конспект по литературному чтению "Русские народные сказки"
проект по чтению (4 класс) на тему

Ильенкова Елена Анатольевна

Литературное чтение

4 класс

Тема: «Русские народные сказки»

Тип урока: урок-проект

Продолжительность проекта: краткосрочный

 

Цели: воспитывать и развивать ребенка через его самостоятельную познавательную

деятельность; реализовывать способности и замыслы ученика в продуктах его

деятельности.

 

Проектные цели:

-развитие умения строить монологическую речь;

- формирование умения самостоятельно, творчески работать по теме проекта;

- формирование умения спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_r.n.s._polnostyu.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

литературного чтения

4 класс

«Русские народные сказки»

Авторы:

Ильенкова Е.А.,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №15,  г. Апатиты

Лихачева В.Е.,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №15,  г. Апатиты

2012 год

г. Апатиты

Литературное чтение

4 класс

Тема: «Русские народные сказки»

Тип урока: урок-проект

Продолжительность проекта: краткосрочный

Цели: воспитывать и развивать ребенка через его самостоятельную познавательную

деятельность; реализовывать способности и замыслы ученика в продуктах его

деятельности.

Проектные цели:

-развитие умения строить монологическую речь;

- формирование умения самостоятельно, творчески работать по теме проекта;

- формирование умения спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

Задачи:

1. Образовательные:

- обобщение полученных знаний, применение их на практике;

- формирование устойчивого познавательного интереса к предмету.

2. Развивающие:

- развитие навыков ораторского искусства;

- развитие творческих способностей учащихся;

- развитие мыслительной деятельности.

3. Воспитывающие:

- воспитаниеобучающихся в духе народных традиций;

- формирование позитивного отношения и интереса к истории и культуре своей

страны;

- воспитание толерантности, желания работать в коллективе, ответственности за себя

и своих товарищей.

Предварительная работа:

для учеников –знакомство с историей появления сказки, видами сказок, структурными частями сказки, стилистикой «сказочного» языка, чтение русских народных сказок, изучение пословиц о сказках;

для учителя – создание презентации, подготовка дидактического материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, конверты с заданиями, «яблоня» и  

яблочки, сказка «Царевна-лягушка».

Ход урока:

Этапы урока, продолжительность

Формы, методы, приёмы

Цель

1.Инициализация

5 минут

Деление учеников на команды.

 АМО «от частицы к целому»

(На столах стоят карточки с номерами1, 2, 3. У каждого ученика часть пазла с номером. Нужно подойти к столу с соответствующим номером, затем после распределения на группы, собрать пазл) (пазлы-герои русских народных сказок)

Формирование групп,  чувства команды

2.Вхождение в тему.

3 минуты

Игра «Найди половинку»

- Героев каких произведений вы сложили из пазлов? (русских народных сказок)

- Сказки издавна любят и взрослые, и дети. Ведь недаром народ придумал множество пословиц о них.. Дополним недостающие фразы или слова к самым популярным пословицам об этих произведениях устного народного творчества.

Пословицы:

 Сказка – ложь, да в ней намёк, ...(добрым молодцам урок.)

 Скоро сказка сказывается, …(да не скоро дело делается.)

 Тут и сказке конец, ….(а кто слушал – молодец.)

 Быль за сказкой….( не угонится.)

 Всякой сказке бывает конец.

 Мели, Емеля,….(твоя неделя.)

Дурак только в сказках …(удачлив.)

 Не всякая сказка…..( людям указка.)

 Либо дело делать,….(либо сказки сказывать.)

 Кашу кушай, а сказку …(слушай)

Умом-разумом смекай, ….(да на ус мотай.)

Создание настроя на совместную коллективную деятельность в группах.

3.Актуализация знаний

7 минут

Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Нам предстоит создать проект. Но сначала вспомним:

1.Что такое сказка

 2.Виды сказок.

 3.Стиль «сказочного» языка.

Задание 1 группе  (слайд 2)

-что такое сказка?

-откуда произошло и что означает слово сказка? (На столе у 1 группы учебник и «Этимологический словарь» М. Фасмера)

Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебных, фантастических сил.

