Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок по УМК 21 век.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit_cht_3_klass_.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»

Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками. Задачи:

- дать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;

- развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

- наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

- развивать навыки осмысленного, выразительного  чтения;

- воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Оборудование:    презентация с иллюстрациями к произведению, тесты 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

II. Сообщение темы и цели. Самоопределение к деятельности:

- Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:

(Слайд №2)

Легенда, приданье народное,

Ребята её обожают,

Родители, если свободные,

Её тебе на ночь читают. (Сказка)

Звучит музыка «В гостях у сказки»

- На уроке мы познакомимся и проанализируем   замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк». (Слайд №3)

III. Актуализация знаний

  1. - Докажите, что литературное произведение  - это сказка. Что такое сказка?

Сказка  это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. (слайд №4)

  1. - К какому виду относится эта сказка? (слайд №5)

  1. - Почему она волшебная?

                      Признаки волшебной сказки     (слайд №6)

1. волшебный помощник (Серый волк, жар-птица) (слайд №7)

2.предмет  из золота (яблоки, клетка, уздечка) (слайд №8)

3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына) (слайд №9)

4) – Вспомните главных героев нашей сказки.

В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:

1." Красная Шапочка"

-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

2."Три поросёнка"... ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

3."Волк и семеро козлят" (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)

4."Волк и лиса" (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)

- Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? – Можно ли волка заменить другим сказочным животным? (слайды 10-13)

5) - Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:

1. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный)

2."Иван Крестьянский сын и чудо-юдо" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

3."Сивка - Бурка" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

- Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)

6) - Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк    помогает Ивану царевичу)

- Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

- Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому) (слайды 14-17)

Физкультминутка, скороговорка

IV. Проверка домашнего задания.

Учащиеся показывают выполненные ими рисунки и зачитывают отрывки из сказки, соответствующие рисункам.

V. Изучение нового материала.

  1. Работа над сказкой.

Вопросы на с.60-61 №11, 10, 9, 6

  1. Дополнительная работа. Слайд 18-19

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

– Знакома ли вам эта картина?

– Знаете ли вы, как называется картина, кто написал ее, кто на ней изображен?

– Каким изображен Иван?

– Какова Елена Прекрасная?

– Какие чувства испытываете вы, глядя на картину? ( Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.)

– А  вот  как  другой  художник – И. Билибин – изобразил  эти  же  события.

Учитель  предлагает  учащимся  рассмотреть  репродукцию  картины И. Билибина «Иван-царевич и Серый Волк».

– Чем похожи обе картины?

– Каким настроением они проникнуты?

– Почему мы испытываем тревогу, когда смотрим на картины?

  1. Тест к сказке (Слайд 20)

VI. Итог урока.

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (слайд 21)

- Чему научила вас эта сказка?

Рефлексия со смайликами.

Домашнее задание: перечитать сказку (с. 50-59), вопросы №12, 13 на с. 61


Тест по сказке «Иван-царевич и Серый волк».

1. Назовите имя царя _____________________

2. По какой причине старший и средний сыновья не заметили похитников? __________________________________________________________________

3. Что делал младший сын, чтобы не уснуть? ________________________________________________________________

4. Что осталось в руке у Ивана от Жар-птицы в первый раз? ___________________________

5. Что случилось с конём Ивана-Царевича? _________________________________________

6. Кто говорит следующие слова: «Ай, срам, какой! Царский сын да пошёл воровать!»

___________________________________________

7. Каким образом Иван-Царевич оставил себе Елену Прекрасную?

_____________________________________________________________________

8. Как поступили старшие братья с Иваном-царевичем? ______________________________

9. Какая вода помогла Серому волку оживить Иван-царевича?

 ______________________________________________________

10. Как отблагодарил Иван волка за помощь? _____________________________________________________________

11. Вспомните  конец сказки. _____________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...