Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Голубева Екатерина Владимировна

Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем и КИМами по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx61.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 имени В.Д. Бубенина»

Петропавловск-Камчатского городского округа

Утверждено:                                                        Согласовано:                                         Проверено:                                                     Рассмотрено на                                    

                                                                                                                                                                                                           заседании педагогического совета

Директор школы:                                              Зам. директора по  УВР:                      Председатель МО:                                    Протокол №_____                                          

                                                                                                                                                                                                                               

________________Н.Ф. Вернергольд             _________________Е.Н. Калига           _______________А.А. Бородина            от «____» ________2011г.                                 

Рабочая программа

по  учебному курсу «Литературное чтение»

3 класс

(УМК «Школа России»)

на 2011-2012 учебный год

Составитель программы: учитель начальных классов

Серова Екатерина Владимировна

Петропавловск-Камчатский

2011год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства образования российской федерации, начальные классы (1 – 4).

Учебник: «Литературное чтение» 3 класс, Авторы: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова  Просвещение 2006-2007 год

Программа рассчитана  на 105 ч.

Количество часов в     I четверти – 27ч.

 Количество часов во  II четверти – 22ч.

Количество часов в     III четверти – 31ч.

 Количество часов в    IV четверти – 25ч.

Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной  литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.  Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.

Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно - эстетический принцип определяет  стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается  к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип в его  преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его  реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральный слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к выявлению эпитетов, сравнений и других средств художественной  выразительности.  В начальной школе анализ образных  средств языка долен, проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших  школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.

Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого  как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова, на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя, на третьем году обучения - наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров.

Отличительной особенностью программы литературоведческого чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

         Цель: 

  •  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной           отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического           отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений           вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым           умением в системе образования младших школьников; формирование читательского           кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  •  воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,           потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности,  развитие  нравственных   чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Отличительной особенностью  программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела ,Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел дает возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности людей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

       Задачи курса литературного чтения:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведения изящной словесноти, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеситву писателей; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире в природе;
  • работать с различными типами текстов;
  • расширять кругозор учащихся.

Актуализация обучения младших школьников:

  • Углублять читательский опыт детей.
  • Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».

Неотъемлемой частью литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме уроков внеклассного чтения.

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Содержание тем учебного курса

3 класс (105 часа)

Самое великое чудо на свете(2ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (9ч.)

Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и серый волк», «Никита Кожемяка»).

Былины («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей Разбойник»).

      Страницы русской классики (36ч.)

Поэтические тетради.

  1. Ф.И. Тютчев («Люблю грозу в начале мая..»; «Листья»); А.А.Фет («Мама! Глянь-ка из окошка..»; «Зреет рожь..»); А.К.Толстой («Звонче жаворонка пенье..»; «Где гнуться над омутом лозы..»; «Вот уж снег последний в поле тает..»); А.Н. Майков («Весна»; «Колыбельная песня»; «Летний дождь»).
  2. И.С.Никитин («Полно, степь моя, спать беспробудно..»; «Утро»; «Встреча зимы»); А.Н.Плещеев («Весна»; «Мой садик»); И.З.Суриков («Детство»; «Зима»); С.Д.Дрожжин («Песня Микулы Селяниновича»; «В крестьянской семье»; «Деревня»).
  3. Н.А.Некрасов («Славная осень!»; «Перед дождем»; «Не ветер бушует над бором..»; «Дедушка Мазай и зайцы»); С.М.Соловьев («Смерть птички»); К.Д.Бальмонт («Осень»; «От птицы к птице..»; «Золотое слово»); И.А.Бунин («Детство»; «Полевые цветы»; «На проселке»; «Густой зеленый ельник у дороги»).
  4. Саша Черный («Что ты тискаешь утенка..»; «Воробей»; «Слон»_; А.А.Блок («Ветхая избушка»; «Сны»; «Ворона»); С.А.Есенин («Черемуха»; «Воробышки»).
  5. С.Я.Маршак («Голос в лесу»; «Гроза днем»); А.Л.Барто («Разлука»; «В театре»); С.В.Михалков ( «Если..»; «Рисунок»); Е.А.Благинина («Кукушка»).

