Открытый урок по литературному чтению
учебно-методический материал (чтение, 2 класс) по теме

Каймакова Ольга Анатольевна

Урок литературного чтения во 2 классе

Каймакова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов

МОУСОШ №3 г.Чапаевска Самарской области

Тема: Б. С. Житков «Храбрый утёнок»

Предмет: чтение

Форма урока:  Классно-урочная

  • Цели: Образовательные:
    • познакомить учащихся с новыми произведениями,
    • способствовать формированию у  обучащихся целостного представления об основной идее произведений;
    • организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;
    • организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.
  • Развивающие:
  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: жужжащим,  выборочным, вслух;
  • создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
  • содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к  слабым, заботы о них;
  • способствовать сплочению классного коллектива;
  • содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
  • Воспитательные:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

Каймакова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов

МОУСОШ №3 г.Чапаевска Самарской области

Тема: Б. С. Житков «Храбрый утёнок»

Предмет: чтение

Форма урока:  Классно-урочная

  • Цели: Образовательные:
  • познакомить учащихся с новыми произведениями,
  • способствовать формированию у  обучащихся целостного представления об основной идее произведений;
  • организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;
  • организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.
  • Развивающие:
  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: жужжащим,  выборочным, вслух;
  • создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
  • Воспитательные:
  • содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к  слабым, заботы о них;
  • способствовать сплочению классного коллектива;
  • содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:  - портрет Б.Житкова;

                             - выставка книг по разделу;

                        - иллюстрации к произведению «Храбрый утёнок»;

                        - иллюстрация ежа, его следа;

                        - иллюстрация утёнка и его следа;

                        - пословицы;

                        - иллюстрации двух домиков.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

2. Проведем речевую разминку: (1 мин.)

                Жа-жа-жа. Тут ежата у ежа. (шёпотом)

                Жу-жу-жу. Как-то уж пришел к ежу.(чуть громче)

               Жи-жи-жи. Мне ежаток покажи. (с голосом)

               Жу-жу-жу. Я с ужами не дружу. ( погромче)

               Жа-жа-жа. Уж уходит от ежа. (ещё громче)

3. Вводная беседа. (1 мин)

- Какой раздел мы сейчас с вами проходим?

-Почему их называют меньшими братьями?

- Вот сегодня мы и отправимся в гости к некоторым из них. Но чтобы узнать, к кому из них мы попадём сейчас, отгадайте, чей же это след? (показываю след)

4.  «Игра в театр» Проверка домашнего задания. (6 мин.) (чтение рассказа Чарушина по ролям)

- Кто играет роли в театре?

Чтение по ролям. Оценивание учащихся (наклейки)

- Какой жанр этого произведения?

- Какие жанры вы знаете ещё?

- О ком этот рассказ?

- У какого писателя есть ещё рассказ о еже, который мы читали? (Скребицкого, Пришвина,  

- Какая пословица подходит к поведению мальчиков?

- Ребята, а что вы можете сказать о еже?

- Вы сказали, что ёж это дикое животное. Какие животные ещё относятся к диким?

- Сегодня мы познакомимся с произведением одного писателя, который писал о животных.

5. Изучение нового материала

1.Рассказ учителя о писателе  ( 3 мин.)

Борис Степанович Житков (1882–1938) переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных.

Житков много ездил по России и другим странам. Обо всем, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льды и уносили в море рыбаков.

Борис Степанович сам был мужественный человек, и писать любил про смелых и мужественных людей. Красный командир, остановивший бешеных лошадей, доктор, который спешил к больной девочке, пожарник, вынесший из огня мальчика – все это отважные и умелые люди.

Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат на помощь друг другу люди.

2. Выставка книг Б.Житкова

Книги писателя захватывают, дети слушают их с огромным интересом. Несколько поколений воспитывалось на книгах Бориса Степановича Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

- Мы читали много произведений о животных, но это всего лишь маленькая часть. В этих книгах можно прочитать ещё рассказы о животных.

Цель урока: ( 4 мин.)

        - А какая группа животных есть ещё? Кого мы относим к домашним животным?                            

     - Так вот во втором домике живёт… отгадайте кто? (показываю след утёнка)

- Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Житкова, откройте стр. 139… /читают дети /

- Попробуем, предположить  по названию о ком пойдет речь?

- Подберите слова близкие по значению к слову храбрый /смелый, отважный, решительный, ничего не боится/

- Почему назвали утенок? /мал по возрасту/

- Рассмотрим рисунок: кого, мы видим здесь? О ком еще пойдет речь?

