Рабочие программы по УМК "Гармония".
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Рабочая программа по УМК "Гармония"  Предмет:  литературное чтение.  Программа  содержат  пояснительную записку и тематическое планирование для 4 класса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В основу рабочей программы по литературному чтению для 4 класса положена авторская программа,  разработанная в  соответствии   с программой к курсу  «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Составители: Кубасова О.В. 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013 год и обеспеченная учебником Кубасовой О.В. «Литературное чтение» Учебник 4 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014 (учебно-методический комплект «Гармония»).  

        Рабочая программа курса построена с учётом требований ФГОС, содержит общую характеристику особенностей курса, его целей, задач, содержания и планируемых результатов образования.

Основные цели изучения курса «Литературное чтение»:

  • создание условий для формирования всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
  • содействие развитию потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого;
  • создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного); произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.

При этом решаются следующие задачи:  

Личностные задачи:

  • формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности, самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности;
  • развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей; обучение ориентировке в мире нравственных социальных и эстетических ценностей;
  • формирование гражданской идентичности личности;
  • осознание себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины; формирование привычки к рефлексии, совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);
  • формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбия, коллективизма;
  • развитие мышления, внимания, памяти, творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи:

  • формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению;
  • приобщение к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;
  • формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций;
  • формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
  • обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве;
  • выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи:

  • формирование положительной мотивации к чтению;
  • создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы;
  • развитие воссоздающего воображения;
  • обучение адекватному восприятию читаемого;
  • обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике;
  • совершенствование всех сторон навыка чтения;
  • формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал;
  • развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения;
  • обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности;        
  • освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения;
  • формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне);
  • обучение умению различать художественный и познавательный тексты и выбирать адекватный способ чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями;
  • овладение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения;
  • формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете;
  • развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой);
  • обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания;
  • развитие литературных способностей.

Общая характеристика учебного курса

и его место в учебном плане.

        Поскольку  речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.
           Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.
       Поэтому приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом.
      Учебный материал, реализующий программу курса подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия.
     Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:

  • широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
  • соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.        

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего, ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. Формированию читательской самостоятельности учащихся в 4 классе посвящен специальный раздел «В мире книг». Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.

Преобладающие виды работ:

  • Чтение осмысленное и выразительное
  • Словарная работа (правильное прочтение, объяснение значения слова с помощью толкового словаря, использование   слов-синонимов)
  • Составление плана
  • Пересказ на основе составленного плана
  • Обучение  пересказу
  • Заучивание стихотворений

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

рассказ, лекция,  объяснение,  работа с учебником,  демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б)  репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Формы организации процесса обучения:

  • Индивидуальная
  • Парная
  • Групповая
  • Фронтальная

Виды контроля:

  • Творческие работы
  • Работы по развитию речи
  • Проверка навыков чтения
  •  Чтение наизусть

Место предмета в учебном плане.

          На изучение курса «Литературное чтение» в 4 классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Программа рассчитана на  136 ч  (34 учебные недели).

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

1

Вводный урок

1 час

2

«Что за прелесть эти сказки!..» (Сказки)

26 часов

3

«О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины)

5 часов

4

«Уж сколько раз твердили миру...» (Басни)

5 часов

5

«Оглянись вокруг»   (Рассказы)

26 часа

6

 «Золотая колесница»  (Мифы Древней Греции)

5 часов

7

«В начале было Слово...»  (Библейские сказания)

10 часов

8

«Самого главного глазами не увидишь...» (Повесть-сказка)

15 часов

9

 «Мир – театр, люди в нём – актёры...» (Пьесы)

7 часов

10

«Мир волшебных звуков»  (Поэзия)

16  часов

11

«Когда, зачем и почему?»  (Познавательная литература)

20 часов

ИТОГО:

136 ч

Содержание учебного предмета.

Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание)
     
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседников, чтения различных текстов). Адекватное понимание  звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, тему и идею, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать и характеризовать персонажей.
     
Осознание цели и определение последовательности построения услышанного речевого высказывания. Умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Сравнение на слух художественного и научно-популярного текста.

