Тема урока «Коротышки – сказочные человечки из Цветочного города»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Невешкина Надежда Владимировна


Урок внеклассного чтения после изучения раздела "Сказочные человечки" учебник "Маленькая дверь в большой мир". Программа школа 2100.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения после изучения раздела «Сказочные человечки» учебника «Маленькая дверь в большой мир».

Тема урока «Коротышки – сказочные человечки из Цветочного города»

(сказка Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).

Цели урока:

 1. Обучать вдумчивому, содержательному прочтению произведений

детской литературы; формировать умение пользоваться рекомендательным списком.

2. Развивать устойчивый интерес к книге как к источнику знаний; развивать коммуникативность учащихся – умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей.

3. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведения и поступков героев.

Личностные УУД: формирование оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей; умения оценивать свое отношение к учебе; эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства.

Регулятивные: формирование умения выполнения учебных действий в устной и письменной форме; самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив; планирования своих действий в соответствии с поставленной целью.

Познавательные УУД: формирование умения самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту; находить объяснение незнакомых слов в словаре.

Коммуникативные УУД: формирование умения работать в группе, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра; сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).

Предметные: читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию; выразительно читать стихотворение перед группой; вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы.

Метапредметные: сочинять стихи; участвовать в инсценировании литературных произведений.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение содержания раздела

«Сказочные человечки».

– Какой раздел в книге для чтения мы закончили изучать?

– Напомните мне, кто они, эти сказочные человечки и существа, кто их придумал, в каких сказках мы с ними встречались? (Мумитролли из сказки Туве Янсон «Шляпа Волшебника»,

хоббиты и гномы из сказки Дж.Р. Толкиена «Хоббит», ВинниПух и его друзья из сказки А. Милна «ВинниПух», куклы из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

А. Толстого.)

    По ходу ответов учитель выставляет на магнитную доску демонстрационные таблицы:

– Англичанин Алан Милн придумал сказку про ВинниПуха. А кто пересказал ее для нас?

– Что значит «пересказал»? (Взял героев сказки Милна, их характеры, а многие события и приключения, которые с ними происходят, придумал сам, и получилось, что у одной сказки как бы два автора.)

– «Буратино» – поитальянски значит «деревянная кукла». Алексей Толстой взял своего героя из итальянской сказки «Пиноккио» и по - своему пересказал ее.

III. Переход к теме урока.

– Какую книгу вы самостоятельно читали к сегодняшнему уроку ?

– Вы знаете, оказывается, Николай Носов тоже прочитал когда-то книгу А. Хвольсон «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков», и у него возник замысел

новой сказки, которая оказалась совершенно необычной, непохожей на свою предшественницу. Носов нашел новые черты для своего Незнайки.Вам понравилась сказка?

– Давайте сравним ее героев с уже известными нам сказочными человечками. Кто они? Гномы? Хоббиты? Куклы? Николай Носов назвал их коротышками. Кого подразумевал автор

под коротышками? Кого напоминает Незнайка?(Ребенка.) Кто еще из коротышек напоминает детей? (Гунька, Авоська, Торопыжка, Растеряйка…)

- Но, с другой стороны, доктор Пилюлькин – разве ребенок? А всезнающий Знайка? Итак,

одних коротышек можно принять за взрослых людей, а других – за детей.

– Почему они крохотные? Может, мы видим их издали? Смотрим на них в обратную сторону бинокля? Нет! Так почему же? Да просто потому, что они живут в сказке! Отправимся в сказку!

IV. Беседа по содержанию произведения.

1. Кроссворд.

  • Проверим вашу внимательность.
  • Отгадаем кроссворд.

 

 

Н

е

з

н

а

й

к

а

А

в

о

с

ь

к

а

 

 

 

Г

у

с

л

я

 

 

 

 

 

 

Т

о

р

о

п

ы

ж

к

а

 

Ц

в

е

т

и

к

 

 

 

  1. Главный герой романа-сказки про коротышек.
  2. Один из двух братьев, про которого Незнайка сочинил стихи: 
    У …….. под подушкой 
    Лежит сладкая ватрушка.
  3. Замечательный музыкант цветочного города. Умел играть на разных инструментах.
  4. Этот герой управлял газированным автомобилем и всегда торопился.
  5. Этот герой жил на улице Одуванчиков. Звали его Пудиком. А как звучит его псевдоним (вымышленное имя).

