Открытый урок в 3 классе по теме: "Суффикс и его роль в слове". (Программа "Школа 2100")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Магон Вера Петровна

Предварительный просмотр:

Учитель: Магон В.П.

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Суффикс и его роль в слове.

Задачи:

            актуализировать знания учащихся о роли суффиксов в нашей  речи;      

            развивать умение разбирать слова по составу;

            развивать сообразительность, мышление, память;

            воспитывать культуру речи, чувство коллективизма и  

            индивидуальности учащихся, взаимопомощь;

Цель: научить детей разбирать слова по составу.

Оборудование: учебник русского языка для 3 класса Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина, индивидуальные задания на карточках (для повторения), презинтация Power Point, проектор с экраном.

                                                      Ход урока

 1. Актуализация опорных знаний ( проверка д/з, упр.5)

- Начнём урок с проверки д/з.

- Что нужно было знать, чтобы его выполнить?

- Ребята, что такое окончание?

- Основа?

- Назовите основу и окончание в словах, которыми можно назвать спортсменов.

- В слове с уменьшительно-ласкательным значением.

- Молодцы ребята!  Хорошо справились с заданием, несмотря на то, что много пропустили.

     2.Введение в тему урока

 - Ребята, какое у Вас  сегодня настроение?

 - Какой праздник приближается?

 И сегодня к нам на урок  пришла лесная гостья. (слайд 1)

 - Как  мы её можем назвать?

                  Ель, ёлка, ёлочка.     (слайд 2)

- Что это за слова? Докажите.

Запишите эти слова. Выделите окончания и основу. Прочитайте. (слайд 3)

.- А теперь выделите корень.(слай 4)

- Из каких частей состоит слово ель ?

- Какая часть слова стоит между корнем и окончанием в словах : елка, ёлочка?

Вспомним 2 класс.

- Выделите суффикс? (слайд 5)

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о суффиксе и его роли в словах.

     3.Усвоение нового материала

3.1. Откройте учебник на с.131 Упр.193

- Прочитайте задание самостоятельно.

- Прочитай слова.               Река, речушка, реченька, речная (рыба)

- Что у них общего?

 - А чем они отличаются? (высказывают свои предположения)

- Ребята, чтобы полно ответить на этот вопрос Вам необходимо выполнить следующее задание.

 (Спиши. Найди и выдели в этих словах окончания и основу. Выдели корень.

-А затем ответьте на вопросы. Какое явление ты наблюдаешь в корне? Какую часть слова осталось обозначить? Для чего она служит?)

- Ребята, какой вывод можем сделать?

(Суффиксы служат для образования новых слов.)

      ФИЗМИНУТКА

      4. Повторение изученного материала.

    4.1 Читаем следующее упр.194

- Продолжим работу по учебнику

- Прочитайте стихотворение.

- Обратите на выделенные слова.

- Какое значение вносят в слова суффиксы   -ик-   , -ек- ? (С помощью этих слов автор выразил отношение мальчика, к щенку: его любовь, сочувствие, доброту.)-ласкательное значение

-А теперь выберите и запишите  3-5 слов с безударной гласной в корне. Обозначьте орфограмму.

- А у доски Антон выпишет слова с безударными гласными в приставках. Обозначит  орфограмму.

   4.2 Работа в парах.

-Ребята, я на  каждую парту положила схемы частей слова по порядку.

Но в класс забежал снеговик и всё перепутал.

Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места.

Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием.

4.3 Разбор слов по составу

-Посмотрите  на снеговика. Он рад, что Вы исправили его ошибки.

Давайте покажем ему на ёлочку.(слайд 6)

- Дети посмотрите, как изменилась наша гостья? (На ней появились игрушки.)

- Игрушки не простые, на них записаны части слова, с которых нужно составить слова.(слайд 7)

- Составьте слова.

Фонарик

Хлопушка

Снежинка

(слайд 8)

- Запишите слова. Разберите по составу. Прочитайте.

-Проверьте.( слайд 8)

- А теперь составьте  из данных слов мини – текст и  озаглавьте.(2-3 уч.)

     5. Подведение итогов урока

-Итог урока помогут подвести гости, которые всегда приходят  к лесной красавице.

-Кто эти гости?(слайд 9)

-Сейчас они проверят, как вы были внимательны на уроке. (слайд 10) вопросы

Молодцы!

- А ещё дед Мороз много знает  о суффиксах и Вам расскажит. Приведите примеры (лапушка, лёгонький, маленький)

6. Выставление отметок.

А теперь заполните тесты, которые лежат  у Вас на партах, я проверю, как вы усвоили материал.

- А сейчас  сами себя  проверьте.

Корень – это … .

Окончание – это… часть слова.

Окончания служат для… слов… .

Основа слова – это… .

Суффикс служит для … .

Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова это … .

Разобрать слово по составу – это значит … .

      6. Д/З

С.140 Упр.7

Спасибо за урок!

Тест

Корень – это … .

Окончание – это… часть слова.

Окончания служат для… слов… .

Основа слова – это… .

Суффикс служит для … .

Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова это … .

Разобрать слово по составу – это значит … .

Тест

Корень – это … .

Окончание – это… часть слова.

Окончания служат для… слов… .

Основа слова – это… .

Суффикс служит для … .

Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова это … .

Разобрать слово по составу – это значит … .

                                   

Тест

Корень – это … .

Окончание – это… часть слова.

Окончания служат для… слов… .

Основа слова – это… .

Суффикс служит для … .

Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова это … .

Разобрать слово по составу – это значит … .

                                   

Тест

Корень – это … .

Окончание – это… часть слова.

Окончания служат для… слов… .

Основа слова – это… .

Суффикс служит для … .

Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова это … .

Разобрать слово по составу – это значит … .          

Тест

Корень – это … .

Окончание – это… часть слова.

Окончания служат для… слов… .

Основа слова – это… .

Суффикс служит для … .

Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова это … .

Разобрать слово по составу – это значит … .          

   

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Е л ь ё л к а ё л о ч к а

Слайд 2

фонар ик хлоп ушк а снеж инк а

Слайд 3

фонарик хлопушка снежинка

Слайд 4

Ф о н а р и к х л о п у ш к а с н е ж и н к а

Слайд 5

фонарик хлопушка снежинка

Слайд 7

Что такое суффикс? Где стоит? Для чего служит ? Суффиксы с уменьшительно –ласкательным значением: - еньк - - ушк- - оньк - - юшк- Суффиксы роста : - ищ – - ещ-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка во 2 классе по теме: "Суффикс. Образование новых слов"

Урок русского языкакласс: 2УМК «Начальная школа 21 век»Тема : Суффикс. Образование новых слов....

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Суффикс и его роль в слове"

Целью  данной методической разработки является уточнение знаний учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов. В ней используется презентация, флеш-анимации, что ...

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"

УМК "Школа России". Конспект урока и презентация урока русского языка (3 класс) по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс"

Конспект открытого урока русского языка  по теме "Суффикс" в 3 классе "Школа России"...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.» учитель начальных классов Тотикова И.Х.

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова,формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.Тип урока: открытие новых  знаний.Задачи:...

Конспект открытого логопедического занятия на тему "Суффиксы профессий"

Представлены виды работ по словообразованию, развитию орфографической зоркости, предупреждению ошибок на письме в 4 классе по теме "Суффиксы профессий"...