Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Школа России" ФГОС
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Сердюкова Екатерина Владимировна

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, в соответствии с «Примерными программами», «Планируемыми результатами начального общего образования» и авторской программой авторов  Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой  «Литературное чтение. 1-4 классы» 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_cht_2.doc340.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, в соответствии с «Примерными программами», «Планируемыми результатами начального общего образования» и авторской программой авторов  Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой  «Литературное чтение. 1-4 классы» 2011 г.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания ( на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

        3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать ( на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

        4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю). Из них:

проектов - 5

Рабочая программа полностью соответствует авторской программе и поэтому составлена без внесения изменений.

Перечень учебно – методических средств

  1. Учебник. Литературное чтение. 2 класс (в 2-х частях)  Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В 2012 г.
  2. Рабочая тетрадь. Литературное чтение. 2 класс (в 2-х частях)  Бойкина М.В., Виноградская Л.А. 2012 г.
  3. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки.  2 класс.
  4. «Литературное чтение» 2 класс. Электронное приложение к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. и др.
  5. Персональный ноутбук.
  6. Мультимедийный проектор.

Содержание учебного курса

Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.

Устное народное творчество (15 часов)

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки.  Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики»,  «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

Люблю природу русскую. Осень (8ч)

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.

Русские писатели (14ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.

О братьях наших меньших (12 ч)

Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.

Из детских журналов (9 ч)

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч)

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

Писатели детям (17 ч)

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.

Я и мои друзья (10 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.

И в шутку и всерьёз (14 ч)

Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой. Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.

Литература зарубежных стран ( 12 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.

Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

Г.С.Андерсен. «Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».

Требования к уровню подготовки учащихся:

  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • размышлять о характере и поступках героя;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами при темпе чтения незнакомого текста- не меньше 50 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), определять главную мысль прочитанного (с помощью учителя);
  • передавать содержание прочитанного в виде подробного и выборочного пересказа прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций;
  • устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением;
  • составлять план к прочитанному (с помощью учителя);
  • ориентироваться в учебной книге; практически различать художественные и научно-популярные тексты; наблюдать над стилистическими особенностями текстов;
  • рассказывать-импровизировать на заданную тему;
  • отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие события, героя произведения, картины природы. Воссоздавать на этой основе соответствующие словесные картины;
  • развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений;
  • приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием;
  • познакомить со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями).

Требования к результатам универсальных учебных действий.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Календарно – тематическое планирование

п/п урока

Наименование раздела, тема урока

Кол-во

часов

Дата

Вид учебного занятия

Содержание и форма контроля знаний ОУУН и СД, УУД и т.д.

Характеристика деятельности учащихся.

I четверть Вводный урок по курсу литературное чтение (1 ч)

1

Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Словарь.

1

03.09

Комби-нирован

ный урок.

Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером ("Почему автор так назвал своё произведение?"). Устный опрос.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

Знать и понимать систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Пользоваться словарем в конце учебника.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

Знакомство с названием раздела. Книги, прочитанные летом. Творчество читателя

1

05.09

Комби-нирован

ный урок.

Характеризовать книгу:

Анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Объяснять выбор автором заглавия произведения. Работа в парах.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке.

Представлять выставку книг, прочитанных летом.

Представлять любимую книгу и любимых героев.

3

Старинные и современные книги.

1

06.09

Комби-нирован

ный урок.

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Фронтальный опрос.

Прогнозировать содержание темы. Планировать работу с произведением на уроке.

4

Мы идём в библиотеку.

1

07.09

Комби-нирован

ный урок.

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме. Самостоятельная работа.

Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.

                                    Устное народное творчество (15ч)

5

Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества

1

10.09

Комби-нирован

ный урок.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Устный опрос.

Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся по освоению содержания раздела

6

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа

1

12.09

Комби-нирован

ный урок.

Строить речевые высказывания; проводить сравнение; обобщать, т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. Развитие речи.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с  соответствии с

условными обозначениями видов деятельности.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Объяснять смысл пословиц.

7

В.Даль — собиратель пословиц русского народа. Развитие речи: сочинение по пословице.

1

13.09

Комби-нирован

ный урок.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров. Развитие речи.

Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей.

8

Русские народные песни

1

14.09

Комби-нирован

ный урок.

Актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество. Жанры»; научить видеть образ деревьев в русских песнях. Формулировать собственное мнение и позицию. Развитие речи.

Сочинять колыбельные песни, опираясь на опыт создания народного творчества.

9

Потешки и прибаутки

1

17.09

Комби-нирован

ный урок.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Продолжать знакомить учащихся с многообразием устного творчества русского народа, учить различать потешки и прибаутки, развивать фантазию, воображение. Выразительное чтение.

Находить различия в потешках, прибаутках, сходных по теме. Придумывать свои собственные потешки и прибаутки

10

Считалки и небылицы 

1

18.09

Комби-нирован

ный урок.

Продолжать знакомить учащихся с многообразием устного творчества русского народа, в частности со считалками и небылицами. Доказать, что ритм — основа считалки. Заучивание наизусть.

