"Буквы Пп"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Кузнецова Екатерина Валерьевна

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК "Гармония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_obucheniya_gramote.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте

26.10 2010

1 класс

Программа Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетеньковой Н.М., Курлыгиной О.Е.

Учитель Кузнецова Екатерина Валерьевна

Тема: «Буквы Пп»

Цели: учить выделять из потока речи звуки [п], [п'], познакомить учащихся с буквами Пп, формировать умение читать слоги и слова с буквами Пп;

развивать логическое мышление, внимание, познавательный интерес.

  1. Организационный момент.  

  1. Повторение изученного и введение в тему урока.

Слайд 1.

- Сегодня на уроке чтения вы познакомитесь с новой буквой, но прежде мы повторим то, что уже знаем. Сейчас я буду читать вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается.

+ Кошка.

- Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

  В сарай попала, кур пересчитала.

+ Лиса.

- На овчарку он похож,

  Что ни зуб – то острый нож.

  Он бежит, оскалив пасть,

  На овцу готов напасть.

+ Волк.

- Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.

+ Корова.

- Что за будильник:

   Живой, с гребешком,

   Крыльями машет,  

   А ходит пешком?

+ Петух.

- Она не Бурёнка,

   Но всё же пока

   Даёт ежедневно

   Кувшин молока.

   Ей дай только волю –

   Семь дней не пройдёт –

   Повсюду с деревьев кору обдерёт.

+ Коза.

- Посмотрите на буквы, которые появились на экране. Какое у них общее название?

+ Буквы согласных звуков.

- Назовите букву, звуки, которые она обозначает, и животных, в названии которых встречаются эти звуки, дайте характеристику этих звуков.

- Какое из этих животных может быть «лишним»?

+ Петух, т.к. это птица, а все остальные животные – звери (или петух, т.к. он нарисован как сказочный персонаж, а все остальные животные сфотографированы).  

- На иллюстрациях к каким сказкам можем увидеть такого петушка?

+ «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лубяная избушка», «Петух и лиса».

- А как вы думаете, почему петух так назван? Что он делает по утрам?

+ Поёт.

- Он по утрам любит петь, поэтому и назвали его петухом.

  1. Выделение новых звуков и их характеристика.    

                                                                                    

- Положите перед собой карточки-схемы звуков. Назовите и послушайте 1-й звук в слове поёт.

- Покажите этот звук на карточке.

- Дайте характеристику звука.

+ Согласный твёрдый глухой.

- Назовите и послушайте 1-й звук в слове петух.

- Покажите этот звук на карточке.

- Дайте характеристику звука.

+ Согласный мягкий глухой.

- Чем похожи звуки?

+ Оба согласные глухие.

- Чем отличаются?

+ Звук [п] – твёрдый, а звук [п'] – мягкий.

  1. Звуковые упражнения.  

   

- Найдите на нашем сказочном петушке предметы, в названии которых есть звуки [п], [п']. Назовите звук и дайте его характеристику.

- Встаньте ученики, у которых имя или фамилия начинается со звуков [п] или [п']. Назовите имя или фамилию и звук, с которого они начинаются, дайте характеристику этого звука.

- Какую пару составляют звуки [п], [п']?

- Пару по твёрдости-мягкости.

  1. Знакомство с буквами Пп.  

Слайд 2.

- Звуки [п], [п'] обозначаются буквой п.

Посмотрите на заглавную и строчную буквы Пп. Чем они отличаются?

+ Размером.  

Слайд 3.

- Каую букву п надо подставить на место первых звуков в словах петух и поёт?

- А теперь составьте из этих двух слов предложение.

+ Петух поёт.

- Что тогда изменится в записи?

+ Слово петух будет записано с заглавной буквы, а в конце будет стоять точка.

- А какую кличку чаще всего дают петуху?

+ Петя.

- Из карточек составьте звуковую схему слова Петя.

- Откройте букварь на стр. 86. Под буквами Пп в верхнем правом углу напечатана схема слова Петя. Проверьте себя. Кто составил такую же схему без единой ошибки?

 - Назовите 1-й звук в слове Петя. Дайте его характеристику.

- Какую букву надо подставить на место этого звука?

+ Заглавную букву П, т.к. это кличка.

Слайд 4.

- На что похожа буква п?

- Что на этих фотографиях имеет вид буквы п?

- На рисунке слева изображены древние ворота Тонга в Полинезии, а на рисунке справа Нарвские триумфальные ворота, которые находятся в нашем городе на площади Стачек.