Чтение

Чтение вслух
   
Заинтересованное, осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение.

Чтение «про себя»
     
Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Выбор вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию; отвечать на вопросы, используя текст.

Работа с разными видами текста
     
Полноценное восприятие доступных возрасту литературных произведений разных жанров.
     
Общее представление о разных видах текстов: художественных, учебных, научно-познавательных и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
       
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; определение способов организации разных видов текста – повествования, описания, рассуждения. Прогнозирование содержания текста и книги перед чтением и в процессе чтения.
       
Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры.
       
Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Составление плана (вопросного,  цитатного, самостоятельно сформулированными повествовательными предложениями). Составление сложного плана.
       
Умение работать с разными видами информации.
       
Практическое сравнение различных видов текста (учебный, художественный, научно-популярный) и произведений разных (изучаемых) жанров.
       
Участие в коллективном обсуждении: умение выступать по теме, отвечать на вопросы, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения

        Определение темы и главной мысли текста.
     
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средства языка (синтаксическое построений предложений, единство или контрастность описаний), жанр, народное или авторское произведение, структура (композиция).
     
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Портрет, характер героя, выраженный через поступки и речь. Анализ  причин  поведения персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Характеристика исторического героя – защитника отечества. Осознания понятия «Родина».

        Выделение опорных (ключевых) слов текста.  
       Составление плана. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный, творческий пересказ.
       Составление рассказа (сказки) по внутритекстовой иллюстрации, по заданной теме, в форме продолжения прочитанного,
по аналогии с прочитанным.
       Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
        Умение пользоваться приемами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительного чтения.
        Сравнение художественных произведений по теме, жанру, эмоциональной окраске.

Работа с учебными и научно-познавательными текстами

         Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-познавательного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Выделение опорных (ключевых)  слов. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста.
        Работа с познавательной литературой: умение находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать ее.

Библиографическая культура

      Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги. Книга: учебная, художественная, познавательная, справочная. Виды информации в книге.
     Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
      Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
       Умение ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным  возможностям и интересам, опираясь на весь комплекс внетекстового аппарата книги.

Говорение (культура речевого общения)

       Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и вежливо высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту).

     Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.
     
Монолог как форма речевого высказывания. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка с учетом особенностей монологического высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Самостоятельное построение плана своего высказывания.
     
Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в высказывании (описании, рассуждении, повествовании).
       
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, рассказ по рисункам и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным.

Письмо (культура письменной речи)

      Практическое освоение на основе прочитанных художественных произведений следующих типов письменной речи: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Создание собственных мини-сочинений на заданную тему, рассказов по картинам, эссе,  читательских отзывов, аннотаций.
      Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания высказывания заголовку, выражение темы и идеи, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение и др.).

Круг чтения

        В четвертом классе дети знакомятся с лучшими творениями всемирной литературы разных видов и жанров: гимн, сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательная литература, повесть.

Тематическое планирование

Гимн Российской Федерации.

«Что за прелесть эти сказки!..»  ( 26 ч.)

И. Токмакова «В чудной стране»*; русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; X. К. Андерсен «Русалочка»; А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс «Рыба и кольцо»; С. Маршак «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К. Чуковский «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари «Эти бедные привидения»; К. Драгунская «Лекарство от послушности»; Кир Булычёв «Чудовище у родника».

«О доблестях, о подвигах, о славе...»  (Былины)(5 ч.)

«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина).

«Уж сколько раз твердили миру...» (Басни)(5 ч.)

X. К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Лисица и Козел», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»*, «Мышь и Крыса», «Две Бочки»; Л. Н. Толстой «Лев и лисица»; С. Михалков «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; И. Демьянов «Валерик и тетрадь».

«Оглянись вокруг»  (Рассказы) (26 ч.)

М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»; Н. Сладков «В норе»; К. Паустовский «Заячьи лапы»; Р. Фраерман «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Цветок на земле»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев «Жарко»;М. Зощенко «Елка»; О. Григорьев «Две трубы»; С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»; А. Чехов «Ванька»; Г. Сенкевич «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»; Л. Кассиль «У классной доски»;  В. Лидин «Завет»; Кир Булычёв «Чудовище у родника».