Сравнивать  считалки и небылицы. Контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения

11

Загадки. Распределение загадок по тематическим группам.

1

20.09

Комби-нирован

ный урок.

Показать учащимся, как в загадках,  проявляется скрытый смысл; развивать воображение. Осуществлять поиск загадок в  разных источниках.  Работа в парах.

Анализировать загадки.

Соотносить загадки и отгадки.

Придумывать свои собственные загадки.

 Распределять загадки по тематическим группам.

12

Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко».

1

21.09

Комби-нирован

ный урок.

Продолжить знакомство учащихся с русским устным народным  творчеством;  показать  роль  сказки  в  литературе;  учиться  видеть и различать  добро  и  зло;  показать, как в сказках проявляется народная

мудрость.  Выразительное чтение.

Характеризовать героев сказки,

соотносить качества с героями сказок.

Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.

13

«У страха глаза велики».

Развитие речи: обучение подробному пересказу с сохранением особенностей сказки.

1

24.09

Комби-нирован

ный урок.

Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя), что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Большие формы устного народного творчества: сказки о животных. Развитие речи.

Соотносить пословицу и сказочный

текст, определять последовательность событий, составлять план. Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.

14

Русская народная сказка. «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль»

1

25.09

Комби-нирован

ный урок.

Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя), что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Самостоятельная работа.

Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.

Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий

15

Русская народная сказка. «Каша из топора».

1

27.09

Комби-нирован

ный урок.

Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. Чтение по ролям.

Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.

Называть другие русские народные сказки, соотносить качества с героями сказок.

16

Русская народная сказка. «Гуси-лебеди».

1

28.09

Комби-нирован

ный урок.

Жанровое разнообразие произведений для чтения: Сказки волшебные. Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия.  Выборочное чтение.

Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий

17

Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

1

1.10

Комби-нирован

ный урок.

Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. Тест.

Контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

18

Развитие речи «Учимся сочинять сказку» Рассказывание  сказки по плану.

1

2.10

Комби-нирован

ный урок.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры. Развитие речи.

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.

Исправлять допущенные речевые  ошибки .

19

Проверим и оценим свои достижения

1

4.10

Комби-нирован

ный урок.

Проверить основные понятия раздела.  Учить работать самостоятельно. Самостоятельная работа.

Контролировать  себя и  оценивать свои достижения.

Люблю природу русскую. Осень (8ч)

20

Знакомство с названием раздела. Осенние загадки. Образ осени в загадках.

1

5.10

Комби-нирован

ный урок.

Видеть красоту русской природы; развивать воображение, мыслительные операции сравнения, обобщения.

 Находить образ осени в загадках. Соотносить загадки и отгадки. Выразительное чтение

Прогнозировать содержание раздела. Представлять картины осенней природы. Находить средства художественной выразительности, подбирать свои придуманные слова, создавать с помощью слова собственные картины.

Оценивать свой ответ.

21

Ф. Тютчев       «Есть в осени первоначальный»

А. Плещеев . «Осень наступила» А. Фет «Ласточки пропали»

1

8.10

Комби-нирован

ный урок.

Видеть красоту русской природы; развивать воображение, мыслительные операции сравнения, обобщения. Читать стихотворения,

передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи

разных поэтов на одну тему, выбирать понравившееся, объяснять свой выбор.

Чтение наизусть.

Представлять картины осенней природы. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

22

Стихотворения А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад»,

1

9.10

Комби-нирован

ный урок.

Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп. Декламировать стихотворение. Чтение с выделением смысловых пауз, интонации.

Придумывать собственные сравнения. Представлять картины осенней природы

23

С. Есенина «Закружилась листва золотая». М. Пришвин «Осеннее утро»

1

11.10

Комби-нирован

ный урок.

Читать стихотворения,

передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи

разных поэтов на одну тему, выбирать понравившееся, объяснять свой выбор. Чтение наизусть.

Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.

24

Стихотворения В. Брюсова «Сухие листья», И. Токмаковой «Опустел скворечник».

1

12.10

Комби-нирован

ный урок.

Видеть красоту поэзии, находить и объяснять словосочетания, эпитеты, метафоры. Слышать и видеть красоту осени, переданные в лирическом тексте. Чтение наизусть

Наблюдать за рифмой и ритмом

стихотворного текста.

Находить средства художественной выразительности, подбирать свои придуманные слова, создавать с помощью

слова собственные картины.

Оценивать свой ответ.

25

В. Берестов «Хитрые грибы».

Научно-познавательный текст «Грибы».

1

15.10

Комби-нирован

ный урок.

Художественный текст. Научно-популярный текст. Отличие художественного текста от научно-популярного. Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в данном тексте. Подбор заголовка текста учащимися класса.

Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.

26

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень».

1

16.10

Комби-нирован

ный урок.

Передавать содержание прочитанного в виде подробного и выборочного пересказа прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций. Самостоятельная работа.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

Русские писатели (14 ч)

27

А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый»

1

18.10

Комби-нирован

ный урок.

Познакомиться  с многообразием поэзии А. С. Пушкина; узнать о жизни и творчестве поэта,  познакомиться с литературным  жанром  – поэма. Воспринимать на слух произведение. Характеризовать героев.    Чтение наизусть

Прогнозировать содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы.