А.С.Пушкин («Уж небо осенью дышало..»; «В тот год осенняя погода..»; «За весной, красной природы…»; «Опрятней модного паркета..»; «Зимнее утро»; «Зимний вечер»; «Сказка о царе Салтане..»); И.А.Крылов («Мартышка и очки»; «Зеркало и Обезьяна»; «Ворона и Лисица»); М.Ю.Лермонтов («Утес»; «Горные вершины»; «Два великана»; «Осень»); Л.Н.Толстой («Акула»; «Прыжок»; «Лев и собачка»; «Какая бывает роса на траве»; «Куда девается вода из моря»; «Детство»); А.И.Куприн («Слон»).

     

   Литературные сказки (7ч.)

 В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»); С.Т.Аксаков («Аленький цветочек»); В.М.Гаршин («Лягушка- путешественница);

Д.Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»).

          Любимые детские писатели (39ч.)

Были- небылицы.

М.Горький («Случай с Евсейкой»); К.Г.Паустовский («Растрепанный воробей»); В.П. Катаев («Дудочка и кувшинчик»); В.В.Медведев («Как Воробьенок придумал голосами меняться..») С.Я.Маршак («Двенадцать месяцев»).

Люби живое.

М.М.Пришвин («Моя Родина»); И.С.Соколов- Микитов («Листопадничек»); В.И.Белов («Рассказы про Мальку»); В.В.Бианки («Мышонок Пик»); Б.С.Житков («Про обезьянку»); В.Л.Дуров («Наша Жучка»).

Собирай по ягодке - наберешь кузовок.

Б.В. Шергин («Собирай по ягодке..»); А.П.Платонов («Цветок на земле»; «Еще мама»); В.Г.Распутин («Мама куда- то ушла»); Н.Н.Носов («Федина задача»; «Телефон»).

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».

Ю.И.Ермолаев («Проговорился»); Г.Б. Остер («Вредные советы»; «как получаются легенды»); Роман Сеф («Веселые стихи»).

        Зарубежная литература (12ч.)

Мифы и легенды древне Греции («Рождение героя»; «Храбрый Персей»).

Братья Гримм («Принц- лягушонок..»); Ш.Перро (Рике с хохолком»); Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).


Требования к уровню подготовки учащихся по предмету к концу 3 класса.

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • наизусть не менее 12 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;  
  • названия, темы и сюжеты 1-2 произведений больших  фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;                        
  • не менее 5 народных сказок (уметь их пересказывать), знать не менее 8 пословиц,1-2 крылатых выражений (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно употребить их).

Обучающиеся должны уметь:

  • устанавливать последовательность действий в произведении и осмысление описываемых в нём событий;
  • подкреплять правильные ответы  на вопросы выборочным чтением;
  • составлять рассказы о своих наблюдениях из жизни класса, школы;
  • самостоятельно делить текста на законченные по смыслу  части и выделение в них главного, определение с помощью учителя темы и смысла произведения в целом;
  • составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
  • ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождения произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
  • оценивать выполнение любой  проделанной работы, учебного задания.
  • соблюдать орфоэпические нормы (нормы литературного произношения) в наиболее употребительных словах;
  • составлять рассказ о простых случаях по аналогии с прочитанным;
  • читать выразительно художественный текст (заранее подготовленный)
  • понимать содержание прочитанного;
  • пересказывать небольшой текст своими словами с опорой на картинку;
  • находить заглавие текста, называть автора произведения;
  • различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение;
  • определять тему и главную мысль произведения.
  • владеть навыками сознательного, правильного чтения вслух, достаточно беглое и выразительное   чтение целыми словами;
  • соотносить интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста не менее 70-75 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения.

Тематическое планирование.

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Коли-чество

часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Самое великое чудо на свете(2ч)

Рукописные книги Древней Руси

1

- составлять небольшое монологическое высказывание с порой на авторский текст;

-различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрации, аннотации).

2

Первопечатник Иван Федоров

1

3

Устное народное творчество  (9ч)

Русские народные песни. Небылицы.

1

- читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его;

- делить текст на смысловые части;

-создавать небольшой устный текст.

- выполнять словесное рисование картин природы;

- читать сознательно текст художественного произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- приводить примеры произведений фольклора (считалки, небылицы);

-отгадывать загадки;

-различать загадки народные и авторские;

- участвовать в диалоге при обсуждении темы урока.

- отгадывать загадки;

-различать загадки народные и авторские;

-участвовать в диалоге при обсуждении темы

урока;

- составлять свои загадки о животных.

