Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Голубева Екатерина Владимировна

Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx91.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 имени В.Д. Бубенина»

Петропавловск-Камчатского городского округа

                                               Утверждено:                                                        Согласовано:                                         Проверено:                                                                                          

                                                                                                                                                                                                         

                                         Директор школы:                                              Зам. директора по  УВР:                      Председатель МО:                                    

                                                                                                                                                                                                                               

                                         ________________Н.Ф. Вернергольд             _________________Е.Н. Калига           _______________А.А. Бородина                                      

Рабочая программа

по  учебному курсу «Литературное чтение»

4 класс

(УМК «Школа России»)

на 2012-2013 учебный год

Составитель программы: учитель начальных классов

Серова Екатерина Владимировна

Петропавловск-Камчатский

2012год

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 4 класса составлена  на основе Примерной программы начального общего образования  в образовательных учреждениях с русским языком обучения по литературному чтению и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России»,-М., Просвещение, 2007), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

   Рабочая программа рассчитана на преподавание предмета в 4 классе всего на 136 учебных  часов, 4 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературе. Домашние задания ( в зависимости от целесообразности) носят дифференцированный характер, имеют разноуровневую сложность и объёмность, имеют творческую составляющую.

Учебный предмет «Литературное чтение», обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

• смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

• самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально_действенной идентификации;

• основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

• эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

• нравственно_этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

• эмоционально_личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

• умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

• умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

• умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

• умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Цели обучения

- развить художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений;

- формировать эстетическое отношение к искусству слова; совершенствовать все виды речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- овладеть осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формировать читательский кругозор и приобретать опыт самостоятельной читательской деятельности;

- воспитать эстетическое отношение к искусству слова, интерес к чтению и книге, потребность в общении с миром художественной литературы;

- обогащать нравственный опыт, формировать представления о добре и зле, справедливости и честности; развивать нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной России.

Задачи программы:

- развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

-  учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, ассоциативное мышление;

-  развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

-  обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных    по    содержанию    и    тематике,    обогащать    нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

-   обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

-   работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

                   - Учебник: Климанова Л.Р., Горецкий В.Т., Голованова М.В. « Родная речь: 4 класс.»- М.: Просвещение, 2009.

                  - Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 4 класс.- М.: Просвещение, 2005.-Серия «Успешный старт».

    - «Школа России». Концепция и Программы для начальных классов. М.: Просвещение, 2009.

Содержание курса

№ п/п

Название темы (раздела)

Количество часов по программе

1

Летописи. Былины. Сказания. Жития.

12 ч.

2

Из русской классической литературы

22 ч.

3

Поэтические тетради

25ч.

Делу время –потехе час

10ч.

4

 «Страна детства»

Природа и мы

12 ч

5

Родина

Страна Фантазия

7 ч

6

Литературные сказки

16ч

7

Зарубежная литература

16ч

Итого за год  

136ч.

Формы организации учебного контроля ЗУН.

Устный опрос:  требует устного изложения учеником изучаемого материала, связанного повествования. Опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Пересказ прочитанного произведения:

- полный пересказ;

- краткий пересказ;

- пересказ от 3 лица, от лица героев произведения;

- творческий пересказ (изменение концовки, изменение сюжета, продолжение сюжета и.т.д.)

Чтение произведения наизусть: отдельные поэтические произведения, отрывки произведений, отрывки прозаических произведений заучиваются наизусть, контролируется: выразительность, правильность, эмоциональность чтения.

Тестовые задания дают точную количественную характеристику не только уровня достижения школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения понимать смысл прочитанного произведения,  давать ему оценку, высказывать своё мнение по прочитанному, умения применять знания в нестандартной ситуации,   сравнить правильный и неправильный ответы и т.п.

Тестирование предполагает выбор учащимися правильного ответа из ряда предложенных вариантов.

Контроль техники чтения  учащихся.

Дата (в конце триместра).

