Урок чтения по теме: "Умеет ли природа разговаривать?"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Мишагина Светлана Александровна

Данная  работа  содержит конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе, презентацию урока. Урок разработан в соответствии с требованиями  ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.rar2 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения (обучение грамоте)

«Умеет ли разговаривать природа?»

Цели:

Создание благоприятных условий для формирования таких понятий и качеств как:
• живое как ценность;
• человек как субъект жизни, а не как потребитель;
• моральные качества: ответственность, бережливость, забота, трудолюбие,
терпение;
• не природа существует во имя меня, а я – во имя природы.
Задачи:
• обучающие – совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью,
учиться анализировать используемые автором в данном произведении средства языковой выразительности, делать разметку текста для выразительного чтения: постановку логического ударения, пауз.
• развивающие - развивать творческое мышление, эмоциональную сферу,
воображение, память, произвольное внимание, речь.
• воспитательные - воспитывать доброту ко всему, что нас окружает, умение чувствовать красоту слова,  взаимоуважение.

Задачи урока:
• Создать условия для отработки темпового чтения.
• Читать небольшой текст с использованием правил выразительности: делать паузы
между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания.
• Объяснять название текста.
• Организовать работу в группах, парах.
• Способствовать развитию желания придумывать свой рассказ по заданной теме.
Планируемые результаты:
• Научиться читать небольшой текст с использованием правил выразительности:
делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания.
• Объяснить название текста.
• Плодотворная работа в группах, парах.
• Разнообразные рассказы детей по заданной теме.
Метапредметные  результаты  указаны  в конспекте урока на каждом этапе.
Учебно-методический комплекс:
Источники информации:
• программа дисциплины;
• технологическая карта урока;
• литература для учителя;
• учебники;
• интернет-сайты;
• видеозаписи;
• аудиозаписи.
Материалы для познавательной деятельности учеников:
• карточки для самостоятельной работы;
• задания для выполнения на уроке;
• другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик.
Оборудование:
• мультимедийный проектор;
• интерактивная доска;
• компьютер.

Ход урока.

Организационный  момент.  Самоопределение  к  деятельности. 
- Сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня будет очень много гостей, которые будут появляться друг за другом и помогать вам во всех делах. Ведь у вас всё получится, потому что вы все большие молодцы! А я и наши гости будем вам помогать, чтобы у нас с вами всё получилось. А если что-то и не получится, то мы с вами всё исправим на следующих уроках. Договорились?

I этап  до  чтения.  Актуализация  знаний. 

Планируемые результаты:
Личностные: умение оценивать жизненные ситуации; выражать свои эмоции.

- Закройте  глаза  и  послушайте   мелодию.  Что  вы  представили?  Что  услышали?
Посмотрите  на слайд и попробуйте определить, о чём мы будем   говорить  и  читать  на  уроке, а я  вам  помогу – я  в это время буду читать вам стихотворение, которое, возможно, кому-нибудь поможет в определении темы урока.
(слайд № 2)
Природа говорит с тобой.
Опушка леса. Ясный день,
Лучи играют по росе,
Сосна отбрасывая тень,
Волной стелиться по траве.
А если взглянешь на просвет,
Через сплетения ветвей,
Увидишь в мареве рассвет,
Предвестник ярких светлых дней.
Прислушайся к тиши лесной,
И ты услышишь много песен,
Природа говорит с тобой,
Она поёт, как мир чудесен.
Постановка учебной задачи.

 
-  Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Правильно, о природе. Но давайте уточним нашу тему, сделаем её конкретней, уже.
- Вы, наверное, все знаете мальчика, который в 4 года научился читать и сам умел варить себе суп.  
(слайд № 3)  Как его зовут?  ДЯДЯ ФЁДОР.
-  И был у него удивительный кот, который раньше жил у профессора, изучавшего язык зверей. И звали этого кота …
МАТРОСКИН.  Этот замечательный кот умел разговаривать и писать. Вот и вам кот  Матроскин  написал  несколько  слов:
(Один из учеников открывает конверт и читает письмо Матроскина).
«Здравствуйте, ребята! У меня есть галчонок. Он умеет разговаривать. А у кого из вас есть кошка, собака или птички? О чём они вам рассказывают?»
(слайд  № 4)
- Кто написал это письмо? О чём вы узнали из письма? А что хочет узнать Матроскин? У кого из вас есть домашнее животное? Давайте расскажем о них.
- Составьте небольшой рассказ о своём питомце: как он появился у вас, что ему нравится, кого он любит больше всех. Но самое главное – рассказ ведите от имени животного, как будто вы это они.
(Во время  рассказов  детей необходимо наблюдать за тем, чтобы рассказ  шёл  от  имени домашнего  питомца.  Если  детям будет  что-то непонятно или  что-то  особенно  их заинтересует, то они могут, как и учитель, задавать вопросы. После  каждого  рассказа  все хлопают, благодарят за рассказ «любимого питомца»).

