Упражнения для развития техники чтения.
учебно-методический материал по чтению на тему

Кодрик Наталья Николаевна

Данные упражнения помогают учащимся развивать технику чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_razvitiya_tehniki_chteniya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения  для  развития  техники чтения.

1. Чтение  жужжащее.

2 .Чтение хором.

3. Чтение  в темпе  скороговорки.

4. Чтение «цепочкой» (по одному  слову , предложению , абзацу).

5. Динамическое  чтение. На  доске  или  карточке  записан столбик  из  5-7  слов с постепенным  увеличением  количества  букв  в словах.

6. Бинарное  чтение .Один  текст  читают  два  ученика  одновременно.

7. «Очередь».Сначала  читает учитель , затем  ученики  читают  тот  же  самый  текст .

8. «Буксир» :

      А) учитель  читает  вслух , изменяя  скорость  чтения . Ученики  читают  вслух , стараясь  успеть  за  учителем.

       Б) учитель  читает  вслух , дети  про себя . Учитель останавливается , ученики  показывают слово  , где  остановился  учитель.

9. «Ловушка». Учитель  или  хорошо  читающий  ученик  читает  знакомый  текст и  заменяет  некоторые  слова  синонимами. Ученики  ищут  эту  замену.

10. «Прыжки». Чтение  через  слово.

11. «Голова и хвост».Учитель  или  ученик  начинает  читать  предложение , дети  быстро  его  находят и  дочитывают  все  вместе.

12.  «Первый  и последний» Чтение первой и последней  буквы  в  слове ; первого  и последнего  слова на  строчке , первого и последнего  слова  в предложении.

13. «Прятки». Нахождение  в  тексте  слова  с определенным признаком (начинается на букву  а ; состоит  из  двух  слогов ; с ударением в  конце  слова и др.).

14. Круговое  чтение . Небольшой  текст  читают  по  одному  слову  друг  за  другом  несколько  раз.

15. « Кто  быстрее?» На  доске написано предложение , на  столе рассыпаны  тексты. По  сигналу  ученики  ищут в  текстах  данное  предложение.

16. «Фотоглаз»:

* на  доске  столбик  слов , которые ученики  читают  определенное  время. Слова  закрываются , дети по  памяти  называют прочитанные  слова ;

* учитель  показывает  кадр диафильма , ученики должны  воспроизвести  подпись  к  кадру.

 17. Чтение  текста  через решетку.

18. «Найди меня». На  листах  написаны  строчки  букв , между  буквами «спрятаны» целые  слова. Их  нужно  найти.

19. «Счет  слов». На  максимальной  скорости  дети  читают и  одновременно  считают  слова. Перед  чтением ученикам задается вопрос , на который они  должны  ответить после  окончания  работы.

20. «Сканирование». За 20-30 секунд  ученики «пробегают глазами  текст в поисках важной  информации.

    Упражнения для  формирования навыков выразительного   чтения.          

  1. Выделение голосом  то  одного ,  то другого  слова в предложении.
  2. «На одном  дыхании» Сделать  глубокий вдох , прочитать предложение от  начала  до  конца.
  3. Выборочное  чтение вопросительных и восклицательных  предложений.
  4. Чтение  одного предложения с разной  интонацией.
  5. «Эхо».Учитель читает 1-2 строчки стихотворения , ученики повторяют  его с той  же  интонацией.
  6. «Ускорение» Одно предложение повторяется  несколько раз , постепенно увеличивая  темп  и  силу  голоса.
  7. Разметка текста :паузы, логическое  ударение , усиление или  ослабление  голоса.  
  8. Чтение под  музыку. Сначала  учитель  сам подбирает соответствующую  мелодию  к  тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента  мелодий. Дети должны  выбрать ту , которая больше подходит к тексту , и прочитать текст под  музыку.
  9. Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и поется текст стихотворения или  небольшого  рассказа.
  10.  Чтение  с  настроением. Один  ученик  читает  текст , другие должны угадать  его настроение.
  11. «Голоса». Чтение  текста , подражая чьему – либо голосу ( старушки, ребенка , слона и  др.)
  12. «Замена». Чтение  с  изменением  голоса  героя (например слова кошки  голосом  мышки ).
  13. Чтение по ролям.
  14. Чтение по ролям  без  слов  автора.
  15. Дикторское  чтение . Текст  делится на  части , каждый  «диктор» готовится заранее , чтобы  показать образец  чтения.
  16. Конкурс  чтецов.

 

                       Упражнения для понимания смысла  текста.

  1. Словарная  работа. Чтение  слов и  объяснение их лексического значения.
  2. Озаглавливание  текста.
  3. Деление  текста на  части , составление  плана.
  4. Определение  темы  текста , главной  мысли.
  5. Определение  типа  текста.
  6. Подбор иллюстрации к тексту.

  1. По  иллюстрации  определить  содержание текста.
  2. Составление  диафильма. Текст  делится на  части и распределяется между  детьми. Ученик читает  свой  отрывок , выполняет к нему рисунок и делает короткую  подпись. Все рисунки скрепляются  друг  с другом и используются для  краткого  пересказа.
  3. Выборочное  чтение. Найти в тексте описание  героя , природы и т.д.
  4. «Пропущенное  слово». Учитель читает текст и пропускает одно  слово. Дети должны вставить  слово , подходящее по смыслу.
  5. Восстановление  логической последовательности текста. Статьи из  журналов , газет разрезаются на  части , перемешиваются и даются  ученику в конверте.
  6. Восстановление текста. Небольшой  текст пишется  крупными  буквами на  листочке . разрезается на мелкие  кусочки .Бригада из 2-3 человек восстанавливает  текст. Задание можно  усложнить , если в конверт положить  кусочки  из  других  текстов или  смешать  несколько  статей.
  7. Распространение  предложений.
  8. Составление кроссвордов  по  тексту.
  9. Викторины по  одному  большому произведению или нескольким  маленьким.
  10. Мини – сочинения с целью анализа характера или поступка  героя.
  11. Подбор  загадок к  словам из  текста.
  12. Подбор пословиц и поговорок , раскрывающих  тему  текста.
  13. Составление ребусов к  словам из  текста.
  14. Фантограммы. Различные  фантазии при работе  с  текстом:
  1. в  хорошо  знакомом тексте изменяется  одно  условие (герой , время  года , место действия и др.). Ученики  фантазируют , как  изменится  содержание ;
  2. придумать  продолжение рассказа;
  3. всем  ученикам раздаются  листы , на  которых написаны 2-3  фразы (одни и те же). Это начала рассказа. Дальше каждый продолжает по  своему. Затем  рассказы зачитываются и определяются  лучшие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».

Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....

Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку

 Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...