- читать сознательно текст художественного произведения;

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

- различать жанры;

-объяснять смысл народных пословиц и поговорок

- различать жанры художественной литературы (малые фольклорные жанры;

-подбирать пословицы к стихам;

- читать осознанно текст художественного произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

- создавать небольшой устный текст на заданную тему.

4

Докучные сказки.

1

5-6

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Вн. чт. Устное  народное творчество

2

7

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

1

8

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

Вн. чт. Русские народные сказки

1

9

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

1

10

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Вн. чт.  «Волшебные сказки».

1

11

Урок – КВН. Обобщение по теме «Устное народное творчество»

1

12

Поэтическая тетрадь 1 (8ч.)

Как научиться читать стихи. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

1

-выразительно читать стихотворения;

-использовать интонацию;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-анализировать средства художественной выразительности.

- описывать поэтический образ осени в стихах;

-выразительно читать стихотворения;

-анализировать поэтическое изображение осени в стихах;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-использовать интонацию.

- находить рифму в произведении;

-читать сознательно текст художественного произведения;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

13

Ф. И.Тютчев  «Листья»

1

14

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой ивой…»

Вн.чт. Стихи русских поэтов об осени

1

15

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Утро»

1

16

И. С. Никитин «Встреча зимы»

1

17

И. З. Суриков «Детство»

Вн. чт. Знай и люби родную природу!

1

18

И. З. Суриков «зима»

1

19

Урок – путешествие в Литературную страну

1

20

Великие русские писатели (17ч.)

А. С. Пушкин  «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…

Вн. чт. Конкурс стихотворений «Зимушка – зима»

1

- читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

- осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы (по заданию учителя);

-определять изобразительные средства выразительности речи, отображающих красоту природы;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

- читать выразительно и осознанно текст художественно-поэтического произведения;

- читать наизусть  выбранное по желанию стихотворение А. С. Пушкина;

-характеризовать изобразительно-выразительные средства поэтического языка в произведениях А. С. Пушкина.

-анализировать поэтические тексты,  средства художественной выразительности в них;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

- читать выразительно и сознательно текст сказки;

-определять тему, главную мысль, моральную основу сказки;

-читать по ролям;

-участвовать в обсуждении прочитанного;

-высказывать свое отношение к героям сказки.

-сравнивать авторские сказки и народные;

-читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль;

- участвовать в обсуждении прочитанного произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-создавать небольшой устный текст на заданную тему.

- читать выразительно, осознанно текст;

- определять тему и главную мысль;

-давать характеристику главным героям;

- участвовать в обсуждении прочитанного произведения.

21

А. С. Пушкин  «Зимнее утро», «Зимний вечер»

1

22

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане»

1

23

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане»

Вн.чт. Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне»

1

24

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане»

1

25

И. А. Крылов  Басня «Мартышка и очки»

1

26

И. А. Крылов  «Зеркало и Обезьяна»

Вн. чт. Басни И. А. Крылова

1

27

И. А. Крылов  «Ворона и Лисица»

1

28

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

1

29

М. Ю. Лермонтов. «Утес»

Вн.чт. Стихи русских и современных писателей

1

30

М. Ю. Лермонтов. «Осень

1

31

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

1

32

Л. Н. Толстой «Акула».  

Вн. чт. Л. Н. Толстой детям

1

33

Л. Н. Толстой  «Прыжок»

1

34

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»  

1

35

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

Вн. чт. По страницам детских энциклопедий

1

36

Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели)

1

37

Поэтическая тетрадь 2 (5ч.)

Н. А. Некрасов. «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»

1

-анализировать поэтическое изображение осени в стихах;

-выразительно читать стихотворения;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-использовать интонацию.

- находить рифму в произведении;

-читать сознательно текст художественного произведения;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-выразительно читать стихотворения;

-анализировать поэтическое изображение осени в стихах;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-использовать интонацию.

38

Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

Вн. чт. Читаю стихотворение и слышу сказку (Литературные стихи – сказки)

1

39

К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»

1

40

И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Гутой зеленый ельник у дороги…»

1

41

Развивающий час (обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»

1

42

Литературные сказки

(7 ч)

Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Аленушкиным сказкам»

Вн.чт. Волков В. «Волшебник Изумрудного города»

1

- прогнозировать жанр произведения;

-определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;

-читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

- участвовать в анализе содержания;

-оценивать события, поступки героев;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему.