1триместр

2 триместр

3 триместр

год

Темп чтения.

75 – 80 сл/м

80 – 85 сл/м

85 – 90 сл/м

95 сл/м

Объём прочитанного на оценку.

                                                                          ½ страницы.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

- искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавление букв, слогов, слов);

- неправильная постановка ударений (более двух);

- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

- нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;

- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочёты:

- не более двух неправильных ударений;

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения. Слов при чтении вслух;

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

- неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

          Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся,

обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе:

В результате изучения литературного чтения ученик 4 класса должен

знать/понимать

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно),

уметь 

  • устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами; названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;
  • знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
  • знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
  • знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;
  • знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
  • знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
  • уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

IV КЛАСС (136 ч)

Летописи, былины, сказания, жития (12ч)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда…». «И вспомнил Олег коня своего…». «Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы (22 часа)

П.П.Ершов «Конёк-горбунок». А.С.Пушкин. (Няне, Туча, Унылая пора…, Птичка Божия не знает…, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.М.Ю. Лермонтов (Дары Терека, Ашик-Кериб).А.П.Чехов «Мальчики».

Поэтические тетради (25часов)

Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».

А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А.Баратынский. А.Н.Плещеев. И.С.Никитин. Н.А.Некрасов. И.А.Бунин,                В.Я,Брюсов, С.А.Есенин, М.И.Цветаева, Б.Л.Пастернак, С.А.Клычков, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов, С.А.Есенин

Литературные сказки (16 часов)

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке. П.П.Баратынский «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Делу время –потехе час (10 часов)

 Е.Д.Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю. Драгунский. В.В.Голявский

Страна детства (8 часов)

А.И. Куприн. М. Пришвин. К.Г. Паустовский. В.П.Астафьев, Б.С.Житков. М.М.Зощенко, Д.Н.Мамин-Сибиряк.

Природа и мы (12 часов)

Рассказы Д. Н. Мамина- Сибиряка, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, Е. И. Чарушина.

Родина (8 часов)

И.С.Никитин «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине…». А.В.Жигулин «О, Родина!». Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

Страна Фантазия (7 часов)

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычов «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (16 часов)

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера».  С.Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».

тематическое планирование


п/п

Дата проведения

Наиме-
нование

раздела
программы

Тема урока

Кол-во
часов

Тип
урока

Элементы
содержания

Характеристика деятельности учащихся

Вид

контроля

Элементы
дополни-
тельного содержания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-2

Летописи. Былины. Жития  (11 ч)

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений

проводить сравнительный
анализ летописи
и стихотворения
А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Текущий

Жанры
детской
художест-
венной литературы –

ЛЕТОПИСЬ,
ЖИТИЯ

3-4

Летописи. «И вспомнил Олег

коня своего».

Сравнительный анализ летописи
и стихотворения А. С. Пушкина

1

Комбинированный

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Фронтальный опрос

5

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с другими видами искусств

определять

тему и главную мысль произведения,

пересказывать текст,

использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг

Текущий

Жанры
детской
художест-
венной литературы –

БЫЛИНА

 6-7

Былина «Ильины три поез-
дочки»

1

Комбинированный

Тема, главная мысль, события, последовательность

Текущий

8

«Житие Сергия

Радонежского» – памятник древнерусской  литера-
туры

1

Комбинированный

Образные языковые средства

анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать до-ступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Текущий

Архаизмы

9

Внеклассное
чтение: «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диа-
логе при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Текущий.

Пересказ

Архаизмы

10

Обобщение
по разделу «Летописи, былины, жития»

1

Комбинированный

Различение жанров
произведений

читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми

словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения

тест
(5 мин)

Жанры
детской
художест-
венной ли-

 11

Обобщение
по разделу «Летописи, былины, жития»

1

Комбинированный

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Диагностика навыка
чтения

тературы – ЛЕТОПИСЬ,

БЫЛИНА.