Прочитайте какое слово получилось.

2. О писателе.

  • Кто же автор этой книги?
  • Он написал много книг для детей (выставка книг).
  • Вот его портрет.
  • Что можно сказать о человеке по его виду? (жизнерадостный, веселый)

Обобщаю ответы детей:

Носов Николай Николаевич родился 10 ноября 1908 года в г. Киеве. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Автор книг для детей: повести “Витя Малеев в школе и дома” (1951), цикла юмористических рассказов “Фантазёры” (1957; одноименный фильм, 1966); “Приключения Незнайки и его друзей” (1954); “Незнайка в Солнечном городе” (1958); “Незнайка на Луне” (1964—65). “Повесть о моём друге Игоре” опубликована в 1972году. Эта повесть о формировании характера ребёнка-дошкольника.

В прозе Носова, насыщенной юмором и игрой, познавательный материал передается через любознательного и смешного мальчишку-непоседу. Некоторые произведения Носова переведены на иностранные языки.

Он награжден Государственной премией СССР в 1952 году и Государственной премией РСФСР им. Н. К. Крупской в 1970 году, двумя орденами, а также медалями.

Другой детский писатель Лев Кассиль так отзывался о творчестве Носова: “Носов пишет с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль. И она помогает яснее разглядеть жизнь, понять смысл дружбы и труда человеческого, показать себя надежным человеком…”

3. Жанр.

  • Когда вы читали сказку, то обратили внимание на слова “роман-сказка”.
  • Чем же отличается “роман-сказка” от “сказки”? (большой объем, много героев, большой промежуток во времени, много событий)

V. Анализ содержания сказки.

I глава.

  • Где жили коротышки?
  • Сколько их было?
  • Почему их так назвали?

а) выборочное чтение.

  • Кем был Пилюлькин?
  • Найдите о нем в I главе и прочитайте.
  • Теперь давайте прочитаем о Сиропчике.
  • Что узнали о Пульке?

б) рассказы о главных героях.

  • В I главе говорится о главном герое городка.
  • Кто это? (Знайка).
  • Расскажите, что вы узнали о Знайке?
  • А кто был главным героем произведения?
  • Расскажите о нем.

в) Чтение цепочкой.

  • После какой истории прославился Незнайка?
  • Найдите этот отрывок. Прочитаем его цепочкой.

г) Беседа по прочитанному.

  • Почему так подумал Незнайка? (не знал)
  • Чему ему надо поучиться у Стекляшкина? (наблюдательности)

VI .Физминутка. Упражнение для глаз, наклоны головы.

5. Вторая глава.

  • Как называется вторая глава?
  • О чем пойдет речь?

а) Прочитаем отрывок из II главы по ролям.

Автор - 1 ученик.

Незнайка - 2 ученик.

Гусля - 3 ученик.

б) беседа.

  • Почему ушел Гусля?
  • Что было главное для Незнайки в музыке? (громко).
  • А как об этом думал Гусля? (красота).
  • Умел ли играть Незнайка?
  • А хотел?
  • Как он говорил об обучении игре? (“зачем учиться, я и так умею…”)

в) работа над пословицей.

“Мало хотеть, надо уметь”

  • Как понимаете смысл пословицы?
  • Что бы посоветовали Незнайке?

VII. О сюжетных линиях сказки.

а) как называется книга?

  • О каких приключениях узнали?
  • Куда попали малыши?
  • Чему удивились?
  • Чем закончилось их путешествие?

б) Викторина.

  1. Сколько сиропа получали малышки из одного арбуза в Зеленом городке? (несколько бочек).
  2. Кому принадлежат слова не мешайте мне врать…? (Незнайке)
  3. Что важнее для малышек в портрете: красота или сходство? (красота)

в) Итоговая беседа.

  • В какой главе говорится о том, что Незнайка изменился?
  • Чему научила вас сказка? (наблюдательности, трудолюбию, важности приобретения знаний, дружбе)
  • Закончилась книга, а приключения? (Есть другие приключения: “Незнайка на Луне”, “Незнайка в Солнечном городе”).