Золотая колесница (Мифы Древней Греции)(5 ч.)

«Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар».

«Вначале было Слово, и Слово было Бог…»   (Библейские сказания) (10 ч.)

«Семь дней творения»; «Бог сотворил первого человека»; «Жизнь первых людей в раю»; «Первый грех...», «Обещание Спасителя», «Изгнание из рая»; «Всемирный потоп»; «Моисей»; С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»; А. Мень «Милосердие Иисуса»; притча «Блудный сын».

«Самого главного глазами не увидишь» (Повесть-сказка) (15 ч.)

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

«Мир — театр, люди — актеры...»   Пьесы  (7 ч.)

С. Маршак «Про Козла»; Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»); С. Козлов «Снежный цветок».

«Мир волшебных звуков» (Поэзия)  (16 ч.)

В. Жуковский «Песня»; А. Пушкин «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов «Горные вершины»* (из И.В. Гете), «Утес», «Молитва»; И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин «С добрым утром!»*; М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский «Тучкины штучки»;С. Маршак «Пожелания друзьям»; Саша Черный «Зеленые стихи»; Ю. Владимиров «Чудаки»*; Д. Хармс «Очень страшная история»; В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высотская, «Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня»; Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий «Песня Кэрролла».

«Когда, зачем и почему?»  (Познавательная литература)  ( 20 ч.)

Н. Кун «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев «О нашей Родине»; М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов «Русский лес»; Ю. Дмитриев «Зеленое и желтое»; «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьев «Сергей Радонежский»; В. Губарев «В открытом космосе»; Л. Яхнин «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего»;М. Ильин «Сто тысяч почему»; Н. Надеждина «Лук от семи недуг»; В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»; М. Константиновский «Что такое электрический ток»; А. Дитрих и Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?» (отрывок);  К. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении), «Сказки Пушкина»; Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»; К. Чуковский «Признания старого сказочника» (фрагмент).

Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)

        Практическое освоение особенностей лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка — рассказ, басня — сказка, рассказ — повесть, сказка — сказочная повесть, рассказ — стихотворение, пьеса — рассказ, пьеса — сказка, былина — сказка, миф — сказка, очерк  — рассказ.
      Умение элементарно классифицировать сказки. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
       Представление о различных разновидностях рассказов (о подвигах, о детях, о животных, философские, юмористические, исторические).
       Общие представления о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической.

         Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, художественных повторов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
       Знание некоторых приемов художественной композиции.
        Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик),
сюжет, тема; герой произведения, лирический герой.
       Умение отличить художественную литературу от учебной и познавательной на основе их практического сравнения.
        Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов высказываний: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
         Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
.
        Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
        Составление первоначальных представлений об известных писателях (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, X.К. Андерсен, И. С. Крылов, С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский и др.) на основе знакомства с их творчеством.

Творческая деятельность (на основе литературных произведений)

Освоение всех используемых в начальной школе творческих видов интерпретации текста (выразительное чтение, драматизация, словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование, составление диафильма и виртуальная экранизация, разные формы творческого пересказа), умение выбирать и использовать их в соответствии со спецификой произведения.

Создание сочинений разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

        К концу изучения в начальной школе курса «Литературное чтение» будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития; выпускники начальной школы научатся:

  • осознавать  значимость чтения для своего развития,  для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;
  • читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 90 слов вминуту, про себя – не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объему произведения;
  • применять различные способы чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, выборочное);
  • полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя,
  • при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
  • знанию основных моральных норм;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое
  • отношение к герою и его поступкам;
  • устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
  • находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, художественный повтор, звукопись) и понимать их  роль в тексте;
  • выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ
  • различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать поэтический текст от прозаического;
  • распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
  • соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках;
  • владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;  
  • осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
  • делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
  • цитировать (устно);
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов;
  •  применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;
  • высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
  • вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;
  • составлять несложные монологические высказывания о произведениях;
  • составлять аннотацию и делать отзыв на литературное произведение или книгу;
  • определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом и выборочном чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;
  • создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
  • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • пользоваться алфавитным каталогом;
  • ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке;
  • пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.