Сказка- засвидетельствовано не ранее XVII в., до этого – баснь;… Сказкаот сказать». Вывод:таким образом, слово «сказка» в русской речи употребляется только с 17 века. А до этого всё, что мы сейчас называем «сказкой», называли словом «баснь».)

Задание 2 группе. (слайд 3-6)

Составить таблицу о видах сказок. Дать характеристику каждому виду.  Выбрать соответствующие отрывки из сказок к определенному виду.

 (в конверте у 2 команды лежат карточки с отрывками из разных видов русских народных сказок)

Приложение 1.

Задание 3группе. (слайд 7)

Составить кластер по стилю сказочного языка, привести примеры  (на столе 3 команды лежат фломастеры и лист формата А-3)

Приложение 2.

1.Повторяющиеся определения.

Думал-думал,  царь-батюшка…

2.Определения перед определяемым словом.

Смерти не боится…, заболел царь…

3.Краткие формы прилагательных и глаголов.

Слег,  слыхал,…повидали…

4.Нравственные ценности народа:

Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу).

        

Физкультминутка

Систематизация знаний о сказке.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

Снятие эмоциональной напряженности учащихся

4.Работа над проектом.

 15 минут

- У вас в конвертах под № 2 есть  темы ваших сегодняшних проектов. Откройте их.( Сказка одна и та же для всех групп-«Царевна-лягушка».)(слайд 8)

Задача для проекта 1 группы:

Составить диафильм по сказке.

-Сначала нужно продумать план работы над проектом

1.разделить сказку на смысловые части

2. распределить, кто по какой части сказки будет рисовать диафильм

3. кто будет придумывать, и озвучивать каждый слайд диафильма.

Задачи для проекта 2 группы:

Инсценировка фрагмента сказки.

1.Выбрать фрагмент.

2.Выбрать режиссера, актеров, художника-костюмера (маски).

3.Распределить роли.

4.Репетиция.

Задачи для проекта 3 группы:

Составление кроссворда по сказке.

1.Выбрать количество вопросов.

2.Составить сетку кроссворда.

3.Пронумеровать ячейки и, соответственно, вопросы.

4.Оформить кроссворд на листе А-3.

Формирование

умения самостоятельно, творчески работать по теме проекта, формирование умения спрогнозировать свой продукт

5.Защита проектов.

  1. минут

1.Просмотр диафильма.

2.Инсценировка фрагмента сказки.

3.Разгадывание кроссворда.

Формирование умения строить защитную речь

6.Рефлексия.

2 минуты

Использование метода АМО «Волшебная яблонька».

Детям предлагается прикрепить на «яблоню» яблочко соответственно своему настроению:

- если урок понравился, у ребенка все получилось – зеленое яблочко;

- если ученик не получил от урока удовлетворения, у него что-то не получилось – желтое;

- если урок не понравился, ничего не получилось – красное.

 (яблочки в конверте № 3)

Самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы

7.Подведение итогов урока.

2 минуты

- Что в работе над проектом вам показалось наиболее интересным? Сложным?

- Кто из вас почувствовал интерес к проектной деятельности?

Анализ собственной деятельности на уроке

8.Домашнее задание

1 минута

Придумать свою книжку-самоделку в соответствии с жанром русской народной сказки.

Закрепление знаний, развитие творческих способностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Лиса в народных сказках"

Урок – исследование по русскому языку (внеклассное чтение) по теме «Лиса в народных сказках» проводится в 3классе. Эта тема является обобщением раздела «Сказки» по темам бытовые сказки и сказки о живо...

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...

Конспект урока по нанайской народной сказке "Айога"

Развернутый конспект урока с вопросами учителя по сказке "Айога"...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Исследовательская работа « Сходство и отличие литературной и народной сказки»

Любая сказка, несмотря на присутствие в ней вымышленных персонажей или волшебных элементов, несет в себе воспитательную и поучительную функцию. Так, сказка «Теремок» учит нас  радушию...


 

Комментарии

Маклагина Валентина Викторовна

Очень интересный урок-проект, Елена:) Я тоже люблю использовать на своих занятиях русские народные сказки. Эта тема очень близка детям. Желаю Вам творческих успехов и отличных оценок Вашим ученикам и ученицам:)

Ильенкова Елена Анатольевна

Спасибо, Валентина:) Будем стараться:)