VII. Картинная галерея

  • Это рисунки детей по прочитанной книге. Так вы себе представляете героев.
  • А если бы вы получили от автора такое задание: подсказать новый образ коротышки
  • Какое имя предложили?
  • Чем он мог заниматься?
  • Чему учила нас книга? Какие выводы вы сделали для себя?

– Что вам помогло нарисовать портреты коротышек? (Текст сказки и иллюстрации художника.) У вас на столах лежат книги, выпущенные разными издательствами. Как вы думаете, все эти книги оформлял один и тот же художник? Давайте проверим. Найди

те фамилию художника и назовите ее. (О. Горбушин, И. Панков, А. Лаптев, В. Жигарев и др.) Самым первым оформлял эту книгу художник Лаптев, а все остальные художники рисовали Незнайку примерно таким, каким придумал его Лаптев.

– Ребята, а какой эпизод сказки вам хотелось бы еще раз услышать, чтобы посмеяться? Давайте послушаем отрывок о том, как Незнайка сочинял стихи (прослушивание аудиозаписи).

IX. Игорь Носов – автор продолжения приключений Незнайки.

– У меня есть еще одна книга, но я сомневаюсь, можно ли поставить ее на нашу выставку. Это книга Игоря Носова «Ура! Незнайка!». Кто такой Игорь Носов? (Внук писателя.)

Сейчас Игорю 43 года,он живет в Москве. Игорь Носов сочинил продолжение знаменитой

сказки. К сожалению, мы не можем пригласить его к нам в класс, но можем представить, как писатель отвечает на вопросы журналиста газеты «Комсомольская правда».

– Неужели вы тоже писатель, Игорь?

– До этого я детских книг не писал.И хоть я внук Николая Носова, я всю жизнь занимался журналистикой, фотографией. Когда я почувствовал, что могу писать, то вспомнил о Незнайке.

– Ваш Незнайка похож на дедовского героя?

– Мой Незнайка, конечно, другой. Я – другой автор. Да и время не то. Я не подделываюсь под дедушку. То, что он сделал, – это гениально. Его книги изданы огромными тиражами.

На каждого из нас приходится по Незнайке.

– На сколько ваш Незнайка младше дедушкиного?

– На 45 лет. А дедушкиному недавно исполнилось 50 – первая книга вышла в свет в 1954 году.

X. Итог урока.

– В прошлом году исполнилось 50 лет с тех пор, как Н. Носов придумал своего Незнайку, а его попрежнему любят несколько поколений читателей: и взрослые, и малыши. Если вам

захотелось прочесть и другие произведения Носова, если вам жалко расставаться с Незнайкой, значит, наш урок прошел не зря. Давайте попрощаемся со всеми сказочными

человечками, с которыми познакомил нас учебник, помашем им руками.

До свидания, до новых встреч!

XI. Домашнее задание.

– К следующему уроку внеклассного чтения узнайте, что такое мифы и легенды. Прочитайте их, подготовьте пересказ. Название произведений вы увидите в рекомендательном списке.

А для самых любознательных у меня есть особое, дополнительное задание: узнайте, что за герой изображен на рисунках, сколько подвигов он совершил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Обобщение по разделу «Сказочные человечки» «Наши любимые герои – сказочные человечки»

Урок литературного чтения во 2   классеТема: Обобщение по разделу «Сказочные человечки»«Наши любимые герои – сказочные человечки»Задача: Обобщить знания учащихся о признаках повести-ск...

Тема урока: «Сказочные человечки» (обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки»)

- вызвать интерес к содержанию сказки и героям;           -показать детям, из чего складывается характеристика литературного героя...

Урок чтения " Сказочные человечки".

Урок чтения.УМК "2100".Обобщение по теме:"Сказочные человечки"....

Урок литературного чтения. Тема урока "Фестиваль сказочных героев"

ЦЕЛИ: повторение и обобщение знаний учащихся о русских народных            сказках...

Урок ИЗО. Тема урока: Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме.

Цель: формирование умений работы с пластичным материалом. Научить с помощью пластичного материала лепить фигурку зайца, передавать объем, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратност...

Конспект урока чтения по теме: Путешествие по городу. В цветочном городе.

Конспект урока чтения по теме: Путешествие по городу. В цветочном городе....