Динамическая пауза:  

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Тише, мыши, тише,
Рыжий кот сидит на крыше!
Мяу!
 

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Планируемые результаты:
Регулятивные: определять и формировать цель на уроке с помощью учителя; принятие цели урока.
Предметные: рассматривание портрета писателя.
Регулятивные, познавательные: рассматривание иллюстрации к тексту, слайда, чтение заголовка. На основании заголовка и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании стихотворения. Готовность к чтению и обсуждению текста.
- Так о чём мы будем сегодня говорить и читать?
(Дети предполагают, какая будет тема урока)
- Значит, мы должны выяснить «Умеет ли разговаривать природа?»  
(слайд  №  5). Откройте Азбуку на стр. 84. Проверьте, правильно ли мы определили тему? Прочитайте тему по учебнику все вместе. А какая будет цель урока?
(Научиться разговаривать с Природой и понимать, как и о чём она говорит)
- А что такое природа? А домашние животные – это природа? Мы уже знаем, что они умеют разговаривать. Как вы думаете, только домашние животные  могут  разговаривать?
-  Посмотрите на доску (разминка артикуляционного аппарата), прочитайте, что там написано.
(слайд № 6)

                                                                          Пи-пи-пи

Ш-ш-ш
Шур-шур-шур
Кар-кар-кар

- Кто так говорит? (мыши, змеи, листья, вороны). Мы сейчас прочитаем это так, как будто мы маленькие мышки, сердитые змеи, лёгкие листочки на земле, огромные вороны. О чём они могут нам рассказать? (Предположения детей)

Открытие нового знания 


-  Мы много говорим, мы много участвуем в беседах, много читаем и слушаем из разных источников информации потоки слов и предложений, но при этом остаемся глухи к истинным звукам мира. Природа  ищет  пути  донести  до  нас смысл  нашего  бытия, мы  отмахиваемся, заглушая  эти  попытки  электронной  музыкой,  телевизорами,  шумами  деланного  веселья  и рокотом  моторов.
Тогда Вселенная находит свои способы вернуть нас к пониманию: морской прибой нашептывает нам мудрые мысли, Луна своими фазами подсказывает правильные ритмы жизни, цикличность суток и времен года настраивают нас на нужный режим. Мы же в суматохе не обращаем на это внимание, демонстрируя ей полное непонимание процессов, происходящих во Вселенной, частью которой является каждый из нас.

Построение проекта выхода из затруднения 
- Посмотрите на нижнюю картинку на стр. 85 и прочитайте рядом заголовок. О ком будет стихотворение? (о воробьях)  

- А что вы знаете о воробьях? Каких птиц вы ещё знаете? А кто автор этого стихотворения? (слайд № 7)

-  Как вы думаете, что мы узнаем в этом стихотворении? А о чём могут петь воробьи? (Предположения детей) Чтобы проверить наши предположения, что надо сделать? (Прочитать стихотворение).

II этап во время чтения.

Планируемые результаты:
Регулятивные, предметные: самостоятельное чтение в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность).
Познавательные, предметные: умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст.
Коммуникативные: проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и разгадать авторские подсказки в тексте.
- Читаем  шёпотом.

Беседа после чтения.

Планируемые результаты:
Личностные: эмоциональное переживание.
Коммуникативные: умение выразительно читать текст.
- О чём же поют воробушки? Чьё предположение оказалось правильным? Какое время наступает? Как вы догадались? Прочитайте ту строчку, которая вам в этом помогла.
- Сейчас вы прочитаете это стихотворение вполголоса, чтобы понять, как надо прочитать его, чтобы выразить настроение воробушек. Перечитывание текста.
- Как же надо читать это стихотворение? (Весело, радостно) Почему? А чему они радуются?
- Кто хочет нам прочитать стихотворение выразительно?
Дети, а что надо делать, чтобы все птички, которые зимуют с нами, могли радоваться весне?

Динамическая пауза.