Выпускники начальной школы получат возможность научиться

  • осознавать основные духовно-нравственные  ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;  
  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • соотносить литературу с другими видами искусства;
  • испытывать эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
  • развивать способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;
  • осознанно  выбирать виды чтения (ознакомительное, детальное (изучающее), поисковое, выборочное) в зависимости от цели  чтения;
  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
  • выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;
  • высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • применять правила сотрудничества;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;
  • находить в художественном произведении такие средства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте;
  • понимать особенности некоторых типов композиции;
  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
  • цитировать (письменно);
  • осуществлять такие формы творческой интерпретации текста, как составление диафильма, воображаемая экранизация;
  • писать изложения;
  • создавать   прозаический или поэтический текст по аналогии с авторским текстом, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста);
  • делать устную презентацию книги (произведения);
  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт  самостоятельной читательской деятельности.

Система оценки достижения планируемых результатов

 изучаемого предмета.

      Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе, текущего и тематического оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений, в основном, в устной форме. Возможны и письменные работы: небольшие по объему - ответы на вопросы, описание героя или события; самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения, вслух проводится индивидуально, для этого подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. В 4 классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Рекомендуемыми общими критериями  оценивания результативности обучения чтению  являются следующие:

  • индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
  • сформированность навыков ознакомительного, поискового и выборочного чтения;
  • индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
  • индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости);
  • индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
  • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;
  • ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
  • интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

        Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения чтению  являются:

  • замер скорости чтения (желательно в скрытой для детей форме);
  • ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
  • выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
  • выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания;
  • выполнение заданий по ориентировке в книгах;
  • наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
  • наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
  • наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
  • анализ читательского дневника;
  • анализ отзывов учащихся о прочитанном, презентаций;
  • анализ творческих работ учащихся (в том числе – входящих в рабочие тетради и в портфель достижений).

Оценочный вид деятельности.

В 4 классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 90-100 слов в минуту (вслух) и 110-120 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических

Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам:

Нормы оценок по литературному чтению

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.

     Оценка «5» ставится, если выполнены все 4 требования.
    Оценка «4» ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
     Оценка «3» ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
     Оценка «2» ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка «5» — твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4» — знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» — читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» — нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текста

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения.
2. Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4. Соблюдение нужной интонации.
5. Безошибочное чтение.
Оценка «5» — выполнены правильно все требования.
Оценка «4» — не соблюдены 1-2 требования.
Оценка «3» — допущены ошибки по трем требованиям.
Оценка «2»  — допущены ошибки более, чем по трем требованиям.

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова.
2. Подбирать правильную интонацию.
3. Читать безошибочно.
4. Читать выразительно.
Оценка «5» — выполнены все требования.
Оценка «4» — допущены ошибки по одному какому-то требованию.
Оценка «3» — допущены ошибки по двум требованиям.
Оценка «2» — допущены ошибки по трем требованиям.

Пересказ

       Оценка «5» — пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
     Оценка «4» — допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
     Оценка «3» — пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
    Оценка «2» — не может передать содержание прочитанного.

СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УЧИТЕЛЕМ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ОСНАЩЕНИИ УЧЕБНОГО  ПРОЦЕССА:

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

Для учителя:

- Программы общеобразовательных учреждений.  Литературное чтение: Программа. 1–4 классы.  Поурочно-тематическое планирование. 1–4 классы /

О. В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.

-  Методические рекомендации Кубасова О.В. «Литературное чтение»

- Учебник: Кубасова О.В. «Литературное чтение» Учебник 3 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014

Для учащихся:

Основная:

- Учебник:        Кубасова О.В. «Литературное чтение» Учебник 4 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014

- Рабочая тетрадь по литературному чтению.

- Тесты.

Ресурсы Интернета

- Электроные образовательные ресурсы http://umk-garmoniya.ru/electronic_support/

- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

 -     Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-     Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

-     http://www.nachalka.com/

-     http://www.zavuch.info/

-     Методический центр:   http://numi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...