы, частично-поисковый метод, проблемные вопросы.

    Формы организации познавательной деятельности: самостоятельная работа, индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Работала с элементами интерактивного обучения с опорой на имеющийся опыт детей. Присутствовало три вида активности.

     Физическая активность проявлялась на всех этапах: говорили, рисовали, слушали, играли.

    Социальная: отвечали на вопросы, обмен мнениями.

    Познавательная активность: находили решения проблемы.

    Наглядные пособия, предметные картинки, выступали в качестве организатора учебной деятельности.

    Исходя из особенностей класса и темы урока сформулировала цели урока.

    Цели урока:

    1. Образовательные.

            Познакомить со звонкими и глухими согласными.  Учить различать глухие и звонкие согласные. Упражнять в звуковом анализе слов и чтении многосложных слов с закрытыми и открытыми слогами (ССГ, ССГС, ССГСС). Продолжить формирование  основ продуктивного чтения (осмысленного, правильного, пословного, выразительного). Способствовать обогащению словарного запаса детей.

    2. Развивающие.

            Развивать устную речь учащихся и фонематический слух, совершенствовать культуру речи детей, расширение кругозора младших школьников. Используя приемы игры, развивать у учащихся многообразие психических процессов: логическое мышление, все виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную), восприятие, воображение,  внимание.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    3. Воспитательные.

            Воспитывать любознательность, аккуратность, усидчивость, чувство взаимоуважения, взаимовыручки, бережное отношение к своему здоровью. Прививать любовь и заботу к животным, содействовать развитию интереса к предмету посредством игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов.

    Исходя из целей урока, было спланировано 9 этапов урока.

    1.Организационный момент.

    Задача этапа.

    Проверить готовность к уроку, правильность посадки учащихся.

    Мотивационный компонент урока.

    Поддержание эмоционально-положительного настроя на урок.

    2.Актуализация знаний.

    Задача этапа.

    Актуализировать опорные знания и способы действия. Закрепить знания о звуках. Развивать устную речь учащихся и фонематический слух, совершенствовать культуру речи детей. Воспитывать внимательность, умение слушать других.

    Метод: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный. Учебно-логические умения.(Сравнивать и обобщать).

    Использовала индивидуальную работу, коллективную проверку

    Использовала побуждающий диалог

    ФОПД -фронтальная и индивидуальная. Достигла поставленной задачи.

    3Создание проблемной ситуации.

    Сообщение цели в виде проблемного задания. Прослушать сказку и определить на какие группы делят согласные звуки.

    4.«Открытие» новых знаний и способов действий.

    Для создания проблемной ситуации использовала подводящий диалог.

    Мотивирующий прием - «яркое пятно», через него выходим на проблемную ситуацию. Прием сравнения, сопоставления, анализа.

    Обучаем пословному чтению. Развиваем внимание, память, мышление.

    Воспитываем любознательность, бережное отношение к своему здоровью.

    Метод: частично поисковый.

    Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой,

    Развивается внимание.

    Методы и приемы оправдали себя.

    5.Физминутка

    Танец лягушат.

    .Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой,

    6 Первичное закрепление с комментированием

    Учить определять на слух звонкий согласный звук или глухой, давать характеристику звукам.

    Упражнять в звуковом анализе слов и чтении многосложных слов с закрытыми и открытыми слогами (ССГ, ССГС, ССГСС). Продолжить формирование  основ продуктивного чтения (осмысленного, правильного, пословного, выразительного).

    Фрмировать  учебно- логические(доказывать, анализировать) умения.

    Метод: наглядный, словесный, практический.

    Частично-поисковый метод

    7Этап творческого проговаривания. Сам. Работа с проверкой.

    Учить определять на слух звонкий согласный звук или глухой, давать характеристику звукам.

     Выполнение тренировочных и творческих заданий.

    Развивать обще-информационные умения, учебно- логические (доказывать, анализировать)

    Упражнять в звуковом анализе слов и чтении многосложных слов с закрытыми и открытыми слогами (ССГ, ССГС, ССГСС). Продолжить формирование  основ продуктивного чтения (осмысленного, правильного, пословного, выразительного).

    9Итог урока.

    Подвести итог урока, выявить у детей знания,  ребята оценивают свою деятельность.

    Фронтальный опрос показал, что ребята усвоили данную тему на среднем уровне.

    Правильно сделали вывод, поняли изученный материал.

    Я считаю, что задачи поставленные на уроке были достигнуты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обучения грамоте в 1-м классе " Звуки [л], [л,], буква Л–л"

    1.     Обучающая: создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л,], букву “л” в слов...

    Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».

    Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...

    Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

    Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....