28

  А.С. Пушкин «Вот север, тучи, нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя…»

1

19.10

Комби-нирован

ный урок.

Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием. Познакомить со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями). Чтение наизусть

Наблюдать за жизнью слов в художественных текстах.

Определять в них красочные яркие определения (эпитеты).

Придумывать свои собственные эпитеты, создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания, тексты-повествования.

29-30

« А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке».

2

22.10

23.10

Комби-нирован

ный урок.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры. Познакомиться со «Сказкой о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.  Называть волшебные события и предметы в сказках.

Выборочное чтение. Выразительное чтение наизусть.

Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.

Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

Представлять картины природы.

31

И.А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен.

1

25.10

Комби-нирован

ный урок.

Конструировать монологическое высказывание  (на заданную тему). Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты).

Отличать басню от стихотворения и рассказа.

Знать особенности басенного текста.

Характеризовать героев басни с опорой на текст.

32

И.А. Крылов  «Лебедь, Рак и Щука».

1

26.10

Комби-нирован

ный урок.

Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя), что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.  Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. Работа в парах.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Оценивать свои достижения и достижения товарищей.

33

И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей».

1

29.10

Комби-нирован

ный урок.

Повторить особенности басенного текста.

Характеризовать героев басни с опорой на текст.

Видеть и понимать смысл басен; распознавать хорошее и плохое. Чтение по ролям.

Характеризовать героев басни с опорой на текст. Соотнесение смысла басни с пословицей.

34

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»

1

31.10

Комби-нирован

ный урок.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры. Познакомиться с жизнью и творчеством  Л. Н. Толстого; учиться добру, сопереживанию, состраданию. Работа в группах.

Характеризовать героев с опорой на текст. Воспринимать на слух художественное произведение.

35

Л.Н. Толстой «Филиппок»

1

1.11

Комби-нирован

ный урок.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). Пересказ.

Характеризовать героев рассказа  на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственные впечатления о герое.

Формулировать собственное мнение и позицию.

36

Л. Толстой «Правда всего дороже»

1

2.11

Комби-нирован

ный урок.

Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. Работа в группах

Читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Оценивать свой ответ

II четверть

37

Л. Толстой «Котёнок».

Развитие речи: обучение подробному пересказу.

1

14.11

Комби-нирован

ный урок.

Передавать содержание прочитанного в виде подробного и выборочного пересказа прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций. Отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие события, героя произведения, картины природы. Воссоздавать на этой основе соответствующие словесные картины. Развитие речи.

Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.

38

Обобщение по разделу «Русские писатели». Характеристика героев произведения.

1

15.11

Комби-нирован

ный урок.

Передавать содержание прочитанного в виде подробного и выборочного пересказа прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций. Рассказывать-импровизировать на заданную тему. Работа в парах. Тест.

Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

39

Обобщение по разделу «Русские писатели»

1

16.11

Комби-нирован

ный урок.

Читать вслух целыми словами. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему). Самостоятельная работа.

Выбирать книги по авторам и по темам.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

40

Проверим и оценим свои достижения

1

19.11

Комби-нирован

ный урок.

Чтение прозаических произведений: эмоциональная оценка.  Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении.

Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  заданий.

Проверить основные понятия раздела.

Оценивать свои достижения и достижения товарищей.

О братьях наших меньших (12 ч)

41

Знакомство с названием раздела.  Весёлые стихи о животных.

1

21.11

Комби-нирован

ный урок.

Рассказывать интересные истории о братьях наших меньших. Воспитывать  бережное отношение к «братьям нашим меньшим». Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры. Устный опрос.

Прогнозирование содержания раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

42

Н. Сладков «Они и мы». А. Шибаева «Кто кем становится»

1

22.11

Комби-нирован

ный урок.

Воспитывать  бережное отношение к «братьям нашим меньшим». Выразительное чтение.

Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

43

Стихотворения Б. Заходера «Плачет киска в коридоре», И. Пивоваровой «Жила-была собака»

1

23.11

Комби-нирован

ный урок.

Воспитывать  бережное отношение к животным. Ориентироваться в учебной книге. Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами. Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха. Работа в парах.

Воспринимать на слух прочитанное. Определять последовательность событий.

Составлять план.

Определять героев произведения, характеризовать их.

Выражать свое собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.

Оценивать свой ответ.

44

Стихотворение В. Берестова «Кошкин щенок».

1

26.11

Комби-нирован

ный урок.

Выражать свое собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.

Развитие речи.

Определять последовательность событий.

Составлять план.

Определять героев произведения, характеризовать их.

45

М. Пришвин «Ребята и утята». Развитие речи: обучение выборочному пересказу.

1

28.11

Комби-нирован

ный урок.

Формирование  доброго, бережного

отношения к природе; умения нести ответственность за совершенные поступки. Развитие речи.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Определять последовательность событий.

Составлять план.

Определять героев произведения, характеризовать их.

46

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1

29.11

Комби-нирован

ный урок.

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты). 

Пересказывать текст выборочно.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Определять последовательность событий.

Составлять план.