Кроссворд

12

Чудесный мир клас-
сики

(22 ч)

Чудесный мир классики.
П. Ершов. «Конёк-
горбунок» (отрывок)

1

Комбинированный

Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Тематический. Выразительное чтение

Архаизмы

13-14

Характеры
главных героев
в  сказке
П. Ершова

«Конёк-горбунок»

1

Комбинированный

Герой произведения, иллюстрация и ее
роль в понимании
произведения.

Участие в диалоге при обсуждении про-
слушанного (прочи-
танного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

составлять

небольшое моноло-

гическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту

Тематический

Характер героя, его поступки и

их мотивы

 

15-16

Сходство русских  народных  сказок и  авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-
горбунок»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка

Фронтальный опрос

Сходство русских народных сказок и авторской сказки
П. П. Ершова «Конёк-
горбунок»

17

Внеклассное чтение: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение,  выраженное в стихах

1

Комбинированный

Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств

читать сти-
хотворные произ-
ведения наизусть
(по выбору), определять средства выразительности

Чтение наизусть

Олицетворение. Сравнение

188

А. Пушкин.
Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и пони-
мание их эмоционально-нравственных

читать сти-
хотворные произ-
ведения наизусть
(по выбору), отве-

Тематический

Олицетворение

 

переживаний

чать на вопросы по тексту

19

А. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

анализировать поведение
героев

Выразительное чтение

Характер героя, его поступки и
их мотивы

20

Волшебные  сказки: народные и литературные.
А. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне
и о семи бога-
тырях»

1

Комбинированный

Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Чтение
наизусть.

Картинный план

Архаизмы

21-22

А. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне
и о семи бога-
тырях». Поступ-

ки и действия

как основное средство изображения персонажей

1

Комбинированный

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей

составлять
небольшое моноло-
гическое высказывание с опорой на авторский текст,
оценивать события,

героев произведения, отвечать на вопросы

Характер героя, его поступки и
их мотивы

 

23

Внеклассное
чтение: «Что за прелесть эти сказки!..».  Сказки
А. С. Пушкина

1

Комбинированный

Тема, главная мысль, события, последовательность

различать
сказки народные
и литературные

Тематический

Архаизмы

24

М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»

1

Комбинированный

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

различать
жанры произведений

Выразительное чтение

Олицетворение

25-26

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей

1

Комбинированный

Чтение по ролям

составлять
небольшое моноло-
гическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения; делить текст на со-

Выразительное чтение по ролям

Средства художественной выразительности, язык, прием сравнения, олицетворения в про-

 27

Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб»

1

Комбинированный

Устное изложение
текста по плану.

Участие в диалоге
при обсуждении про-
слушанного (прочитанного) произведения.

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

ставные части, со-ставлять его простой план.

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы

изведениях М. Лермонтова. Характер героя, его поступки и их мотивы

28

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

1

Комбинированный

Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений.

Осознанное, выразительное чтение текста

создавать небольшой устный текст на заданную
тему, читать осоз-
нанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Тематический. Выразительное чтение

Автобиография

29

Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». Умный
и находчивый
герой

1

Комбинированный

Тема, главная мысль, события, последовательность

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Выразительное чтение

Характер героя, его поступки и
их мотивы

 30

Отличие рассказа от сказки.

Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе
А. П. Чехова «Мальчики»

1

Комбинированный

Понимание основного содержания услышанного

различать
жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

Пересказ от лица героев

Характер героя, его поступки и
их мотивы

31

Внеклассное
чтение. В мире приключений

1

Комбинированный

Тема, главная мысль, события, последовательность

читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Темати-
ческий.

Пересказ отрывка

Кроссворд

32

А. П. Чехов «Мальчики».

Составление
плана

1

Комбинированный

Понимание основного содержания услышанного. Участие
в диалоге при обсуж-
дении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Составление плана

Характер героя, его поступки и
их мотивы

 33

Обобщение по разделу «Чудесный мир клас-
сики»

1

Комбинированный

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно
художественный текст;
 определять тему и главную мысль произведения

Диагностика навыка
чтения

Кроссворд.

