Урок литературного чтения в 1 классе М. М. Пришвин "Глоток молока"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Черпак Валентина Васильевна

Урок литературного чтения в 1 классе по теме  "М. М. Пришвин "Глоток молока""  разработан и проведён  по УМК "Школа России" в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок чтения28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе.

Тема: М. М. Пришвин «Глоток молока».

Цель: на основе рассказа  М.Пришвина «Глоток молока» показать возможность доброжелательных взаимоотношений человека и животных.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с  рассказом Пришвина о собаке;
  2. Обучать выразительному чтению и пересказу  текста с изменением лица рассказчика, находить главную мысль;
  3. Закреплять знание особенностей литературного жанра – рассказ;
  4. Воспитывать чуткое отношение к природе и умение высказывать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, рисунки, презентация, клип «Пропала собака», учебник,  книги М. Пришвина, других писателей о животных,

                                                      Ход урока:

1.Мотивационно-вступительная часть. Снятие эмоционального напряжения.

          дети стоят и говорят слова:

Прекрасно всё на небе,                      Слайд.

Прекрасно на Земле,

Прекрасно в нашем классе,

Прекрасно всё во мне.

2. Речевая разминка. Подготовка артикуляционного аппарата к чтению.

- Какое время года наступает?

- Март – первый месяц весны. Представьте, что мы в весеннем лесу. Ярко светит солнышко. Улыбнулись солнышку.  

- Какой свежий воздух! Набираем полную грудь – глубокий вдох носом, выдох- ртом (3 раза).

-Звенит капель.                                      Слайд.

 дон – динь - день       - чтение с усилением голоса;  

- Март хоть чуть и плакса,                         с сожалением

Но хитрец большой:                                   загадочно

Глаз один в слезинках,                                 грустно            слайд

 А в лучах другой.                                        радостно

3.Актуализация знаний и фиксация затруднения.

  • С каким произведением  мы познакомились на прошлом уроке?    (М.М Пришвина « Предмайское утро»)  
  • Что знаете об авторе?
  • Вы нарисовали рисунки на тему « Живая природа – это целый мир…»  
  • Как выглядит лес, когда только начинают распускаться листочки?
  •  Откройте учебники на с. 102    
  • Найдите и прочитайте предложение, в котором писатель сумел в одном слове сказать о самом главном для каждого весеннего месяца.   (Так всё идёт правильно: март – свет, апрель - вода, май - цвет.) - Почему так говорят?
  •  Какие запахи можно почувствовать в весеннем лесу?

-    М. М. Пришвин очень любил природу нашей Родины. Я предлагаю вам прочитать    

     отрывок из произведения «Моя Родина» и ответить на вопрос: Какие же сокровища

     мы должны с вами охранять и почему?

-  Выполним на маршрутном листе задание №1.

  Моя Родина (из воспоминаний Михаила Михайловича Пришвина).

Слайд  природа

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

- Какие сокровища мы должны охранять?

4. Физминутка

Мы пришли сегодня в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

  •  Вы правильно на своих рисунках нарисовали большой лесной дом, где живут птицы, звери, деревья, цветы. Но многие животные живут с нами в домах, в городских квартирах. Люди заботятся о своих маленьких друзьях.

Клип «Пропала собака»

  • Внимательно прослушайте отрывок из песни и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.    

- О чём девочка так  сильно переживает?    (пропала собака)                                                 

- Какие отношения связывают  девочку и собаку? (дружба)

- О взаимоотношениях кого с кем мы сегодня с вами будем говорить?

- Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношениях человека и братьев наших меньших.

Посмотрите внимательно на доску. Прочитаем слова, записанные на доске:

 «Мы в ответе за тех, кого приручили».                                    слайд

- А почему мы в ответе за тех, кого приручили, ответим в конце урока.

   5. Работа с текстом до чтения

-Работаем по учебнику на стр.103, рассмотрите иллюстрацию.

- Как вы думаете, о чем или о  ком будет этот текст?

Прочитайте заголовок рассказа. Попробуйте уточнить свои предположения с помощью заглавия.

М. М. Пришвин открыл много тайн и подарил их своим читателям.

И сегодня мы будем знакомиться с еще одним произведением М. М. Пришвина

 « Глоток молока»    слайд

Прочитаем хором ключевые слова

     Лада

     Молоко

     Заболела                        слайд

     Ласка

     Спасли жизнь

- Изменилось ли ваше предположение о чем будет рассказ?

Чтение текста.

- Ксюша прочитает, а вы внимательно послушаете и поделитесь своими впечатлениями, эмоциями, чувствами.