Определять героев произведения, характеризовать их.

47

Б. Житков «Храбрый утёнок»

1

30.11

Комби-нирован

ный урок.

Узнать, что у животных могут быть свои «проблемы»: переживания, беды, тревоги; учиться понимать животных. Определять последовательность событий.

Составлять план.

Определять героев произведения, характеризовать их.

Выражать свое собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свои достижения и достижения товарищей.

Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

48

В. Бианки «Музыкант»

1

3.12

Комби-нирован

ный урок.

Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. Передавать содержание прочитанного в виде   выборочного пересказа прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

49

В. Бианки «Сова».

1

3.12

Комби-нирован

ный урок.

Учиться  понимать животных; воспитывать в себе доброе, чуткое отношение к животным. Пересказывать текст художественного произведения:    выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения).

Составлять план.

Пересказывать подробно по плану произведение.

Выражать свое собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свои достижения и достижения товарищей.

50

Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

5.12

Комби-нирован

ный урок.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Формировать  доброе, бережное отношение к природе; нести ответственность за совершенные поступки.

Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать свое собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам

51

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»

1

6.12

Комби-нирован

ный урок.

Определять героев произведения, характеризовать их.

Выражать свое собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свои достижения и достижения товарищей. Работа в парах.

Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по темам и по авторам.

52

Проверим и оценим свои достижения

1

7.12

Комби-нирован

ный урок.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Учиться   видеть необычное в природе; узнать, насколько удивительны животные. Словесное рисование.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Из детских журналов (9 ч)

53

Знакомство с названием раздела.  Обучение составлению вопросов.

Запуск проекта «Мой любимый детский журнал».

1

10.12

Комби-нирован

ный урок.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?). Развитие речи.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Отличать журнал от книги.

Ориентироваться в журнале.

Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

54

Д. Хармс «Игра»

Д. Хармс «Вы знаете?»

1

12.12

Комби-нирован

ный урок.

Иметь краткое представление о детских журналах начала века; познакомить с творчеством Д. Хармса.

Работать  над пониманием литерного содержания произведения: тема, главная мысль (идея), события, и последовательность.    

Работа в парах.

Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале.

55

Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»

1

13.12

Комби-нирован

ный урок.

Выразительно читать, использовать  интонацию, соответствующую смыслу текста.   Знать черты юмористического в содержании. прогнозировать содержание текста по заголовку.

Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним.

56

Библиотечный урок по детским изданиям. Школьная библиотека.

1

17.12

Комби-нирован

ный урок.

Ориентироваться в библиотеке, различать детские издания, участвовать в диалоге, составлять и задавать вопросы о своих любимых детских журналах, рубриках в них. Уметь представлять свой любимый журнал;

пересказывать понравившиеся произведения, строки из них; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на текст. Развитие речи.

Участвовать в работе пары, группы. Находить нужную информацию по заданной теме. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.

57

Д. Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», Ю. Владимиров «Чудаки».

1

19.12

Комби-нирован

ный урок.

Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?). Декламировать стихотворение. Индивидуальная работа.

Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

58

А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка».

1

20.12

Комби-нирован

ный урок.

Передавать эмоции и настроение героев с помощью интонации.

 Развивать умение анализировать поступки героев. Совершенствовать навыки чтения: выразительность, осознанность.

Воспитывать интерес   к детской поэзии. Воспитывать бережное отношение к животным.

Развитие речи.

Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

59

Обобщение по разделу «Из детских журналов»

1

21.12

Комби-нирован

ный урок.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.   Подготовка к проекту «Мой любимый детский журнал», распределять роли, находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.

Самостоятельная работа.

Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.

Писать (составлять) рассказы и стихи для детского журнала.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Оценивать свои достижения.

60

Проект: «Мой любимый детский журнал».

1

24.12

Комби-нирован

ный урок.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.   Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал», отчёт о  собственном журнале, рисунках, стихах и др. жанрах.

Представление журналов.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Оценивать свои достижения.

61

Проверим и оценим свои достижения

1

24.12

Комби-нирован

ный урок.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения. Декламировать стихотворение.

Отличать журнал от книги.

Ориентироваться в журнале.

Находить интересные и нужные статьи в журнале.

Находить нужную информацию по заданной теме.

Участвовать в работе пары и группы.

Оценивать свои достижения.

Люблю природу русскую. Зима (9ч)

62

Знакомство с названием раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.

1

26.12

Комби-нирован

ный урок.

Приобщать детей к миру поэзии: развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием. Познакомить со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями).

Прогнозировать содержание раздела.

Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника.

Соотносить загадки и отгадки.

63

И. Бунин  «Первый снег»  К.Бальмонт. «Снежинка»

1

27.12

Комби-нирован

ный урок.

Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.  Выразительное чтение стихотворных произведений: интонация, темп речи, тембр голоса, паузы. Чтение наизусть стихотворений.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку.

64

Я. Аким «Утром кот принёс на лапках»

1

28.12

Комби-нирован

ный урок.

Развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений. Чтение наизусть.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихотворение наизусть.

Оценивать свои достижения и достижения товарищей.

