Открытый урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

"Стихотворения А.С.Пушкина о зиме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению «Стихотворения А.С.Пушкина о зиме»

Цели урока: 1. Ознакомить детей со стихотворениями А.С.Пушкина о зиме, с картинами русских художников; вести понятие олицетворения. Учить сопоставлять живопись и поэзию, понимать настроение поэта и художника. Продолжить формирование навыков сравнения, анализа, умения делать выводы.

2. Развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, делиться впечатлениями (развитие речи).

3. Воспитывать чувство прекрасного,  любовь к поэзии и живописи.

Оборудование: карточки со словами-настроениями; карточки со слогами, для тренировки навыка чтения; оформленная доска, аудиозапись цикла «Времена года» П.И.Чайковского, репродукция картины К.Ф.Юона «Волшебница зима»

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Чтение отрывка наизусть

  1. Постановка цели урока

-Найдите лишнее слово в каждой строчке:

-Январь, Декабрь, Февраль, Март; (весенний месяц)

-снег, пурга, метель, иней; (слово из одного слога)

-Слово «Март» мы сотрём. А какой темой можно объединить все оставшиеся?

-Конечно, это зимние слова. Сегодня мы будем говорить о зиме, хотя за окном её ранняя осень.

IV. Изучение нового материала

  1. Подготовка к восприятию.

Звучит музыка. На доске вывешивается картина К.Ф.Юона «Волшебница зима». Учитель читает наизусть стихотворение «…Вот север тучи нагоняя…»

-Перед вами картина К.Ф.Юона «Волшебница зима». Константин Фёдорович Юон – один из замечательных русских живописцев. Он начал рисовать с 8 лет и всю жизнь посвятил живописи. К.Ф.Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе – в русской весне и зиме». Многие писатели и художники любили русскую зиму и называли её различными ласковыми и красивыми именами.

-Как можно назвать это время года, и с чем сравнить? (Красавица, чародейка, рукодельница)

2. Рассматривание картины.

-Какие чувства вызывает в вас эта картина?

Учитель вывешивает на магнитную доску слова-настроения:

-Грустное любование; мечтательное ожидание;

-Печальное, радостное, светлое, спокойное, тихое, торжествующее, торжественное, тревожное, тёплое, сонное, хвастливое, сердитое, обиженное, капризное;

-Восторг, восхищение, легкость, очарование.

-Что вы видите на переднем плане? (Берег речки, мальчишек на коньках).

-Эта картина напоминает мне строки:

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета,

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд…

-Ребята, а чьи стихотворения я вам сегодня читаю?

-Это стихотворения А.С.Пушкина. Давайте прочитаем вместе.

3. Чтение следующего отрывка детьми (сначала жужжащее, после разбора непонятных слов и расстановки пауз – вслух 2-3 учениками).

4. Работа по заданиям учебника на с.88.

5. Подготовка к чтению вслух. Словарная работа.

Дети читают «жужжащим» чтением, готовятся читать выразительно. Разбираются непонятные слова – дровни, рысь, бразды, кибитка, ямщик, кушак, салазки.

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

-Какую картину вы увидели?

-Что помогло вам в этом? (Очень яркие, образные описания.)

-Какое настроение создает стихотворение?

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление нового материала.

  1. Фронтальная работа по вопросам учебника

Дополнительные вопросы:

-Реалистическая или сказочная картина нарисована поэтом? (Картина реальная, а образы сказочные)

Почему вы так думаете? (Север, зима совершают действия как люди.)

-В литературе такой прием называется «олицетворение», как бы оживление персонажа.

-Что делает север? А зима?

2. Сравнение картины и стихотворения.

-Посмотрите на картину Юона. А здесь все реально? (Нет, деревья-великаны.)

-Зачем художник изобразил деревья огромными? (Чтобы обратить внимание, убедить нас, что зима-волшебница, придать картине сказочный вид.)

-Какими приёмами пользуются художники и поэты, чтобы придать реальным событиям сказочность, волшебство?

3. Проверка умения применять знания. Творческое задание.

-Попробуйте, используя приём олицетворения, описать, какие превращения совершила зима (опираясь на репродукцию). Например: «Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю»

VII. Итог урока

-Стихотворения какого поэта читали?

-Кто такой К.Ф.Юон?

Выставление оценок

VIII. Домашнее задание. Выучить понравившееся стихотворение А.С.Пушкина.

Урок КВН по литературному чтению во 2-ом классе.