Игры литературные

34

Поэтическая тетрадь
(12 ч)

Тоска по родине и красоте родной природы
в лирике

Ф. И. Тютчева. «Еще земли
печален вид…»

1

Комбинированный

Различение жанров
произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и жи-
вописью

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины

Чтение наизусть

Лирика.

Олицетворение

 35

Ф. Тютчев.  «Как неожиданно
и ярко…»

1

Комбинированный

Настроение лири-
ческого героя

выразительно читать, участвовать в обсуждении текста

Выразительное чтение

Лирика.

Олицетворение

36

А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении  «Весенний дождь», «Бабочка»

1

Комбинированный

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Выразительное чтение

Образные языковые средства

37

Внеклассное чтение. Каким был мой ровесник?

Книги о ребятах-сверстниках

1

Комбинированный

Образные языковые средства

читать осо-знанно текст художественного произ-
ведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произве-
дении

Темати-
ческий.

пересказ

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

38

Картины весенней природы

и настроение
в стихах Е. А. Баратынского
«Весна, весна! Как воздух
чист!..»,  «Где сладкий шепот…»

1

Комбиниро-

Связь произведений литературы с другими

видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

выделять образные языковые средства

Выразительное

Прием сравнения.

 

ванный

чтение

Лирика

39

Картина сель-
ского быта.
А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»

1

Комбинированный

Осознанность и выразительность чтения

читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы

Тематический

Логическое ударение

40-41

Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина  «В синем небе плывут над полями…»

1

Комбинированный

Осознанность и выразительность чтения

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы

Чтение
наизусть

Олицетворение

42

Тема детства в стихах Н. А. Не-красова «Школьник», «В зимние

сумерки нянины сказки…»

1

Комбинированный

Образные языковые средства

читать сти-
хотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства

Чтение
наизусть

Олицетворение

 43

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад»

1

Комбинированный

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений

Чтение
наизусть

Олицетворение. Лирика

44

Внеклассное чтение. Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа

1

Комбинированный

Осознанность и выразительность чтения

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Пересказ

Кроссворд

45

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Комбинированный

Осознанность и выразительность чтения

читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая

орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно
художественный текст;
 определять тему и главную мысль произведения

Тематический

Кроссворд.

Литературные игры

 

46

Литературные сказки
(16 ч)

Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке
В. Ф. Одоевского «Городок
в табакерке»

1

Комбинированный

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитан-
ного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

различать
сказки народные
и литературные,
отвечать на вопросы по тексту

Выразительное чтение

Научно-познавательная сказка.

Характер героя, его поступки и их мотивы

47

Особенности поведения, внешнего облика, речи
героев сказки
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя

Творческий пересказ

Характер героя, его поступки и
их мотивы

 48-49

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе»

1

Комбинированный

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану

Пересказ

Характер героя, его поступки и
их мотивы

50-51

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения

выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений

Выразительное чтение

Сказ

52

Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века

1

Комбинированный

Тема, главная мысль, события, последовательность. Участие
в диалоге при обсуж-
дении прослушанного
(прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

использовать приобретенные знания и умения  для самостоятельного выбора и определения содержания  книги по ее элементам

Пересказ

Кроссворд

 53-54

Особенности речи героев сказа
П. П. Бажова
«Серебряное
копытце»

1

Комбинированный

Оценка иллюстрации
к произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

читать осо-знанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения

Чтение по ролям

Архаизмы.

Диалектные слова

55

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков.  «Аленький цветочек»

1

Комбинированный

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные

Выразительное чтение

Диалог

56

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке

С. Т. Аксакова «Аленький
цветочек»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

анализировать характер, мотивы поведения героев;

выделять фантастические события, отвечать на вопросы

Чтение по  ролям

Фантастические события

57-59

Борьба добра и зла, торжество справедливости

в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения

делить текст произведения на части, составлять план,

пересказывать произведение, работать с иллюстрациями

Пересказ

Характер героя, его поступки и

их мотивы

 

60

Обобщение по разделу: «Литературные сказки»

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному

создавать небольшой устный текст на заданную

тему

Фронтальный опрос

Кроссворд.