-выполнять творческую работу (сочинение сказок);

- читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и главную мысль произведения.

-определять от какого лица идет повествование;

-пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

-различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).

- определять построение, характер текста;

-использовать силу голоса для постановки логического ударения;

- участвовать в диалоге;

-формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану;

 -пересказывать текст.

43

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

44-45

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

Вн. чт. О братьях наших меньших (Раказы о животных В. Чаплиной, Б. Житкова, Е. Чарушина)

2

46-47

Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»

Итоговый контроль по проверке техники чтения за 1 полугодие

2

48

Урок – КВН. Обобщение по первой части учебника

1

49-50

Были – небылицы (8ч.)

М.Горький. «Случай с Евсейкой»

2

-прогнозировать содержание произведения по названию;

-анализировать юмористические стихотворения и произведения о животных;

-определять оттенки радости и удивления, находить элементы фантазии;

-давать характеристику героям;

-выразительно читать произведения;

-отвечать на вопросы по прочитанному.

-определять тему и главную мысль;

-выразительно читать произведения наизусть.

- читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать;

-делить текст на смысловые части;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  авторский текст;

-оценивать события, героев произведения.

51-53

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»

Вн.чт. Паустовский К. «Жильцы старого дома»

3

54-55

А. Куприн. «Слон»

Вн. чт. Рассказы В. Осеевой

2

56

Урок – путешествие по «Былям – небылицам»

1

57

Поэтическая тетрадь 1 (4ч.)

Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка?...»,  «Воробей», «Слон»

1

-определять средства художественной выразительности;

-составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх.

-определять средства художественной выразительности - звукозапись;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на текст;

- читать выразительно стихотворения наизусть.

-определять средства художественной выразительности - звукопись;

- читать выразительно стихотворения наизусть.

-рифмовать слова текст, слова;

-читать сознательно текст произведения;

-делить текст на смысловые части;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-создавать небольшой устный текст на новогоднюю тему.

58

А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

1

59

С. А. Есенин. «Черемуха»

1

60

Урок – викторина по теме «Поэтическая

тетрадь 1»

61

Люби живое ( 13ч. )

М. Пришвин. Моя Родина (из воспоминаний)

Вн. чт. Рассказы М. Пришвина

1

-определять содержание сказки по теме (названию), сформулированной в форме вопроса;

-различать жанры произведения;

- отвечать на вопросы по тексту.

- читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

- пересказывать, анализировать произведения.

- определять эмоциональный тон персонажа;

-проводить лексическую работу;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему.

- объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

-работать с иллюстрациями;

- определять тему и главную мысль произведения;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения.

- определять построение, характер текста;

-использовать силу голоса для постановки логического ударения;

- участвовать в диалоге;

-формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану;

 -пересказывать текст.

62

63

И. Соколов – Микитов. «Листопадничек»

2

64

65

В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»

Вн.чт. Сладков Н.И. Из «Лесной азбуки»

2

66-67

В. Бианки. «Мышонок Пик»

2

68-

69

Б. С. Житков «Про обезьянку»

Вн.чт.  Рассказы о дрессировщиках

2

70

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

1

71

В. П. Астафьев «Капалуха»

1

72

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Вн. чт. Рассказы В. Ю. Драгунского

1

73

Урок–конференция «Земля – наш дом родной»

1

74

Поэтическая тетрадь 2 (5ч.)

С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

1

-рифмовать слова текст, слова;

-читать сознательно текст произведения;

-делить текст на смысловые части;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-создавать небольшой устный текст .

-определять средства художественной выразительности - звукопись;

- читать выразительно стихотворения наизусть.

-определять средства художественной выразительности - звукозапись;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на текст;

- читать выразительно стихотворения наизусть.

75

А. Барто «Разлука», «В театре»

1

76

С. В. Михалков «Если»

Вн.чт. Михалков С.В. Стихи о детях

1

77

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»

1

78

Урок «Крестики – нолики» (обобщающий урок                   по  разделу «Поэтическая тетрадь 2»

1

79

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (10ч.)

Б. Шергин «Собирай по ягодке наберешь кузовок»

1

-читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

-анализировать поступки главных героев;

-пересказывать с опорой на картинный план;

-делить текст на смысловые части.