65

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою околдован лес стоит»

1

14.01

Комби-нирован

ный урок.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения. Декламировать стихотворение.

Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать   стихотворение наизусть.

Оценивать свои достижения и достижения товарищей.

66

С. Есенин «Поёт зима – аукает», «Берёза»

1

16.01

Комби-нирован

ный урок.

Познакомиться  с произведением классической литературы о зиме;  учиться выразительно читать стихи; видеть красоту зимней природы вокруг, в стихах, на  картинах; воспитывать любовь к природе;  поддерживать в детях желание помогать в трудное время птицам.

активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское  отношение к природе.

Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

67

Русская народная сказка «Два мороза»

1

17.01

Комби-нирован

ный урок.

Познакомиться с русской народной  сказкой “Два мороза”; отрабатывать навыки выразительного чтения;   закреплять умение анализировать поступки героев, выражать свое отношение к героям сказки, развивать умение выделять главное в прочитанном тексте;

 способствовать воспитанию трудолюбия.

Выразительное чтение.

Понимать особенности были и сказочного текста.

Сравнивать и характеризовать героев произведения , использовать слова-антонимы для их характеристики.

Оценивать свои достижения и достижения товарищей.

68

С. Михалков «Новогодняя быль». Развитие речи: обучение выборочному пересказу.

1

18.01

Комби-нирован

ный урок.

Работать над содержанием произведения. Выразительно читать, использовать интонацию, соответствующую смыслу текста.  Составлять  вопросы  по содержанию прочитанного, продумывать ответы на них; рифмовать слова .

Читать сознательно текст произведения; делить текст на смысловые части;

читать стихотворные произведения наизусть;

создавать небольшой устный текст на новогоднюю тему

Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики.

69

А. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз».

1

21.01

Комби-нирован

ный урок.

Продолжить знакомиться со стихотворениями о зиме; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста, умение работать в группах. Работа в группах.

Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте

70

Обобщение по разделу. Проверим и оценим свои достижения.

1

22.01

Комби-нирован

ный урок.

Повторить содержание произведений, понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведений. Самостоятельная работа.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения и достижения товарищей.

Писатели детям (17 ч)

71

Знакомство и   с названием раздела,   прогнозирование .

К. Чуковский. Сказка «Путаница

1

23.01

Комби-нирован

ный урок.

Развивать умение, воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного; приобщать детей к миру поэзии: слушание стихотворений, развитие поэтического слуха. Фронтальный опрос.

Прогнозировать содержание раздела. Познакомиться с биографией и творчеством  Чуковского; повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой    терминологии (рифма);

развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание.

72

К. Чуковский. Сказка «Путаница».

1

24.01

Комби-нирован

ный урок.

Развивать умение, воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного. Приобщать детей к миру поэзии: слушание стихотворений, развитие поэтического слуха. Текущий.

Читать выразительно, отражая настроение сказки.

Анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках;

определять тему и находить главную мысль произведения.

73

К. Чуковский. Сказка «Радость».

1

25.01

Комби-нирован

ный урок.

Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно- эстетический и познавательный опыт ребенка. Устный опрос.

Проявлять интерес к творчеству К.Чуковского; совершенствовать навыки чтения, умения анализировать произведение; развитие памяти, ассоциативного мышления. Работать в парах.

Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать свое чтение.

74-75

К. Чуковский. Сказка «Федорино горе».

2

28.01

30.01

Комби-нирован

ный урок.

Развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного. Работа в парах.

Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать свое чтение.

Анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках;

определять тему и находить главную мысль произведения.

76

С.Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри».

1

31.01

Комби-нирован

ный урок.

Обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навык чтения и речевые умения. Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность. Работа в парах.

Анализировать юмористическое произведение; давать характеристику героям; читать выразительно произведения;

Оценивать свои достижения и достижения товарищей

77

С.В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли»

1

1.02

Комби-нирован

ный урок.

Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно эстетический и познавательный опыт ребенка. Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире. Индивидуальная работа.

Познакомиться  с широким кругом произведений, доступных для самостоятельного чтения.

Научиться  осознанно выбирать для себя

книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным.

78

С.В. Михалков. Стихотворение «Мой щенок»

1

Комби-нирован

ный урок.

Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.  Понимать содержание прочитанного, определять его тему и главную мысль. Текущий.

Развивать желание и умение учиться, развивать речь, мышление.

Воспитывать чувство товарищества, коллективизма. Оценивать свои достижения и достижения товарищей.

79

А.Л. Барто. «Верёвочка», «Мы не заметили жука»

1

6.02

Комби-нирован

ный урок.

Создавать условия формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность. Понимать содержание  прочитанного произведения, определять его тему. Чтение наизусть.

Прогнозировать содержание произведения по названию.

Использовать интонацию, соответствующую смыслу стихотворения.

Определять тему и главную мысль.

80

Театрализация. Инсценирование стихов о детях.

1

7.02

Комби-нирован

ный урок.

Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха. Развивать умение передавать своё настроение в рисунках.

Инсценировка.

Использовать интонацию, соответствующую смыслу стихотворения.

Определять тему и главную мысль;

выразительно читать произведения наизусть.