Литературные игры

61

Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях

1

Комбинированный

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова

читать осзнанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения

Тематический

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

62-63

Делу время – потехе час
(9 ч)

Авторская лите-
ратурная сказка
Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

1

Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

различать
сказки народные
и литературные,
отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном

Текущий

Архаизмы

64

Поучительный смысл «Сказки
о потерянном
времени»
Е. Л. Шварца

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Выразительное чтение

Характер героя, его поступки и
их мотивы

65-66

В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта

1

Комбинированный

Рассказ. Осознанность и выразительность чтения

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Чтение по ролям

Средства создания комического
эффекта

67

Многозначность слова как средст-во выразитель-ности и созда-ния комического эффекта в рас-
сказе В. Ю. Дра-

гунского «Что любит Мишка»

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный
вопрос по прочитан-ному произведению. Выразительное чтение, использование

интонаций, соответ-
ствующих смыслу
текста

создавать небольшой устный текст на заданную

тему, анализировать образные языковые средства

Чтение по ролям

Многозначность слова как средство выразительности и создания комического

эффекта

 

68

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»

1

Комбинированный

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения

Выразительное чтение

Средства создания комического
эффекта

69

Внеклассное чтение: «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных

1

Комбинированный

Рассказ о своих
впечатлениях о про-
изведении

использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

Пересказ

Кроссворд.

Литературные игры

70

Обобщение
по разделу
«Делу – время,  

потехе – час»

1

Комбинированный

Умение составлять простейшие задания для викторины

читать вы-
разительно художественный текст;
 опре-
делять тему и главную мысль произ-
ведения;
 пересказывать доступный по объему текст

Тест
(10 мин)

Литературная викто-
рина.

 

Кроссворд

71

Страна детства (8 ч)

Б. С. Житков. «Как я ловил
человечков».

Плохое и хорошее в поступках людей

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Выразительное чтение

Характер героя, его поступки и их мотивы

72

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

пересказывать текст, разли-
чать жанры литературных произведений, отвечать
на вопросы

Пересказ

73-74

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой

определять
тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

Выразительное чтение

Образные языковые средства

75

Средства художественной вы-
разительности
(сравнение, оли-
цетворение), используемые
в рассказе
К. Г. Паустов-
ского «Корзина
с еловыми
шишками»

1

Комбинированный

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Творческий пересказ

Сравнение, олицетворение – средства художественной выразительности

76

Внеклассное
чтение: по страницам былин. «Садко»

1

Комбинированный

Рассказ о своих впе-
чатлениях о произ-
ведении

приводить примеры произведений фольклора

Тематический

Былины.

Кроссворд

77

М. М. Зощенко. «Елка». Комическое в рассказе, средства его

1

Комбинированный

Участие в диалоге
при обсуждении произведения. Участие
в диалоге при обсуж-

высказывать оценочные сужде-
ния о прочитанном произведении

Выразительное чтение

Средства создания комического.

Архаизмы

 

создания

дении прослушанного
(прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

(герое, событии), анализировать образные языковые средства

78

Обобщение по разделу «Страна детства»

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Тематический

Кроссворд.

Литературные игры

79

Поэтическая тетрадь

(5 ч)

Тема детства
в произведениях
В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

1

Комбинированный

Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

читать осо-знанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения

Чтение
наизусть

Лирика

80

Стихи о счаст-
ливых днях детства. С. А. Есенин. «Бабушкины
сказки»

1

Комбинированный

Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией

определять

тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

Выразительное чтение

Сравнение

81

Тема природы и Родины в стихах

М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1

Комбиниро-

Тема, главная мысль. Умение выразительно

читать по книге стихи перед аудиторией.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответ-
ствующих смыслу
текста

определять
тему и главную

мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию

Выразительное

чтение

Лирика

 

ванный

82

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Комбинированный

Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией

читать стихотворные произведения наизусть

Чтение наизусть

Кроссворд.