- прогнозировать жанр произведения;

-определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;

-- читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

- оценивать события, героев произведения;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему.

80-

82

А. П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»

Вн.чт. Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»

3

83-

84

М. Зощенко «Золотые слова», «Великие

путешественники»

2

85-

86

Н. Носов «Федина задача», «Телефон»

2

87

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

1

88

Урок – конкурс по разделу «Собирай по ягодке

- наберешь кузовок»

1

89

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (5ч.)

Ю. Ермолаев «Проговорился»,

«Воспитатели»

1

-устанавливать темп чтения от смысла читаемого;

-работать с иллюстрациями;

- читать осознанно текст художественного произведения;

- оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения.

-анализировать произведение;

-определять средства художественной выразительности;

- выразительно читать стихотворения наизусть.

-прогнозировать содержание текста по заголовку;

-участвовать в диалоге;

- читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему.

- читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

- характеризовать поступки героев, их моральные черты.

90-

91

Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются

 легенды»

Вн.чт. По страницам детских журналов

2

92

Р. Сеф «Веселые стихи»

1

93

Урок в библиотеке «По страницам детских

Журналов»

1

94-

96

Зарубежная литература (12ч.)

Мифы Древней Греции

«Храбрый Персей»

Вн.чт. Мифы, легенды, предания

3

-выделять эпизоды из текста;

-читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

-приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

-различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

-различать сказки народные и литературные.

-анализировать образность художественной речи;

-читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

-участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

-читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  авторский текст;

- оценивать события, героев произведения.

-анализировать мотивы поведения героев;

Отвечать на вопросы;

-составлять план пересказа;

-выделять эпизоды из текста;

-читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

-различать сказки народные и литературные.

97

-99

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Вн. чт. Сказки датского сказочника

Г. Х. Андерсена

3

100

Братья Гримм «Принц-лягушонок»

1

101-102

Шарль Перро «Рике с хохолком»

2

103

Итоговый контроль по проверке техники

чтения за год

1

104

Развивающий час по теме «Зарубежная

Литература»

1

105

Брейн-ринг (обобщающий урок за курс

3-го класса). Задания на лето

1

Перечень учебно-методического обеспечения.

Программа  обеспечена учебно-методическим  комплектом «Родная речь»  учебник  для  3  класса в двух частях, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и учебником по внеклассному чтению «Хрестоматия по чтению 3 класс», изд-во «Омега», 2010г.  

            Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Ч.1. М.; Просвещение, 2001 г.. С.154-170. «Литературное чтение 3 класс»,  авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Ф., Голованова М.В.

Список литературы.

Для учителя.

  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 1. В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова. Литературное чтение для II – IV классов четырёхлетней начальной школы / Сост. Сборника программ Т. В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина. – М.: Просвещение, 2002.
  • Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. / [сост. Л. Ф. Климанова и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 223 с.: ил.
  • Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. –М.: ВАКО, 2006. – 320 с. – (В помощь школьному учителю).
  • Кутявина С. В. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 3 класс. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 272 с. – (В помощь школьному учителю).
  • Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Метод. пособие к учеб. «Родная речь. 3 класс» / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2005. – 96 с.
  • Литературное чтение. 3 класс. I и II полугодие. Поурочные планы по учебнику В. Г. Горецкого «Родная речь», 2002 / Сост. Т. С. Гулуева – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 136 с, изд. 2-е.
  • Тесты по литературному чтению: 3-й кл.: к учебнику Л. Ф. Климановой и др. «Родная речь. В 2-х частях. 3 класс» / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 286 с. – (Мастерская учителя начальных классов).
  • Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997.
  • Я иду на урок в начальную школу: Чтение. Часть I, II: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
  • Личностно-ориентированный подход в работе педагога / Под. ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Электронные ресурсы:
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 2-х дисках: CD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2007.
  • Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 6-ти дисках: CD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2004.
  • Интернет-ресурсы: материалы сайтов:
  • Виртуальный музей литературных героев.
  • Писатели и литературные произведения: Лев Толстой и «Ясная Поляна», Крылов Иван Андреевич, Пушкин Александр Сергеевич, Толстой Лев Николаевич.

Для учащихся.

  • Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. / [сост. Л. Ф. Климанова и др.]. – М.: Просвещение, 2007. – 223 с.: ил.
  • Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: Учебн. пособие. В 2 ч. – М.: Дом педагогики, 2000.
  • Таблицы для развития навыка чтения.