81

А. Барто. Стихотворение «В школу».

1

8.02

Комби-нирован

ный урок.

Развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного. Индивидуальная работа.

Анализировать юмористическое стихотворение, давать характеристику героям; выразительно читать произведения; отвечать на вопросы по прочитанному. Оценивать свои достижения и достижения товарищей.

82

А.Л. Барто. «Вовка – добрая душа»

1

11.02

Комби-нирован

ный урок.

Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Декламировать стихотворение.

.   Прогнозировать содержание произведения по названию.

Использовать интонацию, соответствующую смыслу стихотворения.

Определять тему и главную мысль.

83

Н.Н. Носов «Затейники»

1

13.02

Комби-нирован

ный урок.

Владеть навыком сознательного правильного выразительного чтения целыми словами при темпе чтения незнакомого текста–не меньше 50 слов в минуту. Текущий.

Прогнозировать содержание произведения

 по названию

Учиться определять главную мысль произведения, обобщать, анализировать и делать соответствующие выводы, анализировать иллюстрацию, способствовать коррекции речи; развивать устную речь.

84

Н.Н. Носов «Живая шляпа».

Развитие речи: обучение выборочному пересказу

1

14.02

Комби-нирован

ный урок.

Развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного. Развитие речи.

Учиться определять главную мысль произведения, обобщать, анализировать и делать соответствующие выводы, анализировать иллюстрацию, способствовать коррекции речи; развивать устную речь. совершенствовать

грамотный строй речи.

Продолжать находить информацию в тексте, работать в группах, участвовать в обсуждениях.

85

Н.Н. Носов «На горке»

1

15.02

Комби-нирован

ный урок.

Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. Работа в парах.

Продолжать находить информацию в тексте, работать в группах, участвовать в обсуждениях.

Пополнять жизненный опыт, принимать во внимание необходимость уважать мнение одноклассника.

86

Урок творчества. Обмен опытом читательской деятельности.

1

18.02

Комби-нирован

ный урок.

Составлять план по прочитанному

(с помощью учителя). Передавать содержание прочитанного произведения в виде подробного пересказа с использованием приемов устного рисования и иллюстраций. Текущий.

Пополнять жизненный опыт, принимать во внимание необходимость уважать мнение одноклассника. Оценивать свои достижения и достижения товарищей.

87

Обобщение по разделу «Писатели детям» Проверим и оценим свои достижения

20.02

Комби-нирован

ный урок.

Развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведения. Тест.

Повторить и обобщить пройденный материал, расширить знания учащихся о жизни и творчестве изученных писателей;

Учиться составлять вопросы к прочитанным произведениям, уметь анализировать, высказывать своё мнение

Я и мои друзья (10 ч)

88

Знакомство с названием раздела.

В. Берестов. Стихотворение «За игрой».

1

21.02

Комби-нирован

ный урок.

Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием. Групповая работа.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.     Прогнозировать содержание раздела.

Рассматривать сборники произведений, определять их содержание по названию сборника.

89

В.Берестов. «Гляжу с высоты на обиду». Э. Мошковская. «Я ушёл в свою обиду»

1

22.02

Комби-нирован

ный урок.

Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием. Индивидуальная работа.

Соотносить основную мысль стихотворения с пословицей. Объяснять его  нравственный смысл.

Повторить и обобщить прочитанное ранее произведение, развивать память, внимание.

90

Стихи В.Берестова и Э. Мошковской.

1

25.02

Комби-нирован

ный урок.

Выразительно читать литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Декламировать стихотворение. Оценивать поступки героев с опорой на личный опыт.

Воспитывать правильное понимание дружбы, товарищества, взаимовыручки, желание прийти в трудную минуту на помощь, умение жить в коллективе, преодолевать обиду, учиться сопереживать.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

91

В. Лунин. «Я и Вовка»

1

27.02

Комби-нирован

ный урок.

Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха. Отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие героя произведения. Индивидуальная работа.

Объяснять его  нравственный смысл.

Повторить и обобщить прочитанное ранее произведение, развивать память, внимание, воспитывать интерес к чтению, развивать навыки чтения: чтение целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение, развитие понимания прочитанного текста.

92

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

1

28.02

Комби-нирован

ный урок.

Развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного. Фронтальная работа.

Соотносить основную мысль  стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказа.

Объяснять и понимать поступки героев.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.  

93

Ю. Ермолаев «Два пирожных»

1

1.03

Комби-нирован

ный урок.

Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. Фронтальный опрос.

Формировать навык выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос; отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы.

94

В. Осеева «Волшебное слово».

Развитие речи: обучение выборочному пересказу.

1

4.03

Комби-нирован

ный урок.

Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность. Обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навык чтения и речевые умения. Развитие речи.

Анализировать текст, обобщать, делать выводы; формировать  навык осознанного, выразительного чтения ;умение определять жанр и тему литературного произведения.

95

В. Осеева «Хорошее»

1

6.03

Комби-нирован

ный урок.

Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), определять главную мысль прочитанного   (с помощью учителя). Передавать содержание прочитанного в виде подробного пересказа

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.  Развивать умение

прогнозировать текст, развивать навыки правильного и осознанного чтения

96

В. Осеева «Почему?»