Литературные игры

83

Внеклассное
чтение: «Кто
с мечом к нам
придет, тот от меча и погибнет».

Книги о ратных подвигах родного народа

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Пересказ

Литературные игры

84-85

Природа и мы
(12 ч)

Отношения человека и птицы в  рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка

«Приемыш»

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

определять
тему и главную мысль произведения, отвечать на вопро-

сы, различать жанры
произведений

Выразительное чтение

Архаизмы

 

86

Роль рассуждений и диалогов в  рассказе
Д. Н. Мамина-
Сибиряка
«Приемыш»

1

Комбинированный

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Творческий пересказ

Характер героя, мотивы его поведения

87

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения

определять

тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Выразительное чтение

88

Тема самопо-
жертвования
в рассказе
А. И. Куприна «Барбос
и Жулька»

1

Комбинированный

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

создавать
небольшой устный текст на заданную

тему

Творческий пересказ

 89

Внеклассное чтение: «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц

1

Комбинированный

Различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги

различать элементы книги, пересказывать текст

Пересказ

Рассказы-
загадки. Справочники, энциклопедии, пери-
одические издания для детей

90

Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения

определять

тему и главную мысль произведения

Выразительное чтение

Писательская наблюдательность

91

Рассказ о животных Е. И. Чару-
шина «Кабан». Юмор в произведении

1

Комбинированный

Рассказ о своих впе-
чатлениях о произве-
дении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

составлять

небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Творческий пересказ

Юмор

92

Тема природы
в рассказе

В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

Комбиниро-

Понимание содержания литературного

произведения

создавать небольшой устный

текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

Выразительное

 

ванный

чтение

93

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления

различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства

Фронтальный опрос

Научно-естественные сведения о при-
роде

94

Обобщение по разделу «Природа и мы»

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Тематический. Тест
(8 мин)

Кроссворд.

Литературные игры

95

Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы
о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств

различать
элементы книги
(обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), виды информации, опираясь на внешние показатели

книги, ее справочно-иллюстративный материал

Твор-
ческий
пересказ

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

96

Поэтическая тетрадь

(8 ч)

Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства

Чтение
наизусть

Олицетворение. Лирика

97

Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах
С. А. Клычкова «Весна в лесу»

1

Комбинированный

Сопоставление произведений  художественной литературы
и произведений
живописи

определять
тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Выразительное чтение

Олицетворение

98

Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето»

1

Комбинированный

Декламация произ-
ведений

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы

Чтение
наизусть

Олицетворение

99-100

Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь»

1

Комбинированный

Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией

определять
тему и главную мысль произведе-
ния, читать вырази-

тельно и осознанно стихотворения

Выразительное чтение

Олицетворение

 

101

Иносказательный смысл
произведения
С. А. Есенина «Лебедушка»

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства

Выразительное чтение

Иносказательный смысл произведения. Лирика

102

Внеклассное чтение. В мире фантастики

1

Комбинированный

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

Творческий пересказ

Фантастика. Справочники, энциклопедии, периодические издания для

детей

103

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Тематический. Тест
(8 мин)

Кроссворд.

Литературные игры

 104

Родина
(8ч)

Тема любви
к Родине и ее
героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь»

1

Комбинированный

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям

определять
тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного

Выразительное чтение

Сравнение

105-106

Патриотическое звучание, выра-
зительность
стихотворения
С. Д. Дрожжина «Родине»

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

определять тему и главную мысль произведения, анализировать  образные языковые средства, различать жанры произведений

Чтение
наизусть

Олицетворение

107-108

Красота и величие природы в стихотворении
А. В. Жигулина «О, Родина!
В неярком блеске...»