- Сейчас вы поработаете в паре. Положите перед собой рисунок и фигуры, скреплённые скрепкой. Уберите скрепку, разложите фигуры перед собой. Выберите нужные фигуры и сконструируйте на рисунке для петушка ворота в виде буквы п.

- А теперь встаньте за своими стульями. Покажите вместе с соседом по парте букву п.

- Молодцы! Тихо садитесь.

  1. Чтение слогов.

Слайд 5.

- Сейчас будем читать слоги с буквой п. Но прежде вспомним, как определить, твёрдо или мягко надо читать букву согласного звука?

+ Перед буквами а, о, у, ы буквы согласных читаю твёрдо. Перед буквой и буквы согласных читаю мягко.

Дети хором читают слоги.

  1. Чтение слов и предложений.  

Слайд 6.

- Прочитайте слог на экране.

- Что добавилось?

+ Буква т.

- Прочитайте, что теперь здесь написано.

- Это слово или слог?

+ Слово и слог.
- Какое значение имеет слово плот?

+ Скреплённые в несколько рядов брёвна для переправы по воде.

- Что теперь добавилось?

+ Слог ник.

- Прочитайте слово.

- Среди трёх рисунков в букваре найдите тот, на котором изображён плотник.

- Кто такой плотник?

+ Человек, который занимается обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.

Слайд 7.

- Посмотрите на слово. Сколько в нём слогов?

+ Два.

- Как определили?

+ Сколько в слове гласных, столько и слогов.

- Какой слог ударный?

+ Первый.

- Прочитайте слово.

- Назовите букву безударного гласного звука во втором слоге.

Аналогично проводится работа над другими словами на этом слайде.

- Скажите одним словом, что такое повар, пилот, капитан?

+ Профессии.

- Кто не изображён на рисунках в букваре?

+ Повар.

- Кто такой повар?

- Кто изображён на рисунке слева?

- Кто такой пилот?

- А на правом рисунке кто изображён?

- А кто такой капитан?

+ Командир судна, главный на корабле.

Слайд 8.

- Прочитайте слово.

- Какая буква стоит в начале? Почему?

+ Заглавная буква П, т.к. это имя.

Аналогично проводится работа над другими словами на этом слайде.

- Чем различаются слова Павлов и Павлова?

Физминутка.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко, ровно, глубоко…

Наши руки отдыхают,  

Отдыхают, засыпают…

Шея не напряжена и расслаблена…  

Дышится легко… ровно… глубоко…

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем,

Потянулись! Улыбнулись!

- Теперь в букваре прочитаем небольшой рассказ, в котором встретятся прочитанные вами слова. Этот рассказ напечатан под картинками с людьми разных профессий. Ставим пальчик на первое слово, читать будем по предложениям. Внимательно следим и слушаем друг друга.

Дети читают рассказ.

- Посмотрите на предложения внизу справа то красного квадрата. Какой знак стоит в конце каждого предложения?

+ Вопросительный знак.

- С какой интонацией надо читать эти предложения?

- Прочитаем вопросы к рассказу и ответим на них полными предложениями.

Дети читают вопросы и отвечают на них.

- В названиях каких профессий из тех, что есть в рассказе, в начале стоит буква п?

+ Плотник, пилот, повар.

- Посмотрим, названия каких ещё профессий начинаются с буквы п.

Слайды 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.

- На странице справа наверху прочитаем слоги и слова, в которых есть эти слоги. Как будем определять, сколько в каждом слове слогов?

- Прочитайте хором 1-й слог.

- Посмотрите на слово справа и скажите, сколько в нём слогов?

- Прочитайте слово хором по слогам.

Аналогично проводится работа с другими парами слогов и слов.

- Эти слова встретятся в рассказе, который напечатан ниже. Будем читать рассказ по предложениям.

Дети читают рассказ и вопросы внизу страницы. Отвечают на эти вопросы.

- Что сделал Полкан?

- Рассмотрите рисунок. Составьте предложение, которое могла бы сказать девочка.

- Прочитаем под красной звёздочкой, что же сказала девочка.

  1. Итог урока.

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки обозначаются буквой п?

- Найдите у нас в классе предметы, в названии которых есть звуки [п], [п']. Назовите звук и дайте его характеристику.

- Какие задания вам понравилось выполнять?

- Оцените работу класса на уроке с помощью светофора. Какой сигнал зажгём?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...