Звук [Ш], буквы Ш, ш.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Лоншакова Елена Владимировна

 

Познакомить учащихся с твёрдым глухим  согласным звуком [ш],  буквами Ш, ш;

Формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание;

формировать навыки плавного чтения;

развивать речь, расширять кругозор, словарный запас учащихся;

формировать интерес к исследовательской и интеллектуальной     деятельности;

развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания   знаний.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, классификация, сравнение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_sh_zvuk_sh.doc59.5 КБ
Файл sh.pptx466.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 1 класс

Тип урока: ОНЗ.

Тема: Звук [Ш], буквы Ш, ш.

Цель: познакомить учащихся с твёрдым глухим  согласным звуком [ш],  буквами Ш, ш;

Формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание;

формировать навыки плавного чтения;

развивать речь, расширять кругозор, словарный запас учащихся;

формировать интерес к исследовательской и интеллектуальной     деятельности;

развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания   знаний.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, классификация, сравнение

Демонстрационный материал: карточки звуковичков  для фронтальной работы, модели слов, картинки.

Ход урока

I.  Мотивация к учебной деятельности .

Цель:

  1. Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Прозвенел звонок веселый,

Всех зовет он на урок

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики. ( Умницы! Молодцы!)

Подготовка артикуляционного аппарата к чтению. Фонетическая зарядка.

- Как жужжит пчела, шмель? ( Ж-ж-ж…)

- Как звенит комарик? ( З-з-з…)

- «Надуйте» воздушный шарик (Ф-ф-ф…)

- Как шарик выпускает воздух ( С-с-с…)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)

- Что вы произнесли?

- Что можете рассказать о звуках?

- Сегодня вы обязательно сделаете еще одно открытие. Как вы будете это делать? (выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цель:

1. Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала: повторить изученные глухие мягкие и твёрдые согласные.

2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение, классификация.

1. Распознавание функций изученных глухих согласных.

- Дайте характеристику звукам. (ребята выходят к доске, одевают звуковичков и дают характеристику)

- Почему звуковички взялись за руки?( т, к, с, п)

- Какие звуки называются согласными?

- Посмотрите, с кем мы будем работать.

- Какой у нас будет урок: урок повторения или урок открытия новых знаний?

- Что мы будем открывать?

- Что необычного заметили у звуковичка?

- Этим знаком звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет необычный звук.

- Назовите изображенные на картинках предметы.( шар, шляпа, шишка, шмель)

- Найдите в словах, обозначающих названия предметов, одинаковый незнакомый вам звук.

III. Постановка учебной задачи.

Цель:

1. Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения звука [ш]

 2. Согласовать тему урока.

Вывод: В каждом слове есть незнакомый звук ш.

- Определите тему нашего урока.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1.Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения правила написания Ш в словах.

2.Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

3.Организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания и зафиксировать его в знаковой форме.

- Исключите одно из данных слов по самостоятельно найденному признаку. ( шмель – оно отвечает на вопрос кто?, а остальные слова – на вопрос что?)

-  Произнесите первый звук в слове шмель.

- Какой это звук?

- Раз он согласный, что мы можем про него сказать?

 - Дайте характеристику звуку [ш] по эталону.

  ( [ш] – согласный звук, так как нельзя пропеть; воздух встречает преграду; не может образовывать слог;  глухой, твёрдый)

- А какой значок нам поможет увидеть звук ш?

- Звук [ш] на письме обозначается буквой ш  (ша).

Шмель пролетел и сдул все слоги. Давайте их прочитаем сначала отдельно, потом слитно. Охарактеризуйте новый звук.

Ша           аш

Шо           ош

Шу           уш

Ши           иш

Вывод: звук ш всегда произносится твердо.

- Какова тема урока? (Звук [ш], буквы Ш, ш)

- Для какого звука оставлено место рядом с изученными звуками?

- Каким цветом раскрасим башмачки?

- Может ли звук ш быть мягким?

                           

- Кто попробует зафиксировать сказанное в знаковой форме?

                                                             

 

                          Ш

     

- Чем же отличается новый звук от других изученных звуков?

V. Физкультминутка.

 Если в слове есть звук ш, вы прыгаете, если нет – машете руками. ( школа, берет, шляпа, косынка, Маша, туфли, душ, пальто, каша, капуста, тельняшка)

VI. Реализация построенного проекта.

Цель:

1.Зафиксировать умение распознавать звук [Ш]  в словах

  1Работа с учебником на стр.80.

- Прочитайте слоги, которые начинаются с гласного звука.

- Прочитайте слова 6-го столбика, ответьте на вопросы, дайте характеристику новому звуку.

- Прочитайте слово, называющее фрукт. (груша)

- Называющее насекомое. (мошка)

- Вкусный испеченный предмет. (пышка)

- Жилище. (шалаш)

- Слово – перевертыш. (шалаш)

- Где может располагаться звук ш в слове?

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

- Прочитайте слова 4-го столбика.

- Чем похожи слова? ( есть звук ш, 1 слог, 1 гласная)

- Прочитайте слова 9-го столбика.

- Прочитайте слова, которые отличаются только одним звуком? (сумка, сушка)

- Как это влияет на слово? (меняется значение слова)

- Объясните значение этих слов.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: проверить навыки звуко-буквенного анализа слов с буквой Ш.

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

- Надо выполнить исследовательское задание в паре.

Сделать звуковой анализ слов шар, машина, камыш)

- У кого всё получилось?

- У кого возникли затруднения?

- Кому нужна помощь?

Физкультминутка.

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

встаньте на носок, на пятку

Глубоко теперь вздохните, сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведем

И читать, друзья начнем.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

1. Прочитайте слова 8-го столбика.

-Объясните значение слов шут, шутник.

- Можно ли эти слова назвать родственными?

- Где встречается звук ш в этих словах? (в начале)

_Дайте характеристику звуку ш.

2. Чтение текста «Паша-шутник».

- Рассмотрите иллюстрацию, прочтите название текста и предположите, о ком будем читать?

- Чтобы узнать, правы ли мы, давайте прочтём текст.( Чтение про себя)

-Почему Паша шутник?

- Кто такой клоун? ( Клоун – артист цирка)

- Посчитайте, сколько букв ша встречается в тексте. (кто правильно посчитал наградить новым звуковичком)

X. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: 

Соотносение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

- Что необходимо сделать в конце урока?

-Чем похож звук [ш] на другие согласные звуки?

  - Чем отличается?

- В начале урока мы говорили о секрете, который прячет новый звук. (Да, о Ш, который всегда твердый )

- Почему же у человечка  в руках   восклицательный знак? (Напоминание: оба башмачка синего цвета, звук [ш] – всегда твёрдый)

- Оцените свою деятельность на уроке.

- Кто испытывал трудность в начале урока в характеристике звука ш?

- Кто разобрался с этой проблемой?

Завтра мы продолжим характеризовать звук ш.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Ш

Слайд 4

Аш Ош Уш иш Ша Шо Шу ши

Слайд 5

Буква Ш Звук [ ш ]

Слайд 6

груша шалаш пышка мошка

Слайд 7

Правила работы в парах 1. Работать должны оба. 2. Один говорит, другой слушает. 3. Если не понял, переспроси. 4. Своё несогласие высказывай вежливо.

Слайд 9

машина малыш шар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...