- Какие чувства, эмоции вызвал у вас этот рассказ?

 (дети делятся своими впечатлениями)

- Закройте глаза  и представьте эту картину, чтобы вы нарисовали?

Совпали ли наши предположения?

Давайте еще раз прочитаем текст по абзацам и попробуем глубже вникнуть в содержание текста,  подумаем « От чьего имени ведется рассказ?»

 Повторное чтение по абзацам.

   Беседа в ходе чтения.

А) – Кто такая Лада?

Что с ней случилось?

Как понимаете слово отвертывалась?

Б) – Кого позвали к Ладе?

- Как Лада отреагировала на появление автора ?

- Как понимаете выражение « забила прутом» (завиляла хвостом), « жизнь заиграла» (глаза стали радостные)

В)- Что сказал автор Ладе ?

Как Лада отреагировала на слова автора ?

Беседа после чтения.

- От чьего имени ведётся рассказ? Дома подготовите пересказ от имени Лады.

- А в чем совпали или не совпали первые предположения ?

- В этом  рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется « уметь читать между строк ».

 Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: « Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?»

- Итак, прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?

- Так что же помогло Ладе?

- Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке.

- Так в чём заключается основная мысль рассказа? (что лаской можно многого добиться).

- Что можно сказать о самом авторе, как о человеке? (добрый, заботливый, внимательный, чуткий, любит животных)

7. Работа в паре. Работа с пословицами. Маршрутный лист

-Отметьте пословицу, которая отражает главную мысль рассказа.      

  • Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает.                  
  • Собаку палкой не учат.
  • И собака помнит, кто ее кормит.

-Как понимаете смысл каждой пословицы? Слайд

-Какую мудрость вы выбрали и почему?

- Скажите, а для кого написаны эти мудрости?

- Мы должны  стать более чуткими, добрыми, милосердными.

8. Чтение стихотворения С. Михалкова «Мой щенок»

- Послушайте, как  С. Михалков в своём произведении «Мой щенок» отразил отношение девочки к своему другу. (Арина, Илья, Юля, Вероника, Дима, Ксюша, Арина)

-Почему девочка так сильно переживала, что у неё пропал щенок? (она его любит, они играют вместе, он как член семьи)

- Определите литературный жанр прочитанного произведения вашими одноклассниками.  (стих)

- Выполните на маршрутном листе задание №4.

Проверка

9. Рефлексия.

-Так почему же мы в ответе за тех, кого приручили?  Слайд 

( Чтобы не было бездомных животных. Мы приручили, значит, мы должны и заботиться: кормить, лечить, играть)                  

- Пригодятся ли вам полученные сегодня знания в жизни?

- Прежде, чем завести себе друга – животного, о чём вы должны хорошо подумать?

- Почему же  у нас так много бездомных кошек, собак мимо которых мы же с вами и  боимся пройти? слайд

А вы знаете, что собакам поставлены памятники? слайд

10. Итог урока

Я надеюсь, что после нашего урока вы   станете более чуткими, добрыми, милосердными.

-Опустите головы, закройте глазки. Урок заканчивается. И когда вы уйдёте с урока, то скажите самому себе «каким я буду».

А я предлагаю вам на перемене ознакомиться с книгами о хорошем обращении с животными, которые вы можете взять в нашей библиотеке и пополнить свой читательский дневник.

Чтение стихотворения учениками: (если время останется)

Кто любит собак

Или прочих животных-

Серьезных котов

И щенков беззаботных,

Кто может любить

И осла, и козла,

Тот людям вовеки

Не сделает зла.

Д/з Дома подготовите пересказ от имени Лады,

 по желанию «Семейное чтение», с. 64-65, памятники собакам – героям.

Баллада о собачьей верности.     Клип «Хатико»

Работа в паре.

Какие слова подходят к Ладе, а какие к автору.

( беззащитная, ответственный, преданная, верная,  добрый, любит животных, плохой, жестокий, грубый, злая, милосердный, заботливый, внимательный)

Какие слова никуда не вошли? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс. Тема : М.Пришвин. Глоток молока.

Цель урока: на основе рассказа М. Пришвина "Глоток молока" показать возможность жоброжелательных отношений человека и  животных....

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Урок литературного чтения 1 класс по теме :М.Пришвин. Глоток молока

В конспекте показана работа над развитием навыка чтения учащихся ,дыхательная гимнастика,работа над скороговорками,работа по таблице Шульте. Дети учатся работать в паре,в группе. Проводится воспитател...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...