1

Комбинированный

Декламация произведений. Связь литературы с другими видами искусства

определять
тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы

Выразительное чтение

Олицетворение

109-110

Тема войны в произведении
Б. А. Слуцкого «Лошади
в океане»

1

Комбинированный

Умение выразитель-
но читать наизусть
стихи перед аудито-
рией. Выразительное чтение, использова-

сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения

Выразительное чтение

 

ние интонаций, соответствующих смыслу текста

не менее 90 слов в минуту

111

Обобщение по разделу «Родина»

1

Комбинированный

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

выразительно читать

Диагностика навыка
чтения

112

Страна Фантазия
(7 ч)

Внеклассное чтение: в мире фантастики

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

1

Комбинированный

Система событий, составляющих основу художественного произведения

Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

 определять
тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по
ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

Темати-
ческий.

Пересказ

Фантастика

113-115

1

Комбинированный

Выразительное чтение

Фантастическая повесть. Характер героя, его поступки и их мотивы

116-117

Кир Булычев.
«Путешествие Алисы»

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный

вопрос по прочитан-
ному произведению

составлять

небольшое  высказывание с опорой на

авторский текст, оценивать события, героев произведения

Выразительное чтение

Фантастическая повесть

 

118-120

Зарубежная литература (15 ч)

Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

 составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Выразительное чтение

Фантастическая повесть

121-122

Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

Комбинированный

Герои произведения – восприятие и пони-
мание их эмоционально-нравственных
переживаний.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

определять

тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

Творческий пересказ

Характер героя, его поступки и
их мотивы

123

Внеклассное
чтение. В стране литературных героев

1

Комбинированный

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг

Темати-
ческий.

Пересказ

Кроссворд

 124-125

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке
Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний

составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Выразительное чтение

Характер героя, его поступки и
их мотивы

126-128

Тема первой любви  в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

1

Комбинированный

Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (про-
читанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы

Пересказ

Заимствованные слова

129-130

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

составлять
небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Выразительное чтение

Характер героя, его поступки и
их мотивы

131-132

Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь»

1

Комбинированный

Умение последова-
тельно и сознательно перечитывать текст

с целью переосмыс-
ления

определять
тему и главную мысль произведе-

ния, работать с иллюстрациями

Выразительное чтение

Библейские
сказания

 

133-134

Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете»

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план

Выразительное чтение

Библейские
сказания

135

Внеклассное
чтение. В стране литературных героев

1

Комбинированный

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

использовать полученные знания для самостоятельного чтения  книг

Пересказ

Кроссворд

136

Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом

1

Комбинированный

Темати-ческий

Справочники, энциклопедии, пе-
риодические издания
для детей.

Литературные игры.

Кроссворд

Учебно-методические средства:

Для учащихся:

1. Учебник для 4 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2010.

2. Энциклопедии.

3. Справочники.

Для учителя:

1. Учебник для 4 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2010.

2. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Чтение. Тесты: Начальная школа. 1-4 кл.: Учебно-метод. пособие – М.Дрофа, 1998

3. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2006

4.Видеомагнитофон, телевизор.

5. Компьютер, монитор, интерактивная доска.

6. Энциклопедии.

7. Справочники.

8. Учиться на пятёрки по чтению. Как? Костромина С.Н.- 3-е изд., испр. И доп.-М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК,2008

9. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1991.

10.Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. Начальное обучение. – М.: ООО « Издательство Астрель», ООО « Издательство АСТ», 2000.

11.Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: практическая логопедия. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.

12. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. В 2 ч.-М.: Просвещение, 1991.

13. Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки. Составил А.А.Разумов. Государственное издательство Детской литературы Министерства Просвещения РСФСП. Москва 1958

14.Журналы «Начальная школа».

15.Начальная школа. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. Школа России

Рабочая  программа по литературному чтению. Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению Школа России

Пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 кл

Рабочая программа составлена по программе Школа России.Она включает в себя модуль-изучение Культуры города(17 часов).Составлена по триместрам....

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....