1

7.03

Комби-нирован

ный урок.

Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), определять главную мысль прочитанного   (с помощью учителя). Работа в парах.

Совершенствовать умение

пересказывать текст по плану; воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям.

97

Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

 Проверим себя и оценим свои достижения

1

11.03

Комби-нирован

ный урок.

Развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведения. Тест.

Расширить  представление  о  духовных  ценностях   добра  и дружбы. Оценивать свои достижения и достижения товарищей.

Люблю природу русскую. Весна (9ч)

98

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.

1

13.03

Комби-нирован

ный урок.

Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием.

Рассказывать–импровизировать на заданную тему. Групповая работа.

Прогнозировать содержание раздела.

Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника.

Соотносить загадки и отгадки.

99

Ф.Тютчев «Зима недаром злится» «Весенние воды»

1

14.03

Комби-нирован

ный урок.

Познакомить со средствами художественной выразительности      (эпитетами, сравнениями).

Представлять картины весенней природы.

Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

100

А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

1

15.03

Комби-нирован

ный урок.

Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха. Познакомить со средствами художественной выразительности

(эпитетами, сравнениями).

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать заголовки  стихотворений.    

Представлять картины весенней природы.

101

А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот»

1

18.03

Комби-нирован

ный урок.

Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха. Познакомить со средствами художественной выразительности

(эпитетами, сравнениями).

Находить слова в стихотворении, которые помогают представить картины природы.

Объяснять отдельные выражения.

Оценивать свои достижения и достижения товарищей

  Обогатить словарный запас

 развивать речь, память, внимание, наблюдательность

102

Урок творчества. Учимся сочинять стихи. И. Бунин «Матери»

1

20.03

Комби-нирован

ный урок.

Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха. Развитие речи.

Читать стихотворения с выражением, передавать настроение  с помощью интонации, темпа чтения,

силы голоса.

Находить слова в стихотворении, которые помогают

представить картины природы.

103

А. Плещеев «В бурю»

1

21.03

Комби-нирован

ный урок.

Наблюдать над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью слова в тексте. Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Индивидуальная работа.

Читать стихотворения с выражением, передавать настроение  с помощью интонации, темпа чтения,

силы голоса.

Представлять картины весенней природы.

104

Е. Благинина «Посидим в тишине» Э. Мошковская «Я маму мою обидел»

1

22.03

Комби-нирован

ный урок.

Познакомить со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями). Развивать умение эмоционально откликаться на произведение и передавать своё настроение в совместном обсуждении прочитанного. Текущий.

Читать стихотворение с выражением, передавать настроение  с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слов в произведении. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев.

105

С. Васильев «Белая берёза»

Запуск проекта «Газета «День победы – 9 мая»

1

25.03

Комби-нирован

ный урок.

Уметь: воспринимать на слух произведение, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках.

Формирование чувство гражданственности и патриотизма.

Узнать о роли деревьев в годы Великой Отечественной войны;

рассказать о героических подвигах воинов и стойкости мирных жителей;

воспитывать  чувство гордости за российский народ

106

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Проверим и оценим свои достижения

1

27.03

Комби-нирован

ный урок.

Приобщать детей к миру поэзии: слушание и декламация стихотворений, развитие поэтического слуха. Использование приемов устного рисования и иллюстраций. Индивидуальная работа.

Соотносить пословицы с содержанием стихотворения.  Читать стихотворение с выражением, передавать настроение  с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Уметь работать в паре и группе.

И в шутку и в серьез (14 ч)

107

Знакомство с названием раздела. Б. Заходер «Товарищам детям»

1

28.03

Комби-нирован

ный урок.

Определять тему, главную мысль устного сочинения. Составлять план текста.

Презентация высказывания окружающим.

Приобщать детей к миру поэзии: развитие поэтического слуха. Владеть навыком выразительного чтения.

Прогнозировать содержания раздела.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.    

108

Б. Заходер «Что красивей всего»

1

29.03

Комби-нирован

ный урок.

Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно), определять главную мысль прочитанного (с помощью учителя).

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

109

Б.Заходер

«Песенки Винни-Пуха»

1

5.04

Комби-нирован

ный урок.

Передавать содержание прочитанного в виде подробного пересказа прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций. Рассказывать-импровизировать на заданную тему.

Анализировать заголовок произведения.

Развивать исследовательские навыки, творческие способности. Воспитывать внимательное отношение к слову.

110

Э. Успенский «Чебурашка» (из повести «Крокодил Гена и его друзья»).

1

6.04

Комби-нирован

ный урок.

Осмысливать взаимосвязь описываемых в произведении событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением.

Уметь работать в паре и группе. Оценивать свои достижения и достижения  товарищей.

Расширить представления  об окружающем мире.

111

Развитие речи: обучение подробному пересказу по коллективно составленному плану.

1

12.04

Комби-нирован

ный урок.

Уметь: делить текст на части, озаглавливать; пере-давать содержание прочитанного в виде выборочного пересказа прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

112

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»

1

15.04

Комби-нирован

ный урок.