Музыкальная физкультминутка

Планируемые результаты:
Личностные: умение эмоционально «проживать» песню. Выражать свои эмоции в движениях
- А сейчас посмотрите на доску
(слайд № 8). Вы  видите  портрет   И.Токмаковой.  Как выдумаете, почему портрет этой женщины появился на уроке? (Она пишет о природе)
Планируемые результаты:
Регулятивные: учиться высказывать свою версию на основе темы урока.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: соотносить автора с темой урока

Первичное закрепление. Работа в группах 

Планируемые результаты:
Личностные: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выражать свои эмоции.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне небольшого рассказа в форме диалога); слушать и понимать речь других; учиться работать в группе; выполнять различные роли.
Личностные: умение эмоционально «проживать» свою роль, выражать свои эмоции; понимать эмоции других.
Познавательные: воспринимать на слух рассказы в исполнении обучающихся.
Коммуникативные: учиться работать в парах
- На стр. 84 есть стихотворение И.Токмаковой. Прочитайте, как оно называется. Посмотрите  на иллюстрацию к нему. Как вы думаете, кто главные герои? Что  такое  ива? А что они будут делать? О  чём  же могут   говорить   Ива и Дождь?  
(слайд № 9)
- Сейчас в группах попробуйте обсудить и составить рассказ в лицах на тему «Разговор Ивы и Дождя». Кого вы определите на роль ивы и дождя, те артисты и будут выступать перед нами. В помощь вам я включу шум дождя
(слайд №  10).  Не забудьте изобразить характер и настроение героев. Желаю вам удачи!
(Три группы. Во время работы групп я помогаю детям, предлагая варианты тем, на которые могут разговаривать Ива и Дождь. Но решают сами дети, о чём будет идти разговор героев, и кто будет представлять свой рассказ)
Выступление артистов. Аплодисменты.
- Чем похожи были дождики и ивы? Чем отличались?

Самостоятельная работа с проверкой. Работа в парах. 

-   На партах у вас есть слова. Прочитайте их и выберите те слова, которые можно отнести к дождю, иве и вашему настроению.
1 ряд: Дождь (какой?) грустный, печальный, весёлый, тревожный, радостный
2 ряд: Ива (какая?) радостная, грустная, весёлая, печальная, тревожная
3 ряд: Настроение (какое?) тревожное, грустное, радостное, весёлое, печальное
(На  интерактивной  доске  те  же  самые слова. После того, как каждая пара покажет свои карточки, мы коллективно определим, какие у нас ива, дождь и настроение. Лишние слова дети убирают сами).  
(слайд  № 11)
- Чем похожи эти слова? Чем отличаются?

Домашнее задание 
Планируемые результаты:
Регулятивные: определять цель с помощью учителя.
Познавательные: умение ориентироваться в учебнике.
Предметные: умение осмысленно, правильно читать
- А кто хочет узнать, о чём действительно говорили Ива и Дождь? Что для этого надо сделать? А если кто-то захочет ближе познакомиться с Ивой, тот может прочитать стихотворение «Ива» на стр. 85.

Подведение итогов 
Планируемые результаты:
Предметные: демонстрация главного итога: ответы на вопросы учителя
-  Как вы думаете, ответили мы на главный вопрос нашего урока? (Ответы детей). Что надо делать, чтобы слышать то, что говорит Природа? (Ответы детей).

Рефлексия деятельности 
Планируемые результаты:
Личностные: оценка и рефлексия собственной деятельности и своего настроения
-  Понравился вам урок? А что больше всего понравилось? А что-то не понравилось, может кому-нибудь? Почему? Оцените свою работу и настроение. У каждого из вас есть смайлики.
Улыбающийся – всё  понравилось  на  уроке,  унылый –  было грустно, скучно.
(слайд  № 12)

 (Подводится общий итог в зависимости от того, какой цвет использовали дети)
-  И я вместе с вами оценю нашу работу
(слайд № 13)  Молодцы! Спасибо за работу! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Окружающий мир» Тема: "Весна: пробуждение природы". 1 класс

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.Цели урока:1.Показать пробуждение природы и научить ребят наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событ...

Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"

Технология формирования типа правильной читательской деятельности...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"

ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...

"Лучшая учебно-методическая разработка урока ОРКиСЭ" по теме: "Отношение к природе"

... Любовь,забота и бережное отношение  к живой природе и окружающему миру.Ознакомление учащихся с редкими животными родного края занесенными в "Красную книгу"....

Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина». 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Урок литературного чтения по теме:  Родина, родная природа  в произведении М. М. Пришвина  «Моя Родина».3 класс УМК «Начальная школа XXI века»...