Цели урока:1. Обобщить знания учащихся по пройденному разделу в игровой форме; учить работать в группе, проявлять сов творческие способности.

  1. Развивать речь, мышление, память

Оборудование: карточки с текстами

Подготовка к КВН-у

Класс делится на 3 команды, каждая команда придумывает название, приветствие, инсценирует любую сказку (учитель следит, чтобы они не повторялись).

Жюри – родители.

Ход игры:

Ведущий: С началом конкурса

                  Мы вас поздравляем.

                 Удачно выступить

                  Мы вам желаем,

                  И КВН наш начинаем.

-Разрешаю командам занять свои места. Капитаны выходят на жеребьевку.

Конкурс I. Приветствия

Команды представляют себя и приветствуют соперников.

Конкурс II. Разминка «Вспомним сказку»

-Сейчас разминка. Я, а вы по истечении 15 секунд должны дать ответ. Если соперники быстрее найдут его, то им присуждается балл.

1 команде: 1. Не лежалось на окошке –

                       Покатился по дорожке. (Колобок)

2.По тропе

Шагая бодро,

Сами

Воду

Тащат

Ведра! (Емеля.)

  1. Красна девица грустна

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льёт бедняжка! (Девочка Снегурочка.)

II команде:

1.А дорога далека,

А корзина – не легка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь.)

2.Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. (Петух и кот.)

  1. Отворили дверь козлята –

И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят)

III команде:

1.Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.(Лиса и журавль.)

  1. Опустил он в прорубь хвост –

Ну а хвост ко льду прирос. (Битый небитого везёт).

  1. Победил кот людоеда,

Съел его вместо обеда.  (Кот в сапогах.)

Конкурс III. Загадочный

- А теперь, мои ребятки,

Отгадайте-ка загадки.

  1. Драгоценный сундучок,

Где сокровищам – почёт:

Здесь перо и карандаш,

Ластик здесь, приятель наш. (Пенал.)

  1. Новый дом несу в руке.

Дверцы дома – на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Портфель.)

  1. Стоит ужасная скамья,

Уселись рядом ты да я,

Скамья ведёт обоих нас

Из года в год, из класса в класс. (Парта.)

  1. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

  1. На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.)

  1. Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ногами

За жуками и мышами. (Ёж.)

Конкурс VI. «Вспомни»

-Вам нужно вспомнить как можно больше видов устно народного творчества. Написать их за 5 мин. (Потешки, песни, частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины.)

-Капитаны вытягивают карточки с текстом и определяют вид устного народного творчества.

1. Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Здесь месяц, луг, цветы…

Поводи поди-ка ты! (Считалка)

2. Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Маше сон-сон.

Стали гули ворковать

Стала Маша засыпать.(Пестушка.)

  1. –Тит, иди молотить!

-Живот болит.

-Тит, иди кашу есть!

-Бегу, бегу.

Где моя большая ложка? (Прибаутка)

Конкурс V. Домашнее задание

-Какие молодцы!

Справились с испытанием,

А теперь вы нам покажите

Домашнее задание.

(Дети инсценируют сказки)

Конкурс VI. Собери пословицу

-Пословицы рассыпались. Соберите их. Начинайте собирать по моей команде. (Дети получают конверты, в которых части пословиц.)

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ –

ДЕЛУ – ВРЕМЯ,

А ВРОЗЬ СКУЧНО.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ,

ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ.

А ПОТЕХЕ – ЧАС.

ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

ВМЕСТЕ ТЕСНО,

(Любишь кататься – люби и саночки возить.

Делу время, а потехе – час.

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Вместе тесно, а врозь скучно.)

Конкурс VII. «Торги, или Начинаем с десяти слов»

Ведущий называет по очереди слова предложения, играющие должны отгадать название сказки. Кто быстрее назовёт, тот и выиграл.

  1. «Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё…» («По щучьему велению»)
  2. «Посадил дед репку – выросла большая-пребольшая. Стал дед репку тащить…» («Репка»)
  3. «Захотелось петушку посмотреть, кто так сладко поет: выглянул он в окно…» («Петух и кот»)

Конкурс VIII. (Пока жюри подводит итоги)

-Вы видите шнурок?

Задание такое:

Завяжите узелок, но не один, не два,

А больше втрое.

Короче, кто больше узелков завяжет,

Тому жюри спасибо скажет.

(На задание дается 1 минута.)

-Стоп! А теперь ко мне вы подойдите.

Поменяйтесь шнурочками

И быстрей их развяжите.

Объявление итогов. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...