Понимать содержание прочитанного произведения. Читать, выделяя смысловые паузы, интонации. Индивидуальная работа.

Совершенствование выразительного  чтения наизусть;

развивать  умения  работы  с текстом  по выбору  нужной  информации, умения  работы  с тестовыми заданиями.

113

Э. Успенский «Над нашей квартирой»

1

17.04

Комби-нирован

ный урок.

Владеть навыком выразительного чтения целыми словами. Понимать содержание текста, определять тему, главную мысль (с помощью учителя).

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

114

Э. Успенский «Память»

1

18.04

Комби-нирован

ный урок.

Понимать содержание прочитанного произведения. Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость. Приобщать детей к миру поэзии.

Развивать и совершенствовать  умения отвечать  на  поставленные  вопросы  по  прочитанному  материалу; расширить читательский кругозор.

115

В. Берестов «Знакомый»

1

19.04

Комби-нирован

ный урок.

Рассказывать-импровизировать на заданную тему. Групповая работа.

Инсценировать стихотворение. Оценивать свой ответ.

116

В.Берестов «Путешественники», «Кисточка»

1

22.04

Комби-нирован

ный урок.

Формировать эмоционально-оценочные суждения на примере поступков героев. Фронтальный опрос.

Уметь работать в паре и группе. Оценивать свои достижения и достижения  товарищей.

117

Г. Остер «Будем знакомы»

1

24.04

Комби-нирован

ный урок.

Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, главную мысль прочитанного  (с помощью учителя). Индивидуальная работа.

Уметь ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы

118

В. Драгунский «Тайное становится явным»

1

25.04

Комби-нирован

ный урок.

Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.

Подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением.

Познакомиться с произведением В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». Развивать навык беглого, выразительного, сознательного чтения; развивать умение

анализировать поступки героев, развивать умение прогнозировать текст.

119

Обобщение по разделу

« И в шутку и в серьез»

1

26.04

Комби-нирован

ный урок.

Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения. Работа в парах.

На примере рассказа воспитывать честность, правдивость; воспитывать внимание к слову учителя, интерес к чтению. Уметь работать в паре и группе.

120

Проверим и оценим свои достижения

1

29.04

Комби-нирован

ный урок.

Рассказывать-импровизировать на заданную тему. Передавать содержание прочитанного в виде выборочного пересказа. Приобщать детей к миру поэзии.

Уметь работать в паре и группе. Оценивать свои достижения и достижения  товарищей

Литература зарубежных стран (12 ч)

121

Знакомство с названием раздела.  Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»

1

2.05

Комби-нирован

ный урок.

Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, главную мысль. Передавать содержание прочитанного в виде подробного пересказа с использованием приемов устного рисования и иллюстраций.

Принимать и сохранять учебную цель и задачи урока.  Прогнозировать содержания раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения.

Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках.

122

Английские народные песенки «Перчатки», (перевод К. Чуковского), «Храбрецы» (перевод С. Маршака)

1

3.05

Комби-нирован

ный урок.

 Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, главную мысль. Приобщать детей к миру поэзии. Работа в парах.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различие.

123

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народна песенка «Знают мамы, знают дети»

1

6.05

Комби-нирован

ный урок.

Понимать содержание произведений, определять тему и главную мысль произведений. Использование приемов устного рисования и иллюстраций. Фронтальная работа.

Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Давать характеристику героев произведений.

124-126

Ш. Перро «Кот в сапогах».

Развитие речи: обучение выборочному пересказу.

3

8.05

10.05

Комби-нирован

ный урок.

Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, главную мысль. Постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.

Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных народов.

127-128

Ш. Перро сказка-пьеса «Красная шапочка»

2

13.05

15.05

16.05

Комби-нирован

ный урок.

Рассказывать-импровизировать на заданную тему. Развивать умение эмоционально откликаться на произведение и передавать своё настроение. Работа в паре.

Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана.

129-132

Г. Андерсен «Принцесса на горошине»

3

17.05

20.05

Комби-нирован

ный урок.

Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами. Передавать содержание прочитанного в виде подробного пересказа.

Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Оценивать свой ответ.

133-134

Э. Хогарт «Мафин и паук»

2

Комби-нирован

ный урок.

Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. Составлять план к прочитанному (с помощью учителя).

Уметь осуществлять информационный поиск, собирать  и  выделять существенную информацию из различных информационных источников. Оценивать свои достижения и достижения  товарищей.

135

Проект: «Мой любимый писатель – сказочник»

1

Комби-нирован

ный урок.

Развивать умение эмоционально откликаться на произведение и передавать своё настроение.

Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты.

136

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Комби-нирован

ный урок.

Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, главную мысль. Владеть навыками правильного, выразительного чтения целыми словами. Работа в паре.

Повторить и обобщить знания  по теме «Литература зарубежных стран». Развивать память, внимание, мышление. Воспитывать интерес к урокам чтения.

Итого по программе за год:

136 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Литературное чтение"

программа "Гармония", автор О.В. Кубасова, 2 класс...

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.

Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 ...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...

Рабочая программа "Литературное чтение" 1 класс

Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Литературному чтению. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки о...