Леонович Е. Н. Толковый словарь: Учебное пособие для 1-5 классов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000-2005.


Приложение.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

(контрольно-измерительные)

I четверть

1.  ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ПО ПРОВЕРКЕ ЧТЕНИЯ В СЛУХ.

  1. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ПРОВЕРКЕ ЧТЕНИЯ В СЛУХ.

С утра до вечера

Опустился шмель на головку клевера. Шмель большой, грузный.

Наклонится   стебелёк   у   клевера,   розовая   головка опрокинется, шмель вверх тормашками повиснет.

—  Трудно тебе, шмель?

—   Ещё бы!

—   А почему на другие цветы не садишься?

—   На других цветах пчёлы работают, мухи да букашки мелкие. Все кому не лень.

—  А на клевере?

—   На клевере им сладкого соку не достать. Только я могу. У меня хоботок длинный.

—   Это что же получается? Как в сказке! Не было бы тебя,  шмеля,  клевер бы  впустую цвёл.  Семян  не давал.   Без   семян   клевера   не   посеешь.   Без   клевера корову не накормишь. Деду с бабкой без молока сидеть...

—   Не знаю, как там в сказках. Я своё дело знаю. Хоть и тяжело, а кувыркайся на клевере с утра до вечера!   (117 слов)

                                                                                                                 Э. Шим

1.  Какой   цветок  для  сбора  мёда  облюбовал   шмель?   Почему?

2.  Если бы ты стал рисовать шмеля, какие предложения тебе

помогли бы в этом? Прочти их.

II четверть

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ПРОВЕРКЕ ЧТЕНИЯ В СЛУХ.

Петух и наседка

Во дворе наседка водит за собой цыплят.

Она теперь не просто курица. Она мамаша большого семейства. И очень изменилась, когда стала мамашей.

Была щупленькая и гладкая, а теперь растопорщилась, распушилась. Вдвое себя толще.

Была робкая и тихая, а теперь стала отчаянной. На кошку бросается. Собаку от цыплят отгоняет.

Приблизился было к цыплятам петух, главный куриный начальник. У него хвост фонтаном, у него борода, у него красные серьги. Изогнутые шпоры на лапах.

Этот петух никогда и людей-то не боялся. Орёл!

А тут приблизился к цыплятам. И моргнуть не успел, как налетела наседка да клювом его — тюк, тюк, тюк!

Присел петух на свои шпоры, квакнул совсем по-лягушачьи:  «Куа-а-ак!...»

И   стремглав под забор.  (110 слов)

                                                                                                            Э. Шим

1.  Когда обычную курицу называют наседкой?

2.  Какой она становится по внешнему виду, по характеру?

3.  Расскажи, как она расправилась с петухом?


III четверть.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ПРОВЕРКЕ ЧТЕНИЯ В СЛУХ.

Сколько живёт пчела

Лежу в траве. Прямо передо мной — лохматые шапочки одуванчиков.

А на них садятся пчёлы.

Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.

—   Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?

—  Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю — цветочную пыльцу.

Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но все-таки тащит полные свои корзиночки, старается...

Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?

А теперь не боюсь.

Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.

—   Правда ведь, пчела?

—   Не трону... Неохота мне нападать.  Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная...

—   Нет, ты живи! Долго живи!

—   Не дано мне долгой-то жизни...

—   И сколько же тебе жизни отпущено?

—  Чуть побольше месяца. Всего-навсего!

(116 слов)                                                                                                     (Э. Шим)

1.  Как трудится пчёлка целый день?

2.  Если тебе повстречается пчела, как надо вести себя с ней?

3.  Что интересного ты узнал о пчеле?

IV четверть.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ПРОВЕРКЕ ЧТЕНИЯ В СЛУХ.

Весна

Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы сели и стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.

Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся... А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок...»

Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.

А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!

(135 слов)

                                                                                                       А. Аксёнова

1.  Что напомнила музыка детям?

2.   Как ты думаешь,  как надо слушать музыку, чтобы тебе что-нибудь представилось, напомнило?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. Школа России

Рабочая  программа по литературному чтению. Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению Школа России

Пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 кл

Рабочая программа составлена по программе Школа России.Она включает в себя модуль-изучение Культуры города(17 часов).Составлена по триместрам....

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....