- Послушаем небольшое сообщение о стрекозе.

Стрекозы очень древние насекомые. Зародились они еще триста миллионов лет назад. В нашей стране обитает 165 видов стрекоз. Все они питаются живыми насекомыми: мухами, комарами и мошками. Добычу ловят лапами, которые покрыты шипами и щетинками. Их крылья достигают 19 сантиметров. При полете крылья издают сильный шум в воздухе. В «Красной книге» записано больше десятков видов стрекоз. Все стрекозы заслуживают бережного отношения.

Физминутка (1 мин.)

3. Подготовительная работа ( 2 мин.)

– Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:

руб-ле-ных – рубленых
стре-ко-та-ла – стрекотала
рас-ска-за-ли – рассказали
ис-пу-га-ешь-ся – испугаешься
за-жуж-жа-ла – зажужжала
по-ло-ман-ным – поломанным

- Читайте целыми словами:

Бег – подбегали, убегали
Рассказ – рассказали
Испуг – испугались
Еда – наедались

4. Первичное восприятие текста (чтение учителем) ( 3 мин.)

5. Проверка понимания содержания и смысла рассказа ( 5 мин.)

– Понравился рассказ?
– Кто главный герой этого произведения?
– Как хозяйка кормила утят? (найти в тексте)
– Почему утята боялись стрекозу?
– О чем думала хозяйка, когда убирала, пустую тарелку? (найти в тексте)
– Кто пришел в гости к утятам?
– Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?
– Как ему это удалось? (найти в тексте)
– Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
– Прилетела ли стрекоза еще раз?

– А теперь расскажите об Алёше?

Физминутка  - Давайте, исполним «Танец  маленьких утят» ( 1 мин.)

5.Закрепление нового материала ( 6 мин.)

1. Выразительное чтение по отрывкам.

Мы сейчас побудем художниками. Редактор, который издал эту книгу, попросил её проиллюстрировать.

+ Составление картинного плана.

- Давайте нарисуем иллюстрацию к каждому эпизоду рассказа.

- С чего начинается рассказ? ХОЗЯЙКА КОРМИТ СВОИХ УТЯТ

- Какую иллюстрацию можно нарисовать к этому эпизоду?

- А вот как изобразил этот эпизод художник.

- Почему утята не ели? БОЯЛИСЬ СТРЕКОЗЫ

- Как они себя вели? Что можно нарисовать? БОЯЛИСЬ И ПРЯТАЛИСЬ В ТРАВЕ

- А вот как изобразил этот эпизод художник.

- Чему удивлялась хозяйка? Какую иллюстрацию нарисуем?

- А вот как изобразил этот эпизод художник.

- Кто к ним приходит в гости? Какую иллюстрацию нарисуем? РАЗГОВОР АЛЁШИ С УТЯТАМИ

- А вот как изобразил этот эпизод художник.

- Какой следующий эпизод? АЛЁША ПРОГОНЯЕТ СТРЕКОЗУ

- Как мы это изобразим?

- А вот как изобразил этот эпизод художник.

- Чем заканчивается рассказ? Что можно нарисовать к этому эпизоду? ДОВОЛЬНЫЕ УТЯТА КУШАЮТ И УГОЩАЮТ АЛЁШУ

-  А вот как изобразил этот эпизод художник.

6. Работа с пословицами. «Словечко убежало» (2 мин.)

Нужно определить, какая пословица подходит к нашему произведению. Но прежде  надо восстановить пословицу.

Где смелость, там и победа.

Трус на словах храбр.

Возможное сделает каждый, невозможное только отважный.

- Какая пословица подходит к этому произведению?

-

7. Итог урока. ( 2 мин.)

– С каким произведением познакомились сегодня?
– Кто его автор?
– Можно ли назвать рассказ Б.С. Житкова сказкой? Почему?
– Что можно сказать об утёнке Алёше? Какой он?
– Стоило ли утятам боятся  стрекозу?

- Как бы вы поступили на месте Алёши?

- Как вы думаете, случай, о котором рассказал автор, мог произойти с людьми?

- Какой же вывод вы сделали для себя? (нужно быть смелым, нужно учиться бороться со своим страхом, нужно держать своё обещание).

8. Проверка усвоения нового материала. ( 3 мин.)

- Вот сейчас я и узнаю, кто из вас самый начитанный, внимательный. Мы читали с вами много рассказов о животных.

Задание: соедините стрелочкой автора и название произведения с картинкой.

9. Оценивание учащихся (наклейки с животными).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...