урок по литературному чтению З. Александрова "Зима"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Бурдюг Ирина Александровна

Данный урок разработан для 2 класса по системе "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_lit_chtenie_2_klass.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  З. Н. Александрова  «Зима»

Цели:

1). Обучающая:

-Учиться правильному, глубокому анализу произведения, выразительному чтению стихотворения;

-Продолжить знакомство с литературоведческим понятием: «сравнение»;

-Учиться устному словесному рисованию;

2).Развивающая:

-Развивать познавательную активность школьников, воображение, учить наблюдать, сравнивать, анализировать;

-Развивать у учащихся интеллектуальную, коммуникативную, рефлексивную культуру;

3). Воспитывающая:

-Воспитывать чувства прекрасного, любовь к природе, чувство товарищества и взаимопомощи;

Оборудование:

  1. Портрет З.Н.Александровой
  2. Фонограмма пения птиц.
  3. Изображение снегиря, зяблика;
  4. Конверты с сюрпризом.

5.Оформленная доска;

Ход урока

I. Орг. момент.

- Ребята, поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями.  Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом и получится интересным и увлекательным. Садитесь.

II. Актуализация знаний.

-Перед вами модели обложек.

-Назовите, какие из изученных произведений соответствуют  этим моделям.

( А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Е.Трутнева «Осень»;  Г.Скребицкий «Осень»; Э. Шим «Белка и Ворон»)

-Что общего в этих произведениях? (Они об осени.)

III. Новая тема.

-Сегодня мы начинаем изучать новый раздел.

-Прочитаем его название. ( «Снежок порхает, кружится…» на экране).

-О чём мы будем читать в произведениях этого раздела?

-Почему в конце названия стоит многоточие?

-На этом уроке мы познакомимся с I произведением этого раздела; проанализируем его и подготовим к выразительному чтению.

-Послушайте это  произведение.

(учитель читает наизусть стихотворение).

IV. Обсуждение.

-Какое настроение вызвало у вас это произведение?

V. Изготовление модели обложки.

-А сейчас вы на время станете оформителями.

-Приготовьте всё для оформления модели обложки.

-К какому жанру относится это произведение? (стихотворение)

-Отобразите это на модели обложки.

- Какую фигуру вы выбрали? Проверим (экран).

-Какова тема этого стихотворения? (о природе)

-Отобразите нужным цветом. Какой цвет вы выбрали? Проверим (экран). 

-Это произведение написала известная поэтесса.

-А кто это, давайте прочитаем. (Чтение детьми с экрана перевёртышей- Зин. Ник. Александрова)

-Да, это З.Н.Александрова (портрет) Она написала много произведений для детей. А вчера у неё был День рождения. Ей бы исполнился 101 год! Представляете, прошло, сколько лет, а её произведения живут, всеми любимы и читаемы!

-Запишите в свою обложку данные автора. На модели обложки мы запишем только инициалы автора. Какие правила мы должны вспомнить? ( Обратите внимание на орфограммы).

-А какое название вы бы дали этому произведению?

-Давайте, выполним задание и узнаем, как его назвала З.Александрова. (На экране ОЗСИЕМНАЬ).

-Зашифрованы 2 слова. Одно из них является названием стихотворения. Какие слова вы прочитали? Какое из них может стать названием стихотворения?

-Напишите название в свою модель обложки.

-Кто сможет представить свою обложку всем? (1 ребёнок у доски представляет обложку. Экран

-Итак, наступила зима. Давайте на минутку превратимся в снежинок. Встаньте.

ФИЗМИНУТКА Релакс. Музыка

VI. Работа над стихотворением.

-С каким произведением мы познакомились?

-Откройте учебник, прочитайте автора, название этого произведения. Прочитайте его вполголоса сами.

-Как можно доказать, что это стихотворение?

-Прочитайте пары рифмующихся слов. (Учитель вывешивает их на доску).

-Почему вы выбрали эти слова?

- Сколько смысловых частей в этом стихотворении?

-Прочитаем 1 часть. (Читает ребёнок)

-Какова главная мысль этой части?

-Какое настроение у вас она вызвала?

-Какие изменения в природе описывает автор с приходом зимы? (Какими стали улицы? А почему?)

-Почему З.Александрова называет снег-«снежок»?

-Прочитайте строки, в которых автор описывает снежок.

- Как вы понимаете смысл выражения СНЕЖОК ПОРХАЕТ. Изобразите.

-Значение этого слова мы узнаем из толкового словаря Владимира Ивановича Даля. Нам прочитает…(ребёнок). «Порхать»- это перелетать, летать недалеко; взлетая, вскоре падать или садиться; летать с места на место.

-Вновь обратимся к тексту.

-С чем автор сравнивает лужицы? Прочитайте.

-А почему? (На фоне снега лёд на лужах кажется чистым, прозрачным, светлым).

-Давайте прочитаем II часть стихотворения. (Читает ребёнок).

-Какова главная мысль этой части?

-Чему удивляется З.Александрова?

-А что вы знаете о зябликах?

-Вот эта птица на экране. Энциклопедическую справку о ней нам прочитает.(с экрана)

-А что вы знаете о снегирях?

-Обратимся к учебнику.

-Давайте прочитаем  о снегире в словаре учебника.

-Рассмотрите иллюстрацию и найдите слова, подходящие к ней. Прочитайте.

-С чем сравнивает автор снегирей? Как называется такой прием в литературе? СРАВНЕНИЕ.

-Да, посмотрите, как точно уловила сходство З.Александрова.

Когда эта птица нахохлится, то становится похожа на румяное яблочко. (На экране яблочко)

Физминутка (для глаз)

-А сейчас это яблочко поможет отдохнуть нашим глазкам. Оно начнёт двигаться. Наблюдайте за яблочком и глазками двигайтесь вместе с ним. Движение глаз за яблоком (экран).

 Глазки закрыли, поморгали. Садитесь.

VIII. Работа над выразительностью.

-Положите перед собой напечатанный текст стихотворения.

-Я ещё раз прочитаю стихотворение, а вы, слушая меня, отмечайте логические ударения и паузы (карандаш).

-Прочитайте сами, что у вас получилось.

-Выразительное чтение послушайте друг у друга. (Работа в парах).

Кто хочет прочитать стихотворение для всех?

IX. Вывод.

Итак, с каким произведением мы познакомились?

-Давайте ещё раз прочитаем название раздела. Сравните его со стихотворением.

-Что вы заметили?

-Почему эти строчки стали названием раздела?

-Какую картину вы бы нарисовали к этому произведению?

-Нарисуйте на обратной стороне вашей модели обложки.

-Давайте объединим наши работы. Передайте свои обложки. Вот какая книжка у нас получилась.

X. Д/З.

Дома это стихотворение вы выучите наизусть, а кто захочет, может придумать своё стихотворение, используя эти же рифмы (ПОКАЗ НА ДОСКЕ).

XI. Итог. 

-Ребята из другого класса приготовили для нас сюрприз. Давайте откроем конверт. Что вы увидели? Снегирей.

- Если вам на уроке было интересно, комфортно, выберите снегиря с яркой грудкой, а если вы испытывали затруднения, то снегиря с менее яркой окраской.

- Давайте посадим птиц на нашу северную рябину (по рядам под фонограмму пения птиц).

-Вы меня тоже очень порадовали своей работой. Молодцы! Я выбрала этого снегиря.

-Какая яркая картина у нас появилась! А появилась она, благодаря какому произведению? (Стихотворению З.Александровой «Зима»).

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...